Амазонка, пророка - этимология

Сергей Колибаба
                Я не верю, что женщина будет выжигать 
                или отсекать себе правую грудь, чтобы
                лучше стрелять из лука; известно, что               
                женщины могут очень хорошо стрелять               
                и без этой операции…Ничего подобного 
                на этой реке мы не видели и никогда не
                увидим. Из-за упомянутой лжи многие
                уже говорят и пишут о реке амазонок
                Франсиско Лопес де Гомара, 1553               



Амазонка, порт. Amazonas, река в Южной Америке, крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине, в 2011 году признана одним из семи природных чудес мира, стала известной в Европе во время освоения Южной Америки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает: «Общее название «Амазонская река» произошло от сказания, по коему на берегах ее жило племя воинственных женщин, или от слова Amassona, то есть разрушителей лодок, каковым именем индейцы в XVI столетии называли это племя. … Устье Амазонки было открыто в 1500 г. Викентием Пинзоном, а исток ее в 1537 г. испанцами. Первый проехал по ней спутник Пизарро, Францис де Орельяна (1540—41), пустивший в ход сказание о стране амазонок и о золотой земле, или Эльдорадо».

Перед нами стандартное представление людей (не бывавших на Амазонке) о содержании  гидронима, «кабинетные» средневековые европейские ученые XVI века, получившие греко-римское историко-мифологическое образование, накладывали греческую (латинскую) терминологию на имена объектов природы. Первичные топонимы (обереги), данные на языке Бога (иврите) исследователями-конкистадорами (в основном евреи-марраны), переводили (транскрибировали) на латинский или греческий языки, в результате они теряли своё первоначальное содержание и становились НЕОБЪЯСНИМЫМИ. Библейская (еврейская) топонимика показывает, что в абсолютном большинстве случаев соблюдался материалистический (логический) подход людей к обозначению природных объектов, каждый географический объект осмысливался и назывался с точки зрения полезности или бесполезности (опасности) его для деятельности человека.

Отметим особенности ГИДРОЛОГИИ реки, на водный режим Амазонки в нижнем течении существенное влияние оказывают приливы, распространяющиеся вверх по реке на 1400 км. В устьевой части приливы сопровождаются т. н. поророкой (гремящая вода), представляющей собой крутолобую волну высотой до 4—5 м, которая с большой скоростью и сильным гулом мчится вверх по реке, затопляя и разрушая берега. На одном из местных индейских наречий поророка называется «амазуну» (?), от этого слова некоторые географы производят название самой реки.
Итак, перед нами два толкования понятия «Амазонка»: первая – от мифического племени амазонок (женщин-воинов), второе связано с особенностью гидрологии, приливы в устье реки, сталкиваясь с сильным течением, вызывают мощную волну в эстуарии. Попробуем, используя исторические факты и язык христианской идеологии ИВРИТ  определить первоначальный смысл гидронима.

1) «Амазонки» - племя

Первые сведения о существовании племени «амазонок» в Южной Америке приводятся в докладе королевских чиновников Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявших личное участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада по реке Магдалена на территории Колумбии (июль 1539), на Амазонке они не были. В «Докладе о завоевании нового королевства Гранада и основании города Богота» (Википедия, Амазонка) сообщается о попытках найти племя «амазонок». Исследователи считают, что мифические «амазонки» появились в результате неправильного перевода информации получаемой от индейцев - местный фольклор или предание,  испанцы приняли за достоверные сведения, ни одна из экспедиций не подтвердила существование племени «амазонок»; подобными фантастическими слухами были наполнены все документы того времени.

В 1553 году название река (племени) Амазонок упоминается в книге «Хроника Перу» Сьеса де Леона: «Но и сейчас открываются и обнаруживаются реки такой удивительной величины, что они кажутся больше заливами моря, чем реками, текущими по земле. Так представляется из того, о чём утверждают многие испанцы, прошедшие с аделантадо (титул конкистадоров) Орельяна, которые говорят, что река, спускающаяся из Перу к северному морю (та река обычно называется [рекой племени] Амазонок (de los Amazonas), или Мараньон (del Maranon) — имеет в длину более тысячи лиг, а в ширину местами более 25» (лига примерно 5,5 км).
MAR+ANON (исп.) = море + скоро (быстро).

