Святость

Ярослав Диордиенко
...будьте святы, потому что Я свят.
1 Петра 1:18
      1. Терминология.
Большой толковый словарь русского языка (БТС) дает такое определение святости: святость - ...обладание высшим совершенством и сверхъестественной силой (Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. БТС. Санкт-Петербург. «Норинт», 2000).
Библейская энциклопедия Фритца Ринекера и Герхарда Майера определяет святость как нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное (Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. Русское издание. 1999).
Согласно Библейскому словарю Эрика Нюстрема, святость (евр. кадош) - отделение от всякого греха; святой - делающий только добро и ненавидящий зло («Мировая христианская миссия». Торонто. Канада, 1980).
Как видим, понятие святости многогранно. Основной его смысл - самый, самый, самый!
Святость – термин сугубо библейский. Но он трансформировался и в общечеловеческую речь как что-то высшее, совершенное, обособленное.
Применительно к нашим рассуждениям, мы в термин «святость личности» будем вкладывать следующий смысл: высшая нравственность, отделенность от всего безнравственного, нечистого, несправедливого, посвященность высшим идеалам.
Антонимом (т.е. противоположным по смыслу) святости является нечестие.
Отсюда следует, что любое отклонение от святости является грехом, скверной, подобно тому, как на чисто белом фоне любая цветная точка или пятно, тем более черное, уже является грязью.
2. Святость Божья.
Наш Бог - живой Бог!
«И сказал Господь Моисею: ...жив Я, и славы Господней полна вся земля» (Чис.14:20-21).
Бог наш есть Дух (Иоан.4:24). Он - Личность. И как Высшая Личность Он свят, как Сам сказал: «...Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят...» (Лев.11:44).
Говоря о святости Божьей, мы понимаем, что Он абсолютно свят. Он носитель высшей, абсолютной нравственности. Он - абсолютное Высшее Совершенство.
«Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1Цар.2:2).
Абсолютная святость Божья провозглашается серафимами троекратным «свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Это троекратное провозглашение, как и «истинно, истинно» Иисуса Христа (Иоан.1:51, 5:19 и др.), говорит об абсолюте: об абсолютной святости и абсолютной истине. Это значит, что объективно невозможно в Боге что-либо несвятое, безнравственное, нечистое, то есть греховное.
Такова Его природа, Его сущность. Она просто несовместима ни с чем скверным, нечистым. Поэтому все приходящее в соприкосновение с Богом должно быть чистым, освященным, посвященным, отделенным. И прежде всего человек - как духовная личность, как духовное естество.
3. Святость в Ветхом Завете.
Таким образом, совершенно логично непременное условие, предъявляемое к человеку, соприкасающемуся с Богом, чтобы он был свят. Требование Бога непреложно:
«Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят, и не оскверняйте душ ваших... Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:44-45).
Конечно, когда речь идет о святости человека, то подразумевается относительная святость, потому что природа человека по сущности своей изначально греховна, нечестива. Поэтому ему нужно приобретать святость.
Бог, формируя еврейскую нацию как носителя истинного богопознания в мире, особенно тщательно учил народ понятию чистоты, святости, отделенности, посвященности. Прежде всего Он избрал и отделил Себе Моисея, а затем и Аарона, брата его.
«И сказал Бог Моисею: так скажи сынам израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам» (Исх.3:15).
«И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4:16).
Еще в Египте Бог отделил центральный день в году - Пасху.
«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:14).
Уже будучи в пустыне, народ израильский получил от Бога заповедь отдыха - необходимость соблюдения субботы.
«...вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня» (Исх.16:23).
У горы Синай Господь объявляет Израилю, что Он избирает его Себе для исполнения миссии носителя истинного богопознания в мире:
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:5-6).
Для воспитания в народе благоговейного, благочестивого отношения ко святому Богу Он явил Себя им на горе Синай.
«И сказал Господь Моисею: пойди к народу и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню... И освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: не прикасайтесь к женам...» (Исх.19:10-15).
