Наш человек в Берлине

Римма Глебова
НАШ ЧЕЛОВЕК в БЕРЛИНЕ
Берлин – Дрезден - Потсдам.

 
      Есть за границей контора Кука, и если вас одолеет скука… и так далее. Говорят понимающие люди, что если одолевает депрессия, всё осточертело, всё скучно и противно – отправляйтесь в путешествие! Наслаждайтесь новизной, другой природой, любуйтесь красочными видами, городами, наполняйтесь впечатлениями, и депрессии как не бывало. И по возвращении домой еще долго будете вспоминать увиденное, перебирать открытки и фотографии – как  же здорово всё было…
      Обычно, возвращаясь из путешествия, уже в аэропорту другой страны в ожидании вылета, радуешься – мол, в гостях хорошо, а дома лучше. Впервые я этого не чувствовала. Уютная Прага, изысканный Париж, величественный Рим, улыбчивая, но холодноватая Америка, благожелательная Греция… –  всюду было интересно, всегда масса впечатлений, но домой всегда с радостью.
      Чем же меня так поразила Германия? Я не могу точно ответить на этот вопрос, поставленный самой себе. Отправлялась туда с некоторым предубеждением и настороженностью, и желанием посмотреть, как ОНИ там живут, чем живут, и вообще – как всё у немцев устроилось после такого глобального поражения в войне? Прекрасно живут. Всё давно устроилось, отстроилось, и Берлин, и восставший из пепла мировой войны заново возрожденный Дрезден – замечательные красивейшие города, утонченно сочетающие в своей архитектуре классику и современность.   
      Дрезден, столицу германской Саксонии, называют «Флоренция на Эльбе». Неподалеку от Дрезденской галереи, если подняться по лестнице на террасу Брюля – «балкон Европы» – открывается прекрасный вид на Эльбу, мост Августа, музейный комплекс Цвингер, архитектурные шедевры эпохи барокко…
     Берлин удивляет, восхищает и радует глаз – своей широтой, открытостью взгляду с любой точки, просторными улицами и бульварами, величественностью и монументальностью Кафедрального собора и Новой синагоги, фонтанами и густой зеленью скверов и парков.  Прогуляться по Унтер-ден-Линден (улица лип, вдоль нее слева и справа растут липы), по оживленной Александрплац с красивейшим фонтаном «Нептун», пройти через Бранденбургские ворота, рассматривать тяжеловатые архитектурные линии Бундестага и увидеть Рейхстаг… особенно Рейхстаг – сколько мыслей вызывает даже издали его прозрачный купол. Изнутри же он просто поражает взгляд. Зеркально сияющие стены, плавно сужаясь, восходят вверх, винтообразная пологая лестница ведет под самый купол, на круговую смотровую площадку, откуда виден весь Берлин… Кажется, Эйфелева башня так меня не поразила, как это удивительное по красоте и необычности сооружение.  Наверное, потому, что само слово «рейхстаг» вызывает внутренние, глубоко смысловые эмоции, а башня – она только высокая ажурная башня, и больше ничего.

     Бывалые путешественники считают, что гид – это главный человек в поездке, его познания о стране, его забота о группе и умение организовать, настроить и даже повеселить людей – важные и необходимые достоинства.
     Конечно, всё это так. Но гиды бывают разные. Наша гидша Инна оказалась очень своеобразной личностью. Даже внешне. Маленькая, худенькая, сутуленькая и нервическая женщина немолодых лет, с сухоньким подвижным личиком и выразительными темными глазами. Нервическая – потому что могла вдруг сорваться, раздражиться, возмущенно и на повышенных тонах ответить на вполне невинный вопрос туристки, и даже заявить, что я, мол, вам не переводчица, и добавить еще пару не соответствующих профилю гида фраз. Но так бывало обычно утром и, по прошествии некоторого времени, Инна менялась, становилась доброжелательной и отзывчивой. Есть люди, которым нелегко проснуться и сразу примириться со всем окружающим миром.
