Христианство - иная ли религия для евреев?

Ярослав Диордиенко
Родилась христианская религия в недрах иудаизма, как его логическое продолжение и завершение.  И первыми христианами были евреи.  Первой христианской церковью, основной, главенствующей, самой многочисленной (десятки тысяч!) была Иерусалимская.
Вначале, в 30-40-е годы I века, христианская община никоим  образом не отделялась от иудаизма.  Христиане по обычаю собирались в Храме, соблюдали установленные часы молитвы, ритуальные установления и все предписания закона Моисеева.
Единственное, что их отличало – это непреодолимое стремление доказать всем евреям, что умерший недавно на кресте, всем известный учитель Иисус из Назарета, в третий день воскрес из мёртвых.  Они ещё 40 дней общались с Ним, а затем Он в их присутствии, вознёсся на небо.  Они были очевидцами всей Его деятельной жизни.  Это не один - два человека, а сотни.  Кто мог их переубедить или заставить замолчать?  Они доказывали, что Он и есть, предсказанный многими Израильскими пророками, Мессия – Христос.
Но законоучители иудейские, будучи и очевидцами и участниками событий, не приняли Его, более того, объявили обманщиком и еретиком.  И вскоре стали посягать на жизнь eго свидетелей: казнили еврея Стефана – первого мученика христиан, арестовали ученика Христова Петра, убили родного брата Иисуса – Иакова.  Это имена, которые сохранила история.  А сколько их безымянных?  Такой поворот событий заставил многих христиан покинуть Иерусалим и пойти по разным местам Иудеи и Самарии.  Кроме того, Иерусалимская церковь посылалa своих миссионеров – проповедников и к язычникам.  Особенно ревностным апостолом язычников стал бывший фарисей Савл –Павел.  Он участвовал в побивании Стефана, затем по своей инициативе стал преследовать xристиан, пока его не остановил чудесным образом Сам Христос.   Павел с Варнавой и другими пошёл проповедовать евреям и язычникам в Малоазиатских городах, а затем и в Греции, и в Риме.
После разрушения Иерусалима (в 70 г. н.э.)и рассеяния израильтян по всему миру христианская проповедь достигла Египта, Эфиопии, Аравии, Индии, Армении, побережья Чёрного моря, Киева (Украина) и т.д. – таким образом к концу I века христианские общины состояли уже как из иудеев, так и из язычников.  Но современем христианство всё более понимало, что Ветхий Завет своё назначение уже исполнил, вся ритуальная часть его себя исчерпала, тем более, что Иерусалимский Храм был разрушен.  Закон буквы Христом был заменён и усилен законом духа, законом мотивации, совести.  Но, тем не менее, ещё долгие годы во II и III веке существовали и чисто еврейские иудействующие общины.
Но процесс размежевания шёл и к концу III века он не только осуществился, но христианство стало и отвергать иудаизм.  Это и предопределило ту несовместимость и даже враждебность, которая длилась практически до конца XX столетия.
Антисемитизм – открытая вражда на бытовом уровне, погромы, ограничения в правах на государственном уровне, гонения, изгнания евреев из своих стран, геноцид и т.п., периодически вспыхивали в Западной, а затем и Восточной ветвях христианства, сомкнувшихся со светской властью.
И протестанизм в своей начальной фазе не сумел преодолеть эту враждебность.  Известно, что Лютер, даже спустя уже десятки лет своей реформаторской деятельности, “пылал” ещё нетерпимостью к евреям.
Слава Богу, что всё-таки первыми и абсолютную нелогичность создавшихся взаимоотношений между христианством и евреями с библейских позиций осознали евангельские христиане последних столетий (особенно – славянские).  Они поняли, что это был огромный многовековый урон и для христианства и для евреев.  Евангельские христиане по своей духовной сущности не испытывали агрессивный вражды к евреям, особенно будучи сами гонимы.  Но тем не менее, до последнего времени сохранялось духовное противопоставление под “лозунгом”  “церковь – новый Израиль”.  Но такого понятия в Библии нет, и теперь, надо полагать, уже всe чётко осознают соотношение евреев и христиан.
