Это было-было...

Лишевская Людмила Мирославовна
И на ум приходит
Время прожитое,
В сердце воскресает
Прошлое былое.
(Суриков, 1865)


В книге памяти с задумчивым вниманьем
Мы любим проверять страницы о былом...
(Вяземский)





На склоне лет охота к преувеличениям пропадает  (не нужна запятая) и  является непреодолимое желание высказать только правду, одну только правду.
(Салтыков- Щедрин)



О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: ИХ НЕТ,
Но с благодарностию: БЫЛИ.
(Жуковский, 1821)




Прабабушка Оля родилась в Нижнем Новгороде в позапрошлом веке, в 1875
году. Вышла замуж за чиновника. Родились 3 дочери (Лида ,моя  будущая
бабушка, - старшая).
 По состоянию здоровья прадеда Владимира семья должна была сменить
климат, и они переехали в город  ЛьГов, где прадед вскоре умер. Лиду
забрали в Нижний Новгород родители её отца (она очень походила на их
сына).
Дедушка Лиды был устроителем Нижегородской ярмарки, известной всему
миру. Баба Лида вспоминала, как она, 6-летняя, ездила с бабушкой в
карете на ярмарку, и та ей покупала пастилу, маслины и прочее, о чём я
и не слыхала в пору своего военного детства. Вскоре дедушка умер.
Бабушка наказывала внучке (моей бабе): "Лидуша, когда я умру, вот этот
сундучок с драгоценностями не выпускай из рук!" ...Умерла бабушка.
Сундучок украла прислуга. Лиду увезли во Льгов к матери и сёстрам.
Сёстры были недовольны и, как что, говорили Лиде: "Поезжай к своей
бабке!" "Как же они тебе такое могли говорить?!" - возмущалась
маленькая я. "- Ведь твоя бабушка умерла!"


Баба Лида окончила гимназию и стала работать учительницей начальных
классов. Рано вышла замуж за будущего отца моей мамы - Прокофия
Алексеевича Овсянникова. Человек он был порядочный, имел дом, работал
в госбанке бухгалтером.   Родились дети: Витя, ВАЛЯ(моя мама) и
Вовочка (умер во младенчестве).
   Витю маленького очень любили ( ещё
до рождения Вали), так как был он очень умненький и славненький
мальчик, и родители мечтали о том, чтобы у них родился опять сын,
похожий на Витю. Но, к счастью моему и, как впоследствии
оказалось, всех, родилась Валя, моя будущая мамочка. Через 2 года
появился на свет Вовочка.
Время было тяжёлое--голод.
ПрокофийАлексеевич работал в разных местах. Однажды зимой, возвращаясь вечером
с работы, пошёл, чтобы сократить путь , по замёрзшей реке и
провалился в прорубь...Еле выкарабкался, пришёл домой обледенелый и с
тех пор заболел. Врачи поначалу даже считали его симулянтом, а потом
оказалось, что у него туберкулёз позвоночника...     У него был
красивый голос ( маме моей голос передался по наследству). Он хорошо
играл на гитаре. Незадолго до смерти, сидя у окна, пел: <<Не для меня
придёт весна, не для меня Сейм
разольётся  , и сердце радостно забьётся не у меня...не
у меня..."
  Он умер. Вите было 4 года, Вале--2,  Вовочке--год.
Вскоре после смерти отца умер Вовочка. Баба Лида всю жизнь вспоминала,
какими "взрослыми" глазами смотрел на неё перед смертью сын...

ПРОДОЛЖЕНИЕ:  http://www.proza.ru/2012/08/17/952