      Инна могла вдруг заблудиться почти в центре Берлина и спрашивать дорогу у прохожих на весьма условно немецком языке. Она как-то и призналась в незнании немецкого. С водителем нашего автобуса она пыталась еще объясняться по-английски, но тут тоже у нее были явные трудности.  Зато рассказывала она много и охотно. Исторические познания у Инны были немалые, хотя, возможно, некоторые исторические факты она путала (как утверждали между собой некоторые туристы), но гид – это всё же не Википедия, которая знает всё. Рассказывала Инна интересно, с шуточками и анекдотами по случаю сюжетов, вот, к примеру, такой маленький анекдот, правда, не про немцев. «Как вы думаете, почему улыбается Джоконда? Да потому что она видит, как у заглядевшегося на нее туриста вытаскивают из кармана кошелек!». Ну и еще много подобных забавных анекдотов, которые уже не вспомнить.

     Если говорить о языке, так создалось впечатление, что немцы знают только немецкий, и некоторые пару слов по-английски. Про русский и иврит можно не вспоминать. Как-то, в Потсдаме, после экскурсии во дворец Цецилиенгоф, который прославился тем, что в нем проходила Потсдамская конференция антигитлеровской коалиции, я, пытаясь заказать в ресторане обед и ничего не понимая в меню, сказала молоденькой официантке блондинке, что мы «only in russian». Она тут же принесла другое меню, и показала страницы на русском языке. Если говорить о еде, то обед на двоих с пивом и апельсиновым соком в ресторанчике или кафе обойдется недешево. Дешево возле нашего отеля Best Western в забегаловке у турков, но это для сильно голодных и сильно спешащих. Кстати, пиво в Германии вкусное, даже мне, обычно не употребляющей пиво, оно понравилось. Пиво пьют везде, во всех кафе и маленьких кафешках, которые берлинцы называют «Пивным садом».
     Зашли в супер, посмотреть, купить на ужин. Бесчисленное обилие колбас, сыров (и мой любимый Камамбер!), молочных, мясных  и всяких продуктов впечатляет. Множество всяких фруктов: киви, ананасы, персики, дыни, виноград и пр., – кажется, что находишься у себя дома. Впечатлили и цены – они весьма невысоки, и многие продукты дешевле, чем в Израиле. А в нашем отеле были роскошные завтраки с большим выбором всего, чего душа (вернее желудок) пожелает. Тут же вспоминается Париж – с круассаном, кофе и джемом – уходишь из ресторана и думаешь: маловато будет, ну, французы экономные!
     Наш отель Best Western находится на длинной-длинной улице Sonnenalle, метро рядом, до центра 6 остановок. Но не купишь «правильный» билет без объяснений гида: на одну поездку, туда и обратно, на весь день, на все виды транспорта, где купить, как и где прокомпостировать и т.д. Чужая страна потемки. Можно купить билет на следующий день и положить пока в карман. Билет компостируется один раз и можно ездить с ним целый день в автобусе, трамвае, метро, контролеров ни разу не видели, предъявлять некому. Наверно, раздолье для «зайцев» – ездят себе по вчерашнему-позавчерашнему билету… пока не возникнет «из небытия» контролер и оштрафует на 50 евро.
     Полицейских на улицах тоже не замечали, и как выглядит их форма, без понятия. Зато полицейские машины с пронзительной сиреной мчались частенько. Видно, не всё ладно в королевстве, как и везде.