Бог велел очертить гору и предупредил, чтобы никто не порывался переступить черту,- это грозило смертью. Он дал нравственный закон Израилю, соблюдение которого освящало его, резко выделяло из всех остальных народов, обособляло.
«Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх.24:17).
Для постоянного общения израильтянина с Богом и соблюдения для этого необходимой духовной дистанции Бог повелел Моисею:
«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8).
Вначале это была скиния собрания, а впоследствии - Иерусалимский храм. Для служения в скинии, а затем в храме Бог отделил, выделил из народа священников.
«И возьми к себе Аарона, брата своего, и сынов его с ним от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне... Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: ...и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. И приведи также сынов его, и облеки их в хитоны, и опояшь их поясом, Аарона и сынов его...» (Исх.28:1; 29:1-9).
Бог учредил систему предметных вещественных условий, действий, цель которых всё та же: подчеркнуть святость Божью и необходимость чистоты и святости человека для общения с Ним.
Человек в греховной своей природе не может без ущерба для себя соприкасаться не только со Святым Богом, но даже с освященными предметами, о чем мы читаем в Священном Писании:
«Надав и Авиуд... принесли пред Господа огонь чуждый... И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Лев.10:1-2).
«И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими (Илий - авт.), Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (1Цар.2:34).
«...Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение...» (2Цар.6:6-7).
«И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5).
Интересен введенный Богом статус заклятия. Основной его смысл - отлучение, отделение от пользования или употребления чего-то человеком. Заклятое посвящается Господу, и только Он распоряжается им. Оно - Его. Поэтому противозаконно даже приносить в жертву заклятое. Это равносильно тому, как если бы взять что-то у Бога и принести Ему же в дар.
«Все заклятое есть великая святыня Господня» (Лев.27:2).
Таким образом, заклятие есть высшая форма посвящения кого-либо или чего-либо, и присвоение его человеком или пользование им смертельно опасно для него.
Итак, всё, что имеет отношение к Богу, должно быть святым: предметы, животные, люди. Бог не может соприкасаться ни с чем нечистым.
Все ветхозаветные ритуалы и установления даны были израильтянам, во-первых, чтобы не оскверняться и не грешить. Если же это происходило, то необходимо было очищаться от нечистоты и греха. И во-вторых, чтобы обособить, отделить народ израильский от всех остальных народов, сохранить его от ассимиляции и практического вырождения, как это произошло со всеми остальными народами.
4. Святость в Новом Завете.
Бог Нового Завета – это Тот же Бог. И условия общения человека с Ним нисколько не изменились. Они даже подняты на новый, более высокий уровень. Ап. Петр призывает:
«По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: “Будьте святы, потому что Я свят”» (1Петр.1:15-16).
А Иисус Христос подытоживает требования, предъявляемые Им к Своим последователям:
«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мтф.5:48).
«Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Петр.3:15).
Средства и пути освящения Бог в лице Сына Своего переносит из области вещественных, внешних атрибутов во внутреннюю область - область сердца, область духа человеческого. В 5-ой главе Евангелия от Матфея Иисус Христос поучает:
«Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем...
Еще слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше «да – да», «нет- нет», а что сверх этого, то от лукавого.
Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому...
Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас  и гонящих вас...». Мф. 5:27-48.
Подумайте, насколько возвышеннее новозаветные требования, насколько они благороднее! Но насколько они и труднее, т.к. противоестественны для нашей греховной природы.
Что же человеку нужно, чтобы быть в состоянии поступать таким образом? - Рождение свыше! (Иоан.3:3). И мы понимаем, что это процесс двухсторонний - человека и Бога: человек слышит Слово Божье, рождается вера; Дух Святой обличает во грехах, человек кается, вступает в завет с Богом путем крещения в воде, обещая Богу добрую совесть (1Петр.3:21), а Бог крестит человека Духом Святым, погружает его в тело Свое - в Церковь.
5. Совесть является носителем святости.
