В моей душе всегда весна

Галина Терешенок2
         

 Инвалид детства…. Сколько горечи, обид, боли, Несбывшихся надежд стоит за этими словами. Сколько слез и страданий причиняет болезнь маленькому, ни в ем неповинному человечку и его родителям. С самого раннего детства такой ребенок обречен на борьбу не только за свое место под солнцем, но очень часто и за саму жизнь.

        По свидетельству мамы я появилась на свет крепенькой,  черноглазой и чернобровой.
 Все шло нормально. Потом что - то произошло. Что, об этом не знает никто, кроме служащих роддома: унесли от матери ребенка в одном состоянии, принесли на кормление в другом. Село, полуграмотный фельдшер - акушер. Позднее врачи поставили диагноз-
 - ДЦП, тогда этот диагноз ставился во многих случаях.
                В середине прошлого века ребенок с таким диагнозом  был обречен влачить  полуживотную жизнь. Это сейчас существует много способов лечения, родителям даются льготы, да и общество стало гуманнее к таким детям. По крайне мере стараются не оглядываться да и пальцем не тыкают и своих детей ругают, чтобы не дразнили. Но это так, лирическое отступление.
                Родная тетя предложила родителям сдать меня в специнтернат, чтобы не мучиться. Сейчас, как пишут в прессе, специнтернаты и прочие богоугодные заведения переполнены. Родители сдают своих больных чад, часто мотивируя это тем, что им там будет лучше: специальный уход, врачи, такие же дети, ребенок не будет чувствовать себя хуже других, не будет закомплексован.  Все это, извините за резкость, полная чушь. Нигде ребенок не будет себя чувствовать лучше, чем в кругу семьи . А Любовь родных способна творить чудеса. Можно отдавать ребят в специализированные  учебные заведения потом, для получения профессий, уже подросших, окрепших, чувствующих за собой тыл любящей его семьи.
            
                Мои родители меня никуда не отдали, а через два месяца после моего появления на свет отца перевели работать на новое место.   Семья переехала жить к подножию Бештау, в новый, строящийся город. Домов еще не было, были  только бараки.
 В них и жили: холод, сквозняк. Все детишки переболели: корь, коклюш,  воспаление легких… Что никак не прибавляло никому здоровья. Родители  работали , а меня отдали в детский ясли, а затем и в детский сад. Я была, как теперь говорят, абсолютно неясельным ребенком. Нуждалась в спокойной обстановке, в материнском уходе, была нарушена речь и координация движений. Дети меня дразнили, до сих пор, встав уже давно взрослой, я с ужасом вспоминаю эту пору моей жизни.

                В школу меня, как и многих деток с диагнозом ДЦП,  не хотели принимать, ссылаясь на то, что не смогу учиться нормально. Но, вопреки мнению многих, училась в начальных классах очень хорошо. Ведь при ДЦП обычно поражается не мозг, а нервная система. Опытный педагог оберегал меня от дразнилок одноклассников, не забывал похвалить за хорошую оценку. В более старших классах повзрослевшие одноклассники считали для себя позором не то что сидеть, но даже и говорить со мной. В общем, этакая пария в общешкольном масштабе. Так что ничего нет удивительного в том, что до сих пор немного побаиваюсь подростков. В детстве мне от них немало досталось и, пожалуй, слово «дебилка» было самим мягким  из лексикона моих одноклассников. Теперь, слава богу, есть Интернет. И человек с заболевание ДЦП, если даже и не может покинуть стены дома, никогда не будет одинок. Для него открыт весь мир.

                Единственным моим утешением в ту пору были книги и животные. С бесстрашными и благородными героями Джека Лондона, Вальтер Скотта, Жюль Верна было легче жить. Полюбила в детстве и фантастику, которую читаю до сих пор. Считаю, что чтение фантастики развивает мышление человека, заставляет его бывать в самых разнообразных ситуациях, учит воспринимать и уважать точку зрения других, отличных от него людей. Будит мечту и  заставляет верить в лучшее.  В те годы Интернета не было. Сейчас молодежи даже трудно представить эту ситуацию. Т.е. человек оставался совсем один со всеми проблемами, страхами, горем, сомнениями.

