Беларусь в глобализующемся мире

Уладзимир Траццякоу
«Плюсы» и «минусы» глобализации

Оценки перспектив глобализации неоднозначны. Так, по сведениям авторов выпуска «Проблемы глобализации» журнала «Pro et Contra», имеются взаимоисключающие, хотя и вполне аргументированные позиции в отношении включенности России в этот процесс: от «немедленно, иначе будет поздно» до «всеми средствами противостоять».

Эта проблема перестает уже быть для нашей страны абстрактно-теоретической. Хоть белорусская граница и не слишком прозрачна, но уже немало граждан Беларуси (ученых, вузовских работников, журналистов, политологов, программистов), живя в своей стране, работают по зарубежным планам и проектам. Можно в качестве примера «подключенности» Беларуси к названной проблеме назвать и проект программы развития экспорта (разработан в академическом Институте экономики), в котором учитываются принципы развития мировой экономики.

«Плюсы» глобализации достаточно хорошо известны. Благодаря транснационализации государства могут лучше концентрировать ресурсы в международных масштабах на самых выгодных направлениях развития; устранять барьеры, препятствующие перемещению технологий, интеллектуальной собственности, информации и квалифицированной рабочей силы; благодаря транснационализации формируется все расширяющаяся правовая и культурная среда, способствующая экономическому процветанию (напр., Асquis Сommunautaire – общее законодательное достояние стран ЕС). Возникает вопрос: насколько актуально для Беларуси если не участие в процессах глобализации, то хотя бы учет их – при разработке государственных программ и планов, при выработке принципов внутренней политики (экономической, финансовой, научно-технической)?

Казалось бы, есть основания занять выжидательную позицию: ведь чуть ли не на каждый «плюс» глобализации находится свой «минус». И посчитать мудрой сдержанностью руководства республики, добившихся закрытости белорусской экономики для иностранных капиталов. Вот эти основания:

• повышение «прозрачности» границ для иностранных капиталов, приток инвестиций означает в то же время ослабление патерналистской функции государства в отношении отечественных предприятий, какие-то потери в финансовой управляемости государства вообще, «долларизацию» («евроизацию»?) национальной экономики;
 • повышение роли международных организаций (политических, экономических, финансовых, общественных) неизбежно означает снижение роли государственного влияния на соответствующие процессы и, как следствие, потери в суверенности;
 • становление международной системы защиты прав человека снижает роль правозащитной функции государства, которое, как общественный институт, и было задумано для обеспечения безопасного существования граждан в обществе;
 • теперешний этап глобализации многие связывают прежде всего с транснационализацией, приводящей к «растворению» наций и государств в международных структурах.

К сдержанности, казалось бы, призывает и неоднозначность оценок глобализации. Так, некоторые российские аналитики считают, что «слухи о глобализации сильно преувеличены». В самом деле, формирование единого (глобального) рынка охватывает не более 20% населения планеты; английским, который считается мировым языком, пользуется лишь 7,6% населения мира, и доля «англоговорящих» даже уменьшается (в конце 50-х годов было 9,8%). (Для сравнения: на различных наречиях китайского языка говорят сейчас около 19% мирового населения).

Можно признать, что результатом глобализации является более эффективное использование ресурсов -- материальных (за счет трансфера самых передовых технологий) и человеческих (за счет «прозрачности» границ для квалифицированной рабочей силы). Но за всем этим, настаивают российские аналитики, стоит глобализм —идеология глобализации, отражающая интересы наиболее богатых западных стран. Некоторые даже считают, что понятия «глобализация» и «вестернизация» по существу совпадают, т.е. Запад хочет «навязать» остальным странам свои представления о демократии, об экономике, привить свои духовные ценности и образ жизни.

Подтверждением этой точки зрения служит то, что с течением времени в мире всё расширяется пропасть между самыми богатыми и самыми бедными. Сейчас 1/5 жителей планеты потребляет 86% совокупного мирового продукта, а на долю беднейшей части (около 1,3 млрд. человек) приходится не более 1,5% мирового дохода.

 Автор сделал попытку представить более надежную основу для оценки перспектив глобализации, дающую основания и для рациональной стратегии участия Беларуси в этом процессе.

Россия как белорусская проблема

Заявив о создании единого с Россией государства, руководство Беларуси по существу отказалось от проведения самостоятельной политики в отношении глобализации, переложив его на российское руководство. Отношение же России к этому процессу более чем неоднозначно и вряд ли в ближайшие годы станет более определенным. Там, например, очень сильна позиция, что Запад и Россия — это разные цивилизации. Из этого следует, в частности, что либеральная демократия — знамя "глобализующихся" государств — вовсе не "поднимает в атаку" на глобализацию российское население. Вот типичное рассуждение российского экономиста: "Демократия в той форме, о которой печется Запад и отдельные фигуры в России, нужна только очень небольшой части человечества. Основная часть нуждается в защите, порядке и справедливости". И даже: "Объективно мир идет к диктатуре" — из-за перенаселенности планеты, ограниченности земных ресурсов и необходимости жесткой кооперации производства. В России явственно слышны голоса тех, кто призывает к обращению к "традиционным ценностям русской цивилизации, на которых только и может быть основана стратегия возрождения России". Более того, жесткая установка президента России на усиление госконтроля в экономике находится в явном противоречии с либеральной идеологией глобализации.

