119 Зарницы памяти. Допуск на сложный пилотаж

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[119й]////
ДОПУСК НА СЛОЖНЫЙ ПИЛОТАЖ

••>> Полёт на допуск
••>> Бочка, бочка, запятая... и головой о фонарь
••>> Любовь, ревность – в афоризмах и диалогах из кино

23 августа 1972 г. (среда)

Мы часто видим то, что не нужно бы видеть,
и абсолютно не замечаем того, на что стоило бы
обратить внимание.
      МЕЙДЗИН (Алексей ГУСАРОВ)

      На небе – ни облачка. А вот видимость ожидает быть лучше. Так по прогнозу. В Подмосковье пылают торфяники. Дым от пожарищ доходит уже до Полтавской области.
      Сегодня мне запланированы две контрольные зоны на выпуск в самостоятельный полёт на сложный пилотаж: одна – с командиром звена, другая – комэской.
      Господи! А давно ли меня выпускал Мельников в первый вообще полёт? Мой первый в жизни самостоятельный полёт по кругу... Такое впечатление, что это было в прошлой жизни!
      Садясь в кабину, тщательно поправляю противоперегрузочный костюм, а головку АД-5 после Самойченко перевожу в положение «максимум». Меня это уже засасывает, как наркотик!
      И полетели с Хотеевым. Ничего необычного. Всё те же глубокие виражи, великолепные бочки. И возбуждающие меня вертикальные комплексы. Отлетал с ним, и снова в зоне ко мне претензий не было, по СПУ кэзэ на связь даже не выходил. А вот на посадке я почему-то подвзмыл. И чего я хватанул так несоразмерно ручку?
      Вылезли из кабины.
      — Ты куда на посадке сегодня смотрел? — спрашивает Хотеев, вглядываясь в мои глаза. — Через лобовое стекло?
      — Да вроде бы нет, товарищ капитан.
      — А чего взмываешь?
      — Хотел, как лучше, помягче сесть! Колёса о ВПП раскрутить. Показалось, что подсеку и мягко сейчас сядет!
      — Так! Ты ничего не выдумывай! Не надо, как лучше! Садись так, как научен!
      — Ясно, товарищ капитан!
      — Сейчас быстро подготовь самолёт, комэск подойдёт. Надо быстрее слетать, а то видишь, дымку натягивает! Можешь не успеть!
      Подготовили самолёт (Саша Кириллов, его механик Олег и я) быстро. Даже Мельникова пришлось ожидать.
      Комэск подошёл, представляюсь.
      — Готов, говоришь? Хорошо! Выполняешь в зоне восьмёрку с креном 60, штопор левый – петлю – полупетлю вправо, штопор правый – петлю – боевой влево! И домой!
      — Товарищ капитан, а бочки?
      — Да, и бочки! После восьмёрки!
      Сели, запустили, порулили!
      Перед взлётной Мельников сказал своё стандартное:
      — Меня нет! Делай всё так, будто летишь сам!
      Обычное дело!
      Набираем высоту и уходим в третью зону.
      Восьмёрка... Во второй половине виража Мельников увеличивает крен и подтягивает ручку управления. Происходит так называемое «зарывание», когда самолёт опускает ещё и нос.
      — Исправляй! — командует комэск.
      Я попускаю ручку и прибираю крен, подтягиваю нос Эла к горизонту. Затем устанавливаю заданный крен 60 градусов.
      Из задней кабины капитан передаёт погоду на СКП: она явно ухудшается. Дымка уже на подходе...
      Выполняю левую бочку... Вывел в горизонтальный полёт...
      — А по запятой ручку вести на бочке тебе никто не показывал? — спрашивает командир эскадрильи.
      — Нет! А как это?
      — Ну, попробуй!
      Делаю задир. Скорость... А сам думаю: как это – ручкой управления по запятой?