Католицизм тоже в лице предыдущего папы Иоанна Павла II открыто признал свою вину перед еврейским народом и пошёл на сближение с иудаизмом.
Православие, по-моему, столь определённо и во всеуслышание этого ещё не сделало.
Весьма показательна в этом плане отношения к евреям статья Себастьяна, Вилар Родригез “Ошибка Европы”, напечатанная в испанских газетах и воспроизведённая в газете “Кстати” (#560 декабрь 2005, Сан Франциско, США).  Вот некоторые выдержки из неё.
“…Европа умерла в Освенциме.  Мы убили шесть миллионов евреев и вместо них привезли 20 миллионов мусульман.  В Освенциме мы сожгли культуру, мысль, творчество, талант.  Мы уничтожили избранный народ..., так, к нашему несчастью, мы заменили культуру фанатичной ненавистью, умение творить – умением разрушать, интеллект – отсталостью и суеверием.  Мы заменили миролюбие евреев Европы и их талант, выраженный в надежде на лучшее будущее для их детей, в их целеустремлённой жизнейстойкости благодаря святости жизни, - на фанатизм, тех, кто стремится к смерти, кто пламенно желает смерти себе и другим, нашим детям и своим.
Какую страшную ошибку совершила Европа! ”
Ради исторической правды уместно сказать, что и Западная и Восточная христианские церкви не породили антисемитизм – они его “приобрели по наследству предыдущих поколений.”  Но они подвели под него “духовную” базу.  А в сущности по откровению Божию – Ветхому и Новому завету, - таковой нет.  Это происки и инспирация вселенского зла, духа злобы – диавола.
И как уже упоминалось, евангельские христиане последних веков в общей своей массе осознали это первыми.  Да и как можно было не понимать откровение Божие, данное человечеству через искреннего еврея, открывшего его, это откровение, язычникам, апостола Павла?  Оно записано им в письме римским христианам ещё в 56 году нашей эры.  Приводим его с сокращениями.
    “Истину говорю вам во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь…
Итак спрашиваю: Неужели Бог отверг народ свой?  Никак.  Ибо и Я Израильтянин, от семени Аврамова, из колена Вениаминова.  Не отверг Бог народа Своего, который он наперёд знал…
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть?  Никак.  Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.  Если же падение их богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение моё; не возбужу ли ревность в сродниках моих и не спасу ли некоторых из них?
Ибо, если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?  Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.  Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя.
Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться.”  Хорошо.  Они отломились неверием, а ты держишься верою; не гордись, но бойся.  Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.  Итак видишь благость и строгость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён.
Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их.  Ибо, если ты отсечён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников.
И так весь Израиль спасётся, как написано: “придёт от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова: и сей завет им от Меня, когда  сниму с них грехи их.”  В отношении к благовестию они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.  Ибо дары и призвание Божие непреложны.”  Рим. 9:1-5; 11:1-2, 11-29.
Казалось бы, куда яснее?  И для христиан, и для евреев.  Всё это сказано в христианское время, но оно полностью созвучно с предсказаниями израильских пророков далеко до нашей эры.  Например.
“Вот Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот Он идёт, говорит Господь Саваоф.”  Мал. 3:1.
Это об Иоанне Крестителе (Ангеле Моём) Предтече, обезглавленном царём Иродом Антипой, и о Мессии – Христе (ангеле Завета).  И вот ещё пророчество.
“Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, - и обвёл меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.  И сказал мне: сын человеческий!  Оживут ли кости сии?  Я сказал: Господи, Боже!  Ты знаешь это…так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте…
Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь…
Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их.  На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один царь будет царём у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперёд разделяться на два царства.”  Иез. 37:1-5, 12-14, 21-22.
“А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.” Зах. 12:10
Мы живём в это историческое время, когда на наших глазах происходят предречённые процессы.
Казалось бы безнадёжно невозможные: из разбросанных сухих костей восстаёт народ и оживёт духовно, признав своего Мессию.