Какой же человеческий орган ответствен за святость человека? Это его дух, сердце; если конкретно, то такой атрибут его интеллекта, как совесть.
Именно совесть является носителем (индикатором?) святости. Она выполняет нравственно-контрольные функции, возбуждает мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2:15).
Поэтому единственной обязанностью человека в завете (договоре) с Богом является его совесть, добрая совесть (1Петр. 3:21), т.е. чистая, освященная.
Кстати, понятие совести появляется только в Новом Завете. А предсказано оно в Ветхом Завете следующими словами:
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его...» (Иер.31:31-33).
Поэтому в Новом Завете весь акцент в отношениях с Богом делается на дух человека – сердце, его совесть.
«Из сердца исходят... помыслы» (Мтф.15:19).
«Кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?»  (1Кор.2:11).
«Надобно повиноваться... по совести» (Рим.13:5).
«...от чистого сердца и доброй совести» (1Тим.1:5).
«...я всею доброю совестью жил пред Богом...» (1Тим.23:1).
«Благодарю Бога, Которому служ... с чистою совестью...» (2Тим.1:3).
«Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог... Если сердце не осуждает нас, то мы имеет дерзновение к Богу» (1Иоан.3:20-21).
«Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей» (2Кор.1:12).
«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).
6. Совесть человека воспитуема.
У человека, не рожденного свыше, совесть имеет ограниченные возможности. Она может быть искажена, порочна (Евр.10:22), осквернена (Тит.1:15). Человек может быть сожжён в совести своей (1Тим.4:2).
До сравнительно недавнего времени понятия «мораль» и «нравственность» были синонимами. Но сегодня их расхождение доходит до противоположности. Они стали едва ли не антонимами. Часто мораль доходит до полной безнравственности. И это касается не только мира, но и так называемого христианства, когда оно не воспитывает, не освящает свою совесть, а заглушает, оскверняет ее.
Совесть - это очень тонкий, чувствительный инструмент и, как концертный рояль, требует регулярной настройки. Поэтому Писание призывает:
«Имейте добрую совесть» (1Петр.3:16).
И не просто имейте, а подвизайтесь иметь! Это усилия, это труд, это жизненный подвиг. Апостол Павел говорил:
«...Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом  и людьми» (Деян.24:16).
Как же воспитывать совесть, очищать, освящать её? Есть только одно средство. Христос, наш Первосвященник, молил Отца Небесного:
«Освяти их истиною Твое; Слово Твое есть истина» (Иоан.17:17).
Только Слово Божье, Святое Писание - полный Божественный авторитет. Учение Христа, Его заповеди научают, очищают, делают нашу совесть доброй. Это эталон, образец настройки совести, подобно тому, как в измерительной технике эталоны и образцовые приборы служат для настройки и контроля технических приборов. Верность, степень точности технических приборов узнаётся только в сопоставлении с образцовым, для которого, в свою очередь, абсолютным мерилом служит эталон.
Святость проверяется в сопоставлении с заповедями Божьими, т.е. Его нравственными критериями. Это единственный совершеннейший источник и эталон нравственности.
Общечеловеческая нравственность, нравственность всех других религий мира – это производная Божественной святости единого истинного Бога. Первоисточником является иудео-христианская нравственность.
Закон свят, заповедь свята (Рим.7:12).
Эталоном для христианина является Сам Христос. Его святость как Бога абсолютна. Наша - относительна, но должна постоянно совершенствоваться, приближаясь к Его.
«Святой да освящается ещё» (Откр.22:11).
Требования к святости, к чистоте совести по мере служения должны повышаться, а не убывать. Снижение их - это регресс, падение христианина, потому что святость - это, по сути, нравственные требования, предъявляемые к самому себе.
Из технических технологий известно, что получение абсолютно чистого вещества (например, железа, меди, серебра, золота) технически невозможно, нужны спецусловия. Но насколько повышаются характеристики вещества по мере повышения их чистоты! Абсолютно чистые вещества обладают немыслимыми свойствами; например, то же железо не поддается коррозии даже в тропическом климате.