      Даю РУС вправо, когда самолёт перевернулся кверху брюшком, сую ручку управления по крену слегка к нейтрали и чуть отдаю от себя! Я просто представил, что запятая объёмная, с кружком! Но от этого мы... замедляем вращение и повисаем на ремнях! Сзади слышу характерный удар, будто дерево о дерево (это свободно притянутый к креслу ремнями комэск головой звезданулся о фонарь) и соответствующий моменту угадываемый мной мат. Правда, не по СПУ!
      Тут же ручкой по борту полностью вправо возвращаю Эл в горизонтальный полёт. Жду реакции командира эскадрильи. Она незамедлительно последовала, но гораздо мягче, чем ожидал:
      — Еб*т твою! Не надо по запятой! Делай, как умеешь!
      Фух!
      — Давай штопор!
      Прибираю оборотики, задираю носик самолёту, слежу за скоростью... А потом подсёк ногой. И пошли вращаться влево! После третьего витка устанавливаю рули нейтрально. Даю обороты и разгоняю Эл к высоте два километра. У меня уже, как у собачек Павлова, выработался инстинкт: у них при звоночке выделяется желудочный сок, у меня перед началом вертикальных фигур внизу уже начинает вставать и твердеть. И мне это откровенно нравится!
      И потянули, потянули, потянули на петлю-ю-ю!.. Хотел, было в этом месте пропустить физиологические подробности… Но тут чувствую, как сзади подхватывают ручку, перегрузка резко увеличилась, самолёт даже слегка задрожал, выходя на закритические углы атаки. И от этого ППК ещё сильнее придавил мою эрогенную зону – мой любимый живот с соответствующими моими ассоциациями, в трусах сразу стало неимоверно твёрдо, тут же очень часто запульсировало. Почувствовал: подходит оно самое! И я понял, что кончаю, что сейчас оскверню свои курсантские трусы и комбез!
      Не знаю, завершилось бы это всё оргазмом или нет, но слышу по СПУ:
      — Исправляй!
      Видимо, это меня и спасло! Я впялился в приборы, отвлекая своё внимание от ощущений внутри себя!
      Что исправлять? А, перетяг ручки! Мы как раз проходим угол 90 градусов! Слегка отдаю ручку управления от себя (ППК давление ослабевает) и затем продолжаю выбор слабины... Выбираю, выбираю... Увидел горизонт. Идём без крена. Хорошо! Но какая будет скорость в самой верхней точке? Мы же... он же перетягивал ручку...
      Вверх колёсами кладу Эл на горизонт... Скорость? 230 км/ч! Маловато! Обороты не трогаю с максимального режима, продолжаю слегка подкручивать самолёт, прошли линию горизонта... Всё ещё держу максимал... И когда стрелка на КУС показала заданные 250, прибираю оборотики и создаю перегрузочку четыре. Не резко – на раз-два-три...
      Нет, сегодня кончать в полёте от ППК, пилотажа и перегрузки я явно не желаю! Может, когда-нибудь один раз ради интереса! А сейчас контрольный полёт на допуск...
      Пока пикирую, левой рукой нащупываю головку АД-5 и передвигаю её в положение «минимум»!
      Из пике выходим на 550 км/ч и высоте 2150! Отлично! И потянули, потянули раз-два-три!
      Только пилотаж! Никаких ощущений!.. Приборы!.. Параметры!.. Не будем рисковать внешним видом и гигиеной!
      В верхнюю точку выходим на заданной скорости. Выворачиваю самолёт в горизонтальный полёт...
      Так. Отдышался. Накреняю самолёт, чтобы свериться с нашим местоположением. Это тоже оценивается инструктором, этот параметр называется «Сохранение своего места в зоне». Опа! Отошли на восточную окраину. Отыскиваю центр зоны и направляюсь курсом к нему.
      Снова прибираю обороты, уменьшаю скорость для ввода в штопор. И пошли!
      Закрутилась перед нами земля в правом штопере! Нос самолёта то задирается, то опускается... Но красиво, чёрт возьми!
