Белый шум

Игорь Табакаев
ОЛИВЫ ГЕФСИМАНСКОГО САДА
 
(для книги Кималя  Маликова)

Тойво Ряннель, Андрей Поздеев, Владимир Капелько… Кималь Маликов. Ряд известных красноярских художников продолжен именем поэта неслучайно. Поэзия и изобразительное искусство сходны по сжатости информации, лаконично наполнены темой и чувствами. Открытость миру, доверие душе, обращение к истокам жизни – вот кредо столпов красноярской живописи.  Становлению красноярских художественных и литературных школ, послужили не только таланты В. Сурикова, А. Поздеева, В. Капелько, Т. Ряннеля… или А. Черкасова, В. Астафьева, Р. Солнцева… но, в значительной степени, содружество сибирских авторов, их духовное братство. В этом смысле особо выделяется красноярский поэт Кималь Маликов. Как журналист он писал очерки о Вальдмане, Клейманове, Поздееве, Капелько, Ряннеле. Под впечатлением от работы Тойво Ряннеля «Горные кедры» Кималь создаёт свою первую поэму. Поэт дружил с Андреем Поздеевым, познакомился с Владимиром Капелько, которому посвятил два стихотворения. Художников сближало отношение к этому миру, видение его света и тени, добра и зла.  Кималь считал В. Капелько во многом похожим на себя, внешне и по складу ума. В свою очередь, и художники были благосклонны к поэту. Последняя встреча К. Маликова и Т. Ряннеля состоялась в ноябре 2006 г. в литмузее. Основным собирателем и хранителем творчества поэта является красноярская поэтесса Марина Маликова. В оформлении данной книги были использованы работы красноярских художников В. Пилипчука и А. Поздеева.
     Художника  гениального из среды талантливых выделяет понимание жизни, особая философия творчества. В этом смысле показательно их обращение к вечным темам: любви, памяти, библейским истинам и восточной мудрости. Время неумолимо. Всё материальное уходит в небытиё. Циклы стихов Кималя Маликова - это тот благотворный сад, который оставляет старый садовник грядущим поколениям.


СОНЕТ

Я записал на магнитофон, передачу о природе времени. Там время сравнивалось с тенью, отбрасываемой на землю, летящим под солнцем телом. Я представил тело не физическим, а полупрозрачным, мне хотелось понять: будет ли тень точно скользить по рельефу земли, или часть всё же будет оставаться в небе. Т. е, всё ли своё время человек отдал земле, или оставил что-то в небесном мире.
Я попытался описать этот полёт в стихах. Стихотворение не выстраивалось, ритм сбивался. И, вдруг, я понял, что это сонет, сонет писать…

Кималь Маликов


АВТОРУ РАССКАЗА «ЛЕСНИК»

                ( для книги Нины Фёдоровны Ощепковой)

     В Сибири и на Урале есть три фамилии, носители которых изначально являются  народными интеллигентами, это:  Шульгины, Щербаковы и Ощепковы. Чувствуя в себе предвнесённое судьбой качество, эти люди находят способы его реализации.
      Литературное творчество Нины Фёдоровны Ощепковой, её рассказы: «Случай на Телецком озере», «Колька-сураз»…, стихотворения «Святки», «Спаси нас, Боже» являются яркими примерами смыслового рассказа и поэтической классики.
      Повествования автора включают ненавязанную правду и народную мудрость, возникающую саму собой, изречённую внятно и вовремя. Стихотворение «Спаси нас, Боже» - вне времени, вне места и сюжет его восходит вплоть до Махабхараты (учения о душе). В тоже время, встретив такое стихотворение в школьном учебнике - можем отнести его к автору ХIХ века. «Святки» сказочно народны, как рассказы Гоголя, и также очень ценны в историческом и культурном плане.
      Вечная тема добра и зла у Нины Федоровны лишена (опять, как в жизни) полярных героев, и, если они есть, то это либо «Беспомощность», либо «Голотиха», либо, как в стихотворении сибирского поэта Николая Гайдука про шоферов Чуйского тракта – «Чо, герои? Ездим, да и всё». «Беспомощность» заставила меня вспомнить случай из юности:  я видел, как мальчишка с веслом напал на утку с утятами, селезень взял все удары на себя и позволил выводку уйти. И что же, где герой в этой истории? Получается, как в сказке - селезень. «Пасынок судьбы» - это высокая педагогика и любовь к человеку одновременно, вещи трудно совместимые, т. к. лицемеров-воспитателей много, но последствия их дел печальны.
    Бытописания автора не надуманны, портретны, типичны, - многие люди узнают в событиях себя. В
принципе, всё это было, как сказал поэт Александр Тиняков в начале двадцатого века: «…тут всё, как при Олеге: соха, оглобли и телеги», и всё как при Олеге – мало пока слышны голоса Шульгиных, Щербаковых и Ощепковых, а жаль.



