И снова капель

Елена Михеева
 Женщина средних лет сидела  в салоне дорогой иномарки, припаркованной на стоянке около пятиэтажного дома, и уже больше часа   сквозь тонированные окна безотрывно  смотрела  на  дверь второго подъезда. Зачем она приехала   сюда?  Казалось, всё давно забыто, да и  вообще происходило не с ней, а  с героиней  какого - то фильма.
  Женщине  часто снится один и тот же сон, вчера она опять его видела.  Будто возвращается   после спектакля домой, поднимается по широкой, как во дворце, лестнице, открывает дверь и оказывается в огромной, шикарно обставленной квартире. Играет музыка. Она берёт вазу, чтобы поставить в неё цветы от поклонников. « Это не твой дом, уходи! Ты здесь чужая»,- раздается чей- то голос.  Женщина испуганно вздрагивает, роняет вазу, та разбивается. Цветы вдруг  чернеют  и  начинают  кружить  по комнате, но это уже не розы и хризантемы, а  какие - то страшные птицы.  Они садятся  ей на плечи, на голову и клюют до крови. Женщину охватывает  ужас.  В панике бежит к окну, распахивает его, чтобы выгнать птиц, а за шторами – пропасть. Громко кричит ребёнок. Он на дне пропасти.    Женщина делает шаг и летит в  жуткую темноту.  Она - одна из этих птиц.
Проснулась оттого, что действительно, плакал сын. У него тоже ночные страхи. Обычно мальчика успокаивает няня, но  на днях  она уволилась.  Надо искать новую. Сколько уже  их было за эти  пять лет?  Ребёнок - инвалид, няни подолгу не выдерживают, уходят.  Проснулся и  муж,  носит  Антошу  на руках. Сегодня он возил его на приём к  очередному  медицинскому светиле.                - Что сказал профессор? - спрашивает она.
- Диагноз подтвердился, прогноз не утешительный,- печально произносит  супруг, для которого   Антоша  - единственный и долгожданный ребёнок. В первом браке у него не было детей. -  Выписал ещё новые лекарства, но никаких обещаний не даёт. Надо б пойти  в храм, заказать молебен о здравии.   
- Ну, неужели мы никогда не  услышим от  Антоши  слов мама и папа?  Неужели он не сможет ходить?- Женщина  в отчаянии  кусает костяшки пальцев, слёзы текут по щекам.
- Не плачь, дорогая. Мне невыносимо это видеть. За что  судьба так жестока к нам?
 
-2-
   На следующий день  женщина  приехала  в этот небольшой провинциальный город.    Было раннее мартовское утро, люди спешили на работу. Наконец, на крыльце  появилась  невысокая, стройная  брюнетка. «Марина почти не изменилась »,- подумала женщина, провожая её взглядом, пока та не скрылась из вида. Вышла из машины, поднялась в подъезд, нажала на  кнопку звонка знакомой квартиры. Внутри послышались шаги, дверь открыла молоденькая девушка:
- Ой, я думала, это мама вернулась. Вам кого?
- Наталья Вересова?
-Да, я.
Женщина, внимательно рассматривала, точно сканировала девушку.
- Можно войти, Наташа?
-Кто вы?
- Не бойся, я …давняя знакомая твоей мамы Марины Петровны и многим ей обязана. Однажды она  спасла меня.
-  Да, мама - доктор от Бога, многие люди её благодарят. Вы извините, она  на работе и мне надо через двадцать минут уходить в школу,- сказала девушка.
-Я ненадолго. Я, собственно, к тебе.
-  Ко мне? Что ж, заходите.
Прошли в комнату. Гостья огляделась.  Обстановка говорила о том, что хозяева живут не богато. Стенка, явно купленная ещё в советские времена, диван, два кресла, обивка на которых уже  затёрлась, старенький телевизор. Но  очень чисто, уютно.
-  Я вас  слушаю. А, может, чаю хотите?- спросила девушка.
- Нет, спасибо.
-Тогда я допью свой.  Голодная не могу заниматься, голова начинает болеть. - Наташа  сделала  бутерброт, открыла йогурт. Женщина, как  заворожённая следила за каждым её жестом.
- А может всё-таки чаю?- предложила ещё раз Наташа.
- Пожалуй, налей, что-то во рту вдруг пересохло, -  сказала женщина, присаживаясь к столу. Взяла двумя руками чашку и, глядя куда-то в сторону, задумчиво произнесла:
-  Я так давно готовилась к этой встрече, к этому разговору, а вот сейчас не знаю с чего и начать.
Наташа удивленно приподняла бровки, слегка прищурилась, откинула левой рукой чёлку вправо, потом улыбнулась, облизывая ложечку с йогуртом:
- Да не волнуйтесь вы так.
- Как ты похожа сейчас на отца,- вырвалось у гостьи.
Наташа поперхнулась, вся подалась вперёд:
-Вы его знаете?
-Кого?
- Моего отца. Вы сказали, что я похожа на него.
-Да, знала.
- Расскажите мне. Мама почему-то обходит эту тему.
-Он хороший человек, но больше я ничего сказать не могу, если Марина …- Женщина залпом выпила чай.- Наташа, я не для этого пришла. Я уже говорила, что твоя мать однажды спасла меня. Я перед ней в долгу, который ничем искупить нельзя, да и она от меня ничего не возьмёт.
- Кто вы?
