Ещё идут те старые часы

Елена Михеева
Старые ходики, висевшие над кроватью, привычно  отсчитывали  минуты, часы, годы.  Лиза любила засыпать и просыпаться под их задумчиво-успокаивающее  «тик-так», а вот мужа эти часы раздражали.  Однажды он взял и  завернул их в старую  газету.
-Что ты делаешь?- удивилась Лиза.
-Отнесу  на помойку,- сердито буркнул муж.- Они же не вписываются в интерьер, к тому же тарахтят, как трактор.
-Не смей! Это же память! - возмутилась женщина и вернула часы на прежнее место.
  А вот  сегодня Лиза сама, к изумлению супруга, бережно сняла  ходики  со стены, положила в красивый пакет.
-Гляжу, ты наконец-то собралась расстаться с  антиквариатом?  Давно пора, - ехидно  произнес он.
-  Дело не в этом.  Просто я хочу показать их   одному человеку, если, конечно…                - Если, конечно, он такой же ненормальный, как и ты, - развёл руками супруг. 
-Ты не понимаешь, – возразила Лиза.- Я  надеюсь, для него они тоже будут очень дороги,  может быть, даже больше, чем для меня.     - Опомнись!  Кому нужно смотреть на старьё?  Да что с тобой говорить, - муж выразительно покрутил у виска и включил телевизор. Там показывали очередной   боевик.
- Какие мы все-таки разные,  - с горечью подумала Лиза и вышла на улицу.
  Был июньский день, жаркий, солнечный, нарядный с мягкими белоснежными  облаками  на голубом  небе. Неподалеку  от дома   раскинулся  старый парк. Лиза с удовольствием  шагнула в его тень, ощутила  его прохладу и  свежесть. Щебетали птицы, ветерок нежно теребил  молодые листочки   и те тихонько перешёптывались между собой. Пахло сиренью,  а лужайки казались  золотистыми  от цветущих одуванчиков.  Лиза прошла знакомой тропинкой к школе, где когда-то  училась, а её мама, Тамара Ивановна, преподавала литературу. Никого. Каникулы.  Пошла дальше.
Через два квартала -  здание  больницы. Остановилась, посмотрела на окна второго этажа. Таким же летним  днём  много лет назад она  приходила туда  со своей мамой навестить Вету Яковлеву. Та   была старостой  класса, самого дружного и  активного в школе, а Тамара Ивановна – их классным руководителем.  Они  организовывали  школьные вечера, выступали с различными концертами, выпускали стенгазету, помогали одиноким пенсионерам… А как весело все  вместе  отмечали дни рождения и праздники! На каникулах Тамара Ивановна ездила с учениками на  экскурсии  в Новгород, Ленинград, Москву  и даже  Киев. Но, пожалуй, самые яркие эмоции вызывали у ребят походы по родному краю, песни у костра, ночёвки в лесу. Учительница  часто брала  с собой и маленькую дочку.   Лиза помнит,  как в одном из походов они долго шли по берегу извилистой речки, пробираясь сквозь  непролазные кусты ольхи, потом очутились на изумительной  ромашковой  полянке, где и устроили  привал. Девочки принялись плести венки, мальчишки - удить рыбу. «Как же я устала, просто не чувствую ног. Пожалуйста, принесите кто-нибудь из  рюкзака  мне запасные ноги», - попросила учительница. «Сейчас», - не раздумывая, сказала  Вета и побежала к палатке. Все засмеялись. Тут девочка остановилась: «Что принести? Запасные ноги?». Поняла, что это была шутка и тоже рассмеялась. Звонко-звонко.
 Вета  часто бывала   у них дома, брала читать книги из  библиотеки Тамары Ивановны, делилась с учительницей своими радостями и проблемами, играла с Лизой.
-Ну, почему я не похожа на тебя хоть чуточку? – крутясь перед зеркалом, спросила как-то  ее Лиза. - Я хочу, чтобы и у меня были бы  такие же темные и пушистые  волосы, такие же большие глаза и длинные ресницы. Хочу фигуру, как у тебя. Хочу, чтобы  не было  веснушек. И вообще, ты красивая, а я….
- А ты еще маленькая,- снисходительно улыбнулась Вета  и ласково потрепала льняные  Лизины кудряшки.- Подрастёшь и превратишься  в настоящую русскую  красавицу.  Вон, какие малахитово-зеленые у тебя глаза,  и  хорошенький курносый носик, и волосы  вьющиеся.  А сходство между нами  всё-таки есть:   зовут нас одинаково.
Две Елизаветы обнялись. Знали бы они тогда, что совсем скоро случится эта беда…
***
 
