1997 г 28 января. Перераспределение крыш

Вячеслав Вячеславов
      28 января, вторник, у нас скользящий выходной.  После обеда Вика сказала, что нам надо навестить т. Пашу, она в плохом состоянии, вот-вот может умереть. И я согласился:   надо.  Хотя очень не хотелось смотреть на умирающего человека и слушать стоны, думал, это произойдет без меня. На похороны придется пойти, впервые в жизни. Вышли засветло в 15 ч.  Купили фруктов, так как  т. Паша больше ничего не ест.

У Гены полно гостей, внук Витя с женой, Алексей, Сергей. Накрыт стол с водочными бутылками. Налили мне, но я не стал пить — перед уходом выпил таблетку аскофена, и до сих пор голова не прошла. Пошел к т. Паше, где уже сидела Вика и слушала непрерывные стоны. Тетка стала упрекать меня, что до сих пор не приходил.

— Если бы я знал, что мой приход облегчит ваши страдания, я бы давно пришел и целыми сутками сидел возле вас, — ответил я, стараясь быть доброжелательным.

Выглядела она плохо,  сильно похудела, на одну треть прежнего тела. Понимая, что наша встреча может оказаться последней, наговорил много хороших слов и то, что ей было приятно услышать.  Она даже меньше стала стонать, чтобы не пропустить мои слова.

Приходил молодой батюшка,   причащал.   Полчаса просидели, потом пожелали выздоровления и пошли в зал. Сергей и Алексей ушли. Мы остались, давно не виделись с Геной. У меня голова раскалывалась. Попросил у Нины анальгин, и выпил две таблетки. Обычный разговор, улыбки.  Почти при каждой нашей встрече Гена заводит разговор о ненависти к евреям.   И всякий раз я недоумеваю:

— Что плохого сделали тебе евреи?

Он досадливо машет рукой, мол,  ему ничего.

— Не нравится, что все они в правительстве сидят и воруют. Я как-то одному еврею так и сказал.  А он картаво (передразнил): Да,  мы управляли вами, русскими, и будем управлять. Ельцин тоже еврей, его фамилия — Эльцин.

— Кто тебе всё это напевает?

Но Гена лишь машет рукой,  не желая соглашаться, что он кого-то слушает. Хотя так оно и есть,  раньше он не проявлял ненависти к евреям. Какое-то нелепое наваждение преследует Россию. Откуда у мужиков извечная ненависть к евреям?
Похоже на обычную зависть, что евреи умнее,  хитрее, могут лучше устраивать свою жизнь,  хотя бы даже потому, что не так пьют.  А где водка, так и горе, бедность.

7 февраль. Ещё раз вызывали священника, соборовали, т. Паша даже меньше стала стонать.

Ночью от Нины требует сварить, то молочную лапшовую кашу, то блины. Нина встает и делает, упиваясь своей жертвенностью. Господи! Как не хочется так умирать! Надеюсь, меня минет чаша сия. Лучше всего умереть во сне.  Кажется, так оно и будет.

Заметил,  что почти все мои желания выполняются. Правда, с огромным опозданием.  Остается надеяться, что и последнее желание будет выполнено. В эту зиму свирепствует гонконгский грипп по всем странам,  стоят автобусы — нет водителей, закрываются школы.  Сбудется ли летнее предсказание, что Ельцин в марте умрет?

В газете "Презент" сообщение о смерти Сергея Аршинова, теплые прочувственные слова. Писал стихи, подражая Есенину, о природе,  березках, получалось намного лучше, чем у других местных поэтов, даже напечатали в журнале "Юность".
Семейная жизнь не удалась.   Много разводился, женился на молоденькой,  но и с ней не ужился. Я, если и вспоминал его, то с его фразой при нашей встрече:

— Как ты плохо выглядишь.

 Уже это одно много говорит о его характере, беспардонного эгоиста. Я тогда промолчал,  не сказал, что и он выглядит не лучшим образом, лицо в страдальческих морщинках, предвестниках болезни и скорой смерти. Так было и у деда Толика.

Сергей Аршинов без капли смущения  хвастался, что работает в ЖЭК инженером,  свой кабинет,  где ничего не делает.  Мечта лодыря.  От скуки можно на стену полезть,  если ничего не делать. А он доволен.

12 февраля. На работе новости: жена Пихтовникова в реанимации — выпала с балкона. Но все знают, что они живут на втором этаже.

