Возьмёмся за руки, друзья

Елена Андреевна Рындина
       В день социального работника в администрации Заволжского района состоялся очередной «круглый стол», ставший модной приметой нашего нескучного времени.
На сей раз возможность «выпустить пар» предоставлялась инвалидам и ветеранам Заволжья, которые «молитвами» Михаила Зурабова имеют право на получение льготных лекарств.
       Кроме привычных лиц представителей администрации района, несущих ответственность за социальную защищённость определённой категории граждан, бросались в глаза и новые, коими оказались: Юлия Владимировна Савицкая, руководитель сети аптек, организующих непосредственную выдачу вожделенных медикаментов, и главный врач медсанчасти ЯЗДА Евгений Владимирович Белоруков.
       Больные были вооружены стандартным набором вопросов: почему так долго приходится просиживать в очередях? зачем исчезают из списка льготных необходимые препараты? с какой целью выписываются направления на некоторые анализы, если сдать их можно только через месяц, когда надобность в результатах отпадает? почему «платные» граждане игнорируют многострадальные очереди?  За всеми этими «вопросиками» проглядывался главный «вопросище»: когда же, наконец, власти, оккупировавшие Москву - «самый дорогой город мира» (а именно этот факт зафиксировали последние рейтинговые таблицы), спустятся на «грешную землю» и не поймут (понять-то они давно всё поняли – любая реформа оборачивается такой приятной «чёрной дырочкой» для чьих-то «бездонных карманчиков», и московским ли «богатырям» этого не знать?), а просто слегка раскаются в содеянном и что-то исправят не в пользу собственных седалищ, а на благо того самого народа, который они буквально измызгали приятными фразами, не подкреплёнными поступками?
       Естественно, ярославские представители официальных структур, сами поставленные в условия буфера между спущенной из столицы реформой и обалдевшими от очередного щелбана «массами», не могут (и не должны, на мой взгляд) нести всю полноту ответственности за творящуюся неразбериху, делающую озлобленно-непонимающими тысячи наших горожан и миллионы россиян.
       А за вверенные им полномочия и решение поставленных задач они отчитались уверенно и грамотно. И разговаривая с больными людьми, коих за «круглым столом» было большинство, отвечая на звенящие сдерживаемым возмущением вопросы, постарались без лишних эмоций (почти) «разложить по полочкам» проблемы, волнующие собравшихся. В качестве отступления могу открыться: я смотрела на них с сожалением – они оправдывались перед десятками «стреляющих» в них глаз за то, что кто-то (и их имена всем известны) где-то (и место мы уже обозначили) снова затеял с русским народом игру в «жмурки», в которой этот самый народ – всегда «водящий»! И далеко не уверена, что эти, достаточно молодые люди, обременённые достаточно серьёзными должностями, сами смогли сохранить полноценное здоровье, основа которого – нервная система. Но могли ли они не повредить её, сталкиваясь с тем, о чём поведали нам в своих мини-докладах?
       Евгений Владимирович, например, поведал, что столь широко разрекламированная «верхами» прибавка к зарплате медиков коснулась лишь тридцати человек из ста двадцати восьми его подчинённых. Может ли это способствовать улучшению микроклимата в каком бы то ни было коллективе? Ответ – на поверхности. А в «первопрестольной» его не знали? Или такая «новость»: если  «там» (то есть в цивилизованных странах) на одного врача приходится до восьмидесяти (!) единиц среднего обслуживающего персонала (как мне видится, медсестёр), то «здесь» (например, в руководимой Белоруковым медсанчасти) – 50% некомплекта аналогичных должностей. Как ни странно, существуют и шесть «пустых» мест непосредственно терапевтов. Этот пробел, правда, к концу текущего года Евгений Владимирович обещал ликвидировать. Тех, кого возмущает бесцеремонное поведение пациентов, идущих за платными услугами, игнорируя очередь, главврач успокоил: каждый из очередников вправе обратиться с жалобой на врача, принимающего такого «торопыжку» в обход других ожидающих, поскольку для них отводится  о т д е л ь н о е  время, дабы не травмировать других. А вот пойдёте ли вы жаловаться на врача, поощряющего нахала, решать вам самим…
       Есть и просто прекрасные новости. Открылся двухсменный дневной стационар, где будут действовать льготы на лекарственные препараты. Ведь в круглосуточном эти льготы не действовали. Плюс? Конечно. Кроме того, в ближайшее время откроются офисы врачей общей практики в нескольких точках Заволжья, что подарит пациентам перспективу получения врачебной помощи в непосредственной близости от своего жилья.