РОДНИКИ

                (для книги Геннадия Честных)

Самое ценное, что даёт нам Земля – это источники вод, родники. Успех и удача в делах человека зависят от его истоков,  от родников; и корень у слов «родина» и «родник» один и тот же совсем неслучайно.
И удача неслучайно сопутствует Геннадию Честных, это везение не пустое, а по существу. Пройдя по среднеазиатской Голодной степи, он снова на Родине, у своих истоков, на Алтае. Причина успеха заложена и  в названии его книги, которая издаётся  с помощью односельчан и друзей.
Умение слушать землю, каким наделен каждый крестьянин, у Геннадия Честных  развилось в дар душевного осмысления жизни Человека на Земле. Дар тонкий, недоступный поверхностному взору. Он проявляется уже в журналистских публикациях автора, строках его песен и стихов, в прозаических произведениях. Это дар, приобретённый не только трудным опытом, но и природный, исходящий из сердечности и тонкости чувств. Дар душевного сопереживания, не утраченный с годами и невзгодами.
Книга «Я слушаю землю» посвящена не только внуку автора, но и всем молодым людям, идущим по трудному жизненному пути. Куда бы вас не забросила судьба, не забывайте своих истоков, своих родников! Любите жизнь, как ваши предки, и пейте из родника души!


       ТРИ МУШКЕТЁРА

                (для книги Сергея Пилипенко)

Три мушкетёра от поэзии пытались завоевать Красноярск: Нина Бондарева, Александр Пружинин и Сергей Пилипенко. Этот авторский сборник Сергея фактически «Двадцать лет спустя». Это лишь часть спектра общего творческого огня и в тоже время философский итог их жизненного поиска.
Что характерно для всех троих? Отвлечённость. Сила страсти. Беззаветное служение Музе. Вредные привычки (не без них).
Надеюсь, эта книга Сергея подвигнет трёх бойцов продолжить свой рыцарский турнир.

ДИКИЙ ГУСЬ

                (для книги Сергея Пилипенко)

        Вам приходилось глубокой осенью проходить через освободившуюся от яркой листвы рощу, когда рассеивается туман, и тугие стволы поражают упругой обнажённой красотой? А удалые ветры расхватывают наперебой рассыпанное по земле  золото, разнося его в дальние края, как письма из ушедшего лета. И хочется остановиться, положить руку на озябший ствол, словно защищая от завтрашних нудных дождей и метелей.
Такова и поэзия  Сергея Пилипенко, светла и стремительна, упруга и беззащитна. Он, как гитарист, берущий в каждой новой песне всё более высокие ноты. Иногда кажется, что голос вот-вот сорвётся, и повиснет зияющая тишина. Но с каждым новым произведением убеждаешься, что перед тобой – мастер: неординарный, ранимый, далеко не безгрешный, иногда горько-ироничный, местами не совсем понимаемый, он всё-таки – настоящий мастер. Его стихи по-хорошему цепляют, не оставляя равнодушными всех, кому близка поэзия. Автор, подобно одному из своих героев, дикому мудрому гусю, не ищет старых кладов.

«Его серебро – лунный пламень,
Его золото – пламень солнца,
Ему звёзды – ясписный камень,
Его жемчуг – холодные росы,
Изумруд ему – зелень листьев,
Его бусы – весенние ливни,
Его музыка – летние грозы».

Пусть же Сергей Пилипенко всегда остаётся ярким, искренним и самобытным автором. Удачи, новых находок и авторских сборников.
Анатолий Кобзев.