-Наташа, сегодня у тебя день рождения,- словно не слыша вопроса, продолжала женщина.- Я поздравляю тебя, девочка.  Возьми, пожалуйста, этот крестик и надень его  в десять часов пятнадцать минут вечера.
-Откуда вы знаете день моего рождения? Мама говорила?
-Мама,- рассеянно повторила гостья.- Знай, твоя мама – святая женщина. Я последнее время часто езжу по монастырям и храмам и молюсь за неё, за тебя и  этот крестик привезла из Иерусалима.
- Спасибо, но я не могу такой дорогой подарок взять, крестик и цепочка - золотые.  Что я скажу маме? Кто мне его подарил?
-Возьми. Он  будет охранять тебя от бед, от  роковых ошибок.  А маме скажи, что подарок от той, которая… должна быть на её месте.
- На каком месте?  Вы говорите загадками. Я ничего  не понимаю.
- Я не имею права рассказать тебе больше, чем сказала сейчас.
-  Почему? Вы мне кого-то напоминаете.
-Тебе показалось,- грустно улыбнулась  странная гостья, подошла к Наташе:
 - Разреши, я поцелую  тебя на прощание.    

-3-
  Марина Петровна Вересова,  главный врач районной больницы, пришла на работу в хорошем настроении. Снова  капель и   ручьи, и яркое солнце, растопляющее  снег, и лёд,  обиды и усталость, накопившиеся в душе.  Пробуждается, оживает  природа  и, как всегда весной, появляются надежды на  то, что и жизнь изменится к  лучшему.  Марина Петровна надела белый халат, поправила прическу  и улыбнулась своему отражению в зеркале. Оттуда на неё смотрела миловидная сорокалетняя женщина с тёмными вьющимися волосами,  большими янтарно - карими глазами.  В кабинет  вошла  Оксана Николаевна, работающая  здесь же  медсестрой:
-Подруженька моя золотая, поздравляю тебя с днём рождения дочки. 
-Спасибо. Сама-то придёшь вечером?
- Да не могу я сегодня, как назло внука оставить не с кем. Вот, передай ей от меня подарок.
-   Обязательно передам. Так быстро выросла Наташа, уже семнадцать! Даже не верится.
-Да. Я помню, как ты её принесла крохотную, слабенькую, чуть больше двух килограммов весившую, как мы её выхаживали. А сейчас вон, какая невеста!
- И снова  вчера вечером просила рассказать   ей об отце,- вздохнула Марина Петровна.- Очень странная была, задумчивая, рассеянная. Боюсь я, Оксана, возраст у неё сейчас опасный и характер, сама знаешь какой.  Что ещё в голову взбредет?
-Так, может, и стоит уже это сделать? Она же про отца спрашивает уже лет с трёх. Помнишь, как однажды у нас дома играла с моим Вовкой, а потом ни с того ни с сего  так грустно говорит : «У Вовы папа есть, а у Таты тю-тю»? Я ей объясняю, что у неё есть мама, есть я, дядя Коля, Вова, а она своё: «У Таты всё-всё есть, а папа тю-тю».
- Да, она всегда хотела иметь отца.
-Всё равно сказать когда-то надо. Наташа  тебя любит, должна понять.
-Нет,  пусть сначала  школу  окончит.
- Ну, как  знаешь. Где  отмечать- то будете? Дома?
-Да.  Придут  Наташины  друзья и ещё    какой-то бард. Дочка говорит,  что он бывший моряк - подводник, а теперь на пенсии. У них в школе недавно организовал кружок игры на гитаре. Что-то тревожно у меня на душе, Оксана. Я всех ребят из их компании знаю,  все её ровесники  или на год - два постарше, а тут вдруг взрослый мужчина.
- Любишь ты переживать раньше времени.  К тому же она с Сергеем встречается. Привыкай, девочка выросла. Пусть  хотя бы она будет   счастлива,- сказала Оксана Николаевна и обняла подругу.  - А, может, и у тебя, Марина, ещё сложится  личная жизнь. Ты же очень привлекательная женщина. Фигурка стройная, лицо красивое, вон какая кожа: ни одной морщинки! Одеваешься только простовато,  привыкла  на себе экономить.
Марина Петровна рассмеялась:
-Оксана, ты никак в свахи решила переквалифицироваться?  Или весна так на тебя действует?
- Не знаю, но я  почему-то чувствую, что должно произойти что-то очень важное,- мечтательно произнесла Оксана Николаевна, подперев рукой щечку.- Давай в субботу прошвырнёмся по магазинам, купим  тебе что-нибудь модное из одежды и тогда….
-…Счастье свалится мне с неба или приплывёт на льдине во время ледохода,-усмехнулась  Марина Петровна.
- А в жизни всякое бывает!
-В моей уже всё было. Теперь я живу только ради  дочки.
-   И напрасно. Дочка-то вот-вот оперится и вылетит из гнезда. А ты?
- Не знаю. Не хочу об этом думать,- строго прервала ее подруга. -  И, вообще,  девять часов, пора начинать рабочий день.

                -4-
Гости были приглашены к семи часам вечера. Когда Марина Петровна вернулась домой, Наташа уже  крошила  овощи для салата, а Серёжа чистил картошку.  Марине Петровне этот парень нравился: учится хорошо, спортом занимается, характер  покладистый.  Да и дружат они с Наташей   давно, с первого класса  за одной партой сидят.   Втроём  быстро приготовили праздничный ужин и накрыли на стол. 