Итак, установка на создание единого с Россией государства лишает Беларусь права выбора собственного варианта глобализации. Она может происходить только по меркам российским. Российские же мерки не все и не всем в Беларуси подходят. Пока не произошло слияния с Россией, у руководства белорусского государства, находящегося в цейтноте глобализации, еще есть выбор.

Если же такая перспектива развития событий народ Беларуси не устроит и призыв БНФ «Беларусь – в Европу!» будет массово поддержан, тогда станет актуальна денонсация союзных соглашений, продекларировавших создание единого белорусско-российского государства. Не исключен (и даже более реален) вариант, что денонсация не понадобится, поскольку эти соглашения, по известным причинам, все равно не будут признаны мировым сообществом. Острота цейтнота в таком случае спадет, но не освободит руководство Беларуси от необходимости выбора стратегии глобализации.

Глобализация может быть осознанным выбором для Беларуси

 В этом разделе в тезисном виде представлено обоснование такого вывода.

• Человеческая цивилизация – часть Природы, и связь человек--Природа будет становиться все очевидней по мере обострения экологических и связанных с ними проблем. По-настоящему глобализация пойдет лишь тогда, когда она станет императивом выживания человечества. Пока же императив в действие не вступил, поскольку жить еще «недостаточно плохо». Тогда, как подсказывает теория эволюции человека, будет брошен вызов глобальному интеллекту, и он в какой-то форме возникнет (хотя и не обязательно в виде «мирового правительства»).
 • Сохранение и развитие национального культурного достояния, по мнению автора, на ближайшем этапе глобализации станет не только технически возможным (речь идет о создании совершенных компьютерных программ-переводчиков), но и желательным. Будет востребована и белорусизация как процесс, увеличивающий культурное разнообразие общественной среды страны и обогащающий общемировой процесс глобализации. При этом у белорусской мовы появятся совершенно новые стимулы для ее сохранения и развития — она будет осознаваться как ценность для процесса интеграции, поскольку знание белорусского и русского открывает доступ к другим славянским языкам – польскому, словацкому, чешскому, болгарскому, сербскому, хорватскому.
 • Противопоказанием для успешного участия Беларуси в процессе интеграции является ее членство в СНГ. Это образование хоть и нежизнеспособно, но вхождение в него препятствует вступлению РБ в другие международные ассоциации. СНГ в мировом "организме" – это как жировик, «общение» которого с другими тканями-странами ослаблено или извращено.
 • Известно, что «денационализация», т.е. снижение уровня суверенности, – это процессы, сопровождающие глобализацию и делающие возможными ее приобретения (экономический рост, приобщение к мировому сообществу, разрешение глобальных проблем и т.д.). Поскольку Беларусь в этом преуспела гораздо больше многих государств, не входящих в "золотой миллиард" (им еще только предстоит обратная эволюция национального идентитета!), — то она имеет шанс в какой-то момент оказаться «впереди прогресса», а не позади. Можно и нужно было бы выстраивать национальную стратегию Беларуси под будущие императивы глобализации, с учетом этих издержек политики, имеющих шанс стать достоинствами.
 • Наличие квалифицированной рабочей силы, большой процент образованных людей позволяют сделать выбор для Беларуси в пользу информационно-интеллектуального варианта развития экономики.

Заразителен ли пример США?

Америка в конце тысячелетия в который раз преподнесла всем сюрприз. Речь идет о своего рода информационно-интеллектуальной революции, датируемой началом 1990-х гг., когда в США появились компании, поставивших на службу экономике все составляющие интеллектуального капитала – капитал человеческий, структурный и потребительский.

Взглянем на тенденцию повышения спроса экономики на интеллект с точки зрения Природы, частью которой человек по-прежнему является. Со времени появления животного мира его среда обитания постоянно усложнялась, и когда великое оледенение поставило вопрос выживания пралюдей ребром, им пришлось (кому удалось, конечно) использовать в выживании свой главный козырь – разум. Это и породило вид Homo sapiens. На уровне экономических организмов, которыми являются компании, усложнение их «среды обитания», т.е. обострение до некоторого предела конкурентной борьбы за рынки сбыта, означает не что иное, как создание привилегий для «разумных компаний». Так что если бы фирма, собираясь открыть у себя отдел интеллектуально-информационного менеджмента, захотела бы получить благословение Природы – «добро» было бы незамедлительно дано.