Очень знаменательно предсказание Иезекииля: “Не будут более двумя народами” – Иудеей и Израилем (после царя Соломона в 930 г. до Нашей эры): Сейчас это уже один народ – Израиль!  Не удивительно ли ?
Прошу также обратить внимание на слова: “воззрят на Него, Которого пронзили.”  О Ком это?  Разве Он не Тот, на Которого указывал ещё ранее пророк Исаия в своей загадочной (для евреев) 53-й главе?
“Он был презрён и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.  Но Он изъязвлен был, за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём и ранами Его мы исцелились… Ему назначили гроб со злодеями…” 
Именно это произошло в начале эры:
 “Итак пришли воины, и у первого (Христос был распят между двумя разбойниками, прим.авт.) перебили голени, и у другого распятого с Ним; но пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов (римлянин, прим. авт.) копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода.  И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.”  Иоанн. 19:32-35.
Кстати, именно этот человек является автором наиболее сложной книги Нового Завета – Откровения (Апокалипсиса).  И будущее человеческое сообщество показано ему в следующем аллегорическом образе:
“И вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию; Светило его подобно драгоценнейшему камню, как-бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых…
Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Христа, прим.авт.). ”  Откр. 21:10-14
Заметьте: двенадцать колен Израилевых (Ветхий Завет) и двенадцать Апостолов (Новый Завет).
Вместе.
Мы сделали этот краткий исторический экскурс, чтобы современные евреи знали, что подлинное, - без человеческих наслоений и искажений, - христианство никакая не иная вера для евреев.  Это их родная вера от начала и, главное, это их будущее.  И, видимо, уже не столь отдалённое.
Поэтому наблюдаемый ныне процесс сближения христианства (особенно, евангельского, фундаментального) с евреями это не происки людей.  Это веление времени.  Пришло время исполнения множества предсказаний Израильских пророков.  И евангельские христиане – просто орудие в руках Божьих.  Время Его работы с язычниками приходит к концу.  Он снова обращается к Своему избранному народу.
Это Бог открыл евангельским христианам сердечные глаза и вложил в их сердца любовь к своему избранному народу, даёт желание бескорыстно служить Ему.
Поэтому очень обидно, что у евреев бытует чрезвычайная неприязнь к христианам, и не только из язычников, но и к своим, евреям, которые уже приняли истинную суть вещей и событий.
Очень прискорбно, например, что ортодоксальные иудеи неверно истолковали посещение Израиля в сентябре 2005 г. христианским хором “Кредо” из Русской церкви евангельских христиан баптистов, West Sacramento, Калифорния США.  Будучи движимы любовью и соучастием к современной судьбе Израиля, интересом к древнейшей земле – родине общечеловеческого Спасителя Иисуса Христа, около 80 человек предприняли двухнедельное путешествие на Святую землю.  Они пожертвовали своим рабочим временем, своими личными средствами на проезд и проживание в Израиле, преодолели естественный человеческий страх перед неспокойной обстановкой в стране.  Долго готовились, разучивали еврейские песни на иврите, выражая тем самым уважение к народу и его культуре.
И когда предоставилась возможность дать концерт в доме культуры г. Бать-Ям 7 сентября, встретили страшную обструкцию со стороны религиозных евреев вплоть до чуть ли не физического насилия.  И всё это классифицировалось как “преступные злонамерения врагов нашего народа – миссионеров.”  Полицейским пришлось охранять гостей страны от хозяев.  И всё это вроде бы на почве Торы, на почве Священных книг Израиля.
Из приведённых выше мест Писаний (только некоторых из многочисленных!) следует, что пришло время преодолеть пролегшее веками взаимное недопонимание.  Жизнь доказала его несостоятельность и величайшую пагубность: евреи первого века угнетали христиан, христиане последующих веков – евреев.  Это не  что иное, как хитрость и успех сил зла, противоборствующих Богу через всю историю человеческого бытия.  И откровение Божие именно в том и состоит, чтобы люди поняли это, победили зло и жили по уставам Бога.  Общего Бога у иудеев и христиан.  Единого Бога.


Ярослав Диордиенко
12.04.05