   Молодёжь веселилась. Марина Петровна сидела  в сторонке и любовалась дочкой. Как идёт ей это васильковое шифоновое платье! Легкая ткань облегает высокую грудь, тонкую талию, изящные  бедра,  мягкими складками спадая на стройные ноги в серебристых лаковых туфельках.  Волосы цвета спелой пшеницы, обычно заплетённые в тугую косу, сегодня распущены и струятся по спине шелковистыми локонами. Красавица! Разрумянилась, глаза блестят. Наташа танцевала с Серёжей. Раздался звонок в дверь.
-Я открою. Это, наверное, Олег Иванович,-  радостно  воскликнула девушка.
 В комнату вошёл высокий  статный мужчина. Черты лица его трудно было назвать красивыми, но в  движениях, в  улыбке, во взгляде, во всём  облике чувствовались  особое мужское обаяние и сила, которые так притягивают женщин.
- Извините, что немного задержался, дела были неотложные. С днём рождения, Наташа,- улыбнулся гость и протянул  ей красивый букет.               
                - Спасибо,- зарделась девушка. - Мама, познакомься. Это наш Олег Иванович. Это Марина Петровна,- представила она их друг другу.
Женщина подала ему руку:
-Очень приятно.
- Звонов.
Марина Петровна  внезапно побледнела:
-Простите, я не расслышала вашу фамилию.
-Звонов.
Жгучая волна пробежала по всему телу Марины Петровны, кровь застучала в висках так, что стало трудно  дышать. 
-Звонов Олег Иванович? - еле слышно, словно чужим голосом  произнесла она и слегка покачнулась.
-Мама, ты чего? Тебе плохо?
-Да. Голова  что-то кружится, утомилась, видно, у плиты.
 -Иди, приляг,- заволновалась Наташа  и проводила  её в спальню.
-Возвращайся, доченька к гостям. Не переживай. Я немного отдохну и выйду.
 Марина Петровна   выпила валерьянку, легла на кровать, уткнула лицо в подушку.   «Ничего страшного не произошло, это просто случайность», - успокаивала она себя, а сердце бешено колотилось в груди.
Из комнаты доносились весёлые разговоры, смех, звуки гитары. « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,- пел Олег Иванович. У него был красивый тембр голоса.  Наташа и ребята подпевали ему.
- У вас очаровательная дочка,- сказал бард, когда Марина Петровна снова вышла к гостям, и ласково посмотрел на Наташу.
Ой, как не понравился этот взгляд  матери!
-Да, но к тому же  ещё несовершеннолетняя,- резко заметила она.
-Мама, ну, зачем ты так! Олег Иванович считает, что у меня хорошие вокальные данные и предлагает петь с ним дуэтом. Он учит меня играть на гитаре.- Наташа не скрывала своего восхищения.
-Было приятно познакомиться,- откланялся  мужчина, прощаясь.- Мне уже пора.
-До свидания,- сухо сказала Марина Петровна.
-Приходите ещё,- кокетливо улыбнулась девушка.- Нам так не хватает в доме настоящего мужчины.


Гости разошлись.  Мать мыла на кухне посуду, Наташа вытирала её и ставила в шкаф.
-Интересно, а почему это ты так странно реагировала на Олега Ивановича? - спросила дочь.- Он же такой интересный, много путешествовал, смелый, умный. И бард он известный, в разных конкурсах участвовал и побеждал. Дипломы нам свои показывал.
- Ты дружишь с Серёжей, он хороший. А  Звонов старый для тебя, а ты кокетничаешь с ним,- не поддержала её восторгов мать.
- А сейчас модно, чтобы мужчина был старше. Он небедный, к тому же.
-Не будь циничной! Олег Иванович тебе в отцы годится!
-Кстати, об отце,- поймала её на слове дочка.- Сегодня утром приходила какая-то странная женщина, которую ты  когда-то спасла. Она сказала, что я похожа на отца.
- Какая женщина? Как она выглядела?-  насторожилась Марина Петровна.
-  Обыкновенно:  чёрная  куртка  и  дешёвые  джинсы. На голове - серенькая вязаная шапочка, под которую убраны все волосы так, что нельзя было понять,  какого они цвета,  а на глазах -  дымчатые очки. Мне показалось, что она  хотела быть неузнанной, хотя она мне явно кого - то напомнила.  И ещё я  обратила внимание, что у неё длинные ногти и хороший маникюр.
-Маникюр?- эхом повторила мать и  бессильно опустилась на табурет.   Тарелка выпала из её рук и разбилась.   Наташа принялась собирать осколки.
- Да, а сама с виду простенькая. И ещё странно, что она уехала на красивой иномарке с  номерами не нашего региона.
- Что ей было нужно от тебя?
-  Поздравила с днём рождения и подарила   крестик.  Вот, смотри.  Сказала, чтоб я надела его вечером в десять часов пятнадцать минут. Ой, сейчас уже почти половина двенадцатого.
- Нет! Только не это! –  нахмурилась мать.-   Зачем ты берёшь подарки от чужих?
- А что тут такого, если она говорит, что ты её спасла? Это же крестик! К тому же он из Иерусалима.
-Сними!- закричала мать.
