Последний троллейбус по улицам мчит

Митя Володин
"Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
твои пассажиры - матросы твои -
приходят
на помощь."

Б. Окуджава


Поздний летний вечер, около полуночи. Узкая безлюдная улочка в центре Москвы. К остановке общественного транспорта подходит молодой человек. Встав на край тротуара, он вглядывается в конец улицы. Кроме редких машин, ничего и никого не видно. Молодой человек достаёт сигарету и закуривает. Через несколько мгновений из-за поворота на улицу выезжает троллейбус и подходит к остановке. Молодой человек бормочет сквозь зубы проклятье, выбрасывает почти целую сигарету и заходит в троллейбус. В салоне он даёт водителю купюру в 100 рублей.

Молодой человек: Один билет, пожалуйста.

Водитель: Ой, а у меня сдачи не будет.

Молодой человек: И что же мне делать?

Водитель: Знаете как мы сделаем. Я вам на сдачу дам шоколадку.

Молодой человек: Какую ещё шоколадку?

Водитель: Белую, пористую. Я дочке вёз, а тут вон какое дело. Размена совсем нет.

Молодой человек: Ладно, забудьте, сдачу не надо, не так уж много. Тем более девочку лакомства лишать.

Водитель: Нет уж, берите, я настаиваю. А я потом ещё куплю.

Водитель передаёт молодому человеку билет и шоколадку. Тот недолго смотрит на них, потом пожимает плечами и проходит в середину пустого салона, садится у окна и застывает, глядя на проплывающий мимо город. Троллейбус продолжает тихо скользить по пустеющим улицам и магистралям, монотонный звук электромотора изредка прерывается голосом диктора, объявляющим остановки. Через некоторое время в салон входит потрёпанного вида мужчина в возрасте.

Мужчина: Привет, Андрюша! Как жизнь, как семья да работа?

Водитель: Привет, Степаныч. Да всё на месте, всё своим чередом.

Степаныч: Ну и славно, значит правильно живёшь. Постоянство - признак мастерства. Тут такое дело, знаешь...

Андрей: Да проходи уже Степаныч, будешь тоже мне каждый раз разрешение спрашивать. Сколько пересекаемся, всегда же пускаю.

Степаныч: Так мало ли, чего у на выдумают в наш-то век. Телевизор посмотреть, так нашему брату на улицу страшно выходить со всеми этими новыми приборами. Может вам какую очередную технологию внедрили для отлова зайцев. Ну, более не отвлекаю, спасибо тебе, Андрюш.

Степаныч проходит в середину салона, смотрит на молодого человека и подсаживается к нему.

Степаныч: И что так грустно смотрим на чудесную московскую ночь?

Молодой человек: Знаете, я совершенно не в настроении праздно болтать.

Степаныч: Ишь-ты, ну ладно, мы не гордые.

Молодой человек (вздохнув): Вы уж простите, весь день сегодня коту под хвост, вот и огрызаюсь на всех.

Степаныч: Прощаю. И если что, я тут рядом, послушать да посоветовать я всегда готов. Меня Григорий Степанович зовут, но все обычно говорят просто Степаныч.

Молодой человек: А меня Сергей. Рад знакомству.

Степаныч: Ну, Серёжа, говори тогда, что у тебя приключилось?

Сергей: Да тут всё к одному. На работе очередные проблемы с начальством. Может представляете, каково это - иметь начальником женщину?

Степаныч: Было дело. Важен процесс, а не результат. Как правило, хотя не всегда.

Сергей: Ну вот так и есть. Да и в довесок к этому девушка расстраивает поведением уже который раз. Надо бы на место её поставить, а ведь люблю её, дурак. А она пользуется моей слабостью. Так ещё и водитель вместо сдачи шоколадки раздаёт.

Степаныч: О! Так у тебя есть шоколадка? А у меня есть отличное средство против поедания её в сухомятку. Дагестанский коньячок!

Сергей: Да что вы, нельзя же в общественном транспорте.

Степаныч: Да не переживай ты, Андрюша свой парень, он всё всегда понимает. Так ведь, Андоюш, можно нам по маленькой?

Андрей: Только особо не налегайте и ведите себя прилично.

Степаныч: Вот видишь. Ну что?

Сергей: И чёрт с ним, наливайте! Авось и легче станет. Стоп. А из чего мы пить будем? Вы не подумайте ничего, но из горла я пить не буду.

Степаныч: Не бойся, у меня есть стаканчики пластиковые.

Достаёт стаканы, разливает коньяк. Андрей разворачивает шоколад и отламывает два кусочка.

Степаныч: Ну давай, за знакомство.

Выпивают, закусывают.

Степаныч: А по девушке твоей я вот что скажу. Поговори с ней, объясни всё. Скажи, что если её поведение будет повторяться - молча уйдёшь. Если ты ей дорог - она прислушается. В принципе чаще говорите друг другу о своих чувствах. И плохих и хороших. Жизнь - удивительно разнообразна. Сегодня солнышко светит и птички поют, а завтра - град, буря и гроза. Дай бог, что не снег. Цените каждое мгновение друг с другом  говорите о своих чувствах. Мы с женой тоже часто ругались и спорили. Даже расходились. Но когда её не стало, я лишь жалею, что не говорил ей чаще, как я её люблю. Так что если любите друг друга - найдёте выход из любой ситуации.