      — Выводить думаешь, нет? — интересуются по СПУ.
      Не только думаю, а вывожу! Ставлю рули нейтрально, увеличиваю обороты двигателю и прижимаю Эл в угле пикирования, разгоняя его до заданной скорости.
      И пошёл на петлю! Как ощущения? На минимуме давление в камерах костюма послабее! Но всё равно! Отставить! Меньше ассоциаций! Не дай бог он снова введёт отклонение! И смеху будет на всю стоянку и на всё училище! Я даже шепчу под маской:
      «Курс 30 – АГД – скорость – АГД – высота – перегрузку можно не смотреть, и так всё стало деревянным и подёргивается, можно чуть попустить – АГД – где ты, горизонт? – скорость – высота – горизонт, идём без крена! – отлично будет! – скорость...»
      Проходим линию горизонта на увеличенной от заданной скорости – 270, высота – чуть ниже 4000 м! Поэтому перегрузочку чуть увеличиваю и закручиваю самолёт посильнее. Мой внутренний акселерометр тут же отреагировал своим согласием, однако давление в костюме поменьше, поэтому и он уже не так интенсивно хочет вырваться из брюк. И это обнадёживает!
      Прибираю обороты и потянул на вторую часть петли!
      Сзади вмешиваются в управление и перетягивают ручку. Моё возбуждение от перегрузки выросло, хотя и не критически, и снова Эл задрожал всем своим естеством.
      — Исправляй!
      Попускаю ручку, слежу за скоростью. Вывел на положительные углы пикирования. Но вижу, что к 2000 метров скорость ну никак не станет 550! Где-то на исправлении я больше секунд потратил с меньшей перегрузкой. Пораньше даю максимальные обороты. Всё равно вывожу в горполёт. На высотомере – ровно 2000 метров, а на указателе скорости – 520 км/ч! И я разгоняюсь в горизонтальном полёте… Разгоняюсь, разгоняюсь... Какой курс? 210! 30 плюс 180... Как раз 210! Ух ты! Строго в одной плоскости выполнил петлю!
      550 на указателе и пошли-и-и-и-и!
      Увеличиваем угол тангажа и одновременно крен по АГД, тянем-потянем на боевой разворо-о-от! Крен 60... Хорошо потянули! И приятно... Опять? Да когда же вы все уже на еб*тесь! Никогда! Так, об этом потом!.. Перегрузка максимальная... Подкручиваем... Силуэтик АГД перевернулся... На его указателе крен 120°! Подкручиваем... Кладём на горизонт. Попускаем... Скорость? 260!
      Выводим в горизонтальный полёт...
      — Какой у тебя курс?
      — Эээ... 10 градусов...
      — А чего не докрутил до 30? Боевой разворот, это разворот на 180!
      — Учту!
      — Домой!
      — Понял!
      Возвращаемся на аэродром.
      Чуть не подрассчитал и посадку выполнил слегка с перелётом. Зато мягко и аккуратно.
      На рулении задумался о своих ощущениях в зоне, когда на комплексе чуть не отхватил оргазм! А «предтеча» его была приятной!.. Интересно, приборы я бы тогда видел, продолжал бы пилотировать? Или на десяток секунд унесло бы меня в рай?
      А вот любопытно, если бы я в полёте сейчас получил сексуальное наслаждение и кончил... Не от мастурбации, кстати, – я ведь до члена даже не дотрагивался! От пилотажа и перегрузки! Кто кого поимел бы тогда – я ППК или ППК меня?
      От этих мыслей у меня в трусах почти сразу всё задеревенело, я ощутил прилив чего-то там в мошонке. И не опускается, гадёныш! Ну, что тут сделаешь? Стоит, как вкопанный!
      Зарулили. Комэск вылез из кабины, как только выключили движок. А я начинаю помедленнее выпутываться из системы и привязных лент катапульты, чтобы внизу всё пришло в норму.
      Саша, поставив распорку на откидную часть фонаря, как всегда склонившись, интересуется работой матчасти. И вдруг удивлённо, без улыбки:
      — Ого! Юрик, Юрик, Юрик! О чём ты, шершенёк, думаешь в полёте!
      Я просто не успел прикрыться, а ремни парашюта не дали мне возможность спрятать ЕГО за складками одежды. И под брюками комбеза топорщится внушительный бугорок.
      — На кого встал?
      И нахально так заглядывает в глаза и лыбется скворец! Ждёт, значит, что я в смущении их опущу, взгляда его не выдержу. Не мигая, гляжу ему в самые зрачки и смеюсь:
      — Не волнуйся, не на тебя!
      — Это радует!
      Сашок щёлкает меня по носу:
      — Если у тебя так в воздухе, то за твою потенцию на земле я спокоен! — тихо говорит он. — Повезло Лиде!
      — С Лидой всё закончено! — вздыхаю я.
      Поправляю свой утешитель параллельно животу под пуговичку штанов комбеза, одёргиваю куртец и начинаю вылезать из кабины. Чтобы не привлекать к своему состоянию внимания посторонних, вниз себе не смотрю.
      Саша рядом. Стоя лицом к самолёту, тихо спрашиваю его:
      — Саш, не видно?
      — Не, нормально!
      — Отлично!
      Подхожу к Мельникову:
      — Товарищ капитан! Разрешите получить замечания за полёт?
      — Идём!
      И мы порулили в сторону лётного домика.
      — Ну что... Пришли в зону правее центра, за местоположением во время пилотажа не смотришь! Пилотируешь на границе зоны. Кто будет за этим следить? РСП?
      — Понятно, товарищ капитан! Буду за этим следить!
      А мой ренегат уже начал принимать успокоительную форму и из вертикального положения плавненько опускаться вбок. И недвусмысленно выпирает у левого бедра. Во, картинка сейчас будет!
      И тут, как назло, навстречу со своим инструктором идёт Сашка Котиевский. Сейчас, если, не дай бог, сволочь,  заметит, снова увижу его кривую усмешку. Но не должен же, не должен!
      Я спешно сую левую руку, но не в карман, а в прореху рядом с ним, которая имеется в комбезах у всех, через которую достаём шланг ППК. Через трусы зажимаю ЕГО и чуть опускаю. И делаю это вовремя. В любом случае рука якобы в кармане замаскировала всё. И Котяра, мимоходом оглянув на меня с ног до головы, остаётся без своей сладкой ухмылки! Да ему, наверное, не до этого! Он что-то рассказывал своему «шефу». Но мой выпирающий «шланг» поперёк бедра мог, сучка, и приметить!
      Даже не знаю: то ли радоваться своим эрекциям в полёте, то ли огорчаться им?.. Потом решил, что, не смотря на небольшое неудобство в некоторых случаях (как, например, сейчас, с Котярой), это мне по большому счёту – не помеха. Даже если я один такой «на весь крещёный мир», кого возбуждает работа ППК при больших перегрузках! Это же здорово, что я чем-то отличаюсь от других! И плевать мне на то, что у кого-то маленький, тонкий или не стоит!
      А Мельников продолжает:
      — Чего с перелётом садишься?
      — Скорость чуть с запасом разогнал, боялся с вами до полосы не сесть!
      — А чего бояться? Если к точке выравнивания подошёл на скорости 200, никуда он не денется, сядет у посадочного «Т»! Бояться нужно, если у тебя скорость 190!
      — Учту, товарищ капитан!
      — Полетишь сам, и чтобы тебя не гоняли по небосклону командами РСП: «Кручинин, вернись в центр зоны!» Ну и садись, где положено, а не рядом с локаторами посадочной системы!
      И заметив мой недоумённый взгляд, добавляет:
      — Это я утрировано! Неси свою лётную книжку!
      Смотался в класс. Из экипажного чемодана достаю книжку, приношу комэске.
      Он расписывает проверку:

      «Подготовка к полёту – в полном объёме. Маршрут в зону и из зоны – правильно. Взлёт – отл. Набор высоты – отл. Виражи с креном 60 – хор. Бочки...»

      В этом месте перо Мельникова замерло над бумагой. Левой рукой он потрогал лоб сверху-слева, воспоминания заставили его ненароком поморщиться и продолжает писать:

      «Бочки – хор. Петли Нестерова – хор. Полупетли – хор. Б/развороты – хор. Вводимые отклонения на фигурах пилотажа замечает своевременно, исправляет грамотно. Сохранение места в зоне – хор. Заход – отл. Расчёт – хор. Посадка – хор. Действия рулями – координировано. Осмотрительность – полная. Эксплуатация матчасти – грамотная. Радиообмен – установленный. Общая оценка – хорошо. Разрешаю самостоятельные полёты в зону на сложный пилотаж. Командир аэ: к-н Мельников».

      Он закрывает мою лётную книжку и с улыбкой говорит:
      — На «отлично» летает только господь бог! Да и то вряд ли, потому как его нет!
<<•>••<•>>

      Хочешь-не хочешь, а в ОК зайти пришлось.
      Поздоровался. Лидия на моё появление не отреагировала. Оксана сказала «Привет!» И посмотрела на подругу. Я сдал бронированную кассету с плёнкой своего полёта в окошко, расписался в журнале. И вышел в коридор.
      Следом вылетает Оксана.
      — Юр, что ты устраиваешь истерики?
      — Истерики? Кто тебе сказал?
      — Ну, не истерики! Это я не так выразилась! Но ты меня понял! Я не знала, что ты такой чистоплюй!
      — Чистоплюй? — поднимаю я бровь. — Из чего это следует?
      — Я вижу! Из ничего создал огромадную проблему! На пустом месте! С Галагой у Лиды ничего не было!
      — Оксана, что ты от меня хочешь?
      — Я хочу... Ты же её толкаешь в его объятия!
      — Может быть! — неопределённо проговорил я. — Это всё?
      — Дурак ты, Юра!
      — Может быть... — повернулся и пошёл к выходу…

      Вдогонку:

      ••>> — Как развратничать, так он – Казанова! А как отвечать, так он – Вини-Пух.
                Из худ. к/ф-ма «Ботанический сад»

      ••>> — Переживать неудачи в любви можно по-разному! Кто-то теряет веру, кто-то просто ждёт, что жизнь наладится сама собой. Кто-то развивает бурную деятельность по исправлению собственных ошибок. Но какой бы путь ты не избрала, тебе не избавиться от вопросов: должна ли ты простить его? Должна ли ждать? Должна ли дальше надеяться, что однажды всё будет хорошо? Вопросы прибывают! Вопросы могут мучить тебя многие годы. Только любовь разрешает все сомнения. Но для того, чтобы понять это, любовь надо потерять!
                Из худ. сериала «Краткий курс счастливой жизни»

      ••>> — Меня создали с полным спектром эмоций: радость, преданность, горе... Почему не любовь?
                Из америк. худ. сериала «Андромеда»

      ••>> — Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
                Михаил БУЛГАКОВ, «Мастер и Маргарита»
<<•>••<•>>

      ...Но слетать самостоятельно в зону на сложняк сегодня не получилось. Московские дымы, ухудшая видимость, подошли к району полётов...