Появление таких экономических структур находится в соответствии еще с одной закономерностью эволюции живого на Земле – с распространением жизни на новые ареалы обитания, когда интенсивно идет видообразование. Компании, наращивающие свой интеллект, эволюционируют явно «по Дарвину», получая преимущество в выживании, занимая новые ниши на рынке товаров и услуг. Появление у них филиалов и «дочерних» фирм сравнимо при этом с созданием потомства. Даже процесс простого «поумнения» компании, без распространения на новые рынки сбыта, и тот имеет природный аналог – индивидуальное развитие мозга в течение жизни, т.е. обучение, накопление жизненного опыта. Что же дальше? Если интеллектуальных компаний будет достаточно много, то сама экономика станет интеллектуальной. Такой прогноз дается в книге Т.Стюарта «Богатство от ума» (Мн., 1998), в английском оригинале названной «The Intellectual Capital».

А теперь о том, чего там нет: там не обозначена перспектива возникновения и развития интеллектуальных государств. Подобная перспектива была представлена в концепции проекта «Беларусь -- интеллектуальная республика», разработанной и предложенной в 1992 г. на рассмотрение правительства общественным объединением «Белорусский интеллектуальный ресурс». Увы, «в верхах» интеллектуальный вариант развития Беларуси энтузиазма не вызвал, и первопроходцами мы не стали.

 Из сказанного следует достаточно убедительный вывод: демонстрации антиглобалистов, приуроченные к международным экономическим форумам, – это как акции протеста луддитов, ломающих станки, в период первых промышленных революций.

Подтверждением интеллект-информационной тенденции в экономике «от противного» может служить и банкротство могучего южнокорейского концерна «DAEWOO» в 1999 г. По-видимому, руководство «ДЭУ» и его партнеры не в полной мере учли тенденцию информационно-интеллектуального насыщения экономики, вложив слишком большие средства в материальные активы.

Возможно ли приобщение Беларуси к «умному бизнесу»?

Конечно, законы делаются людьми и ими же изменяются. Но пока в Гражданском кодексе Республики Беларусь прогрессивная тенденция -- снижение основных фондов компаний в связи с ростом интеллектуального капитала -- явно игнорируется. Там сказано (статья 99): «Уставный фонд общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть меньше размера, предусмотренного законодательством».

Следование глобальной стратегии экономического развития и внесение радикальных изменений в экономическую стратегию Беларуси позволило бы сыграть на «опережение». Для наших условий это изменение тем более радикально, что предполагает преимущественно частную форму собственности. Не 25% (оценка фонда «Стратегия»), как сейчас, а 85—90%. Иначе государству не разрешить проблему трудоустройства.

В самом деле, информационно насыщенные предприятия оказываются столь рентабельными, что им то и дело приходится освобождаться от всякого рода «лишних» фондов, в т.ч. и человеческих. Например, доля занятых в промышленности США постоянно уменьшается: с 34% в 1950 г. до 16% -- в наши дни (притом, что 1/3 от этих 16% составляют работники сферы информации – бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры). Процесс затронул и самых «продвинутых»: в 1996 г. крупнейшая телекоммуникационная фирма AT&T сократила число своих рабочих мест примерно на 40 тыс. Т.е. рабочая сила будет неизбежно высвобождаться, и без свободной частной инициативы масса людей не сможет найти себе применения. Малый бизнес, как наиболее оперативно реагирующий на изменения экономической ситуации, мог бы, при реальной поддержке государства, сыграть роль стабилизирующего экономику фактора, поглощая высвобождающиеся людские ресурсы.

Но у малого бизнеса есть потенциальные возможности сыграть в ближайшие годы еще более значительную роль, а именно роль пролагателя путей к информационно-интеллектуальному экономическому укладу, т.е. послужить для среднего бизнеса, для крупных государственных предприятий той экспериментальной опытной базой, которая смогла бы облегчить и стимулировать их собственное развитие. Иными словами, малый бизнес, ставший «умным», т.е. интеллект-информационным, при подходящим образом модифицированных правовых условиях способен стать катализатором экономического подъема всей страны, для которого не менее, чем рост ВВП, важен и рост конкурентоспособности. В комплексе этим была бы также создана и база для назревшего и перезревшего обновления основных фондов предприятий.

Первым шагом на этом пути могло бы стать введение на белорусских малых и средних предприятиях должности по информационному и интеллектуальному менеджменту.