Аналогично и в духовном мире.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мтф.5:8).
«Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).
Итак, святость – условие, необходимое для достижения спасения, Небесного Царства, вечности с Богом.
Святости надо учиться, в святости надо упражняться, постоянно, так сказать, «повышать квалификацию». Свобода христианина - это жизнь по доброй, чистой совести.
7. Праведность святых.
Мы установили, что Господь Бог абсолютно свят. В Его естестве ничего нечистого нет и быть не может. Поэтому ничего нечистого, греховного Он и не может сделать. Он праведен и истинен (Втор.32:4), дела Его совершенны. Бог праведен абсолютно. Его праведность не отклоняется от Его святости ни на йоту.
В сопоставлении святости и праведности мы видим, что святость первична, праведность вторична. Она - производная святости.
Святость - нравственное состояние духовной личности.
Праведность - это реализованная святость.
Так как Бог абсолютно свят, то Он и абсолютно праведен.
Святость христианина относительна, следовательно, и праведность его относительна, причем не только в сопоставлении с праведностью Божьей, но и со своей личной святостью. Из-за своей греховной природы и постоянных притязаний диавола (это духовный закон, таковы объективные условия существования творения - человека) христианин не в состоянии стопроцентно реализовать в жизни свою святость. По неосторожности, по козням диавола человек «срывается» и не являет святости, как некогда произошло с Моисеем. Его духовный КПД (коэффициент полезного действия) заведомо меньше единицы. И вместе с тем праведность и только праведность является внешним выражением святости.
А праведность - это дела!
«Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1Иоан.3:7).
Только реальное поведение, реальные поступки, реальная жизнь христианина являются выражением его святости, состояния его совести. Все дела его формируются в сердце. Из доброго сердца (читай - совести) человек выносит доброе, из злого - злое (Лук.6:45).
Поэтому святые должны быть праведными. Они не могут быть неправедными. Они не могут грешить. Их жизненная установка - не грешить!
«Рожденный от Бога не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18).
В этом «хранит»  вся суть подвизания христианина «жить всею доброю совестью пред Богом» (Деян.23:1). В этом «хранит» состоит подтверждение, доказательство веры в Бога (Иак.2:17-22), веры Божьей (Мрк.11:23), нелицемерной веры (2Тим.1:5), праведности через веру (Рим.4:11).
Некоторые извиняют свои поступки тем, что мы живем не под законом, а под благодатью. Якобы это проще, это вольнее. Такая трактовка в корне противоречит словам апостола Павла, записанным в Рим.6:14. Под благодатью - это не значит «как-нибудь». Это не значит менее тщательно и скрупулезно. Наоборот, ещё тщательнее, ещё ответственнее, и не только и не столько внешне, сколько в духе, в сердце, в совести.
Праведность христианину так же необходима, как и святость. Во-первых, потому, что она является единственным истинным показателем (плодом) святости, а во-вторых, неправедные просто Царствия Божия не наследуют (1Кор.6:9).
«Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется (читай: будет неправедным), не благоволит к тому душа Моя» (Евр.10:38).
Поэтому следует считать сатанинской уловкой браваду тем, что «наша праведность - как запачканная одежда» (Ис.64:6),  «Нет праведного ни одного... все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:10-13,23), что «все мы много согрешаем» (Иак.3:12).
Эти места Священного Писания говорят не об извинении, не об оправдании человека, а о его катастрофическом положении. Это объективная истина о его духовном состоянии, говорящая о вечной гибели. Оставаться в таком положении ни в коем случае нельзя! Эти характеристики никак не могут быть взяты в оправдание нашего «несовершенства», наших «слабостей», нашего «характера», наших обстоятельств и тому подобных самоизвинений.
«...Как же мы будем спасены!.. Праведность наша - как запачканная одежда... Ты сокрыл от нас лицо Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших» (Ис.64:5-7).
«Возмездие за грех - смерть» (Рим.6:23).
«...отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лук.13:27).