 - Ну, мама, он же такой красивый. Он будет как оберег,- принялась уговаривать её дочка. Можно я поношу его хоть немножко?
- Ладно, поноси, а там видно будет,- сдалась  мать. - Она ещё что- нибудь тебе говорила? Свое имя?
- Ничего,- вздохнула девушка.
- Не слушай никого, доченька.  Дороже тебя у меня никого нет,- обнимая Наташу, шептала Марина Петровна.
- Я знаю, мамочка. Я тебя тоже очень-очень люблю.
   Ночь для Марины Петровны  была бессонной.
-5-
 Через несколько дней  Олег Иванович пришёл к Вересовым с  ящичком  инструментов в руках.
- Если вы к Наташе, то её нет дома,- неласково  встретила его Марина Петровна.
- Почему же сразу к Наташе?- подкупающе улыбнулся   Звонов.-  В прошлый раз я заметил, что у вас в ванной подтекает кран, и дверцы на шкафах провисают. Если позволите, я быстро это починю.
Марина Петровна  удивлённо пожала плечами:
- Что ж, заходите. Действительно, всё как-то забываю вызвать сантехника.
Он уже заканчивал работу, когда  вернулась от подружки  Наташа.
- Как здорово, что вы пришли к нам, Олег Иванович! Видишь, мама, что значит настоящий мужчина?  Всё починил!
- Не всё,- засмеялся  Звонов.- Здесь имеется ещё фронт работ для меня, если хозяйка  будет  не против.
- С чего это вы вдруг решили взять над нами шефство?- недоумевала  Марина Петровна.- Вам дома заняться нечем?
-Это сложно объяснить,- развел руками Звонов.
-Олег Иванович, а и не надо ничего объяснять, просто давайте споём маме новые песни, которые мы разучили.
 Они запели.  Звонкий, чистый, словно хрустальный, голос девушки  и бархатистый, с  легкой хрипотцой баритон Звонова  вместе  звучали  очень трогательно.  Они и внешне были похожи: у обоих редкое сочетание  светлых  волос и  карих глаз, а, когда они улыбались, у обоих появлялась ямочка на правой щеке. Марина Петровна слушала, и  непроизвольно  слёзы  наворачивались на глазах. Потом они  втроем  ужинали и Звонов рассказывал о своих путешествиях.
- У подводников длинные  отпуска,  во время которых я ехал то в Карелию, то на Дальний Восток, то в Крым, то на Сахалин.  Сейчас пробую писать книгу о том, что видел, с кем встречался.
-И  жена путешествовала вместе с вами?- поинтересовалась Марина Петровна.
-Поначалу да, а потом стала предпочитать заграничные курорты и, как оказалось, ездила туда   с  другим. Мы развелись.
-А дети есть?
- Нет. Она не хотела портить фигуру.
-Мама, что ты устроила допрос Олегу Ивановичу? А вы не  бойтесь её. На самом деле мама очень добрая и хорошая.
- Я это уже понял,- улыбнулся Звонов и  задумчиво посмотрел на Марину Петровну.- И ещё красивая.
- Зачем он пытается льстить? Или положил глаз на Наташу?-  подумала женщина, по- своему расценив этот взгляд.

-6-
        Звонов стал часто бывать у Вересовых. Дом, никогда не знавший мужских рук, казалось, только и ждал его прихода. Он починил проводку, заменил протекающие краны в ванной, отрегулировал дверцы шкафов, настелил новый линолеум на кухне. Его визиты были  радостью для Наташи и пыткой для её матери. Олег Иванович действительно был интересным незаурядным человеком.  Марина Петровна порой ловила себя на мысли, что общение с ним и ей самой  доставляет удовольствие, но она волновалась за дочь, понимая при этом, что запреты здесь не помогут. Наташа  оказалась способной ученицей и вскоре уже неплохо владела гитарой. Дуэт стали приглашать на  различные городские  концерты.
-Мамочка,  в июле мы поедем на областной  фестиваль авторской песни,- радостно сообщила  Наташа, вернувшись с очередной  репетиции.
-Какой фестиваль, когда у тебя через две недели начинаются выпускные экзамены? -возмутилась  Марина Петровна.- А потом в институт надо поступать, а не песни петь!
-Не переживай, всё я успею. Ты же знаешь, я умная,- самоуверенно заявила девушка, прижавшись щекой к маминому плечу.- Всё будет хорошо! Всё уже хорошо! - И закружилась по комнате.
Сердце Марины Петровны тревожно забилось. Что  с дочкой? Влюбилась? В него? Только не это! Нахлынули нехорошие предчувствия.
-Наташа, а почему Серёжа давно не приходит?
-Не знаю. Может, учит день и ночь, а, может сердит на меня,- хмыкнула дочка.
-За что сердит?
-Потому что я рассмеялась, когда он сказал, что собирается поступать в мореходку, как Звонов  подводником захотел вдруг стать. Думает, этим покорить моё сердце. Сам же   мечтал  о профессии  журналиста. Ну, какой из него моряк? Короче, Серёжка ревнует меня к Олегу.
-А мне казалось, что ты любишь Серёжу.
 - Ну, мама, отстань. Он просто хороший друг,- нетерпеливо дёрнула плечиком дочка.
-Просто хорошие друзья часто становятся верными мужьями, а страстная любовь проходит, оставляя в душе горечь, а порой и  коверкая судьбу.
-Не читай мне нотаций, я всё и сама знаю,- надула губки девушка.