Таким образом, древние авторы характеризуют гидроним Амазонка в двух СМЫСЛАХ:
1) мифологически (литературно), от несуществующего племени «амазонок»;
2)  логически, что связано с практической деятельностью людей на реке (судовождение):  «удивительной величины», «они кажутся больше заливами моря… чем реками».
Нам остаётся проследить этапы освоения реки и выбрать РАЦИОНАЛЬНОЕ истолкование гидронима.

2) История открытия Амазонки
а) Изгнание евреев из Испании и его последствие – освоение Америки
Гипотезу об обнищавших испанских мелких дворянах-идальго «колонизировавших Южную Америку» надо признать неудовлетворительной, какая группа идальго может быть поставлена в сравнение с организованной по военному образцу еврейской общиной времени изгнания. Еврейские общины Испании обладали широкими связями на всех уровнях власти, крупными материальными и финансовыми ресурсами, и главным –   большим количеством высокообразованных, деятельных людей, такова уникальная еврейская система воспитания и образования, она – тиражирует интеллектуалов.   

В 1492 году евреев изгоняют из Испании, в день опубликования указа об изгнании отправляется на поиски Америки  экспедиция Колумба (марран), в 1496 евреев изгоняют из Португалии; значительная часть евреев, несколько сотен тысяч, в Испании ориентировочно 6,5% населения – евреи, приняло христианство, стали марранами. Отметим общую тенденцию времени - движение «испанцев», «португальцев», они же - евреи-марраны на Запад к берегам Америки, это была внушительная группа населения, готовая (и способная) к колонизации новых территорий, к освоению нового жизненного пространства для себя, что явно УЧИТЫВАЛИ монархи этих стран, направляя еврейский поток в Америку.   

б) Устье Амазонки было открыто испанцем (?) Висенте Яньесом Пинсоном в 1500 году, он  назвал реку - Rio Santa Maria de la Mar Dulce (река Святой Марии пресного моря), пресная вода за десятки км в море; чисто практическое осмысление объекта (эстуария) с теофорным элементом (Св. Мария).
Братья Пинсоны (Мартин, Франциско и Висенте; еврейское происхождение не установлено) – судостроители, узнав о намечавшейся экспедиции Колумба к берегам Вест-Индии, стали активными её участниками; Мартин - капитан «Пинты», Висенте – капитан «Ниньи». Деньги на экспедицию Колумба, под поручительство Мартина (?), дали марраны (крещёные евреи), среди кредиторов был раввин и королевский казначей, наставник Изабеллы Кастильской, Авраам Сениор (Коронель, род прослеживается в России – Антонио Короннели (1752-1834)  – действительный статский советник, военачальник и дипломат) и его зять Майера Меломед. Таким образом, испанский мореплаватель, исследователь Амазонки и конкистадор Висенте Пинсон имел тесные связи с евреями-марранами, что нам важно знать для объяснения ЕВРЕЙСКОЙ ЭТИМОЛОГИИ ГИДРОНИМА, имена не возникают на «пустом» месте, а являются следствием общей культуры и идеологии.

3) Исследование Амазонки
Амазонку исследовал конкистадор Франсиско де Орельяна, первым из европейцев пересекший Южную Америку в самой широкой её части. Легенда передаёт, что летом 1542 года его отряд якобы увидел племя легендарных амазонок и вступил с ними в сражение; сегодня считается, что это были либо индейские женщины (помогавшие воинам), либо просто длинноволосые индейцы (одетые в юбки), которых испанцы приняли за женщин. Полагают, что первоначально де Орельяна хотел назвать реку своим именем, но после боя он остановился на варианте «Амазонка».

