Олимпионик - навечно!

Юрий Шпилькин
Согласно традиции, победитель игр в Олимпии провозглашался сразу по окончании состязаний на стадионе или на ипподроме. Награждение же проводилось в последний день олимпийского празднества в храме Зевса, где собирались толпы паломников и гостей. Распорядители церемонии устанавливали стол резного дерева, на котором раскладывали оливковые венки. Почетнейший знак доблести и единственная награда от устроителей игр, венок олимпионика состоял из перевязанных пурпуровыми лентами двух ветвей, срезанных золотым ножом со священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл. Во время традиционного ритуала элланодики – организаторы возлагали ветви с серебристыми листьями на головы олимпиоников поверх белых повязок, полученных атлетами и конниками в день их победы. Глашатай громогласно объявлял имя победителя, имя его отца и название города, откуда он прибыл.

Первым из олимпиоников, увенчанным оливковым венком, был Даикл из Мессении, победивший в дромосе на 7-й Олимпиаде (752 до нашей эры). Дромос - по подсчетам ученых,  составляет 192,27 м. Согласно преданию, легендарный герой эллинов Геракл отмерил длину стадиона и дромоса для первых состязаний в Олимпии. Протяженность прямой песчаной дорожки составила ровно 600 геракловых стоп. Имя олимпионика оставалось известным на века. Сотни олимпиоников, среди которых были охотники и земледельцы, аристократы и полководцы, цари и тираны, а также будущие римские императоры, устанавливали в Олимпии за свой счет и на средства городов статуи с памятными надписями. Первый, кому было разрешено поставить свое изваяние, был Клисфен, тиран Сикиона, чья квадрига победила на 52-й Олимпиаде (502 до нашей эры). По данным древних авторов, первой была установлена статуя в честь победителя состязаний в кулачном бое 59-й Олимпиады (544 до нашей эры) Праксидама с острова Эгина. Самым древним олимпиоником, удостоившимся олимпийской статуи, был Ойбот из Димая - лучший в дромосе на 6-й Олимпиаде (756 до нашей эры), однако памятное изваяние соотечественники поставили ему в Олимпии лишь спустя 296 лет.

Гомер описывает, что участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках (бокс), боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион даже выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья. Вот так же в современные Олимпийские игры  включены виды далекие от спорта развлечений типа бадминтона или пляжного футбола. Дело дойдет до того, что Финляндия потребует включить в программу толкание бревна или колку дров, а кто-то потребует включить компьютерные игры.  Надо ограничить количество Олимпийских видов. Что мы смотрели дней десять из Лондона?  Байдарочников, да прыжки в воду. А легкую атлетику – мельком.Существует книга рекордов Гиннеса, где фиксируются всякие рекорды, в том числе кто больше съел тараканов за минуту (быть может потому и тараканы исчезли?) или кто дальше плюнул, громче завизжал и тому подобное. Но почему нет книги Олимпиоников с их выдающимися рекордами Человека? Не за горами спортсмены с трансплантантами. Что их не будут допускать к соревнованиям? А права человека? Поэтому необходимо зафиксировать достижения человека первоприродного. Где он новоявленный Гиннес? Например, призеры Олимпиады из Казахстана появятся на игральных картах, Шаржи на 13 казахстанских чемпионов и призеров Олимпийских игр в Лондоне появятся в сувенирной колоде, состоящей из «карикатур» людей из мира культуры и спорта.На большее ума не хватило?

Удивило, что легендарной Латыниной не позволили участвовать в награждении превзошедшего ее достижение пловца. В Греции  олимпионики минувших игр прибывали на очередное празднество в Олимпии как паломники либо как посланники городов и приглашались устроителями участвовать в традиционных церемониях. Почему сейчас не приглашают здравствующих Олимпиоников? Кому нужна была промышленная история Англии? Следует показывать историю спорта и живущих Олимпиоников. В Древней Греции была замечательная традиция. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей, а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии. Разве сегодня нельзя возродить эту замечательную традицию? Поставить статуи Олимпиоников на их Родине. И им престижно, и дети будут стремиться повторить в спорте подвиг земляков. Ни какими деньгами и автомобилями этого не заменить.