Герой и Цель

Михаил Хворостов
Можно сказать, что современный мир создан прогрессом и развитием человечества. Но можно сказать по-другому – современный мир создан многократными подменами и искажениями изначального мира. Причем подмены осуществлялись, прежде всего, на принципиальном, малозаметном на первый взгляд, но основополагающем уровне.

Рассмотрим лишь одну фигуру, существовавшую всегда, но искаженную в своем принципе – фигуру героя.

В современном мире, в его специфической матрице – образцовый герой представлен в голливудском кинематографе (где часто именуется “супергероем”), комиксах, компьютерных играх, популярных книгах и в прочем, что составляет ткань современной реальности. Кажется, что этот образ ведет свою преемственность от героев-предшественников, но это вовсе не так – он их невообразимое искажение.

Герой и Цель.

Фигура героя фундаментальна и не стоит пытаться кратко охарактеризовать ее суть. Но вполне возможно рассмотреть один принципиальный момент – отношения между героем и Целью.

Цель – это задача, к которой стремится герой на своем Пути. Эта задача располагается за границами всего повседневного, превосходит и определяет реальность, возводит внутреннее качество личности к вершине, реализуя сущность героя.

Тот, кто не состоит ни в каких отношениях с Целью – не является героем (хотя может иметь достойную склонность к героизму).

Изначальный герой совпадает с Целью. Цель в нем, и он в Цели. Каждое мгновение его жизни неизбежно сопричастно Цели и является частью Пути. Иначе и быть не может.

Условный “злодей” противостоящий герою – это вероятность отклонения Пути, которое, тем не менее, не может иметь фатальный характер. Это только лишь изгиб Пути, неизбежно ведущий к Цели, и потому “злодей” даже не имеет в глазах героя негативного качества.

Но в иную эпоху Цель удаляется от героя и теряет свое тождество с ним. Герой-Цель становится героем знающим о Цели. Его знание основано на Священном Писании и Предании, а не на личных догадках. Он следует Путем и в мгновение высшего откровения (до смерти или в ее момент) достигает и воссоединяется с Целью.

Однако вместе с героем меняется и суть злодея. Так как к выполнению высшей задачи героя ведет знание, а не непосредственный опыт Цели, злодей получает шанс ввести его в заблуждение, запутать лукавыми речами или коварными деяниями – не только отдалив от Цели, но и вовсе лишив возможности ее достигнуть. Такой злодей уже представляет опасность для героя, и потому получает в его глазах жесткое моральное осуждение, как сторонник дьявола, желающего погубить героя своими прямыми или хитроумными методами.

С наступлением эпохи Просвещения из мира изымается сверхмир, и перед героем остаются лишь ограниченные горизонты повседневности и узкие границы материального. Цель удаляется из мира, но без нее герой не может реализовать свою глубинную сущность. Не имея Цели, герой убежден – она должна быть. Он не знает о ней, но догадывается. Его догадки оформляются в империалистические и колониальные войны. Цели нет, но ее можно придумать или отыскать в государственной службе, революционных теориях и других видах героической деятельности.

Даже в XX веке, когда на пороге уже стоит иная эпоха, с иными перспективами для героя, он все еще сражается за свою догадку о Цели – за коммунистическую утопию или тысячелетний рейх.

Тот, кто имеет иные догадки о Цели – противостоит герою.

Но на закате XX века, очередной почти невидимый катаклизм, переворачивает и подменяет сущность искаженного мира.

Героический анти-герой.

Теперь стоит рассмотреть образ современного героя. Как пример можно взять супергероев популярного кинематографа и охарактеризовать их отношения с Целью.

Итак… супергерой. Кто он? Он тот же самый современный человек - нормальный обыватель и добросовестный гражданин, ничем не отличный от всех остальных. Его мнимое отличие, как правило, носит внешний характер (радиоактивные лучи, технические гаджеты, научные эксперементы), то есть в своей внутренней установке он не имеет ничего от героя, и его внутреннее качество нисколько не отличается от качества остальных людей.

Никакой Цели у него нет, и знать о ней он не хочет. Но в таком случае он обязан раствориться в массе прочих индивидов не имея с ними различия. Тем не менее, для всех очевидно что он “герой”. Почему?

Дело в том, что современный герой (“супергерой”) все-таки состоит в некоторых отношениях с Целью – он ее отрицает в лице злодея. Все повествование о его достижениях начинается и заканчивается тем что он помешал злодею, имеющему догадку о Цели.

В самом деле, на что была бы похожа, скажем, жизнь Питера Паркера (“Человек-паук”) если бы ему постоянно не подворачивались под руку злодеи? Обыкновенная жизнь студента со стипендией, подрабатывающего фотографом. Никакой Цели и даже намека на нее. То же можно сказать и обо всех прочих супергероях. При отсутствии злодеев – черепашки-ниндзя целыми днями бы поедали пиццу в канализации, Брюс Уэйн (“Бэтмен”) ходил бы на буржуазные баллы, Кларк Кент (“Супермен”) писал бы посредственные статьи для пустых газет.

Назвать их всех героями – невозможно, потому что у героя должна наличествовать Цель и Путь, а не просто склонность к спонтанному проявлению героизма.

Если сравнить, например, Чапаева (как образ советской парадигмы) с любым из членов фантастической четверки, то первый – несомненно, герой, т.к. имеет перед собой Цель и стремится изменить на ее основе реальность, в то время как вторые, лишь иногда демонстрируют героизм, а в целом существуют обыкновенной жизнью без стремлений.

Подводя некоторый итог можно заключить, что на исходе XX века, на стыке эпох, фигура героя раскололась. У “героя” оставшегося в центре мироустройства отпало стремление к Цели, и исчез Путь. Остался только внешний героизм в услужении бесцельному миру. Цель и Путь оказались переданы “злодею”.

Иными словами, произошла инверсия принципов и фигура героя оказалась в абсолютном противоречии с миром (ввиду того что новый мир отрицает его предназначение – Цель), за что он был оценен как “злодей”.

***

Художественные творения чаще всего рисуют супергероев – красивыми и моральными, в то время как злодеи чаще всего – уродливы, циничны, корыстны. Но все художественные наслоения следует вычесть из рассмотрения, чтобы понять эти фигуры в принципе.

Супергерой – не герой, а защитник мира лишенного высшего измерения и погрязшего в потреблении пустоты.

“Злодей” – это герой, попавший в условия, в которых отрицается его внутренний вектор, направленный к Цели. Учитывая, что только наличие Цели оправдывает существование мира в глазах героя, ему не чуждо желание разрушить этот мир. Не из какой-либо корысти, а лишь потому, что карьеры, успехи, отпуска, развлечения и прочие жалкие суррогаты смысла ни в какой мере его не привлекают.

Только если Цель вернется в современный мир (что автоматически будет означать его конец) злодей совпадет с героем вернувшись к утраченной целостности. А целостный герой обретет возможность взойти с бесцельного дна современности к вершине божественной Цели.

16.08.2012.