                Животные всегда приносили мне радость, даря любовь и нежность. Им все равно, каков их хозяин: как все или с физическими недостатками. Неправы те родители, которые, чтобы избежать лишних хлопот, лишают ребенка, особенного нездорового, благотворного влияния собаки или кошки. С ними маленький человечек , хотя бы и прикованный к постели, никогда не будет одинок, ему не будет так страшно в ночной тишине. Идя домой со школы и вытирая слезы обиды, он будет всегда знать, то его ждут Мурка или Джерри, для которых он - самый лучший, самый добрый, самый красивый на свете. 
              Летние   каникулы я проводила у бабушки, в деревне. Именно там прошли самые счастливые дни и часы моей жизни. Среди природы, впитывая мудрость и традиции русского народа, я научилась наблюдательности, бережному отношению к окружающей природе, с состраданием относиться к тем, кто слабее меня и нуждается в поддержке. Уже тогда я начала понимать, что не всегда выигрывает тот, кто сильнее. Слабость - это тоже сила. Сила духа. Я хотела быть как все, не делая скидок на болезнь.

                После окончания школы поехала поступать в институт, не прошла по конкурсу. Вернувшись домой, стала работать на заводе и поступила учиться заочно в Ставропольское культпросветучилище. Затем стала работать в заводской библиотеке, где проработала более 10 лет, участвуя в молодежной жизни завода. Принимала участие в походах, ездила на туристические соревнования и хотя моя  роль ограничивалась тем, что я была просто зрителем и помощником при случае: помыть посуду, сложить снаряжение, помочь судьям в записях, я была счастлива оказаться в удивительном мире гор, а вечером, сидя возле костра, глядеть в темно - синее звездное небо, на искры, летящие от костра, белеющую цепь исполинских вершин, вместе со всеми пить горячий, пахнущий дымом чай и петь песни под гитару. Очень любила путешествовать, объездила полстраны: во время отпусков побывала на Черном и Каспийском морях, на Урале, на Дальнем Востоке, В Сибири, В Карелии, В Молдавии, в Грузии.
 
                Благодаря пребыванию среди абсолютно незнакомых людей научилась преодолевать стеснительность, поддерживать разговор на любые темы, интересоваться другими людьми, не зацикливаться на своих обидах и переживаниях, как это делают многие обидчивые молодые люди, причем не только инвалиды. Но мне казалось, что окончательно стать такой, как все, избежать снисходительно - пренебрежительных взглядов мне поможет только высшее образование. Это сейчас есть законы, облегчающие инвалидам поступление в институты. А в те времена таких законов и в помине не было,  не случайно среди инвалидов детства 50 - 60 лет так мало людей с высшим образованием.
      
 Я сама трижды поступала в Вузы , набирая при этом проходной бал, но по какой -т нибудь причине не проходила по конкурсу. Четвертая попытка оказалась успешной и я поступила на заочное обучение в один из университетов СССР. Через шесть лет успешно получила диплом  о высшем образовании, не прерывая при этом работу. Если человек чего то очень хочет, он может этого добиться, не взирая на все препоны, стоящие на пути. Не надо только бояться трудностей и вешать нос. Очень удобно ссылаться на обстоятельства, не зависящие от нас.
            
                Людям с ограниченными возможностями, как правило, труднее всего. Ведь кроме своего недомогания они еще преодолевают недоумение и сопротивление окружающих: « Куда тебя несет. Получаешь пенсию и сиди, не рыпайся». Причем  это  окружение иногда действует из самых лучших побуждений. Могу сказать только одно: терпение и труд все перетрут. И если вы, родители, действительно любите своего ребенка - инвалида, не чините ему препятствий, помогайте ему во всем. Хочет получить высшее образование - пусть борется за свою мечту, не обрезайте ему крылья.

            В 1991 году началась волна сокращений. И первыми под сокращения попали кто? Правильно, Люди с ограниченными возможностями здоровья. Наивно полагая, что меня сможет защитить «Закон об инвалидах», где было сказано, что инвалидов детства не имеют права сокращать, я в этом же году прошла ВТЭК и получила инвалидность детства. До этого я инвалидности не имела, так как считала, что не имею права обременять своей персоной государство и смогу как - нибудь прокормить себя сама, тем более мои запросы были не очень большие.