СПАСИБО

(для книги Степана Шкандрия)

Новая книга стихов Степана Шкандрия во многом повторяет предыдущее издание «Мой уставший ангел». Кроме раздела «Шира» в «Параллелях» использованы те же литературный материал и композиционная идея.
Но по художественному замыслу эти книги различны. Фотографии Антонины Шкандрий, использованые для оформления сборника, как бы не соответствуют темам стихов. Предлагаемое читателю издание является авангардным.
В прошлом выпуске автор выступает романтиком прошедшим через горнило жизни, но не потерявшим свои  убеждения. В этой книге романтический план, созданный фотографиями Антонины, прозрачен и  символизирует собой праздник материальной жизни. Праздник, необходимый в жизни любого земного человека. Стихи же Степана интонированы и выражают собой уже праздник духовный. Поэтому и названа книга «Параллели».
В чём сила искусства соавторов этого художественного издания? В ясности изложения, в правде жизни без философского тумана и пустого гламура. Вот за правду им и спасибо.


БУДЕ ВЕЧЕН

(Для книги Валерия Мазарского)

Где-то на пересечении двух исторических отрезков века 20-го  и наступающего 21-го пролегла жизнь «послевоенного мальца» Валерия Мазарского. Где-то на Каче, на пересечении дорог от рынка до тюрьмы и от школы до парка вновь рождался русский язык. Потому что язык рождается и продолжает жить в тех людях, которые его хранят.  Давно ушли с речных берегов последние качинцы, но живёт Кача, означающая «люди»… Давно нет старого дома на ул. Республики, но пока поэт помнит своего деда и отца, свой город, свою первую любовь, останется и его род. А пока живёт на земле последний русский поэт, будет  сохранён для потомков русский язык. Дмитрий Солунский, покровитель славян, увековеченный Кириллом и Мефодием, обращался  к богу: «Позволь мне подражать Тебе, моему владыке: дай и мне положить душу за жителей этого города…»  Поэту тоже дано положить на миру душу свою  и Божий дар Слова. Итак, «Буде вечен» русский язык, патриотов-славян, хранимый поэтами. Русский батюшка , «священник, что властью бит, в народе свят», «ямщина»  в красном кушаке, мужик в чёрном и «на трёх опорах» - все они глядят на нас с «обочин бытия». Это поэт не даёт им умереть и оживляет силой Слова. Спасибо Валерию Мазарскому за разбуженную память. Буде вечен!..

***
Рыдая по зову души
Не жду утешенья иного –
Мечтаю остаться в тиши
Берёзок народного слова.
Редеет лесов полоса, 
Зовут меня дали другие.
Плывут над землёй голоса
Тревожного сердца России.

Игорь Табакаев, Марина Плавко.
 

БЕЛЫЙ ШУМ

(комментарий к моему прошлому сборнику)

Весь сборник «Золотая табакерка» написан в ироничном, каламбурном стиле, хотя темы выбраны серьёзные. Таков стиль автора, кроме того, есть и более веская причина.
Те люди, которые могли серьёзно сказать: «да» или «нет», «добро» или «зло», «богатыри, не мы», - ушли и оставили после себя то самое литературное наследие, которое считается классикой. Ушли и золотой, и серебряный века, упали золотые листья, наступили предзимки, и земля, и само то место, где я сейчас сижу, покрыты слоем инея. Не означает это обстоятельство, что ушедшие знали правду или лишены были вовсе лукавства, но их  эмоция и душевность более согревали пространство и слово, ими написанное.
«Плохая доля» в духовном смысле досталась нам, пришедшим им на смену. Доля пересмотреть и предать свои убеждения, разочароваться в бытие человека.
Как гласит индийский эпос, наша эпоха, Кали-юга, наступила раньше  того временного рубежа, с которого историки начали отсчёт времени развития цивилизации. Мы - повторение, объёмное, техногенное и пустое. Все наши цари и царства - карточные домики, легко осыпаемые порывами ветра времени. Когда мода была более переменчива, как не сейчас? Поэтому глупо становиться в позу, выкатывать трон на сцену театра и тем более садиться на  него, это удел актёров, а не поэтов.  Хочется держаться берега правды, а не только переменчивой  реки искусства  и эмоции. Причисляя себя к поэтам, летописцам, своим наследием мы оставляем белый шум, из которого, пришедшие после нас, услышат то, что захотят, так пусть, по крайней мере, это будет не грустно.



ГЕОРГИНЫ

(к моему последнему сборнику )

Георгины – это осенние розы. Символ патетики и лирики.   Георгины – символ  села Красногорского, любимые цветы его жителей.
Стихотворение «Георгины» написано в ясный летний день после внезапного удара молнии из одинокой тучки в огород маминого дома.
Этот сборник - моя скромная лепта родной земле.