Какой же выход из этого гибельного положения? - Святость и праведность рожденного свыше христианина! Иначе, «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:3).
«Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле... Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте... члены ваши в орудия праведности... Освободившись от греха, вы стали рабами праведности... Ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые... Ныне плод ваш есть святость» (Рим.6:12-29).
«...очи Господа обращены к праведным...» (1Петр.3:13).
Есть еще одна сатанинская уловка: чтобы уклонить христианина от его праведности, он пугает его «собственной праведностью». Дескать, у нас праведности нет и быть не может, Отец Небесный смотрит на нас через праведность Христа, мы сами по себе неправедны и это нормально(!), и лишь во Христе мы праведны.
Но к такому тезису можно прийти только при безграмотном прочтении Рим.10:1-10. Вывод из этого отрывка яснее ясного: «сердцем веруют к праведности», «близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры». Видите? В сердце, в совести - святой совести.
Вот почему человеку необходимо рождение свыше. Истинное рождение, а не имитация! Без рождения свыше мы ничего доброго (Иоан.15:5) делать не можем, зато плохое - в избытке.
Итак, собственная праведность - это видимость святости, потуги ее имитации: законничество, фарисейство, лицемерие, игра, притворство, корысть, честолюбие, тщеславие. Собственная праведность - это «добрые дела» при нечистой «движущей силе», при недоброй совести.
Таким образом, наша праведность должна быть подлинно нашей, от сердца, не показной и тем более не как запачканная одежда. Она должна быть чистой, белой, как виссон (отбеленная льняная ткань).
«Виссон же есть праведность святых» (Откр.19:8).
Но и в этом стихе лукавый человек тоже находит уловку: дескать, у нее, у жены Агнца, не было праведности, - ей было дано. Дескать, кем-то дано. Но праведность не дается автоматически кем-то, она достигается самим христианином. И речь-то здесь идет о том, что настало время, когда именно только такая одежда к месту - истинная праведность, праведность святых!
8. Благодатью вы спасены.
Следует обратить внимание на еще один спекулятивный прием сатаны, использующего вроде бы «доводы» Священного Писания.
«Мы не под законом, а под благодатью» (Рим.6:15).
«Благодатью вы спасены... не от дел...» (Еф.2:8-9).
Таким приемом благодать противопоставляется закону, делам, поведению христианина, т.е. его праведности.
Так ли? Конечно, нет! Потому что тут же апостол Павел говорит:
«Ибо мы - Его творение, созданы во Христе на добрые дела (праведность!), которые Бог предназначил нам исполнить» (Еф.2:10).
Встает вопрос: а каково же соотношение благодати и дел?
Мы знаем, что в Небесный Иерусалим «не войдет ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр.21:27), то есть только праведные. А истинно праведными могут быть только святые.
Но мы отмечали весьма важную истину, что святость и праведность святых относительна. То есть праведность, к сожалению, в силу указывавшихся причин иногда отклоняется от требований святости. В жизни святого прорывается грех. А сделанный грех неминуемо рождает смерть. Это осквернение, нечистота. А туда ничто нечистое войти не может. Это несовместимо со святостью Божьей.
Вот тут-то и работает благодать Христова! Бог Сам устраняет этот дефицит, этот недостаток Своей благодатью.
Истинно святой человек тонко замечает свои ошибки, согрешения и тут же исповедует их перед Богом, и Он прощает и очищает от всякой неправды (1Иоан.1:9), т.е. восстанавливает нашу праведность. И все это делает благодать: Бог имеет право и власть прощать грехи! И не только сделанные прежде, но и случающиеся в течение жизни святого, праведного человека.
«Ибо семь раз упадет праведник и встанет; а нечестивые (то есть несвятые) впадут в погибель» (Пр.24:16).
Поэтому, конечно, мы спасены благодатью. Истинно святой человек знает цену праведности, он знает, как трудно она достигается. И он никогда не будет гордиться собой, сознавая, что, в конечном счете, при всех наших стараниях (а они обязательны) «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16).