     Конечно, во всех музеях нам давали русскоговорящих гидов, и все они оставили у нас самые лучшие впечатления – и в Дрезденской галерее, и на «Музейном острове» в Берлине в музее Пергамон, где находится знаменитый античный алтарь Пергамон, в честь которого назван музей. Алтарь, практически разрозненный на части и куски, обнаружили в 1865 году во время раскопок возле турецкого города Бергама. Группа немецких археологов реконструировала найденные скульптуры и барельефы, фактически сложила как мозаику, заново, на это ушло 23 года. Алтарь украшает 113-метровый скульптурный бордюр на стенах, изображающий битву титанов с богами Олимпа. Девушка гид больше двух часов водила нас по залам огромного комплекса, который включает в себя три отдельных музея: Музей античной коллекции, Музей ближневосточных древностей и Музей исламского искусства. К концу обзора наша группа так устала, что на вопрос гида, хотим ли мы посетить Музей ислама, дружно ответила отказом. Девушка понимающе улыбнулась, видимо, приписав наши возражения отнюдь не усталости, а идейным позициям.
     Напротив музея Пергамон стоит обычный пятиэтажный дом в ряду таких же домов. На 4-м этаже квартира Ангелы Меркель – канцлера Германии. Внизу у подъезда прогуливаются два полицейских. По улице мимо дома ездят машины, проходят пешеходы. Вот так живет канцлер. Есть еще где-то резиденция, но она для работы и приемов. А здесь просто жизнь обычного человека.
     Но отойдем от музеев и от любопытства к 4-му этажу в сторону. В сторону туалетов – значимая тема для гуляющих долгими часами по городу туристов.  Туалеты есть практически везде – в музеях и в парках, в ресторанах и кафе. Удовольствие посещения стоит 0,5 евро. А если ты стоишь возле кафе и не хочешь поесть, а срочно желаешь только «туда», заходишь внутрь, даешь хозяину пол-евро, и иди себе по назначению. Я помню, какая была проблема с поиском этого нужного заведения в Италии. Стоил туда заход, как правило,  1 евро, а в Венеции целых 2 евро. И заплатишь, негодуя молча, даже если будет стоить 10 евро!

      Забудем про итальянскую Венецию, поскольку, как оказалось, есть и другая – немецкая Венеция, красоты необычайной, с чистейшей водой в каналах, густой зеленью лесов по берегам, а воздух… не надышаться! Утиные семейки скоренько спешат к нашей лодке, и плывут рядом, хватая брошенные в воду кусочки булки. На берегах, с обеих сторон, стоят домики, маленькие, симпатичные, разных цветов. Возле домиков смешные фигурки, или бочка, или еще что-то. Только успевай фотографировать! Этот заповедный уголок называется Шпреевальд, посещение которого оставило во мне исключительные и прекрасные воспоминания.
     Люди там живут на островах, передвигаясь по улицам-каналам на лодках, напоминающих венецианские гондолы, в каждую входит по 10-15 человек. Правят этой лодкой точно так же, как и гондолой – с кормы длинным веслом. Местные «гондольеры», среди которых немало и женщин, объединились в особый цех и строго следят за соблюдением монополии.
     Приведу некоторые любопытные данные об этом замечательном месте.
     Ландшафт здесь был во время последнего Ледникового периода, примерно 20 000 лет назад, деформирован и превратился в огромную низменность, где дельта реки Шпрее разветвилась на множество каналов и рукавов. На территории Шпреевальда существует около 18 000 видов растений и животных, некоторые виды встречаются только здесь. B этом регионе гнездятся чёрный аист, журавль, орёл. Здесь можно увидеть белого аиста и пугливую выдру, которые являются символами этого региона. В 1991 году регион Шпреевальд, длиной около 75 км и шириной около 15 км был признан ЮНЕСКО заповедником.
     Потрясающее сочетание воды и леса, пышная растительность, мягкий климат – Шпреевальд давно стал популярным местом для отдыха. Тем более что до немецкой столицы всего полтора часа езды.
     Коренное население Шпреевальда составляют лужицкие сорбы (сербы) – малая народность, которая на протяжении нескольких веков сосуществует с немцами и до сих пор бережно хранит свой язык и традиции. Лужицкие сорбы любят яркие цвета и расписывают свои дома и изделия из керамики. 