ЛАДА

(к фотобуклету Ирины Шульгиной)

Внешне жизнь народов меняется, но основы существования  человека остаются неизменны. Человек рождается и умирает, взрослеет, любит и жертвует по одному вечному сценарию. У этого вселенского спектакля есть свои актёры, режиссёры и солисты, есть виртуальный сюжет.
Все действия людей успешны, если посвящены вышним силам, освящены миром горним. Потому и бытует выражение жрецы искусства, они живут и творят среди нас. Песенные, танцевальные обряды в наше время и в прошлом исполнялись и исполняются людьми, в обряды посвящёнными. Без этих обрядов и их хранителей богатство духовной жизни народа будет утрачено, а жизнь потеряет смысл. Чтобы этого не произошло, по всей нашей земле бытуют народные мистерии, песни и танцы. И в Красноярском крае есть свои сподвижники главного и самого сложного искусства. Сложного своим полным включением души в действие, где никто не может подсказать артисту, как и что он должен сделать на сцене, чтобы люди в этом крае рождались здоровыми, в семье был мир, или дождь шёл  вовремя. И слава богу, что такие таланты среди нас есть.
Но не одним только личным талантом поддерживается эта деятельность, вложены огромное умение, труд, слаженные действия коллективов. Один из профессиональных народных коллективов на Красноярской земле - ансамбль КрасА. Руководить ансамбля Хлопков А. И.  Материал для воссоздания обрядов и песен готовит ещё один сподвижник этно-культуры - профессор Красноярского Института Искусств Шульпеков Н.А.
В небольшом фотобуклете трудно рассказать о разносторонней деятельности ансамбля и его режиссёров. Мы имеем возможность показать лишь образ, который создаётся в ходе творческой работы, фотоэтюд человека, освещённый союзом мира дольнего с миром горним. Вот этот образ, как некий идеал совершенства человека, несёт своим творчеством солистка ансамбля КраСа Ирина Шульгина. Помимо работы в ансамбле, т. е работы с классикой жанра, она сама пишет современные тексты и музыку, помогают ей в этом мама, муж и дети. Так и должно быть. Совершенство даётся через живой образ, живую преемственность и любовь.
А то что Ирина и её мастерство чаще скрыты от блеска ТВ. софитов, это тоже закономерно, т.к. истинные мастера народной культуры несут нам мир, природу, созидание, т.е. вещи сокровенные, доступные индивидуальному выбору человека, но не общества в целом. Мы же все, выбравшие  религию мира, свободы и души, всегда найдём возможность видеть и слышать любимых нами магов  этно-культуры.
Фотобуклет приоткрывает необходимый занавес над вечной сценой духовного спектакля, чтобы укрепить  веру в победу добра и жизнь вечную.


ПРЕДИСЛОВИЕ к альманаху «ЧАСОВЕНКА» №4

Герои нашего времени….   Кто они?     Может быть, эти имена:       Евгений      и Виталий Абалаковы, Володя Теплых, Людмила Зверева, Владимир Капелько – Капеля, Дуся Власова (Гапониха)  ничего не скажут современному поколению-next, но для красноярца ХХ века они звучали в унисон с ритмами шестидесятых, на одной волне с ветром странствий, духом романтики. Эти ушедшие и уходящие от нас Рыцари и Прекрасные Дамы Столбов совершали свои восхождения и победы над человеческими слабостями не только во имя мужества, удали, отваги, но и во имя сохранения тонкой гармонии Человека и Природы, сохранения земной первозданной красоты. Их имена обрастали легендами и былями, любовью непритворной и искренней, порой до слёз, выраженной в столбистских  байках, рассказах, стихах, песнях. Наверное, это то, что мы называем исторической памятью, пусть и в таких малых масштабах. К образу этой памяти причастны её хранители: Алексей Бабий, Вильям Соколенко, Валерий Хвостенко, создатели сайта http://www.stolby.ru, а также Нина Лаптёнок, Виктор Жуков, Александр Губанов  и многие другие. Материалы сайта были использованы в данной публикации.
Пятый номер нашего альманаха мы посвятили той самой «связи времён», которой не дают «распасться в клочья» воспоминания старых столбистов, рассказы, стихи и песни нынешних бродяг-романтиков, влюблённых в свой край.