- Тамара Ивановна,  мне очень больно, - шептала девушка   бледными запекшимися губами.
-Веточка, прости, что не уберегла я тебя от этого поступка, не объяснила вовремя, что всё можно будет исправить, - плакала  учительница и гладила её по голове.
Девятилетняя Лиза стояла рядом и с расширенными от ужаса глазами смотрела на полотняно-белое лицо  Веты, пытавшейся покончить с собой.
- Тамара Ивановна, мне было очень стыдно перед вами, перед одноклассниками, перед Алёшей.  И родителям я боялась сказать. Я тогда и вправду не хотела жить, вот и выпила кислоту.
- Веточка, ты поправишься. Здесь хорошие врачи, а ты молодая, сильная. У тебя ещё будет много-много счастливых часов и  дней в жизни. Верь мне, девочка.
Вета долго болела, выпускной бал прошёл без неё. К осени ей стало лучше, устроилась на работу. А уже в конце  весны она пришла к своей бывшей учительнице вся необыкновенно нарядная, сияющая.
- Тамара Ивановна, вы не представляете, какая я счастливая. Алёша сделал мне предложение. Он такой замечательный! И художник талантливый! У него большое будущее!
- А человек он,  какой? Хороший?
- Очень!   Приходите, пожалуйста, на нашу свадьбу, - Вета положила на стол приглашение. Потом грустно улыбнулась и добавила:  –  Жаль, что родители Алёши не одобряют наш брак.
- Может, потому что вы ещё молоды? Тебе ведь только восемнадцать. А ему?
- Двадцать. Ну, и что? Мы же любим друг друга. Алёша сказал, что мы обязательно поженимся несмотря ни на чьё мнение.
Тамара Ивановна была на их свадьбе. Потом показывала дочке фотографии. Вета в белом  коротком платье и напоминала юную принцессу, а высокий стройный   Алексей показался впечатлительной Лизе добрым рыцарем. «Когда я вырасту, у меня тоже будет муж такой же умный  и красивый, как у Веты», - решила девочка. «Дай-то Бог», - кивнула головой мама.
***
Вскоре после свадьбы Вета с Алексеем переехала в Москву. Бывая в родном городе, она всегда навещала Тамару Ивановну. В свой последний приезд рассказывала, что живёт очень хорошо.  Муж   заботиться и ней  и о детях.  Он  стал членом Союза художников, его картины покупают и в России, и за границей.
-Вета, а  как твоё здоровье ? - волнуясь, спросила Тамара Ивановна.
- Неважно, - вздохнула Вета. – Врачи тогда сказали родственникам, что после такого отравления живут года три-четыре, а я – уже больше двенадцати. Это я теперь понимаю, что сводить счёты с жизнью  из-за двойки на выпускном экзамене по иностранному языку – глупо. Но я же учила, а там  вдруг так разволновалась, что всё позабыла.  Обидно.  Сейчас, конечно, сожалею о своем поступке. А, знаете, я ведь в Москве   потом ходила на курсы английского и теперь неплохо им владею, сыну помогаю с уроками.
-Если бы я тогда была рядом,-  печально кивнула Тамара Ивановна.- Но у меня был экзамен в 10-А.
-Не переживайте, видно такая судьба. Просто теперь я сильнее ощущаю радость каждого дня, отпущенного мне, тороплюсь увидеть, узнать, ощутить как можно больше. А жить хочется. Жить долго-долго и счастливо- счастливо!
Лиза к тому времени тоже была уже замужем и ждала ребенка.
- Кого хочешь, мальчика или девочку? - спросила её Вета.
- И мальчику и девочке буду рада.
- Правильно, детям надо радоваться, тогда они вырастут счастливыми. Я обожаю  своих сорванцов, только боюсь, что внуков не успею дождаться, - на глазах Веты блеснули слёзы.
- Ну, что ты, Веточка, не плачь, мы тебя любим,-  обняла   её Лиза.
-Девочки, а давайте-ка пить чай! У меня есть очень вкусное печенье,- стараясь отвлечь Вету от грустных мыслей, предложила учительница и принялась накрывать на стол.
- Тамара Ивановна, помните,  тогда  в больнице вы говорили, что у меня будет много счастливых часов в жизни? Вы оказались правы. Я благодарна судьбе за  то, что у меня есть Алёша, есть сын и доченька. Я благодарна вам за то, что всегда понимали и поддерживали меня.  Не знаю, увидимся ли мы  ещё, поэтому хочу вам с Лизой  подарить на память вот это, - она достала из коробки часы с амурчиками на циферблате.
- Спасибо, Веточка, очень оригинальные. Заведи их сама.  Надеюсь, что всё-таки ты приедешь сюда еще не раз. Всё будет хорошо.
«Тик-так, тик-так», - весело застучало в вечерней тишине.  Как давно это было….
***

