1, 4. Евгения

Луцор Верас
                Ївга, она же – Евгения, родилась в ночь под православное Рождество Христово с 24-го на 25-е декабря 1910 года старого стиля летоисчисления, а по новому стилю – в ночь с 6-го на 7-е января 1911 года. В связи с этой датой рождения Евгению иногда называли «богом». Евгения – греческое имя, имеющее значение «благородная». 
               
                Возле Каменных Могил было немецкое село Шинталь. Богатый немец-колонист изъявил желание стать крёстным отцом Евгении, а его предложение было Мокрыною принято с радостью. В судьбе Евгении это сыграло значительную роль. Евгении надо бы родиться мальчиком – поведение и поступки её никак не вписывались в образ девочки. Она ничего не боялась – её невозможно было ничем испугать. Своей красотой, весёлым нравом и красивым голосом она походила на своего отца, но шаловливостью превосходила его многократно. Она была любимой внучкой Карпа.

                Недоступных мест для Евгении не существовало. Лестницу от чердака переносили в клуню, дабы дети не лазили на чердак за лакомствами. Евгения же легко без лестницы забиралась на чердак, где хранились сухофрукты, вяленые дыни, домашнего изготовления конфеты, окорока, сырокопчёные колбасы, вяленая рыба и много других деликатесов домашнего изготовления. Евгения сидела в проёме двери чердака, кушала сладости и болтала в воздухе ногами, а сёстры просили её поделиться с ними, но Евгения своей добычей не делилась. Евгению не ругали за то, что она лазила на чердак за сладостями, ибо преодолевала трудный путь без лестницы, но её отругали бы, если бы она поделилась добычей с теми, кто без личных усилий хочет пользоваться привилегиями. В роду Гузя человек, пользующийся лёгкой добычей, был недостоин уважения.
   

                Однажды зимним вечером Евгению разыграл Захар. Он сказал Евгении:
                – Сегодня ночь будет волшебной, если всю ночь в ведре перемешивать воду, то к утру, она станет сладкой.
   
                Евгении всё надо было проверить – такова натура у тех, кто пытается познать Истину. Евгения всю ночь перемешивала воду в ведре, а утром упрекнула Захара:
                – Обманывать людей – грех великий. Такой проступок Небо не прощает никому.
   

                Евгения была настолько бесстрашной, что это пугало людей. Ночью с 6-го на 7-е января 1916 года Евгении исполнялось шесть лет. В этот день Захар за ужином сказал, ни к кому конкретно не обращаясь, но все прекрасно поняли, что сказанное предназначалось Евгении:
                – Сегодня ночью, в Святой Вечер, у нас на чердаке соберутся  черти, а к ним после двенадцати часов ночи прилетят ведьмы. Вместе с чертями они будут править шабаш.
   
                Ночью все мирно спали и вдруг в ужасе вскочили со своих постелей  от страшного грохота, топота ног и громких криков на чердаке! Это моя будущая мама – шестилетняя девочка Ївга, гоняла на неосвещённом ночном чердаке чертей и ведьм! После рождественского ужаса разыгрывать Евгению больше никто не решался, зато теперь она научилась разыгрывать людей.
   

                Старшие сёстры Евгении подросли, заневестились, пришло время думать о женихах. В ночь под Крещение Воды у девушек принято проводить гадание о своей судьбе. Поздним вечером перед сном, девушки налили в миски воду, построили над водой мостики и легли спать. Во время этой процедуры и после неё нельзя ни с кем разговаривать, или каким-либо иным способом с кем-либо общаться. Девушки надеялись увидеть во сне своих суженых, увидеть того, с кем придётся пройти по мосту жизни над водою Бытия. Утром девушки на своих мостиках обнаружили по пирожку и по записке от женихов. О том, что это сделала Евгения, никто не сомневался. Возмущению девушек не было предела – такое событие бывает только раз в году, а над их гаданием надругались.
   

                Я не советую никому гадать, но уж если нагадал, то не советую пытаться изменить  предсказание. Шестнадцатилетняя Евгения со своей двоюродной сестрою Тиной ходила к известной и всеми уважаемой гадалке. Гадалка Тине рассказала будущее, а Евгении сказала, что гадать ей нельзя, так как Евгении предстоит выполнить определённое задание. Задание это невозможно увидеть, так как оно закрыто сплошной пеленой. Спустя двадцать лет Евгения получила от Тины Денисовны из Мариуполя письмо, в котором Тина вспомнила гадание и исполнение его. Тина Денисовна писала Евгении:
                «Женя, ты помнишь наше гадание? Оно исполнилось. Да, у меня муж - грек! Да, у него на лице шрам! Да, я безмерно счастлива!».
   

                Часто люди приглашали Евгению быть крёстной матерью своим детям. Причина такого повышенного интереса к Евгении почти всегда была одна – в те времена была высокая детская смертность, а Евгения после крещения ребёнка родителям всегда говорила, будет ли ребёнок жить и как долго. Ошибок не было.
   

                В школе Евгения не смогла проучиться даже одного года. В её присутствии невозможно было провести урок, ибо все уроки превращались в цирк – смеялись не только ученики, но и преподаватель. Решение родителей и преподавателей было единогласным – Евгении учиться в школе нельзя.
   

                Почитание и послушание в семье было законом, а законы семейные были строгими. Если учишься, то учись хорошо. Не желаешь хорошо учиться – иди  работать, но работай хорошо. Всё должно делаться хорошо – это закон, но в выборе судьбы диктата не было. Девушки замуж выходили по своему выбору, и парни женились по личному выбору. Никто их не принуждал, ибо знали, что Всевышний дал человеку Право Выбора, посягательство на который, грех неискупимый.
   

                Евгению отправили на самые тяжёлые работы к Захару. Доставалось ей здесь изрядно – приходилось выполнять все мужские работы. Она не только клепала косы, косила, но и пахала землю в холодную осеннюю пору. Десять десятин земли имела Мокрына в десяти километрах от Темрюка на самых богатых землях возле Каменных Могил. Евгения обрабатывала это поле вместе с Захаром. Здесь же она и ночевала холодными осенними ночами, зачастую в одиночку, так как Захар по вечерам уезжал верхом на лошади на молодёжные вечеринки. У Захара умерла жена, от которой у него остался сын Павел, а Захар теперь искал себе новую жену. Возвращался Захар с вечеринок под утро.
                – Ти, Ївго, оры землю, а я трохы посплю, – говорил Захар и ложился отдыхать.
   

                Зимой Захар взял себе в жёны Ефросинью из рода Каира. Ефросинья была красивой, целомудренной женщиной, но была разведёнкой. Она была дочерью богатого человека, была выдана замуж против её воли за богатого человека, но через месяц она от мужа ушла. Родители не разрешили ей вернуться домой, поэтому Ефросинья жила у небогатых родственников по материнской линии. Узнав, что Захар решил жениться на Ефросинье, родители Захара не приветствовали его решение из боязни, что Ефросинья и с Захаром не уживётся, но вынуждены были уступить его желанию. Свадьба Захара и Ефросиньи была скромной и без приданого со стороны родителей невесты. На удивление всем сельчанам Ефросинья и Захар жизнь прожили в бедности, но в согласии и взаимопонимании. Этот брачный союз оказался счастливым. Ефросинья родила Захару сына Ивана и дочь Надежду.