Пихтовников, непривычно тихий, задумчив. На расспросы всем отвечает по-разному,  правдивой картины нет. Мол, отмечали день рождения сына, распили бутылку. Пихтовников в девять часов вечера пошел спать, а жене захотелось добавить, и она пошла к сыну, к которому пришли друзья.   

Разбудили Пихтовникова, когда жену увезли на скорой.   Он выбежал на улицу и с 23-30 целый час ждал автобус,  но ничего не было, как и денег на такси. 
Приходил следователь, выяснял причину. Врачи говорят: не жилец. Зная холерический взрывной характер Пихтовникова, вполне можно предположить, что он помог жене попасть в реанимацию.  Поэтому он тихий, чувствует свою вину. Если бы вина была за сыном, то он бы кипел от благородного негодования, ругался и кричал. Но на себя кричать не будешь.

Ещё одна новость.  Мафией на ВАЗе заправлял Япончик, который посажен в Америке.  Поэтому сейчас идет перераспределение "крыш" над зонами ВАЗа.  По телевизору открыто говорят о махинациях Березовского с автомобилями ВАЗа,  но тому от этого ни жарко,   ни холодно. Журналист Черкизов по телевизору говорит:

— Рыбкин "вякает" и врет про угрозу с запада, чтобы отвлечь народ от продовольственных проблем.

24 марта. Обычно после новруза наступает тепло,  а у нас похолодало – 5, пуржит.

Две недели меня преследовала сильная головная боль,  першение в горле, настроение паршивейшее, так как связывал это со звоном в голове, и вдруг понял, что у меня грипп без температуры.

Те, кто был на похоронах у Пихтовникова,  говорят, что действительно под их балконом стоит ж/б скамейка, о которую можно убиться,  если выпасть.  Жена Пихтовников звала свою кошку,  перегнулась, чтобы ее высмотреть, и вывалилась. Как нелепо находят свою смерть.

Сосед Валера Охлопков выпил 100 г. растворителя,  который стоял в холодильнике, там же они хранят и клей. Час он ничего не говорил жене,  потом пожаловался на боль в желудке.  Галя пришла к нам и по телефону вызвала скорую,  которая промыла ему желудок и госпитализировала.

Руслан часто приводит к себе друзей разного пола, и у себя в комнате, и в подъезде устраивают гульбище. В комнате ободраны обои, на голых стенах намалевана свастика, как и в подъезде, вместе с надписями на русском и на английском: не зря посещают школу, чему-то научились.  Меня демонстративно не замечает. Возможно,  обиделся на моё вмешательство,  когда лет пять назад сказал его родителям, что друзья Руслана его избивают,  а он боится пожаловаться,  эту информацию услышал от Влады,   и пожалел мальчишку,  не думая, что этим приобретаю в его лице заядлого врага.

 Возможно,  через 20 лет он поймет свою неправоту в отношении меня. Лишний раз убеждаюсь, что любое вмешательство по отношению близких и знакомых приводит к негативным последствиям. Как-то Валера, чуть ли не в ультимативной форме предложил нам разрешить поставить им параллельный телефон в квартиру, мол, вам меньше придется платить за телефон.

У нас телефон с блокиратором, часто не можем позвонить, потому что соседи с седьмого этажа разговаривают по телефону, да ещё одни прибавятся. Но им очень хочется!

т. Паша словно испытывает терпение Нивы и Гены, ведет себя как капризный ребенок, часто заговаривается, просит держать ее руки, перевернуть, ночью сварить какое-то блюдо, днем высыпается, а ночью то и дело зовет.

18 марта Вика уехала в Ростов на поезде — билет на самолет в три раза дороже, что может позволить едва ли десятая часть населения, отправившихся в путь. Цель поездки: склонить, уговорить Лиду уехать в Батуми, так как она сильно стесняет Иру,  занимая целую комнату в двухкомнатной квартире, а Светочка уже большая и ей хочется иметь свой угол.  Целыми днями Лида смотрит телевизор, ничего не делая. Конечно,  она переживает своё положение неустроенности: псориаз перекинулся с головы на тело.  Её жалко,  но и Ира здесь ни при чем, если даже дети не хотят присматривать за старой матерью, да и лень с пассивностью делают своё дело: сейчас хорошо, и ладно.

На моих глазах проходило похищение большого контейнера дисков:  наладчики укладывали из маленьких контейнеров в большой, без документации,  после чего накрыли картоном, при обычной транспортировке так не делается.  И что я должен делать? К кому бежать,  обращаться? На первую вставку в милицию? Это два км.  Или охранников привести за руку?