Благодать в явлении Иисуса Христа дает человеку возможность спастись от вечной гибели.
9. Святость, праведность и совершенство.
Новый Завет, кроме святости и праведности, требует от христианина совершенства.
«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мтф.5:48).
Совершенство определяет уровень святости и уровень праведности. Мы говорили об относительности той и другой у человека.
При этом сам собой напрашивается вывод, что у Бога имеется как мера святости и, следовательно, и праведности, так и мера беззакония (Быт.15:16; Езд.9:13; Иер.51:15; Мтф.23:32; Еф.6:8). Для истинного христианина постоянно существует опасность со стороны диавола, чтобы не соблазниться (Мтф.11: 6), не впасть в искушение (Мтф.26:41), не устоять в искушении (Иак.1:12), не утратить первую любовь (Откр.2:4), не перестать бодрствовать и трезвиться (1Фес.5:6), не утратить веру (2Кор.13:5), не обмануться (1Кор.6:9), не лишиться благодати (Евр. 12:15), не явить святости Божьей даже в самых великих делах, подобно Моисею (Втор.32:51), и так далее.
Вот почему мера совести, освящения должна постоянно достигаться, повышаться и поддерживаться.
«...праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр.22:11).
Это как высокие технологии, например, современное электронное производство: чистота помещений, воздуха, постоянная температура, белые халаты, стерильность, промывка деталей спиртом и т.п.
В Ветхом Завете это система чистых и нечистых предметов, вещей и, соответственно, система омовений, очищения и жертвоприношений, соблюдение дней, праздников, ритуалов и т.п. Все было предметно, скрупулёзно и тщательно. Это был «детоводитель ко Христу» (Гал.3:24). В Новом Завете этот уровень поднят из вещественных начал, буквы в духовную сферу: в осознанное богопознание и боговедение (2Петр.1:8, Ос.6:6), в духовную область (Иоан.4:24), сердце (1Иоан.3:21), совесть человека (Евр.10:22).
Мы знаем, что закон ничего не довел до совершенства (Евр.7:19), не смог сделать в совести совершенным приносящего (Евр.9:9). Это задача Нового Завета. Так в чем же она состоит? В том, чтобы чувства навыком приучить к различению добра и зла (Евр.5:14). Навыком! Постоянными упражнениями! Постоянной реализацией святости, своей совести в повседневной жизни, в делах, в праведности.
«Видишь ли, что вера содействовала делам его (Авраама) и делами вера достигла совершенства?» (Иак.2:22).
И Сам Христос, хотя Он и Сын, будучи в бренном, подверженном атакам диавола естестве человека, страданиями навык (натренировался) послушанию (Евр.5:8).
Поэтому у разных христиан на разных этапах жизни мера святости не одинакова. Строительный материал у всех разный: золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солома (1Кор.3:12). Но главное правило Нового Завета для всех остается незыблемым:
«Говорю так не потому, чтобы я уже усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим,  а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил.3:12-16).
Как видите, в святости, в собственной святости должен быть заинтересован каждый христианин. Заинтересован более, чем в самой своей жизни, здоровье, богатстве, благополучии, удовлетворении своих естественных физических потребностей. Нормальный, трезвый христианин не нуждается в постороннем понукании, принуждении к святости, в ее контроле. Это его собственная прерогатива. Это его собственный выбор. Это его личная автономная жизнь. Свобода от всех и вся!
Совесть человека никто из людей контролировать не может.
«Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого (его совести), живущего в нём?» (1Кор.2:11).
«Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1Иоан.3:20-21).
Итак, духовность человека – это уровень святости и проявление её не в броских, видимых, пусть даже сверхъестественных проявлениях, а в скрупулезной нравственности желаний, мыслей, слов, поступков.
Для истинного христианина норма - быть постоянно святым, праведным, совершенным. Это значит иметь добрую, чистую совесть, способную тонко замечать в самом себе любое нечистое желание, мысль, слово, поступок, и немедленно идти к Богу с покаянием в них.
«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Иоан.2:27).