  Сейчас эти часы тихо тикали в пакете. Лиза шла уже по  берегу  реки, потом спустилась к воде,  присела на камеше ,  долго и  задумчиво  смотрела  на серебристые барашки волн: «Течёшь ты, реченька, от тоненького ручейка, постепенно набирая силу, становясь всё шире и шире, течёшь ,не останавливаясь ,к  своему озеру ,к своему концу.  Словно жизнь наша,  то ровная  и плавная ,то стремительная  и  порожистая , так и норовишь сбить с ног. Дважды нельзя  войти в одну воду,  нельзя  ничего уже не исправить, не изменить во вчерашнем дне.   Может быть, и я напрасно живу воспоминаниями?  Но ведь  без прошлого нет настоящего, как нет реки без истока. » Лиза встала, крепко прижала пакет с часами к груди, словно прося у них поддержки, и решительно пошла дальше вдоль набережной.
В конце её  находился  краеведческий музей.  Афиша  около входа     приглашала всех желающих на открытие выставки известного московского художника Алексея  Зорина.  Лиза  давно хотела познакомиться с мужем  Веты, собирала вырезки из газет и журналов, рассказывающие  о его творчестве , читала о нём в интернете. Зачем?   Она не раз задавала себе этот вопрос и не находила ответа.
***               
В зале  собралось много народа. «Я очень рад представить вам своё творчество, дорогие земляки. С этим городом у меня связано много светлых воспоминаний. Здесь я провёл детство и юность, встретил  будущую жену.  В своих  работах  я хочу  показать   красоту во всех её проявлениях, а главное - красоту  человеческих отношений и  души.  Ведь только красота рождает настоящую любовь», - говорил  художник. У него был приятный  мягкий голос, добрая, слегка грустная улыбка. Ком подступил  к горлу Лизы.   Едва     сдерживая слёзы,  она  отошла  в сторону и начала  рассматривать картины: «Если на выставке будет портрет Веты, значит, не такая уж я наивная и сентиментальная, как считает мой муж. Значит…»
 И тут Лиза увидела её . Вета весело смеялась. Смеялись ямочки на золотисто-смуглых щеках, смеялись рассыпавшиеся по плечам тёмно-каштановые волосы, казалось, смеялись даже ромашки на её сарафане,  а озорные искорки в бархатно-карих глазах притягивали и дразнили. За спиной девушки было распахнутое окно с видом на вечное море, а в руках она держала часы с амурчиками на циферблате.  «Любимая», - назывался  портрет. Лиза очень долго стояла около него. Люди подходили, отходили, но женщина никого не замечала вокруг.
***

-Вам понравилась эта картина? - услышала она. Художник, слегка склонив голову, внимательно   смотрел сквозь очки  на Лизу.
-Да , Вета здесь как живая.
-Вы её знали?
Лиза кивнула.               
-    В этом году ей исполнилось бы пятьдесят. А умерла она  в тридцать два,-  грустно произнёс Зорин.-  Удивительная женщина. Я был с ней очень счастлив.
-   И она тоже.  Скажите, а  вот эти  часы ...                - Мы купили их, когда впервые отдыхали в Крыму. Там же я написал
этот    портрет. А часы Вета  потом  подарила своей любимой учительнице.

-Я её дочка,- застенчиво  улыбнулась Лиза и   достала из пакета ходики. – Смотрите: они   всё ещё идут.