Биографические сведения о завоевателях Америки крайне скупы, например, 
Франсиско де Орельяна происходил из рода обнищавших испанских дворян, точная дата рождения неизвестна, так как в книгах О КРЕЩЕНИИ в городе Трухильо не было обнаружено сведений о нём. Его дальний родственник Франсиско Писарро родился в городе Трухильо в Эстремадуре, дата его рождения также неизвестна, в качестве вариантов называют 1471-1478 годы. Его отец имел многих внебрачных детей, но никогда не признавал Франсиско своим сыном, даже незаконнорожденным; умер в 1522, в своём завещании признал всех (в т.ч. внебрачных) детей, кроме одного – будущего маркиза дона Франсиско Писарро. Все эти «неясности» о рождении в феодальном государстве, где дворянское происхождение отслеживалось со времен его возникновения, т.к. давало значительные привилегии и власть, сообщает о том, что этническое происхождение завоевателей Америки было скрыто, скорее всего, церковью имевшей в своём распоряжении специальный аппарат отслеживания деятельности еврейского населения (инквизицию).

В 1541 году, узнав, что Франсиско Писарро (завоеватель инков) готовит экспедицию в поисках «Эльдорадо», Орельяна, решил присоединиться к нему, он собрал отряд из 320 испанцев и четырёх тысяч индейцев-носильщиков и вышел из Куско в Кито. В декабре 1541 года, перейдя через Восточные Кордильеры, Орельяна вышел к лагерю Писарро, там было решено построить небольшую бригантину и спуститься вниз по течению, так как продолжать путешествие по заболоченным джунглям было невозможно. Местные индейцы сообщали, что в нескольких днях пути есть места, где много золота и продовольствия; после постройки корабля Писарро приказал Орельяне отправиться за продовольствием и золотом, вместе с ним отправились 57 испанцев. Проплыв по реке несколько дней, Орельяна не обнаружил никаких поселений и, соответственно, не нашёл ни золота, ни продовольствия,  он принимает решение продолжить путешествие по реке (вероятно не могли вернуться из-за сильного течения).

12 февраля 1542 года Орельяна выплыл к месту соединения трёх рек, самой широкой из которых была река, впоследствии названная им Амазонкой, в месте слияния рек ширина была такова, что не были видны берега, кроме того, течение было бурным, река изобиловала водоворотами. Было решено построить более крепкое и крупное судно, за два месяца была построена большая бригантина «Виктория», на которой и была продолжена экспедиция, в это время испанцы очевидно и встретились с ПРОРОГОЙ (пророка).

Участники экспедиции отмечали, что по мере приближения к устью реки, которую назвали Амазонкой, стало ощущаться влияние океанских приливов, это происходило из-за столкновения приливной ВОЛНЫ (скорость 25 км/час)  со стремительным ТЕЧЕНИЕМ Амазонки; на реке возникала волна высотой 5-6 метров, которую индейцы (как считают исследователи) называли  «поророка».

Итак, мы определили ГЛАВНОЕ гидрологическое явление на реке Амазонка – образование большой ВОЛНЫ, которая очевидно осложняла судоходство, а, следовательно, должна быть отмечена в имени, ведь имя имеет функцию ОБЕРЕГА.

4) Иврит
а) AM+AZON+AS (Амазонка): AM = ЙАМ море, запад + AZON = А.З.Н., ИЗЕН взвешивать, уравновешивать, сбалансировать, баланс + AS = АСАС, АС месить, давить.
Итак, мы получили РАЦИОНАЛЬНОЕ понятие, которое можно использовать в практической деятельности, в судовождении - море давит и уравновешивает (уровень воды); или (река) находится в водном балансе с морем.

б) ПРОРОКА (га), точнее POROROGA = а) ПЕРАК, ПОРЕК разбивать; б) ПЕРАР, ПЕРУР, ПОРЕР крошить, сотрясать, потрясать; разрушать, разваливать + АКА беда; ГАА высокий уровень воды, подниматься (о приливе), разливаться (о реке).
Обычно с десяток волн, 3-4 из которых достигают высоты 5 метров, остальные идут на понижение, воды Атлантического океана накатывают вместе с приливом вверх от устья Амазонки, создавая самую длинную на земле волну (до 13 км). Услышать «поророку» можно раньше, за 30 мин., чем увидеть; она настолько мощная, что разрушает всё на своём пути: вырывает с корнем деревья, смывает дома местных жителей и животных.

Таким образом, очевидно, что имена АМАЗОНКА, ПРОРОКА принадлежит рациональному языку иудеохристианской идеологии – ивриту.