<•>> >> Victurus agimus semper, nec vivimus nunquam {1}  <<•

  [+] Ревнивцы вечно смотрят в подзорную трубу, которая вещи малые превращает в большие, карликов – в гигантов, догадки – в истину.
      Мигель де СЕРВАНТЕС
<<•><><•>>
  [+] Страсть и безумие стояли рядом задолго до классической эпохи. Стоят и сейчас, и, по-видимому, будут стоять и впредь.
      Поль Мишель ФУКО
<<•><><•>>
  [+] Ни в коем случае нельзя привлекать к себе внимание с помощью ревности. Напротив – демонстрируйте верность.
      Юрий РОГОЗИН, «Фехтование на нервах»
<<•><><•>>
  [+] Отелло рассвирепело и убило Дездемону.
      Из школьных сочинений
<<•><><•>>
  [+] ...Я не ревную бывших. Мама с детства учила меня отдавать старые игрушки, тем, кому повезло меньше...
      Кто-то из современников
<<•><><•>>
  [+] Мы не можем вторично любить тех, кого однажды действительно разлюбили.
      Франсуа де ЛАРОШФУКО
<<•><><•>>
  [+] Я думаю, что хуже, чем жёсткость сердца, может быть лишь одно качество – мягкость мозгов.
      Теодор РУЗВЕЛЬТ
<<•><><•>>
  [+] Никогда не добивайся слишком большой любви.
      Марк Валерий МАРЦИАЛ
<<•><><•>>
  [+] Для большой любви нужно большое дыхание.
      Г.Е. НИКОЛАЕВА
<<•><><•>>
  [+] — Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...
      А.П. ЧЕХОВ, «Вишнёвый сад»
<<•><><•>>
  [+] — Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
      Лев Николаевич ТОЛСТОЙ, «Война и мир»
<<•><><•>>
  [+] — И как это любить двух? Двумя разными любвями какими-нибудь?
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Идиот»
<<•><><•>>
  [+] — Ревность – жестокое чувство, оно выжигает всё своим огнём.
      Из англ. сериала «Мисс Марпл. Забытое убийство»
<<•><><•>>
  [+] — Если мужчина способен представить свою жену мёртвой, чем неверной, он способен на всё!
      Из худ. сериала «Мисс Марпл. Забытое убийство»
<<•><><•>>
  [+] — С точки зрения физиологической, для любви надо нанимать отдельную квартиру.
      Их худ. к/ф-ма «Дама с собачкой»
<<•><><•>>
  [+] — А мне станет лучше? Боль пройдёт?
      — Боль и не должна проходить! Это и значит – быть живым!
         Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<•><><•>>
  [+] — Это что такое?
      — Вероятно, инстинкт размножения.
      — Любовь... вероятно...
         Из худ. к/ф-ма «Любовь и голуби»
<<•><><•>>
  [+] — Любовь – это потребность в продолжении человеческого рода и только!
      Из худ. к/ф-ма «Тело в любви»
<<•><><•>>
  [+] — Сочинили сказочку про любовь. А её-то как раз нет, любви-то!
      Из худ. к/ф-ма «Девчата»
<<•><><•>>
  [+] «Помоги мне! Помоги мне!
      В желтоглазую ночь позови!
      Видишь, гибнет,
      Сердце гибнет
      В огнедышащей лаве любви!»
         Песня из худ. к/ф-ма «Бриллиантовая рука»
<<•><><•>>
  [+] — Живые мощи! Погибает человек!
      — Корней Петрович, вы когда-нибудь любили?
      — Да ладно! Тихо! Тихо!
         Из худ. к/ф-ма «Матрос с “Кометы”»
<<•><><•>>
  [+] — Смеётесь надо мной?
      — А вы? Да я вас вижу второй раз!
       — А я второй год наблюдаю за вами! За каждым вашим шагом!
      — Значит, я ошиблась! Вы не Дон-Жуан, а Шерлок Холмс!
      — Я – рядовой матрос! И люблю вас!
         Из худ. к/ф-ма «Матрос с “Кометы”»
<<•><><•>>
  [+] — Ты это делаешь, чтобы поразить самок, Тир? Я потрясена!
      Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<•><><•>>
  [+] — Хитростями да магнетизмом счастья любви не добьёшься!
      — Но тогда скажите, как достичь его?
      — Не знаю. Если бы знала, сама была бы счастлива.
         Из худ. к/ф-ма «Формула любви»
<<•><><•>>
  [+] — И что теперь нам делать?
      — Очень просто! Ищите любовь!
         Из худ. к/ф-ма «Любовь в большом городе»
<<><•><><•><>>
____________________
      {1} Victurus agimus semper, nec vivimus nunquam (лат.) – Мы всегда собираемся жить, но не живём никогда. (Из Манилия)