ПРЕДИСЛОВИЕ к альманаху «ЧАСОВЕНКА» №9

     «Мир не заканчивается на окраинах, мир начинается на окраинах». Примерно так ответил Иосиф Бродский на вопрос о его патриотизме. Он ощущал себя вынужденной окраиной по отношению к своей стране. Но насколько твёрдо Бродский не принимал общественную позицию центра, настолько же уверенно заявлял, что он русский поэт.
 Своим высказыванием, пусть косвенно, (с Запада), но тем более убедительно, (если мы то же заявим с Востока), поэт выражает основную идею очередного выпуска «Часовенки».
 На ключевой вопрос: «Что такое Россия?» мы отвечаем: для нас Россия – мятущаяся душа мира. Алтай – сердце, центр чувств этого измерения. Как сердце притягивает и выталкивает кровь, так и Алтай притягивает народы, наполняет их кислородом желаний и разносит жизненную силу по всему миру.
Мы не можем выразить всю эту тему устно, а тем более на бумаге. Но литературный образ – «Белуха» Георгия Гребенщикова – пусть будет лучшей иллюстрацией наших усилий.


БЕДУИНЫ

(к альманаху №14)

Те люди, которые составили известную нам культуру, изначально жили на Кольском полуострове. Спрятанное королевство севера называлась эта страна. Однако пространство, охваченное переселенцами с неё, составило весь мир. Мы кочевники. Земля обетованная, Египет, Индия, Англия и Америка приняли переселенцев с севера, которые и создали земную цивилизацию. Год грядущий 2012 объявлен годом апокалипсиса. Это утверждение не точное, поскольку, если и предсказали верно время апокалипсиса пророки, то нельзя сказать утвердительно то, - какая система отсчёта взята ими за основу.
Причиной активных ожиданий апокалипсиса, причиной спонтанных, неожиданных действий типа реформы 1991 года являются страхи и шаманы, как проводники страхов. Шаман Борис в 1991 году в целом верно ощутил вектора страхов населении стран СЭВ и части капстран, мотивировал решения и действия способные разрядить обстановку, разбить большую войну на цепь мелких. Но причины страхов не устранены. Мир не дождавшись русских ракет, ждёт засланного метеорита.
Не надо быть колдуном чтобы предсказать, что, пилящий сук под собой,  хряпнется со скоростью своего усердия и рвения. Все говорят - экология и шаг навстречу Экологии не делают. Происходит это сейчас и раньше было потому, что человек себя хозяином на земле не чувствует, вообще, не чует земли под собой. Он как космонавт на чужой планете. Вначале хочет застолбить участок и говорит страна, затем, чтоб защитить себя  от себя других стран создаёт государство. Боится вне, боится внутри, и нет у него Родины, где удобнее - там и родина. Если психологические причины страха не будут устранены, то этот мистический хорор всегда будет страшнее засухи, наводнения и войны. 
Были предложения бороться со страхами постепенно, создавать переходной период от труса к бесстрашию, расстреливать трусов - чтобы остальные боялись. Всё это полумеры. Каждый должен сделать свой выбор, найти свою Родину. Свою Природу, своего Человека. Нести свой крест не как груз, а как горящее сердце. Пусть нашим правительством будет Рада – то что радует. И каждому дал Бог по вере его и каждому своё. А иначе было бы тоскливо, очень. Если кто решил для себя что он - спрятанное королевство севера, корень дерева жизни, так пусть будет корнем - хоть в Сахаре, хоть в тундре. Пусть каждому будет по его мечте. Кесарю кесарево. Кроткие наследуют землю и жертва их не напрасна.
 
Андрей Калякин, Михаил Тимофеев


ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ

(к альманаху №13)

