Предназначение

Юрий Камалетдинов
Тяжелый автономный РБ-24-У строил типовой жилой модуль на семью из четырех человек. Из сопла РБ-24-У с шипением вылетала пенистая масса и прилипала к сетчатому каркасу, быстро высыхая на жарком воздухе. Внутри пыльного черного металлического корпуса РБ-24-У слышалось жужжание и клокотание. Очевидно, в нем и готовился необходимый для постройки материал. Если бы у кого-то было желание и хотя бы пара куриных яиц, этот кто-то мог бы приготовить себе яичницу на горячей поверхности РБ-24-У. Но поблизости желающих с яйцами не наблюдалось. Зато неподалеку трудился Р-Ст-9, аккуратно вплавляя стекла прямо в зияющие проемы модуля.
Внутренней отделкой жилья должен был заниматься РОт- 11; ранее так и происходило. Но, к сожалению, РОт- 11 был не слишком быстроходен и, однажды не разминулся с Р-В. У Рот-11 вышла из строя система оповещения и Р-В не был удовлетворен ответом на запрос свой-чужой. Сейчас Р-В находился примерно в полукилометре от строительной площадки РБ-24-У и методично разваливал построенные ранее модули. Тяжелые гусеницы Р-В перемалывали почву в удивительно тонкую мелкодисперсную пыль, которую в жарком воздухе легко уносил ветер. Со стороны РБ-24-У и Р-Ст-9 казалось, что Р-В периодически фонтанирует столбами пыли.
Вокруг простирался патриархальный строительный пейзаж. Кучи песка и гравия соседствовали с ямами, из которых были добыты. Тяжелые, жирные пласты глины лениво грелись на солнышке. Вдали возле Р-В кое-где выглядывали остовы конструкций, которые машина продолжала разламывать. Местами желтела пожухлая трава, уцелевшая от строительно-разрушительной деятельности техники.
В стороне от трудящихся машин возникла пара подростков. Они покрутили головами по сторонам, осматривая окрестности, после чего один сказал:
– Так, Витек, в какой год мы попали?
– В охренительно далекое прекрасное будущее, Серый. Пошли, посмотрим, что там за уродина скребется.
– Ты че, давай лучше издалека смотреть. Видишь, как она злобно песком кидается.
– Не ссы, Витек, ты когда-нибудь слышал про три закона робототехники?
– Ну, расскажи.
– Короче, эта дура нас трогать не будет, потому что ей этого делать не положено.
– Давай, Витек, сходи и объясни ей про три закона, а я пока тут постою.
Витек вручил Серому прибор и, по щиколотку увязая в рыхлом грунте, двинулся к Р-В. Чем ближе Витек подходил, тем больше он сбавлял скорость. Наконец, Витек счел расстояние оптимальным и крикнул:
–Эй!
Р-В, не реагируя, продолжал свой труд. Виктор подобрал небольшой камушек и запустил его в Р-В. Камушек радостно дзынькнул по корпусу Р-В и отлетел в сторону. Р-В взревел и покатил к Витьку.
– Стой, зараза! – скомандовал Витек, но Р-В то ли не понимал обращенных к нему команд, то ли ему было глубоко наплевать на три закона робототехники.
Когда Витек понял, что машина не собирается останавливаться, он повернулся и побежал. Но человеческие ноги оказались менее пригодными для бега в глубокой пыли, чем механические гусеницы. Р-В без особых проблем догнал Витька, схватил многофункциональным щупом и сунул под гусеницу. Витек слегка булькнул и превратился в грязный ошметок плоти.
Серый, забыв про прибор, который он держал в руках, также пустился наутек. Р-В начал преследование второго объекта. Во время бега Сергей понял, что ему что-то мешает бежать и заметил в своих руках прибор. Но включить его на бегу он был не в состоянии. Позади несся, подпрыгивая на грудах земли и щебня тяжелый Р-В.
РБ-24-У и Р-Ст-9 отвлеклись от своих обязанностей и высчитали кривизну и ориентировочную длину траектории преследования. Затем они наложили на местность свои возможные передвижения и определили, что успевают к месту действия.
…Р-В заметил, что на его пути движется Р-Ст-9, определяемый как машина, находящаяся под защитой, сбросил скорость и стал объезжать его по дуге. Р-Ст-9 воспользовался заминкой Р-В, вставил наплавливатель в щель между направляющими и траками Р-В и выплеснул содержимое резервуара с расплавленным стеклом. Гусеница встала и, продолжая работу второй гусеницей, Р-В произвел небольшой разворот и схватил захватом Р-Ст-9. Затем Р-В переключил действие захвата на сжатие и стал ожидать уничтожения Р-Ст-9. В этот момент подъехал более медленный РБ-24-У и залил быстрозатвердевающим раствором вторую гусеницу Р-В. Получив щупом по корпусу, но не пострадав сколько-нибудь значительно от этого РБ-24-У отъехал от Р-В. Р-В раздавил Р-Ст-9 окончательно, отбросил его и переключил передачу на низкие обороты. На правой гусенице словно раздался стеклянный взрыв, разбросав осколки и освобожденная гусеница начала вращаться. Левая гусеница вращаться так и не желала.
Сергей осознал, что его больше никто не преследует, отдышался, нажал кнопки на приборе и исчез. РБ-24-У подъехал к ближайшей куче гравия и стал загружать ее в себя для производства раствора. Сзади бестолково крутился на месте Р-В, постепенно закапывая себя в почву. Вплавлять стекла в жилой модуль было уже некому.