Суд. Часть 1

Юлия Крикунова
Представьте состояние 17летней  девочки, попавшей работать в областной суд. Даже не районный , хотя и туда было бы за  счастье. Здесь рассматриваются самые сложные дела, работают самые опытные и грамотные судьи, в конце концов тут всё свежевыкрашенно ,  паркет -  в общем красота.

В первый день работы председательствующий разъяснил мои  обязанности. Думаю должна справиться.
 Надо сидеть в приёмной ,  следить за посетителям, и параллельно  участвовать в процессах как секретарю судебного заседания
 
-Здорово ! Здорово! Здорово!
  Только бы справиться.  Буду очень стараться. Синдром  девочки отличницы не позволял легкомысленно отнестись к работе,  и я взялась со всем рвением.  Для начала изучила УПК ( уголовно процессуальный кодекс) . Почитала протоколы из архива. Много, кстати интересного узнала ,  но сейчас не об этом.

По окончании рабочего дня зашла в зал судебного заседания . Примерилась к месту  судьи , прокурора , адвоката .
-«Нет, судья, пожалуй,  круче. От него так много зависит.  Судья помогает восстановить справедливость , ищет правду . Это очень хорошая работа.»- Такая вот эйфория царила в голове наивной девицы в момент поступления на службу.

C обязанностями секретаря в приёмной  председательствующего   я  освоилась быстро. Как то  на глаз  научилась  распределять людей кого не пущать, кого выдержать ,  помариновать в приёмной , о ком срочно доложить,  а кого и препроводить, окружая улыбками и реверансами. И ведь никто не учил , где-то во мне глубоко сидит оно-  это низкопоклонство перед власть предержащими и хамство к тем кто безобиден.

 Жена шефа как то , как ей показалось незаметно зашла в коридор и продолжительное время наблюдала за мной . О. Она осталась довольна  моей деятельностью по охране душевного спокойствия шефа .
  Подошла.  Представилась.  Выразила  своё отношение. Симпатичная.

 C работой секретаря в приёмной я  справлялась  , а вот с написанием протоколов судебного заседания оказалось сложнее.  Скорость письма у меня очень высокая и я успевала дословно записать все показания. После небольшой обработки всё заносилось в протокол .  Подсудимые всегда были довольны моей работой , а вот судьи нет.
Другие девочки секретарши учили меня:
_-Да не заморачивайся  ты. Вноси в протокол  всё буквально так ,  как написано в приговоре и всё будет ништяк.
-Зачем тогда я там сижу?- недоумевала я

Девочки секретарши – сложный мир , Шеф запрещал мне заходить в секретарскую , оберегал мой моральный облик. Но запретный плод сладок и конечно мне хотелось пообщаться,  посплетничать,  найти подруг.

Подруг найти мне там не удалось. Внутренне они были настроены ко мне враждебно. Я заняла чье-то место,  которого долго  ждали.  Я была из мира блатных , которые получают не по заслугам , а по знакомству.  Сама таких не люблю.  Шеф  демонстративно опекал и выделял меня. Судьи были особенно предупредительны и тактичны . Ну какие чувства может всё это  вызвать у коллег.

 Но всё же они были добры и  иногда обучали меня жизни:
- По телефону информацию не давай Пусть придут . Потяни Занята там, обеденный перерыв скоро , адвокаты те в курсе . без шоколадки не подходят . а простых людей надо воспитывать.
Представляю себе состояние папы если б он увидел. что я так себя веду.

Основной особенностью работы были частые командировки . Дела часто рассматривались на местах,  так сказать показательные процессы. Областной суд рассматривает тяжкие и особо тяжкие статьи. Тогда ещё расстрельные. В секретариат приходили уведомления об исполнении высшей меры наказания.  Секретарши заходили к судьям и предлагали выпить за упокой , шутили так. Судьи воспринимали  это по-разному.  Женщины обычно переживали . Мужчины...

Один из судей имел опыт с посмертной реабилитацией расстрелянного  по его приговору  и больше не назначал расстрел,  говорил что это слишком хлопотно, писанины много.