   «Беру кусок жизни бедной и грубой, и творю из неё сладостную легенду…» эти слова Фёдора Сологуба применимы и к творчеству Алексея Тимофеевича Черкасова. Творимой легендой была и сама жизнь писателя. Начни изучать внимательно биографию Черкасова – непременно споткнешься о противоречия, несообразности, «белые пятна»…  Ну вот, например. Одним из предков Черкасова был,
якобы, сосланный в Сибирь декабрист, но этот факт документально ничем не подтверждается.
Красноярский писатель Иван Пантелеев, первый редактор «Хмеля»  хорошо знал Черкасова, был с ним дружен. «Работал он, как зверь, - вспоминает Пантелеев. – Скажешь ему подрисовать, например, характер человека - он сочиняет про него новую повесть. Совершенно неуёмная фантазия». Не в этой ли «неуёмной фантазии» следует искать ответ на некоторые… ну, не ординарные, что ли, факты в биографии Черкасова. Впрочем, и без этих историй судьба Черкасова была непростой.
А. Т. Черкасов родился в июне 1915 года в деревне Потапово Даурской волости бывшей Енисейской губернии в крестьянской семье (в шестидесятые годы деревня исчезла под водами Красноярского водохранилища). Побывал в детдомах Минусинска и Курагино. Два года проучился в Красноярском агропедагогическом институте, затем уехал в Балахтинский район - коллективизацию  проводить. На селе Черкасов задержался добрых пятнадцать лет: работал агрономом в совхозах Красноярского края, северного Казахстана. В Казахстане в 1937 году Черкасов был в первый раз арестован. Три года провёл в тюрьмах, лагерях. Освобождён был в 1940 году, но через два года арестован вновь. В эти драматические годы были утеряны рукописи двух первых романов Черкасова «Ледяной покров» и «Мир, как он есть». После Минусинской и Абаканской тюрем Черкасов оказался в Красноярске. Будущая жена его, Полина Дмитриевна, вспоминает: «Приехал, здесь новый донос, гнусные измышления о том, что он вовсе не писатель Черкасов, а какой-то проходимец, выдающий себя за такового. Дело дошло до того, что Алексея Тимофеевича упрятали в психбольницу».
Сама Полина Дмитриевна в те годы работала военным цензором. Знакомство её  с писателем вначале было заочным – через неё проходила переписка многих людей, в том числе и его письма к матери.  Из них она узнала про нелёгкую судьбу писателя, о том что его  под предлогом «шизофреник» выставили из газеты «Советская Хакассия». А здесь в Красноярске просто засунули в «психушку». Узнав про это Полина Дмитриевна отправилась  к нему на свидание и найдя его вполне здоровым, поставила перед собой цель: вызволить его оттуда, во что бы то ни стало. Вспыхнувшее чувство любви и сострадания к невинно страдающему человеку потребовало много жертв: родные от неё отвернулись, с работы выгнали. И всё же любовь выстояла. Они поженились.
«В стороне сибирской» - так называлась первая книга повестей и рассказов Черкасова; она вышла в Москве в 1949 году. Затем были повести: «День начинается на востоке», «Синь-тайга», «Лика», «Ласточка» и другие. Однако прославила и ввела его имя в мировую литературу трилогия, включающая романы «Хмель», «Чёрный тополь», «Конь рыжий» с общим подзаголовком «Сказание о людях тайги». Популярность у трилогии была невероятной, вскоре она уже перешагнула пределы страны. Произведения Черкасова были переведены на многие языки, издавались  в Югославии, ГДР, Бразилии…
В 1969 году Алексей Тимофеевич переехал с семьёй в Крым, а 13 апреля 1973 года умер в Симферополе от сердечного приступа.
Почти сто лет прошло со дня рождения А. Т. Черкасова… Сменились поколения, вожди и эпохи, но читатели по прежнему читают и перечитывают его увлекательные литературные творения, которых безгранична вера в добро, которое обязательно восторжествует. Писатель эту веру выстрадал всей своей жизнью.

Я «Чёрный тополь» прочитаю,
Черкасовский открою «Хмель»,
Там жизнь забытая, глухая
Иных времён, иных земель.

Сергей Шульгин



О ПОЭЗИИ

Поэтический текст отличается от прозы наличием гармоний, т. е., симметричной
взаимосвязи частей, ударений, звуков.

Господь зло удалил от лика гнева своего.

Две части этого предложения равны по числу слов (комбинаций звуков),                читаемых слитно. В ядре предложения больше мягких – л, а по краям твёрдых звуков – г.  (Симметрия ядра и оболочки).

Я понимаю –
Многим неприятно,
Читать суровый приговор…

     Математическая гармония –   увеличение числа слов,  дополняется графической лесенкой.

В ответ – ядро из той же стали.

Образ – полёт ядра усилен графической вставкой.

Звон заокольный и окольный
У окон, около колонн,
Я слышу      звон      и колокольный,
И колокольчиковый      звон.

Звуковая имитация звона  достигается репродукцией звуков.
(Репродукция – повторение, отражение).
Математическая симметрия фразы становится сложной.
Точно выверена пропорция ударных слов.
 
        Богородичен.

Царице моя преблагая, надеждо моя богородице.
Приятелище сирых и странных предстательнице,
скорбящих радосте, обидимых покровительнице,
зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.