     Кроме природных красот Шпреевальд прославился на всю Германию производством маринованных огурцов, здесь находятся многочисленные заводы по переработке и консервации огурцов (их специально заказывают все ведущие рестораны Германии), а также производство квашеной капусты, переработка xpeна и других oвoщей, способ приготовления которых очень прост, однако все попытки повторить шпреевальдский рецепт всегда оканчиваются неудачей – вкус не тот. Ежегодно проводится фестиваль под названием «Праздник солёного огурца». Весьма популярен велосипедно-туристический «огуречный» маршрут – посещение заводиков, на которых производят этот деликатес, а лучшим сувениром из этих мест считается ведерко огурцов.
     Когда мы все вышли из лодки и прошлись по небольшой площади среди кафе и магазинчиков с сувенирами, то увидели длинный прилавок. За прилавком стояли нарядные хозяйки с ведерками огурцов, капусты и прочих вкусностей, а также мешочками и коробочками разных приправ. Мы ведерко огурцов, к сожалению, не купили – как везти с собой через таможню?  –   но попробовали огурчики – у разных хозяек они разных вкусов, оторваться трудно, так бы стояли и пробовали, пробовали…
     То и дело рядом слышалась немецкая, английская, французская речь.  Ну и русская тоже. Я заметила, когда немцы слышали наши разговоры по-русски – в кафе, или где-нибудь еще, они непременно оглядывались на нас. Я тоже рассматривала их. Кстати, скоро начала отличать истинно немецкие лица, по форме носа, по чертам лица.
    
      Кроме катания на лодке по каналам Шпреевальда, мы еще плавали на большом катере по реке Шпрее, можно сказать, прямо посреди Берлина. С обеих сторон возвышались величественные старинные здания из серого камня, купола с венчающими скульптурами, и современные, сверкающие окнами высотки самых изысканных архитектурных форм.
      Берлин из окон автобуса, Берлин пешком, Берлин с реки Шпрее – везде величественный и необыкновенно красивый, сочетающий в себе старое и новое, сверкающий, но не холодный, очень уютный город. А погода нас баловала. Несмотря на обещанные прогнозом дожди, все 7 дней светило солнце, или было слегка облачно, температура +21-23 градуса. Отдохнули от нашего чрезмерно жаркого лета!
   
      Среди многих интересных мест мы посетили «шпионский» мост Глинике. Глиникский мост через реку Хафель находится между Берлином и Потсдамом, который в свое время был частью ГДР, и мост служил местом обмена шпионами между Западом и Востоком. Один из подобных обменов состоялся в 1986 году, когда обменивали советского диссидента Анатолия Щаранского на нескольких советских разведчиков, арестованных в ФРГ. В момент передачи на Глиникском мосту присутствовали представители западных СМИ, и фотографии и видеозаписи этой сцены обошли весь мир, а за этим мостом прочно закрепилась слава «шпионского».
      Мост высокий и длинный, строгой конструкции, на самой  середине моста нарисован белой краской небольшой крестик – точное место границы обмена.  А сверху с моста открывается красивейший вид на реку Хафель и зеленые берега.

      А еще мы побывали на таком любопытном месте, которое называется «Чекпойнт-Чарли» – пограничный пункт на улице Фридрихштрассе в Берлине.  На этом КПП американские и советские танки стояли друг напротив друга, нос к носу, в один из самых напряженных моментов времен холодной войны. В октябре 1961 года КПП на Фридрихштрассе стал ареной так называемого «танкового противостояния», когда американские и советские танки выстроились друг против друга. Речь шла о неограниченной свободе передвижения в обеих частях Берлина для представителей вооруженных сил союзников. О конфликте напоминает теперь стенд «Мили истории Берлинской стены»
     А через 20 с лишним лет после крушения коммунизма и воссоединения Германии «Чекпойнт-Чарли» – бывший пограничный пункт на Фридрихштрассе – переродился в аляповатую копию прежнего КПП и стал вроде аттракциона, привлекая миллионы туристов.
