Распавшийся Союз

Антоныч3
    Что богата Россия-матушка талантами – факт неоспоримый. Да и Калуга в этом плане никому не уступит: сколько танцевальных коллективов, народных театров, музыкальных ансамблей – не сосчитать, аж в глазах рябит. И с литераторами дело неплохо обстоит: я, например, знаю пять творческих союзов и объединений писателей и поэтов, но думаю, что их в Калуге гораздо больше.

    С художниками дело обстоит хуже. Талантливых мастеров кисти и резца – не счесть, некоторым даже удается организовывать свои выставки где-нибудь в Домах культуры, в библиотеках, а то и в Доме мастеров. Но все это индивидуалы-одиночки: попасть в довольно-таки закрытый Союз художников очень непросто, а других объединений у нас в городе не замечено.

    Хотя нет, была в Калуге когда-то организация, объединявшая и живописцев, и графиков, и прикладников. Поначалу самодеятельных художников собирал научно-методический центр, устраивавший в 70-е годы выставки то в самом центре, то в фойе ТЮЗа, а то и в выставочном зале тогда только построенного Дома художников. Естественно, самодельщики перезнакомились друг с другом – и образовался клуб самодеятельных художников «Колорит». В начале 80-х инициативной группе колоритовцев даже удалось выбить у городских властей под клуб полуподвальное нежилое помещение в доме 27 по улице Ленина. Сделали кое-какой ремонт, привели подвал в божеский вид, развесили по стенам картины – и получилось очень даже неплохо. Собрания и заседания проходили непринужденно и весело за накрытым столом с замечательным старинным самоваром, печеньем, конфетами да с сушками-бараночками.

    Вскоре на улице Ленина появилась красочная вывеска «Колорита» с приглашением посетить в выходные дни выставку-продажу. И действительно, по субботам и воскресеньям пошли посетители, осматривали выставку, оставляли записи в книге отзывов и, как ни странно, охотно покупали наши произведения: лично мне удалось продать несколько десятков расписных досок.

    Работа клуба вроде бы наладилась. Но, как это часто бывает, вскоре в клубе появились люди, не очень-то близкие к искусству, но желающие хоть кем-нибудь или чем-нибудь порулить. Пошла непонятная борьба за руководство клубом, начали разрабатываться уставные документы, без которых самодеятельные художники замечательно обходились.

    Пакет документов был отправлен городским властям и… И на этом все кончилось. Пришла комиссия, признала наше помещение непригодным для любого, даже неформального, рода деятельности – и дала «Колориту», как говорится, «пинка под зад». А потеряв помещение, клуб сам собой распался.

    Некоторые колоритовцы еще участвуют в различных выставках, возглавляют Музей народных ремесел, создали свою школу лепки из глины. Многие, увы, уже ушли в мир иной. А подвальчик наш живет. Очень быстро его освоили коммерсанты, прорубили дверь прямо на улицу Ленина – и магазинчик готов. Там и сейчас не то «Лаки-краски», не то «Электротовары». Не таким уж непригодным помещение оказалось.

    Теперь, по истечении многих лет, я прихожу к выводу, что главной причиной краха «Колорита» стало то, что в уставных документах, представленных городским властям, мы вместо скромного «клуба самодеятельных художников» амбициозно решили именоваться «Союз независимых художников». Слово «независимые» тогда наверняка испугало чиновников, решили они отстраниться от новоявленного «Союза» - и попросту зарубили его на корню.

    Через несколько лет после развала «Колорита» развалился и большой Союз – Советский. Слово «независимые» перестало всех пугать. Но было поздно.


Рисунок автора