Сергей (немного помолчал и потупился): Спасибо. Надо бы и правда просто поговорить на чистоту.

Степаныч: Ну давай ещё по одной, а то мне выходить на следующей. За любовь!

Выпивают, закусывают.

Сергей: Спасибо, Степаныч. Правда немного легче стало.

Степаныч: И тебе спасибо за компанию, приятно было пообщаться. (объявляют остановку) Ну, пора и честь знать. Пока, Серёж, пока, Андрюш. Удачного вам вечера.

Выходит, двери закрываются, троллейбус продолжает своё движение. Сергей встаёт, подходит к водителю.

Сергей: Спасибо вам. Я был немного груб, а вы же от чистого сердца с этой шоколадкой.

Андрей: Да брось ты, всё былое. Главное - что всё хорошо и что даром не пропадает. Видишь, какие случаи бывают. Ну всё, за дорогой надо следить, а то вечер поздний, последняя смена, устаю всё-таки.

Сергей: Всё-всё, не отвлекаю.

Сергей возвращается на своё место. Смотрит в окно и улыбается. На очередной остановке заходит девушка, на вид студентка. Быстрым шагом проходит в салон и садится также у окна. Смотрит через стекло нахмурившись. Довольно скоро к ней подсаживается Сергей.

Сергей: Такая красивая и такая хмурая. Негоже. Скушайте шоколадку, она вкусная очень, повышает настроение, поверьте мне.

Девушка: Спасибо, не надо. У меня фигура. Да и видела я более оригинальные способы знакомства.

Сергей: Что вы. Вы конечно привлекательны, но у меня есть любимая и любящая девушка. Я правда хочу, чтобы вы немного улыбнулись. Раз из-за фигуры лишаете себя шоколада, так и хмуриться не надо, морщины будут. Меня Сергей зовут, кстати.

Девушка: А я - Анна. Вы меня убедили, давайте шоколадку, попробую, так ли она вкусна, как вы её расписываете.

Берёт кусочек шоколада.

Анна: И правда вкусно.

Сергей: Ну и замечательно. А теперь рассказывайте, что же заставило нахмуриться такое милое личико?

Анна: Всё из-за мамы. 3 года назад я ей в угоду поступила на экономиста. Хотя всегда хотела быть дизайнером одежды. И сегодня я решила ей признаться в этом и спросила разрешения перевестись. А она восприняла в штыки, сказала, что я глупая и ничего не понимаю. Ну разве можно так? Я кое-как сдаю экзамены и зачёты, мне учёба на экономиста в тягость, противно ходить уже в этот университет.

Сергей: Полегче с мамой. Вы же знаете, что единственное заветное желание каждой мамы - счастье собственного ребёнка. Для них ничего важнее в нашем мире нет. Объясните ей, что учёба вам не в радость, что хотите одного, а она просит другого. Возможно она будет ворчать, что вы ещё пожалеете, но всё равно разрешит, если вы убедите её, что так будете счастливой. Ближе мамы у вас никого нет и никогда не будет. Будьте мягче с ней. Мамы-то уж точно нас любят такими, какие мы есть, по факту. А не за какие-то заслуги и данные.

Анна: Да я и на себя злюсь, что голос на неё повысила.

Сергей: Ну тогда завтра, когда обе остынете и поговорите по душам.

Анна: Так и сделаю! Давайте ещё шоколадку, и правда волшебная она что ли, настроение и правда поднялось.

Сергей: А как же фигура?

Анна: Разберусь.

Сергей: Шучу я. Забирайте всю, я всё равно уже к дому подъехал, а вам видимо ещё ехать. Отказ не принимаю.

Анна: Уговорили. Спасибо вам за совет и компанию.

Сергей: А вам спасибо за улыбку. До свидания, Анна.

Анна: До свидания, Сергей.

Двери закрываются, троллейбус трогается. Кроме этих трёх пассажиров никто больше на него не садился. Троллейбус подъезжает к конечной остановке, диктор её объявляет, Андрей открывает все двери и начинает собираться. Анна подходит к его кабине.

Анна: Возьмите шоколадку. От неё, конечно, уже отломили несколько плиток, но остальные менее вкусными не стали. А у меня фигура, мне нельзя.

Андрей: Вот спасибо, как раз кстати. Дочке обещал шоколадку купить, а магазин-то уже закрылся. И тут вы с таким подарком.

Анна улыбнулась и вышла троллейбуса.

Слабо освещённый коридор квартиры. Раздаётся звонок в дверь. К ней подходит женщина и смотрит в глазок.

Женщина: Настя, беги скорее папу встречать.

В коридор вбегает девочка лет шести в пижаме.

Настя: Папа! Папа приехал!

Входит Андрей. Настя запрыгивает на него.

Андрей: Ух, родная моя. Чего ещё не спишь?

Настя: А я тебя ждала. Ты мне шоколадку привёз?

Андрей: Привёз конечно. Вот.

Настя: Но она же не целая.

Андрей: Зато она волшебная. Она делает людей добрее и помогает им решить проблемы. Беги быстрее в постель, а я умоюсь и приду к тебе рассказывать сказку про эту шоколадку.

Девочка берёт шоколад, спрыгивает с отца и бежит вприпрыжку в свою комнату. Андрей с женой обнявшись смотрят ей вслед.