-Конечно,  знаешь. Ты же – Большая советская энциклопедия! - вздохнула мать.-  Я только хочу дать тебе совет.
-Когда надо будет, я попрошу его,-  сердито фыркнула Наташа.
-Хороший Серёжа парень, надежный. И видно, что тебя любит. Звонов тебе не пара!
-Фи! Да Серёжке до Звонова, как до звезды. И, вообще, ты меня уже достала! Что ты нудишь всё время?- сердито закричала  Наташа. – Займись лучше своей личной жизнью, а я сама разберусь! Я ухожу!
-Куда вдруг?
-Не важно!- развернулась на каблучках и выбежала из комнаты,  сильно хлопнув дверью.
Марина Петровна  бессильно опустилась на стул: «Что мне  делать? Так и до беды не долго.  Может произойти непоправимое.  Как трудно решиться, а надо».  Наташа ушла. Марина Петровна долго смотрела ей вслед из окна, потом подошла к телефону и  набрала номер Звонова.

-7-
Он  пришёл, как и обещал, ровно через полчаса.  Всегда по- военному  пунктуален и аккуратен. Тёмно- синий костюм, голубая рубашка, галстук.  «Зачем он так  нарядился, точно свататься  явился?»- с  досадой подумала Марина Петровна. «Это вам»,- улыбнулся  Олег Иванович и протянул женщине большую коробку конфет «Ассорти». Вересова пригласила гостя в комнату, предложила чаю. Они сидели  напротив друг друга. Разговор не клеился. Марина Петровна теребила в руках салфетку. Звонов слегка ослабил галстук, смущённо кашлянул:
-Вы пригласили меня, чтобы о чём-то  поговорить?
-Да.  О Наташе.
- А я полагал, что у нас с вами могут быть и другие темы для общения.
- Не иронизируйте. Олег Иванович, я хочу понять, насколько далеко зашли ваши с Наташей отношения? - дрогнувшим голосом  спросила  Вересова.
Звонов удивился.
-Поверьте, не настолько далеко, чтобы вы так  волновались. Наталья – славная девушка, и всё.
- И всё? Вы понимаете, что у неё сейчас такой возраст, ей учиться дальше надо?  А тут вы – герой-подводник морочите девчонке голову. Путешествия, песни, концерты, фестивали!  Для вас  - очередное приключение, а ей это может сломать жизнь! – Марина Петровна готова была разрыдаться.
-Успокойтесь. Я не причиню вашей дочке зла. Но и вы поймите, скоро она будет совершеннолетней. Вы  всю жизнь намерены диктовать ей,  чем заниматься, с кем встречаться, кого любить?
-Она может любить, кого  захочет, но только не вас! Это невозможно! – голос сорвался на крик.
Звонов опешил:
- Чем же я так плох? Извините, Марина Петровна, мне, пожалуй, лучше уйти.
-Вы не плохи, вы чересчур хороший. Просто…нельзя, … вам.
Она резко  встала, подошла к книжному шкафу, достала оттуда глянцевый журнал. На обложке была фотография известной актрисы.
- Вот, смотрите! Узнаете, кто это?
- Кажется, Анастасия Лаврецкая.
-Да, теперь её так зовут. А раньше, в юности, она была Тася. Помните?
-Конечно. Мы гуляли с ней в одно прекрасное лето, ещё до моей службы в армии. Тася гостила тогда в нашем городе  у своей старшей сестры.
-Так вот, я  и есть её сестра.
- Да? Замечательно, только совсем не понятно,- пожал плечами Звонов.
-Тогда слушайте и не перебивайте, но обещайте, что никому не расскажете о том, что сейчас узнаете.
-Обещаю.   
-8-
 На дискотеке гремела музыка, мелькали разноцветные огни. В душном полумраке  зала танцевала   молодежь. Наташа сидела у стойки бара с бокалом вина в руках и смотрела в одну точку.
- Ты чего сегодня такая хмурая ? Допивай скорее и пойдём, будем зажигать, - подскочила к ней подружка и потянула в толпу.
- Отстань, нет настроения.  Дай лучше сигарету, что ли.
- С чего это вдруг? Ты же не куришь! Всё время твердишь, что это портит женскую красоту.
- Мать меня заколебала нравоучениями, теперь ты. Надо ж когда-то начинать.
-Ну, ты прикололась! Бери, если хочешь,- подружка протянула Наташе пачку сигарет.
Девушка  взяла одну, неумело затянулась, сильно, до слёз, закашлялась.
-Фу, какая гадость!
-Ничего, это сначала противно кажется, а потом привыкнешь и будет в кайф,- заверила её подружка.
-Да ну тебя,- сердито махнула рукой Наташа.- Ещё хуже на душе стало. Пойду я. Пока.
Она вышла на улицу. Моросил мелкий дождик, пахло молодой листвой. Домой идти не хотелось. Девушка медленно брела по вечернему городу. Ноги словно сами собой привели её к дому Олега Ивановича. В окнах его квартиры не было света.
-Интересно, где Олег сейчас может быть? А вдруг у него есть женщина?- резанула сердце догадка.- Конечно, ж есть. Это я – дура, думаю, что нравлюсь ему. Нравилась, так он бы давно уж начал ко мне приставать.  Но кто она?- Обида и ревность накатывали на сердце  жгучей волной.