       К инвалидам в руководимом Евгением Владимировичем учреждении отношение и вовсе трепетное. Представьте, вместо девяти «положенных» лиц с различными группами заболевания под его руководством трудятся 39 (!) человек, чьим документом являются розовые справки. Показатель? По-моему, да.
       Вопросы, конечно, задавали мы, инвалиды. Белоруков, в основном, отвечал. Правда, не удержался и задал всё-таки один, касающийся особо рьяных пожирателей лекарств (по статистике, несмотря на то, что 60% льготников отказались от бесплатных лекарств, отпуск рецептов увеличился в 3 раза, и сумма каждого из них составляет 600-800 рублей, что перекрывает прошлогодние показатели): «Как съесть-то столько лекарств можно?» У меня не было возможности там ответить ему. Здесь компенсирую данный пробел: уважаемый Евгений Владимирович, поколения людей, регулярно обманываемых в нашем государстве на самых высоких уровнях, всё, что только удастся вырвать из «заботливых» властных ручек, пытается «захавать впрок» с одной лишь мыслью – а вдруг завтра и этого не будет! Нервы? – Без сомнения. Обидно? – Страшно…
       Юлия Владимировна тоже достаточно подробно отчиталась о работе сети аптек, находящихся в её ведении и занимающихся обслуживанием льготных рецептов и их обладателей. Как и в речи предыдущего докладчика, цифры впечатляли: если за весь 2005 год было отоварено 78000 рецептов на сумму 32 миллиона, то за пять месяцев текущего года – 34000 на 19 миллионов рублей. Отсутствие же или ликвидация каких-либо лекарств из льготного списка Савицкой, как и нам, неподвластны. Монополия в лице «Протека», непонятно когда и как «выигравшего» конкурс на обеспечение нашей области лекарствами, неукоснительно диктует свою волю тем, кто сталкивается с больными в окошечках аптек. Если учесть «место рождения» фирмы – «победителя» (кто бы сомневался! – конечно, Москва), то понятно, как ловко оперируют там ставшими близкими каждому новоявленному деятелю понятиями лоббирование, рентабельность и прочими, которые с такой «мелочью» как здоровье нации редко пересекаются.
      И всё-таки не будем о грустном. Есть же положительные результаты данной встречи. Во-первых, мы увидели людей, которые не отказались от диалога с «массами», а подготовились к встрече серьёзно и основательно. Во-вторых, узнали проблемы, которыми эти люди озабочены в связи с навязанной всем «монетизацией». В-третьих, у нас снова появилась возможность понять, что где-то можно «начать с себя»: использовать собственный авторитет, если кто-то без очереди входит перед вами в вожделенную дверь нужного вам врача; возможно, не скупать лекарства «мешками» только потому, что «дают» ( подумаем хотя бы на ту тему, много ли нам хорошего когда-нибудь «давали»);
обращать внимание на официальную хронику, когда в очередной раз мелкими-мелкими буковками, но, возможно, и промелькнёт где-то, что идёт «соревнование» за честь отоваривать нас таблетками – не надо отбрасывать это чтиво, как что-то скучное, это же нас, родных, касается; агитировать своих родных, близких и знакомых, имеющих медицинское образование, идти на работу именно в медсанчасть ЯЗДА, чтобы сокращался там дефицит кадров. Короче: делать что-то, а не только говорить, как большинство политиков. Уверяю вас, медленно, но жизнь начнёт изменяться в лучшую сторону.
P.S. Кстати, я уже прониклась проблемами упомянутого медицинского учреждения: свою единственную дочь из трёх моих детей уговорила трудоустроиться именно в медсанчасть, руководимую Евгением Владимировичем. Теперь грустные 50% недостатка среднего медперсонала хоть на толику, но сократятся. Кто следующий откликнется на беды нашей медицины и фармацевтики? Вместе мы – сила. Не только во время революций.               
               
Июнь 2006 года.