Детские воспоминания

Лишевская Людмила Мирославовна
СЕЙЧАС МНЕ 80 ЛЕТ.


ТО,ЧТО я  помню из раннего своего детства САМА, а не по рассказам
близких мне людей.
Сколько мне--год? Чуть больше?   Моя люлька стоит у стены справа.
Проснулась после дневного сна. Никого нет. Встаю во весь рост, крепко
держусь за перекладину кроватки и громко плачу. Мокро, холодно...
Подходит баба Лида, обтирает меня,заворачивает в сухую пелёнку, берёт
на руки. Как хорошо!


Года два, наверное. Баба варит вареники и говорит мне, что сначала
надо есть суп. Что такое суп--я знаю, а вот вареники для меня что-то
новое.
"Суп!"---(баба Лида).
"Вареники!"---(я).
Чем кончилось, не помню. Наверное,заставили есть суп...



Говорить начала рано. Птицу называла "ПТИЧА", и помню почему: раз
"птиЧка", значит, "птиЧа".


Был у нас сосед--дядя Федя. Волосы у него были седые, поэтому я
называла его "дядя СЕДЯ" и была уверена в том, что права я, а не те,
кто меня поправлял.


В альбоме была фотография певца Шаляпина. Он был в шляпе. "Почему же
он "Шаляпин"? Надо--"Шляпин"!


Большую роль в моём воспитании сыграл отчим мамы--Николай Иерофеевич
Барабанов (дядя Коля). Бывало, подойду к нему (мне год или меньше),
обниму его ногу и прошу: "Дя  Ку,  упа!"   (Дя=дядя,  Ку= Коля, упа=
поднимите меня и подбросьте вверх! (Поднимая, он протяжно говорил:"
Ууу---пааа!).
(О ДЯДЕ КОЛЕ  - РЕЧЬ ВПЕРЕДИ).


Соску долго сосала. Меня стыдили,ругали, а я пососу-пососу её и спрячу
под подушку.
  Как-то смотрим с бабой в открытое окно. Под окном
бродят соседские куры.Баба говорит:"Отдам я соску петуху!" Она
замахивается, делая вид, что бросает соску. Куры разбегаются. "Всё!
Соску петух съел!"--говорит баба. Но я-то вижу её кончик в зажатом
бабином кулаке...Сделала вид, что поверила...


А наказывали меня так. Была у нас маленькая скамеечка. Провинюсь--баба
или дядя Коля:"Марш на скамейку!" Сажусь на скамейку,заливаюсь
слезами! Ведь САЖУСЬ, а не  становлюсь, ведь на СКАМЕЙКУ, а не в
угол,а всё равно обидно!!!


Как-то баба имела неосторожность проговорить такую частушку:
Нынче праздник--воскресенье,
Нам лепёшек напекут,
И помажут, и покажут,
А покушать не дадут!
Как пристала я к бабе:"Почему не дадут?!" Да в слёзы! Баба сама была
уже не рада,что проговорила эту частушку!



Эпизод из детства времён войны.
К нам во двор вошли несколько мадьяр. "Ждраствуйте!"--сказали они
и,прежде чем делать обыск,выстроили всех находившихся в доме, велели
поднять руки и нацелили на них (в том числе на маму, бабу, дядю Колю)
пулемёт. Я с другими детьми бегала по двору,ничего не понимая.. Искали
оружие ( своё охотничье ружьё дядя Коля заранее зарыл в погребе).
Нашли противогаз, отобрали. Велели опустить руки.  Нашли бы оружие--расстреляли...
Уходя, тоже  сказали:"Ждраствуйте!"



Читать научилась рано. Обычный заголовок газеты--"От Советского
информбюро". Дядя Коля заставлял меня читать по слогам: "От
Со--вет--ско--го   иформ--бю--ро..." Так и научилась.
С детства мне прививали любовь к чтению, к заучиванию стихов, причём
не детских, а хороших, настоящих. Дядя Коля, например, любил
Лермонтова:
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного-
Отдохнёшь и ты...
И другие, подобные этому,выучила до школы, в том числе и басен Крылова
не менее 10.

Лет в 9-10 написала стихотворение:

Кончились метели,
Небо стало чистым,
И звенят капели
Звоном серебристым.

И хотя бывает
Холодно порою,
Пахнет, право пахнет
Близкою весною!



По окончании 1 класса, в голодовку, дядя Коля на работе достал мне
путёвку в детский санаторий в Курске. На всё лето. Пол-лета
проплакала, в письмах просилась домой...
Когда мама привезла меня
домой, первый вопрос, который я задала бабе ,был такой:" Вы уже борщ с
картошкой варите или только из бурака?.."

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2012/08/17/937