 Села на скамейку у подъезда. Выпитое вино придало  девушке  безрассудную  смелость. Решила ждать Звонова хоть до утра. Прошёл час, а может, и больше.  Было холодно, хотелось есть, спать, но больше всего Наташе хотелось умереть, чтобы все плакали и жалели её.
-9-
Марина Петровна   вздохнула  и начала свой рассказ.
-Это было семнадцать лет назад  тоже весной, только ранней. Я второй год работала хирургом в нашей  больнице. В то утро, как обычно, делала обход  в палатах. Неожиданно позвали к телефону в ординаторскую.
-Вы Марина Петровна Вересова?- спрашивают в трубку.
-Да, я.
-А  Анастасия Петровна  Вересова кем вам приходится?
- Это моя младшая  сестра. Что с ней? Кто звонит?
-Вас беспокоят из Новгородского  роддома. Дело в том, что Анастасия родила девочку и отказалась от неё. Приезжайте, поговорите с ней, а то мы переведём  малышку в дом ребёнка.
 У меня всё оборвалось внутри. Я ничего не соображала и только кричала: « Не отдавайте! Я приеду!» В телефоне уже слышались короткие гудки, а я всё кричала. Прибежала Оксана, медсестра, отобрала от меня трубку, дала выпить воды. Потом она же сходила на вокзал за билетом.
На следующий день я была в Новгороде. Как сестра оказалась здесь? Ведь мы  родились и выросли в Ленинграде. Мама скоропостижно умерла, когда я училась  мединституте, а Тася заканчивала  школу. Мы жили в маленькой комнате большой коммунальной квартиры.  Сестра  всегда мечтала вырваться из ненавистной коммуналки, стать богатой и знаменитой, поэтому  и решила поступать  в театральный  ВУЗ на артистку. Яркая, эффектная, настырная - она всегда  добивалась своего. В  институте на неё положил глаз  их педагог, знаменитый  Андрей Лаврецкий. Он был старше на двадцать семь  лет, к тому же женат. Начались звонки, свидания. Я ругала Тасю, она сердилась.  Так прошёл год. Я окончила институт и уехала по распределению сюда. Дали квартиру. После нашей  комнатушки она показалась мне дворцом. И город понравился: зелёный, нешумный. Правда, в Ленинграде у меня остался любимый человек. Он учился в аспирантуре. Думали, что я отработаю положенные три года, а он  защитит диссертацию, и мы поженимся. Летом сестра приезжала ко мне в гости, пробыла недели две и снова укатила в Ленинград. Больше мы не виделись, а вот теперь я пришла к ней в палату. Она лежала бледная, глаза холодные, злые.
-Тася, как ты могла? Почему в Новгороде?- заплакала я.
-А что надо было в Питере, чтобы все узнали? Не реви! Не я первая, не я последняя,- сердито говорит сестра, а на меня не смотрит. - И не смей мне читать наставления. Ребёнка я не возьму.  Я её ненавижу!  Она мне не нужна!  Мне надо карьеру делать.
-Тася, давай я буду помогать тебе, потом  малышку  в ясли устроим,- предлагаю я.
-Ты с ума сошла! А если Лаврецкий узнает? Он же не женится на мне! Видишь - кольцо подарил. С женой развёлся ради меня. Осенью свадьбу сыграем.
-Так это не Лаврецкого дочка?
-Нет.
-А кто же её отец?
-Да был тут летом  молодой, весёлый, песни мне посвящал. Кстати, у тебя в Тьмутараканске эта любовь со мной случилась.
-Кто он? Ты ему сообщила?
-Ни за что!  Он сейчас в армию забран. Да и зачем он мне?  Говорю же: карьеру мне надо делать!
Я не узнавала свою сестру в эти минуты. Чужая, жестокая. Но тут  мой взгляд упал на её руки. Всегда ухоженные, с безупречным маникюром ногти, сейчас были обломаны, а некоторые – откусаны до самого основания. В детстве Тася, когда нервничала, всегда грызла ногти. Мы с мамой ругали её за это. И мне стало бесконечно жалко сестру, я поняла, что это чудовищное решение далось ей очень непросто.
-Тасенька, подумай…- Я  погладила её.
-Отстань! – дёрнулась она всем телом, словно от электрического тока. – Если ты такая жалостливая, то и забирай ребёнка.
Я была не готова к такому повороту событий, но тут как-то не раздумывая сказала:
 -Конечно, Тася, я  удочерю малышку.
-Уходи, святоша!
Я встала.
-Постой! Я назову тебе имя её папаши, но тогда и ты сделай кое-что,- голос сестры  дрогнул.
-Что?
- Назови её, как нашу маму Натальей.
Я  согласилась и Тася,заплакав, сказала имя отца ребёнка:
-Звонов Олег Иванович.

 Значит…,- внезапно осипшим голосом произнёс  мужчина.
-Да. Наташа ваша дочь, но ей об этом лучше не знать. Олег Иванович, как я могу  рассказать ей про предательство, про то, что я неродная мать? Я боюсь, что это будет для неё трагедией.
-Марина Петровна! Я преклоняюсь перед вами. Спасибо.- Звонов взял её руку, поднёс к своим губам, поцеловал.
-Что вы, Олег Иванович, не надо,- смутилась женщина.- Я ни разу не пожалела  о своём поступке.
-А с сестрой вы сейчас общаетесь?
