Бурлаки на Рейне. Часть вторая

Наблюдателъ
Продолжение. Начало находится здесь (http://proza.ru/2012/08/08/1054)

***

На этот раз я не вздрогнул, когда услышал, что у меня за спиной кто-то находится. Я всё равно не мог погрузиться в работу. Мне было совершенно очевидно, что работать смысла не имеет, так как платить они явно не собирались. С другой стороны дома делать тоже нечего было, ведь подруга была в отпуске у себя в Воронеже. Потому я сидел, тупо уставившись в монитор, на котором уже успел появиться скринсейвер.

-- Андрюх?

-- Сколько, Димон?

-- 25. А тебе?

-- Ого! Дискриминация!! Мне аж 74!

--СКОЛЬКО?!

--Вот, столько!

-- Они что свихнулись?

--Что ты, просто конец проекта. Как не нагреть ручки в самом конце, когда все сложности позади? Теперь мы им не нужны. И всё же? Почему такая разница? Аж в три раза. Ты согласишься?

-- Я уже согласился. Ты же знаешь, у меня семья, трое детей. Не то, что ты – бездетный. Перекати-поле. Сегодня здесь, а завтра в Штатах. Зачем мне плохая характеристика? Здесь в Германии всё характеристика решает, а твои знания и умения никому не нужны. Я лучше им подарю эти дурацкие 25 часов. Всё равно я парочку приписал. За следующий месяц ещё припишу. То на то и выйдет. А ты? Что делать думаешь?

-- Не знаю. Просто не знаю. Сначала я должен разобраться, что это за история с Кристианом, который за выходные всю мою работу сделал.

--ЧТО?! КРИСТИАН?! ТВОЮ ЧАСТЬ?! Да он же ни бельмеса в твоей теме не петрит. У тебя же спецзадание было?

-- Прикинь! Теперь петрит. Настолько, что проделал все это мое спецзадание за два дня... Сам мечтаю взглянуть на его труды.

-- ЧТО?! ДА ОНИ СВИХНУЛИСЬ?! Нет, не пойду я с ними на продление контракта. Ну их нафиг. Если они на ТЕБЯ так наехали... Что же они со мной сделают? У тебя-то спецзнания, своя тема в проекте... Если будем держаться с тобой вместе, глядишь и передумают.

-- Вряд ли передумают. Всё зашло слишком далеко. Но, думаю, с тобой они ничего не сделают. Ты им теперь как воздух нужен. Без нас обоих им не справится. Где они сейчас людей найдут, в финальной стадии проекта? Да одно врабатывание больше времени займет, чем осталось до конца.

-- Но почему они именно тебя выживают?! А не меня, например?

-- Хотел бы и я знать. Этот придурок Фриц совсем охамел. Надо хоть с Кристианом поговорить. Интересно, чем они его купили?

-- Ладно, Андрюх, мне пора. Уже восьмой час.

-- Да, давай. Завтра всё узнаем.

Я снова погрузился в свои мысли. Надо было непременно добыть исходные тексты программ Кристиана. Завтра в 10 часов меня отрежут от всех систем и я даже не узнаю, что произошло. Как я и преполагал, он загрузил свои исходники в общедоступный репозитарий. Неужели он и правда гений, а я --  набитый дурак, штаны задаром просиживающий? Неужели, те проблемы, над которыми я бился полгода для него были сущий пустяк? Сейчас всё встанет на свои места.

И почему Фриц говорил только о месяце? Ведь я темой почти полгода занимаюсь. В нее более тысячи часов вложено. Все часы, кстати, клиент безропотно оплатил. Я даже девушку себе здесь уже нашел, пока проект этот чёртов делал...

Зачем им эта бодяга?! Нет, ну сама программа – это лишь малая часть всех усилий, значительно меньше двухсот часов. Рабочие часы также уходили на анализ, интервьюирование заказчика на предмет, что он видит в качестве результата, семинары, трейниги струдников, доклады, проверка концепции, документацию, наконец! Может, я чего-то правда не знаю? Может Кристиан сумел это всё без предварительной работы сделать?

Пока я думал, исходники скачались на мой компьютер. Я с некоторым трепетом погрузился в код Кристиана...

***

--Tsch;s! Bis Morgen, Andrej [Пока, до завтра, Андрей!]!

