Костоправ времени О Сергее Капице Новые Известия

Кедров-Челищев
"Новые Известия" 1997

Кто сегодня прислушивается к ученым? Чаще звучат голоса шарлатанов, знахарей или политических зазывал. Суперпопулярная когда-то передача Сергея Петровича Капицы «Очевидное – невероятное» теперь ютится где-то на телезадворках, как и вся наука вкупе со всей культурой. В последние годы Сергей Петрович совершил множество открытий, о которых обществу почти ничего не известно. В частности, согласно его графикам, в 2007 году произойдет своеобразное уничтожение исторического времени, которое, образно говоря, можно назвать финалом. Попросту говоря. Речь идет о конце света. И хотя сам ученый призывает: «Не надо драматизировать!», – есть, о чем задуматься.
Многие думают, что конец света – это что-то вроде последнего дня Помпеи или Хиросима для всего человечества. На самом деле, наука знает, что конец исторического времени чаще всего – очередная пауза пред новым витком. Так было в древнем Риме, когда заканчивалась античность, и в средневековой Европе, когда завершилось средневековье, и начинались периоды упадка. Весь вопрос в том, сколько времени охватывает переходный период. От античности к средневековью двигались полтысячи лет, а от феодализма к капитализму Европа прошла свой путь лет за 250. Нынешний условный «конец времен» уже начался и будет длиться всего-то лет девяносто. Так что, ни нам, ни нашим детям из этого промежутка не выскочить. Говоря словами Капицы, «мы попали под колесо истории».
Не приведи бог жить в эпоху перемен, считали китайские мудрецы. Но мы живем именно в такую эпоху. Что же делать? Капица призывает не паниковать, а, прежде всего, внимательно осмотреться и понять, что происходит. Во-первых, «мы» – это не только Россия, но и все человечество. Во-вторых, у России свои особенности. В развитых странах «конец времен» начался лет 25 назад. Здесь мы явно запаздываем, хотя слаборазвитые страны познакомятся с нашими проблемами лет на десять позже.
Что же такое конец времен? С научной точки зрения, это демографический переход, когда рост населения сначала стремительно возрастает, а затем столь же стремительно уменьшается. В США, в западной Европе этот процесс закончился. В России все только начинается. Позднее то же самое будет в Индии, в Китае, в Африке.
Во время перехода значительные массы людей устремляются из села в город. Но в городе их ждет отнюдь не сахар. Дело в том, что в период перехода стремительно падает занятость в промышленности и сельском хозяйстве. Зато резко взлетает ввысь линия на шкале занятости в сфере информации и социальных услуг.
Стоп. А каково бывшему пахарю или слесарю переучиваться на парикмахера, программиста, повара, продавца, закройщика, артиста, писателя, певца или журналиста? Если бы впереди было 2-3 поколения, тогда не поздно изменить систему образования, переориентировать промышленность и сельское хозяйство на резкое сокращение. Но этого времени у нас нет. Россия стремительно вошла в полосу демографического перехода, быстро прошла в двадцатом веке стадию резкого роста населения и уже в 90-х годах стала резко сокращать численность. Никакими мерами предотвратить это невозможно. Так в Западной Европе в 60-х тщетно пытались поднять рождаемость всевозможными льготами и выплатами. Поразительно, что вопреки весьма распространенному мнению демографические процессы почти не зависят от материального благополучия.
Все наши нынешние радения о росте так называемого реального сектора производства – это тоже пустые хлопоты. Расти должно не количество чугунных болванок, а количество горячих пирожков и ультрасовременных компьютеров.
Почти все экономисты, политики и предприниматели в России воспитаны в духе марксистского догмата о приоритете экономических факторов в развитии человечества. Между тем, все актуальнее становится высказывание крупнейшего экономиста Фукуямы: «Непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, и приводит к тому распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписываются тем явлениям в обществе, которые по своей природе принадлежат области духа». Одним словом, разруха не в цехах, а в головах.
Капица призывает понять «чудовищную роль средств массовой информации», которые в период демографического перехода, когда и без того голова у всех идет кругом и мозги набекрень, сеют растерянность, панику и невежество.
– Мы скатились на уровень глубокого средневековья. Свобода, не уравновешенная чувством ответственности, стала национальным бедствием. Раб не свободен и потому безответствен. Теперь раб свободен, но беспомощен.
Круто сказано. Но надо учесть, что как раз из теории Капицы следует неизмеримо и стремительно возрастающая роль СМИ. Только они в союзе с наукой и культурой способны самоорганизовать хаос переходного времени. Между тем, науку и культуру загнали в угол, а каналы ТВ, которых у нас совсем немного, обещают то приворожить, то заколдовать телезрителя.
Можно было бы возразить, что и этот процесс вряд ли управляем, как и все процессы переходного времени. Но цель моя не полемизировать, а понять. А, может быть, и утешить всех и себя самого, что все не так уж и плохо, если окинуть наши беды научным взором. Я попросил Капицу сказать что-то оптимистическое, и он откликнулся на вполне понятную просьбу:
– В целом у истории есть связь и цель, а в деталях это выглядит, как хаос. Так невозможно точно предсказать погоду, а в целом есть климат. Обратного пути у демографической прямой нет. Бывают скачки, задержки, но в среднем торжествует закономерность, которую можно рассматривать, как цель Истории.
Тут уж я не удержался и прямо спросил, что, мол, если есть цель, то есть и Высшее Существо, устремляющееся к этой цели?
Ученый ответил осторожно:
– Либо высшее Существо, либо само человечество как система. Человек – это результат обобщенной интеллектуальной деятельности, которая, в свою очередь, возможно, управляема законами Ноосферы (сферы разума), открытой Тейяр де Шарденом и Вернадским. Ясно одно – общее нельзя объяснить через детали. Оно всегда будет плохо понимаемо современниками. А понять важно. Люди обычно пытаются изменить мир, не поняв его, что мы сейчас и делаем. Постмодернизм – следствие перемен, за которыми мы не успеваем и отвечаем растерянностью во всех сферах. Мы живем, во всяком случае, в очень интересное время. Это можно точно сказать. И то, что происходит с нами, происходит со всем человечеством.
Мне сразу же вспомнились слова Гамлета о том, что век вывихнут и он рожден быть его костоправом. Все мы в той или иной мере костоправы, если теория Сергея Капицы верна.