Сложная математическая гармония усилена репродукцией слов;
прямой: моя – моя, мою – мою, смысловой: беду – скорбь, немощну – странна.

     Всякая правда, как истина, в словесном или любом материальном изложении, будет иметь признаки гармонии. Хотя, истина как таковая, может не иметь признаков гармонии (признаков симметричных зависимостей), но трактоваться она в этом случае будет по-разному, что недопустимо. Есть много толкователей и трактовок библии в  прозе, но верен канон:
             Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержателя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единородного, иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна…

Примером поэтической гармонии в науке являются: десятичный счёт,
таблица умножения, алфавит, простые, но важные правила письма,
география, геометрия – графическая гармония.

  Основные правила стихосложения - это виды, частные формы звуковой гармонии. Стили стихосложения  задают ритм слогов, т. е., гармоническую взаимосвязь звуков. Созвучие окончаний поэтических строк в выбранном порядке, создают звуковую гармонию и репродукцию – отражения, которые усиливаются сильнее там, где более чувственна тема.

Сорвётся малиновый стяг,
Появится спутница в алом,
И красным с пробелом на талом
Распишется русский моряк.

Такая звуковая дорожка через гармонию ощущений создаёт аккорд чувств-эмоций. Этот аккорд рождается из пропорционального сочетания чувств-эмоций. Из них главные: сострадание, умиление, убеждённость, радость, печаль, вдохновение, любовь.
Гармония чувств познаётся не только через образ, который просто символ гармонии, но через сердце, т. е., психофизические реакции чувств: радость, слёзы, тоска, грусть, волнение…

Смерть приближалась, приближалась,
Совсем приблизилась уже.
Старушка к старику прижалась,
И посветлело на душе.

Легко на сердце от песни весёлой…
 
Сердце является сосредоточением  чувств. (И. Брянчанинов «Аскетические опыты»). Психофизические реакции, вызванные образами и ощущениями, способны вызвать изменение работы сердца в сторону нервного ритма.

Как мимолётное виденье,
Передо мной явилась ты.
Как божество, как вдохновенье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоении…

Такой ритм, хотя и должен быть полезен в целом, именно в сердце может производить призрак физической болезни. Если человек привыкает к такому опасному ритму, то будет болеть реально. В этом смысле спасительным является то, что:

Мы все учились понемногу
Чему ни будь и как-нибудь.

Простым прочтением графического шрифта не может быть достигнута максимальная сила слова. Человек должен иметь навык одевать слово в материальную одежду чувств.

О любви не говори – о ней всё сказано.
Сердце, верное любви,  молчать обязано.

Переход к геометрии в живописи и переход к тонической музыке в своё время украсил культурную сферу человека, но замкнул эту сферу в правилах, не всегда верных духовно.

Моя судьба – не вольные хлеба.
Моя страна – прозрачная темница.
Я тёплая, бессмысленная птица,
Я тоже погибаю иногда.
   
К счастью, принцип гармонических границ не распространяется на поэзию.

Лечу по обозначенному мигу –
Своих детей от гибели спасти,
То зёрнышко, то искру принести,
В пока что недописанную, книгу.

Процесс поиска новых форм поэзии
находит своё отражение в музыке,
которая всегда является производной
От слова – аккорда чувств.

Для поэта важна не форма, а правда.

Зачем в России так остры поэты -
Лицеприятно мало говорят,
Вообще-то ведь не любят их за это…

Необходимость и возможность поставить в тексте верное слово, с нарушением
известных форм, – это божья рука.

Вас выбрала женщина в чёрном,
Сюжет этой пьесы не нов –
Немало поломано древ (а не дров)      
На жанре её разговорном.

Истина ценна сама по себе. Она может быть выражена на русском –
не как канон  или молитва, а как верный перевод канона для любого человека.
Русский язык – не Николай Чудотворец, а Дмитрий Солунский – патриот,
защитник правды и веры.   

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
не до конца гневается  и не во век негодует.
Не по беззакониям нашим сотворил нам
и не по грехам нашим воздал…

         О хлебе духовном

Хлеб духовный – тоже, что белый свет со всеми оттенками белого. Если оттенок белого направляется душой на призму нашего разума, то разбивается на спектр семи цветов или семи чувств и светит радугой слов. Роль поэта – искать аккорд чувств, когда части спектра сливаются и дают свет духовный через призму
материи.