 А мне скажут,  что это обычная транспортировка. Да и не моё это дело,  если сам начальник охраны позволяет воровать,  мафия беспрепятственно разгуливает по заводу, по-свойски разговаривают с руководством,  которое купили, делясь с ними барышами. 

При коммунистах была хоть какая-то мораль,  сейчас о ней нигде не говорят, даже в семье. Что же будет с новым поколением, куда скатиться Россия? Врачи, психологи советуют жить одним днем, и ни о чем не думать плохом, этакий уход от действительности,  нирвана. 

А зачем тогда жить? Зачем мы родились? Чтобы попусту коптить небо? Пьяница глумливо в телекамеру: "Пью потому, что не вижу смысла в жизни".

Многие не видят смысла. Но это не значит, что мы должны отравлять жизнь близким, они не должны страдать из-за нас. Но вечный эгоизм! Я — прежде всего. А на остальных наплевать.  Отсюда и вырастают такие — бездушные, безвольные.

Не я один задумывался, а стоило ли поддерживать Ельцина, зная к чему это приведет? То есть  сделали мы ошибку или нет? Пусть бы остался Горбачев править Союзом,  не зря же говорят:  худой мир лучше хорошей ссоры. Сколько людей остались бы живы! Хотя... Всё могло быть.  Даже смерти, возможно, и в больших масштабах, но уже других людей. Странно,  Всё странно. Кому всё это нужно?

Четверть планеты чуть ли не на дыбы поднялась. Та же Югославия, тихая Албания. Пассионарность? То, что сильнее нас. То, что заставляет нас делать необдуманные поступки, совершать самоубийства. То и дело в в/ч солдаты расстреливают друзей и убегают с оружием.  Затемнение мозгов. Психологическая надломленность?

Мелькала мысль:  какая новая болезнь прицепится ко мне? Уже вторую неделю болит мышца правого плеча при поднятии тяжести. Страшно не хочется идти к врачу, но придется,  если финалгон не поможет.

27 марта. Днем весеннее солнце,  но в тени -2, ночью -5
По телевизору показали Сарпи, маленькую бухту с галечным пляжем, турецкий берег, где стояло новое круглое здание, и на нашем берегу пограничники поднимались по крутой тропинке, которая так памятна мне: вся в буйной зелени, видимо,  уложены новые камни. Как бы я хотел там побывать!

6 апреля. Когда начинаешь понимать, как надо жить, наступает смерть. Впрочем, не многие стремятся узнать, как стоит жить, для них в первую очередь удовлетворение собственных потребностей. Человек живет для себя.  А разве стоит жить для других? Всё зависит от воспитания.  Раньше была хоть какая-то мораль, а сейчас звериный закон:  умри все, но я должен жить хорошо.

Гена, подвыпив, откровенничает,  или провоцирует меня на ответную откровенность:

—   Женщины такие сволочи! Все, — качает головой.

Перед этим он рассказывал, как Нина задержалась в самолете с чужими мужиками. Они пригласили ее выпить, и она с ними задержалась.

Гена постоянно ревнует жену. Это расплата за семилетнюю разницу в возрасте. Он понимает, что она намного моложе, и ей хочется то, что он дать не в состоянии. 

Несколько раз я видел бунт Нины против мужа: ей хотелось пофлиртовать с другими мужчинами,  пококетничать, а муж жестоко пресекал эти поползновения, она возмущалась. Возникал  скандал. Чаще это было на гулянках, когда алкоголь раскрепощал сознание, Нина освобождалась от постоянного страха и делала то, что ей нравилось, хотелось.  Это  не было изменой в прямом смысле, просто легкое кокетство.  Но для Гены это было попыткой изменить лично ему, и он устраивал скандала. Он многое не говорил мне, но я догадывался, какие сцены ревности стояли за всем этим молчанием. Был бы он умнее...   Это из пожеланий: будь погода получше.… Когда он вернулся из кухни, я сказал:

— Тебе здорово повезло с Ниной. У тебя был выбор. И,  выбрав другую женщину, ты много бы проиграл.

Он ухватился за слова, что у него был выбор.

