20. Хрущев о Евгении Евтушенко

Михаил Самуилович Качан
На снимке Никита Хрущев


Никита Хрущев о Евгении Евтушенко

Поэма Евтушенко «Бабий Яр» стала событием не столько поэтическим, сколько общественно-политическим. Об этом свидетельствует пристальное внимание к этому произведению со стороны властей. Прежде всего, интерес представляет выступление Евтушенко на встрече с руководителями партии и правительства во главе с Н. Хрущевым в декабре 1962 года, сохраненный в хрониках самиздата (сост. Марк Барбакадзе). Тут необходимо напомнить, что мало кто осмеливался возражать этим руководителям, так как тогда это воспринималось, как «контрреволюция» и «антисоветизм». Поэтому для поэта, да еще такого молодого, этот разговор можно считать гражданским подвигом, донкихотством. Приведем фрагмент стенограммы этого заседания-встречи:
Евтушенко: Прежде всего, я хочу поблагодарить руководителей партии и правительства за любезно предоставленную возможность выступить здесь. Позвольте мне начать с одного, написанного мною не так давно стихотворения, которое я считаю очень актуальным (Читает две последние строфы из Бабьего Яра).
Хрущев: Тов. Евтушенко, это стихотворение здесь не к месту.
Евтушенко: Уважаемый Никита Сергеевич, я специально остановился на этом стихотворении, и вот с какой целью: мы все знаем, что никто не сделал больше Вас по ликвидации отрицательных последствий культа личности Сталина, и мы все очень благодарны Вам за это. Но остался один вопрос, который тоже является отрицательным последствием тех времен, до сих пор еще не решен, это вопрос об антисемитизме.
Хрущев: Это не вопрос.
Евтушенко: Это вопрос, Никита Сергеевич, этого нельзя отрицать, с этим приходится сталкиваться неоднократно. Это имеет место. Я сам был свидетелем таких вещей, причем это исходило от людей, занимающих официальные посты, и таким образом принимало официальный характер. Мы не можем идти к коммунизму с таким тяжелым грузом, как юдофобство. И здесь не поможет ни молчание, ни отрицание, вопрос должен быть решен, и мы надеемся, что он будет решен. На нас смотрит весь прогрессивный мир, и решение этого вопроса еще больше поднимет авторитет нашей страны. Под решением вопроса я имею в виду прекращение антисемитизма по всем линиям, с привлечением антисемитов к уголовной ответственности. Эта действенная мера даст возможность многим лицам еврейской национальности воспрянуть духом и приведет к еще большим успехам во всех областях коммунистического строительства…
А вот еще одно выступление Хрущева.
8 марта 1963 года Хрущев выступил с речью на встрече руководителей партии и правительства с деятелями искусства и литературы. Вот его слова:
В ЦК поступают письма, в которых высказывается беспокойство по поводу того, что в иных произведениях в извращенном виде изображается положение евреев в нашей стране…
В декабре на нашей встрече мы уже касались этого вопроса в связи со стихотворением «Бабий Яр»… За что критикуется это стихотворение? За то, что его автор не сумел правдиво показать и осудить фашистских преступников за совершенные ими массовые убийства в Бабьем Яру. В стихотворении дело изображено так, что жертвами фашистских злодеяний было только еврейское население, в то время как от гитлеровских палачей там погибло немало русских, украинцев и советских людей других национальностей…
У нас не существует «еврейского вопроса», а те, кто выдумывает его, поют с чужого голоса.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/18/1481