-  Нет. Наши  с Тасей пути тогда разошлись.  Она добилась всего, чего хотела: и славы, и денег. Впрочем, я знаю о ней только то, что пишут в прессе. Однажды, правда, будучи в Питере я ходила в театр на спектакль, где она была в главной роли. Ещё смотрю  фильмы с её участием.
-А тот ваш любимый человек?
-Мы расстались, когда он узнал, что у меня есть дочка. Посчитал,видимо, что я ему изменила и не простил. Я ничего не стала объяснять. Сейчас он профессор,  женат и, надеюсь, счастлив.
- Я пойду, мне надо многое обдумать.-  Звонов  вышел в прихожую, снял с вешалки куртку.
-Олег Иванович, извините, что я часто была с вами резка. Теперь вы понимаете, что не должны приходить к Наташе.
Он кивнул.  Надел куртку, стал застегивать молнию. Руки слегка дрожали. Молния не поддавалась. Напряжение и волнение чувствовались в каждом его жесте.
-Марина …Петровна, а почему вы  считаете, что я прихожу сюда только к Наташе?- тихо сказал  он,  и посмотрел  ей в глаза.-  В этом доме есть ещё одна  женщина, которая мне давно нравится.
-Кто?- Марина Петровна непроизвольно оглянулась по сторонам.- Почему вы так  на меня смотрите? – Она вдруг почувствовала странную слабость, словно тело  было вылеплено из воска и сейчас начинало плавиться  от огня, горевшего в  его глазах. – Какая ещё женщина?
Звонов улыбнулся,  и вдруг крепко обнял её.
-Эта женщина - вы.
Руки его были сильные и теплые, а поцелуй - нежный и страстный.
       …Всё произошло так неожиданно для Марины Петровны и  было так  удивительно приятно, словно после бесконечно - однотонной зимы внезапно наступило разноцветное ласковое лето. И растаял лёд одиночества, испарились страхи и тревоги, мучавшие  последние месяцы. Звонов целовал  и целовал её, шёптал ласковые слова. Какая-то высшая сила  вдруг открыла в душе женщины тайные шлюзы, и светлый поток неистраченной нежности и страсти хлынул наружу, подхватил её и понёс, не давая ни опомниться, ни остановиться, ни избавиться от сладкой истомы.
    Потом Марина Петровна лежала в объятиях Звонова, положив голову на его грудь.
-Я, наверное,  в твоих глазах выгляжу легкомысленной дурочкой?  Мне не следовало…
- Ты чудесная. Я давно мечтал о тебе, но ты была такая неприступная, я думал, что у тебя есть  другой мужчина.
- На самом деле у меня давно никого не было. Возможно, подсознательно  я всегда ждала тебя. Ждала с первого вечера, как  ты пришёл к нам, только боялась себе в этом признаться.
-А ты мне  понравилась ещё раньше. Я  впервые увидел тебя в больнице, когда  навещал там  друга. Все больные только и говорили, какая Марина Петровна  душевная,  умная, знающая. А потом видел в школе на родительском собрании. Там тоже  учителя хвалили тебя, как заботливую добрую мать и женщину.  А я ещё видел, что ты очень красивая. Поэтому, когда Наташа пригласила меня на день рождения, обрадовался возможности познакомиться с тобой лично. Но  ты вдруг  повела себя так, словно я был твой  враг.
-Я безумно боялась за дочь. Прости, если делала тебе больно.
- Тогда я не знал, в чём причина  и как заслужить твоё расположение. Иногда  мне даже хотелось  заболеть так, чтоб ты испугалась за мою жизнь, чтобы лечила, чтобы сидела у моей кровати…
-Не надо. Береги себя. Ты очень нужен мне … и дочери.

-10-
Девушка очнулась от того, что кто-то тряс её за плечо.
-Наташа, что с тобой? Что ты тут делаешь?
- Олег Иванович? Наконец-то!- Наташа вскочила, прижалась к нему, дрожа  всем телом.- Я вас жду.
-  Что случилось? Ты вся промокла.  Замёрзла?
- Кажется, да.
-Пойдём скорее в дом, тебе надо согреться.
- А вы один?
-Конечно.
-Вот и хорошо,- улыбнулась Наташа.
 Звонов удивлённо посмотрел на неё. Зашли в квартиру.
-Я поставлю чайник. Нет, лучше вскипячу тебе молока, а ты пока переоденься в сухое.  Ванная  там.
Он подал девушке  полотенце, махровый халат и шерстяные носки.
-  У вас очень  чисто и обстановка современная,- сказала Наташа,  выходя из ванной и оглядевшись по сторонам. 
Олег Иванович смущённо  засмеялся.
- Не болтай ерунду. Пей вот молоко с маслом, а то простуда тебе обеспечена.
Наташа, укутавшись в большой теплый халат Звонова, уселась на кухонный диванчик, по-детски поджав под себя ноги. Выпила горячее молоко, и, осмелев, спросила:
- У вас   есть женщина?  Кто вам наводит в квартире порядок?
- Я сам. Что за  глупости  тебя интересуют?
- Вовсе не глупости! Вы такой необыкновенный, не как все! Вы самый лучший!  Вы мне очень нравитесь. - Наташа  почувствовала, что краснеет, а сердце  готово выскочить из груди.
- А, хотите, я буду вашей женщиной?