— Да, у меня был выбор. Когда я жил в Саратове, девчонки сами приходили ко мне в общежитие и оставляли записки, что хотят   встретиться и готовы на что угодно, без всяких обязательств. Когда я отказывался, они говорили, ну и дурак, отказался от удовольствия.  А я понимал, что если пойду по девчонкам, то потеряю Нину. Тебе с Викой тоже повезло, — говорит он ответную любезность.

Я пожимаю плечами. Возможно. Кто может знать варианты своей судьбы: поступи он так, или иначе.  Очень много было шансов остаться холостяком. Тогда бы жизнь была бы совершенно иной.

— Тогда твоя мать говорила, что как только ты уходишь на работу, к Вике приходят грузины. Я было поверил.

Гнев ударяет мне в голову:  и это делает моя мать! Но я внешне  спокоен. На какое же отношение к себе она рассчитывает? Как глупы женщины! Всё на примитивном уровне.  Не все,  конечно,  как и мужчины. Амплитуда колебаний огромна.  Повезло — ты на положительном полюсе, не повезло — ты в полном дерьме,  и сам дерьмо.

Гена, в который раз удивляется,  что судьба свела нас в один город:   разве в юности мы могли такое предполагать? В который раз рассказывает,  как ему было плохо в Донецке, всё время тянуло в Россию,  был не в себе от тоски. Он говорит,  а я про себя думаю:  у тебя сыновья, но и тебе не больше повезло, чем мне: такое же отчуждение.   

Мальчиков я бы воспитывал по-другому, а девочек должна воспитывать мать, а Вика пустила на самотек. Вот и получилось то, что получилось. Конечно, я тоже виноват, нужно было уделять им больше внимания, но меня убивали их постоянные ссоры, драки и полное непослушание,  игнорирование. Это участь всех родителей, но это было очень неприятно. Мне было обидно, что они меня не уважают.

Алексею после женитьбы сняли квартиру, которую оплачивают родители пополам.
Но Гена с Ниной продолжают спать в зале, так как в спальне Сергей держит вещи,  которые пока не пользуются спросом, то есть превратил в склад. У него три магазина с продавцами, он же руководит,  поставляет товар, ездит за ним в Москву, за границу.

В итоге денег едва хватает на выплату налогов,  зарплату, и себе на проживание без роскоши,  но в желаниях не отказывает: купил дорогие горные лыжи с ботинками — держит у Гены.

 Платит рэкетирам. Однажды подвергся ограблению вместе с пассажирами автобуса. Хорошо, что деньги разделил,  половина уцелела.  Все как в кино, вошли двое в масках с автоматом.  Несмотря на риск, Сергей доволен, что  он хозяин, а не наемный.

По разговору понял, что у т. Паши началась гангрена пальцев ног,  нужна операция, но никто не захочет связываться 82-летней старухой. Все ожидали скорую смерть, но у нее крепкое сердце. Наследственное. Сейчас положение стабилизировалось,  и никто не знает, сколько она протянет. Гена и Нина говорят, что она заговаривается, наяву бредит, не узнает в лицо. Наташу сволочит, то просит выбросить на улицу. Что не лишено смысла:  она хочет умереть,  и не может. Не дай Бог оказаться в таком положении! Лучше умереть от голода. Когда посторонние приходят к ней,  она говорит, что ее не кормят.

Какая-то женщина поверила и сказала, что завтра сварит борщ и принесет. Нина пристыдила ее.  В эти же дни ей прислали телеграмму, что отец при смерти, пришлось уехать на Украину, где который день отец лежит в реанимации, но не умирает, а 9 апреля нужно приступать к работе. 

За т. Пашей приехала смотреть Наташа, которая работает медсестрой в венерологической больнице. Почти не изменилась за эти 20 лет, такая же была и в девушках, но, конечно,  следующие десять лет сильно изменят ей лицо.

Миша работает частником — ремонтирует квартиры. В месяц получается не больше 2,5 миллионов. Сама же Наташа получает 300 тысяч. Вот поэтому и не хочет правительство проводить деноминацию денег. В тысячах зарплата кажется намного больше, чем в десятках.

Прошел профмедосмотр на заводе. Сняли ЭКГ,  сердце барахлит, выписали Ребоксин, как и Пихтовникову, который заметно постарел после смерти жены, но такой же холерик, гневается на Славу, что тот работает до последней минуты,  а в середине смены пьянствует. 

Я же к этому отношусь философски:  нам платят деньги за полную смену, тем более пропуск дают только по окончанию смены.  Пихтовников же негодует,  хватается за барабан, грозится им разбить голову Славе.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/17/580