      Обращает на себя  внимание инсталляция Франка Тиле «Ohne Titel» (Без названия), созданная им в 1998 г. Она состоит из двух огромных световых витрин, содержащих цветные фотографии-портреты. Два молодых солдата – американский и «советский» – смотрят на территорию друг друга, обозначая тем самым линию раздела и переход между бывшими зонами влияния мировых держав. Снимки были сделаны в 1994 году перед уходом союзных войск из Берлина. После развала Советского Союза в 1991 году «советский» солдат уже одет в мундир армии новой Российской Федерации.
      Там же установлена копия пограничной будки и табличка с надписью «Вы выезжаете из американского сектора». Контрольно-пропускной пункт «Чекпойнт-Чарли» сегодня является всего лишь одной из достопримечательностей города. И государственные деятели, и ученые приходят в ужас при мысли о том, что место, являвшееся когда-то символом великого противостояния между Востоком и Западом во второй половине 20 века, вынуждено соперничать за внимание со стороны туристов с обыкновенной сосисочной. Михаил Горбачев, покойный ныне Вацлав Гавел и их единомышленники призывали в 2008 году создать на месте контрольно-пропускного пункта новый музей, чья экспозиция была бы акцентирована на международных отношениях в эпоху, когда существовала реальная опасность ядерной войны. По мнению сторонников данной идеи, такой музей, расположенный в центре сосредоточения европейского конфликта, позволил бы «надолго сохранить в головах людей память о разделенной Европе и ее последующем освобождении», ведь поколения, родившиеся после 1989 года, мало что знают об этом. В противном случае представители этих поколений просто проигнорируют уроки истории и с легкой душой отправятся в сосисочную или находящийся рядом McDonald's.
      Проезжая на автобусе, мы видели сохраненные участки Берлинской стены, изрисованные углем, краской, гуашью. В Германии заметна любовь к граффити – на дверях, на стенах домов – везде, где только можно, начерчены буквы, стилизованные рисунки, символы.
      Привлеченные рассказом гида об оригинальности берлинского аквариума, мы отправились туда. Заплатили немалые деньги. Сначала побродили в темных переходах со светящимися в стенах окнами-аквариумами,  потом запутались в зеркальном лабиринте – куда ни повернешь, всюду натыкаешься на себя – тут я, и тут я, и тут… и он тут, и он… Однако выбрались. И пошли на самый главный аттракцион: выстояв в очереди, вошли в большой цилиндрический прозрачный лифт, и поднимались медленно, рассматривая плавающих вокруг рыб всех мастей и окрасок и спешно их фотографируя, пока лифт не уплыл вверх, а потом таким же образом вниз.
     Кому хочется пива, а кому конфетку. Пробовать конфетки нашу группу повезли в городок Галле на шоколадную фабрику в Музей шоколада. Молодой немец гид пустился в пространные, но весьма интересные рассказы об истории создания фабрики, показывал фотографии и музейные экспонаты из шоколада, потом привел в стеклянный коридор, и мы сверху смотрели на работу женщин во всем белом на конвейере.  А уж потом парень принес нам поднос с разными шоколадными конфетами. Поднос быстренько почти опустел, на нем остались только конфеты из белого шоколада. Потому что «белого шоколада» не бывает – там только сахар, масло, сгущенка, еще что-то, какао ни грамма, так стоит ли это есть?
      На этом наша сладкая жизнь не закончилась, мы зашли в магазин при фабрике… а там – коробочки, коробочки, красивые, разные, много… А цены – ну ерунда а не цены, мелочь! Все вышли оттуда, нагруженные  большими пакетами, предвкушая, как по приезде домой будем угощать, дарить эти коробочки родным и друзьям.
      На этой сладкой теме позвольте закончить. Путешествие было приятным. Более чем.
--------------------------------------------------------
5-11 августа 2012г.