 В условиях бедной сырьем Беларуси экономия основных материальных фондов и топливных ресурсов, которую демонстрируют самые экономически развитые страны Запада, становится едва ли не главным стимулом радикальных изменений структуры предприятий. В США, например, по Т.Стюарту, стоимость основных фондов всех добывающих и промышленных предприятий в 1982 г. составляла 62,3% от их рыночной стоимости, а в 1992 г. – уже только 37,9%. В акционерной стоимости компании Microsoft, всемирного поставщика операционных систем и программ для компьютеров IBM, основные фонды составили чуть больше 1% -- $930 млн. из $85,5 млрд. Уже появились организации, которые вообще не имеют никаких материальных средств производства. Например, Visa International как обычное предприятие со зданиями, оборудованием и т.д., не существует, хотя общая сумма ее сделок, заключаемых ежегодно, составляет около $300 млрд.

 С точки зрения американских бизнесменов, Беларусь – всего лишь небольшая агропромышленная фирма с бюджетом сравнимым с $10 млрд. Посмотрим, что для этой «фирмы» представляют собой советы Гордона Петраша, одного из первых директоров по интеллектуальным ресурсам, занявшего этот пост в корпорации Dow Chemical в 1993 г. Итак, по Петрашу, управление интеллектуальным капиталом Беларуси будет действенным, если пройти следующие 6 этапов:

 1. Разработка стратегии: определить, какие знания нужны на каждом предприятии, чтобы выйти на крутой подъем производства. (С этим у нас, пожалуй, справились бы – разобравшись в механизме рыночной экономики – а затем собрав его для дела).
 2. Сбор «разведданных»: как можно больше разузнать о стратегии и патентах реальных и потенциальных конкурентов. (Если иметь в виду внутренний рынок, то здесь просто – он не насыщен и конкурировать практически не с кем. Но конкуренты бывают и зарубежные, и тогда уже недостаточное информационное обеспечение может свести на нет даже хорошую стратегию. В каком-то смысле об этом свидетельствует и незаключенный контракт с нашим конкурентом-партнером «ДЭУ»).
 3. Сортировка: что из собственных патентов есть в наличии, что активно используется, что могло бы быть задействовано. (Белорусских патентов уже не так мало – свыше 1,5 тыс.; но изобретений, запатентованных за рубежом, отечественные заявители имеют лишь несколько сотен. Это означает, что выход наших интеллектуальных товаров на внешний рынок пока не может привести к значительным финансовым достижениям).
 4. Определение ценности: что из своих объектов интеллектуальной собственности стоит продать, а что выгоднее пустить в дело. (Расчеты потребуют детальной информации о внешнем рынке, так что этот этап преодолеть будет непросто).
 5. Инвестиции: выясняется, какие «пробелы» и «дыры» нужно «заполнить» финансами, чтобы получить преимущество над конкурентами. (В теперешних условиях Беларусь, когда главным «конкурентом» является государство и его фискальные органы, прохождение этого этапа будет заключаться в финансовой «скорой помощи», в «латании дыр», чтобы только остаться на плаву; но в отдаленной перспективе, когда частнопредпринимательская инициатива перестанет быть наказуема, пятый этап станет самым решающим для результата всей народнохозяйственной деятельности фирмы «Республика Беларусь».
 6. Формирование нового портфеля знаний: с учетом опыта прохождения этапов 1—5 формируется новая, очищенная и пополненная база знаний, позволяющая начать весь процесс с начала, на новом уровне информационно-концептульном уровне. (Это для нас – дело уж очень отдаленного будущего).

 Информация к размышлению: по результатам опроса директоров 80 крупнейших корпораций США, таких как Chemical Bank, Kodak, Hewlett Packard, подавляющее их большинство (80%) высказало мнение, что в их собственных организациях
 информационно-интеллектуальный менеджмент должен превратиться в важнейшую часть деловой стратегии (хотя пока лишь 15% могут похвалиться успехами в этом деле). Похоже, новая тенденция в мировой экономике затронет и Беларусь.

Проблема состоит лишь в рациональной организации информационных потоков и массивов: управляемых и пополняемых баз данных, банков спроса и предложений, коммерческой информации, информационных фондов открытого и ограниченного доступа. Открытость информационных массивов для зарубежных агентов дала бы, при грамотном представлении имеющегося интеллектуального капитала, не только постоянный, но даже, возможно, и растущий поток зарубежных инвестиций. Но еще прежде того «умный» малый бизнес, показав эффективность нового менеджмента, открыл бы себя для акционирования населению республики, имеющему на руках, по оценкам, не менее $2 млрд. не пристроенной к делу инвалюты.

Остается только добавить, что с проектом открытого акционерного общества «Белорусский рынок интеллектуальной собственности» такой план развития малого и среднего бизнеса вполне сочетается, тогда как – и это можно уверенно прогнозировать – намечаемый к сооружению под полным государственным патронажем вариант «Силиконовой долины» для «умного бизнеса» привлекательным не станет.

Опубл. в сер. 1990-х гг. в русско-белорусско-английском Интернет-журнале "Белорусская неделя"