Звонов   удивлённо хмыкнул, задумчиво - снисходительно  посмотрел на неё, покачав головой.
-Нет.
 -Почему? Я некрасивая?
-Ты красивая, талантливая, ты самая хорошая девочка.
-Что вы со мной, как с маленькой? Не нравлюсь, так и скажите,- глаза  девушки вдруг  наполнились слезами.- Обидно же.
-Наташенька, ты ещё очень молодая, многое не понимаешь и не знаешь,- сказал Олег Иванович и   неумело погладил её по голове.
-Чего я не знаю? Господи, как мне надоели  тайны!- всхлипывала  она.  –  Скажите уж  прямо, что у вас есть другая женщина.
- Да.
- А, может, вы и жениться на ней собираетесь?
-Возможно.
-И кто же она? Я вас никогда ни с кем не видела.
- Это… твоя мама.
-Как мама?- опешила Наташа. -  Вы с ума сошли? Она же всегда была против вас?-  сердито закричала она.
- Да, но  именно сегодня Марина Петровна объяснила причину такого своего поведения.
-И что же это за причина?
-Спроси у неё  обо всём сама.
- Бесполезно. Она мне ничего не скажет. Вот, хотя бы об отце, сколько раз просила её рассказать.  Кто он, какой? А она всё отмахивается, потом, мол,  узнаешь.  Вы не представляете, как мне всегда  хотелось, чтобы и у меня был папа?  Я постоянно представляла его себе сильным, смелым, умным, чем-то даже похожим на вас. А теперь, значит, вы  претендуете на эту роль? Вот спасибо! – с иронией произнесла девушка, вытирая слёзы.
-А  если я и есть твой папа?- вырвалось у Звонова.
-Как это вы?  Очень смешно! Ха! Ха Ха!  - грустно усмехнулась Наташа. Это что шутка?
 -Это правда.
 -Я не верю! Почему  же вы мне об этом не говорили?
-Я об этом сам узнал только сегодня.
 -Ну, какой вы мне отец, когда с мамой я вас сама познакомила? Или вы оба притворялись?
-Нет.  Всё очень сложно.  Наташенька, прости меня, если можешь. И на мать ты не должна обижаться. Она у тебя замечательная.
-Но почему же  эта замечательная мать молчала? Я что, кукла  бездушная? Я хочу знать правду! Я имею на это право? – возмущенно  кричала девушка.
-Значит, считала, что так будет лучше для тебя.
-  И вы её защищаете?  Я сама решу, что для меня лучше! Отдайте мне мои вещи, я ухожу!
-Подожди, одежда  ещё не высохла. Успокойся, давай сядем и поговорим.  Поверь, для меня это тоже  настолько неожиданно, что кажется сном, правда, хорошим. Я предлагаю позвонить маме и позвать её  сюда. Нам так много нужно ещё рассказать друг другу.
-Мне не о чем с вами говорить,- сердито бубнила девушка, снимая с батареи свои джинсы и куртку. Она быстро переоделась в ванной. Вымыла  лицо. Вышла в прихожую.
Звонов стоял у входной двери.
-Пропустите меня!  Что вы тут встали? Разбирайтесь сами со своими тайнами, а я уеду куда-нибудь  подальше  и от вас и от матери.- Наташа колотила кулачками ему в грудь.
- А я никуда тебя не отпущу,… доченька, - сказал  Олег Иванович и крепко прижал  её  к себе.
               
                -11-
Прошло семь лет.
   - Марина, иди скорее, я соединился с Наташей по skype, - позвал Звонов. На мониторе  компьютера появилось улыбающееся лицо их дочки с малышом  на руках.
-Наташенька, с днём рождения! Здоровья тебе, счастья, любви, - перебивая друг друга поздравляли её родители.
-Спасибо, мамочка и папочка.
- Как вы там?
-  Всё хорошо. У Олежки вчера второй зубик прорезался.
-Не капризничал? Не температурил?- заволновалась Марина Петровна.
-Было немножко, но сейчас всё нормально. И  ещё она  звонила.
- Кто? Тася?
-Да. Поздравляла, плакала, просила прощения. Сказала, что похоронила в этом году  сначала  сына, потом мужа. Говорит, что каждый день перед иконой Богородицы молится за меня.
- Доченька, давай простим её.
- Да я простила уже. Жалко  её  по - человечески, но  для меня она чужая. Я  по вам с папой скучаю.
- И мы тоже считаем денёчки до лета, когда вы в гости приедете,- сказала Марина Петровна.
- Бабушка уже кучу игрушек внуку  накупила,- Олег Иванович нежно  обнял жену. - А я - трехколёсный велосипед.
- Спасибо, но вы так его избалуете.
- Ничего. А как дела у Сергея?
- Наш папка сейчас  в море, -  вздохнула  Наташа. - Ждём его, волнуемся.  Она чмокнула сынишку в пушистый хохолок на макушке.    Малыш что-то  забавно пролепетал на своём языке.
-Передавай Сергею большой  привет от нас, когда вернёется. Как  погода у вас в Северодвинске?
-Холодно, снег. А  дома уже, наверное,  весной пахнет?
-Да, Наташенька.  Солнышко, ручьи, проталины, грачи, как всегда в твой день рождения – ласково  сказал Олег Иванович.
-И снова капель, и снова весна, уже двадцать пятая, - задумчиво произнесла Марина Петровна и  улыбнулась.