Я вздрогнул и инстинктивно переключил окно приложения. Великий Alt-Tab опять успел прийти на помощь. Второй раз меня застали врасплох, ведь я погрузился с головой в анализ исходников. А я был не уверен, что сотрудники фирмы «Унтернемен» были согласны с тем, что я изучал эти исходники. Чёртовы немецкие кабинеты, они даже хуже американских cubicles. Там у тебя хоть и места, как у клопа, зато его ни с кем делить не надо и везде перегородки.

-- Christian, halt! Warte mal! Ich muss dich was fragen! [Кристиан, стой! Подожди! Мне надо у тебя кое-что спросить!]

-- Was denn? Ich muss schon gehen! Ich hab’s wirklich eilig! [Чего тебе? Мне пора, я очень спешу!].

[„Вот морда. Как ни в чём не бывало. Даже в глаза мне, наверное, сумел бы посмотреть“]

--Кристиан, что это за история с переписанными исходниками? Объясни мне. Зачем ты это сделал?

-- Потому, что я, сидя у заказчика, пытался запустить твою программу, а она каждый раз вылетала. Мы просто не могли обработать бизнесс-процесс. Это было просто отвратительно! Так страдает репутация «Унтернемена»[«Она бы пострадала значительно больше, если бы заказчик имел дело не с Дмитрием и со мной, а только с теми обезьянами, что «Унтернемен» нанимает на постоянные места, лишь бы подешевле»]. Тогда я заглянул внутрь твоих исходников, и понял, что это всё – фигня. Что там нечего делать. Я понял, что мне проще переписать всё заново и вот, смотри: всё работает! Я показал Фрицу...

-- АХ, ТАК ЭТО ТЫ ВСЕ УСТРОИЛ?! ЭТО НЕ ОН ТЕБЯ ЗАСТАВИЛ МЕНЯ В ДЕРЬМЕ ВЫВАЛЯТЬ?!

--Ладно, хватит, мне...

-- Подожди. Значит он тебя не заставлял? Он правда верит в то, что говорит?

-- Конечно! Ведь..

-- И идея, что я весь последний месяц ничего не делал тоже твоя?

-- Ну ведь так и есть! Ведь я же всю твою эту программу, как ты знаешь, за...

--Кристиан?

-- Что?

-- Если ты такой умный, почему ты такой бедный?

--Что?

--Ничего, забудь! Шутка. В Штатах ее очень любят. Скажи, если это всё так просто, зачем вы меня вообще нанимали?!Почему ты не сделал всё это на каких-нибудь выходных полгода назад? Зачем выписывать специалиста из далекой России, если тут на месте есть гений, который это всё делает, как по мановению волшебной палочки?

-- Я был занят. Ты же знаешь. Потому мы и нанимаем внештатных сотрудников, что сами просто не успеваем всё...

-- Правда? Даже два дня не мог найти? А почему сейчас нашёл? Не в моих ли исходниках тебя осенило? Ведь ты, как большой начальник, все мои исходники видел в ту же секунду, как они в репозитарии оказались? Не там ли вдохновение искал, поливая меня дерьмом?

-- Не говори глупостей. Я твоих исходников не видел. Так, взглянул только и то, потому что должность обязывает. Контроль качества.  А сейчас занялся, потому что этот проект подходит к концу и автоматически повышается его приоритетность. Если бы я вовремя не вмешался, то проект был бы под...

--Ладно, зря стараешься, Фриц тебя все равно не слышит. Времени говоришь не было? А на что ты СВОЕ время тратил-то? Скажи в чем ты видишь цели проекта? Ты,  технический руководитель?

-- Наша самая главная цель – автоматизация производственных процессов заказчика. Клиент заказал у нас систему, чтобы ввести в нее все свои бизнес-процессы от создания продукта, до его внедрения в производство. Чтобы стандартизировать необходимые процессы принятия решений и переложить управление ими на компьютер. Чтобы каждый дизайнер игрушек знал, как ему быстро и эффективно довести свою идею до успешной реализации в серии. Жаль, что ты этим поинтересовался лишь в самом конце проекта [«Ах, мерзавец, ты еще и дерзишь?! Сам виноват. Извини, я сегодня пленных не беру»].

--Кристиан?

-- Чего тебе еще? Мне уходить..

-- Подожди, я уже заканчиваю. Будь так любезен, ответь мне еще на один вопрос!

-- На какой ещё?

-- Помнишь наш Kick-Off Meeting с заказчиком? Помнишь, самое первое совещание у заказчика перед официальным стартом проекта?

-- Ну конечно. А что?

--Скажи, почему Фриц попросил МЕНЯ делать заказчику доклад о современных системах управления бизнес-процессами? Почему я отвечал на вопросы, что такое автоматизация управления, система управления бизнес-правилами, роль аналитика в организации процессов предприятия? А ты помнишь, какой доклад ты, технический руководитель проекта, делал?

--Конечно, я...

-- Ты рассказывал заказчику, как правильно «Унтернемен» оформляет исходный текст программ, сколько символов можно использовать в названии функций и переменных и какой отступ должен быть в текстах программ справа и слева. Будто это кого-то интересовало. Будто это кто-то слушал. Тебе даже ни единого вопроса не задали, а меня после получасового доклада еще час на трибуне вопросами держали. Скажи, что важнее, бизнес-процессы клиента или отступ в исходниках, в которых заказчик всё равно ничего не понимает? Почему ты ТОГДА не написал за два дня эту программу и не предъявил ее заказчику? Почему, Кристиан? Ты же наоборот говорил, что то, что я задумал, сделать невозможно, что если бы это было возможно, то это бы давно уже сделали, ведь задача-то совершенно актуальна и необходима!

-- Потому что...

-- Потому что ты настолько убедил Фрица в невозможности выполнения задания, что я должен был на свой страх и риск и без гарантии оплаты делать пилотную версию программы, лишь бы доказать, что это в принципе возможно! И наконец, почему ждал ты, пока я закончу? Пять месяцев ждал. Почему раньше не вмешался? Не моих ли знаний и опыта работы в области не хватало тебе, чтобы написать программу раньше?

-- Я тебе уже сказал, что не пользовался твоим кодом. Всё! Я не обязан тебе отчитываться. Я здесь руководитель, а не ты. Всё, я пошел.

-- Да, иди. Только кое-что ты всё равно упустил.

--Что еще?

--Ты на славу поработал, чтобы выдать мои исходники за свои.

-- Я еще раз повторяю, я не..

--Молчи и не перебивай. Ты попереминовывал переменные, повыносил функции, заново распихал весь текст по файлам и, конечно же, о чудо!, расставил во всех файлах правильные отступы слева и справа. Но ты и ошибки мои скопировал. Скажи, при запуске твоя программа вылетает примерно в одном из десяти раз со странным сообщением «Не могу найти драйвер», не правда ли?

-- Да. А ты-то откуда знаешь? Уже запускал мою программу?

-- Ни разу, только на код взглянул. Как и ты. В целях ознакомления.

--Это не важно, я собираюсь на следующих выходных посмотреть, в чем там дело!

--Не утруждай себя. Не перетруждай себя так. На выходных лучше посмотри футбол и попей пивка. Сейчас мюнхенская Бавария как раз форму набирает. А программа вылетает, потому что я использовал вызов неправильного конструктора. Поменяй на вызов контруктора с пятью параметрами и ошибка исчезнет. Давно заметил, но времени не было исправить. Мало мотивации, когда ошибка лишь в одном из десятка запусков происходит...

Я впервые увидел, как человек зеленеет. То ли от света идиотских флюоресцентных ламп, столь неправдоподобно белых, он казался буквально зеленым, то ли от внутренних переживаний... Ничего не сказав он повернулся и зашагал к выходу.

-- Кристиан?

Молчание. Умница. Первый урок усвоил. Пошел на подлость – иди до конца и не останавливайся на полпути. Никаких сентиментов. Никогда не отвечай тому, кого ты втаптываешь в дерьмо. Сам можешь там оказаться, хоть этого, кроме тебя, никто и не поймет..

-- Кристиан, а если Он всё-таки существует? Тот, в честь кого тебя назвали?

-- Молчи! Ты безбожник! – Он даже не обернулся. -- Не тебе говорить о святых вещах!

--Я-то безбожник, а ты? Если тебе придется когда-нибудь держать перед Ним ответ за содеянное? Что ты ответишь Ему? А если Он тебе за меня отомстит?

Хлопок входной двери и... всхлипывание? Мне показалось, или это правда было всхлипывание?

***

Продолжение здесь (http://proza.ru/2012/08/20/175)