                Главное в моей жизни всегда были человеческие чувства, книги, природа, а денег сколько не имей, их все равно будет мало. За годы работы в библиотеке я привыкла быть нужной людям, всегда стремилась ответить на любой вопрос читателя. Искренне любя работу, я воспринимала увольнение как катастрофу, равной физической и моральной гибели. Все, к чему стремилась с детства - быть такой как все, доказать тем, кто высмеивал мою манеру говорить, передразнивал походку, смеялся  в лицо и обзывал разными гадкими словами, что инвалиды - тоже люди, что они могут также чувствовать, страдать, смеяться и плакать как и здоровые люди, летело в пропасть.

                Но, несмотря на закон, меня все же уволили. Вернее, заставили написать заявление. Официальная причина - плохой почерк. Неофициальная - надо же кого - то было сократить. Пусть это останется на совести тех, кто делал и делает подобные злодеяния, которые иначе, как моральным убийством, не назовешь. Практика увольнения инвалидов в первую очередь, под любым предлогом не принимать их на работу жива и сейчас.

                Более двух лет я была безработной, стояла на учете в службе занятости. Все это время я работала в городской обществе инвалидов на добровольной основе, старясь по мере сил им помочь. Однажды я познакомилась с молодой девушкой, инвалидом первой группу. Меня изумили ее рисунки. Сколько в них было радости, света, любви к миру. И это рисовал человек, всю жизнь просидевший в четырех стенах?! Я написала о ней и ее творчестве заметку и отвезла в редакцию местной газеты.  С тех пор я начала сотрудничать с этой газетой  более 10 лет, пока позволяло мое здоровье.

                По моему глубокому убеждению, журналистика должна помогать людям правильно оценивать обстоятельства жизни и прежде всего самих себя.  У нас все СМИ настолько переполнены чернухой, отрицательными материалам, что диву даешься - и как это наша страна еще живет.
               
              Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Каждый человек - это чудо, и моя цель как журналиста была в том, что бы человек это понял. Часто, когда я приходила брать интервью или материал для очерка, мне говорили : « А что писать? У меня в жизни не было ничего, о чем бы стоило писать.» А потом, читая в газете заметку или очерк о себе, человек поражался: « А я и не знал, что у меня жизнь такая интересная».

                Исходя из своего опыта, я считаю, что задача журналиста - поставить человека и общество не только перед каким - либо отрицательным фактом, но и заставить задуматься- а почему этот факт смог вообще произойти, от чего и от кого зависит, что бы этого больше не было, что может конкретно сделать сам человек, чтобы жизнь в стране стала лучше.  Если мы все будем больше писать, читать, смотреть фильмы   о хорошем,  научимся видеть прекрасное, а не создавать виртуальные банды, как нам предлагает тот же ИНЕТ, научимся уважать прежде всего самих себя, то и жизнь наша все - равно изменится в лучшую сторону.  Надо не обвинять кого - то в своих житейских неурядицах, а, сцепив зубы, идти вперед, пока хватает сил, к намеченной цели Без труда, Это относится и к инвалидам и к здоровым людям, все наши помыслы пусты. И надо всегда, как в связке альпинистов, помогать друг другу. Потому что если в упал в пропасть один, то в следующий момент в этой пропасти можешь очутиться ты сам.   

            
 Благодаря инвалидности я научилась сострадать другим, ценить жизнь, будь то жизнь человека, животного или растения. Я научилась радоваться тому, что у меня есть.         

                Я также надеюсь, что и окружающие меня тоже смогли кое - чему научиться: состраданию, выдержке, спокойствию. Очень многому я смогла научиться вопреки, а не благодаря обстоятельствам. Так что, на мой взгляд, необходимо учиться жить, несмотря ни на что и помнить, что Солнце светит всем одинаково: богатым и бедным, больным и здоровым. Ваша болезнь - это своего рода проверка вас жизнью на человечность, силу духа и доброту. Меня моя болезнь проверяет по полной программе: вот уже шесть лет я одна ухаживаю за мамой, которая сломала шейку бедра и почти прикована к постели.


            Прошу прощение за столь длинное повествование. Хочу закончить его своим стихотворением:

 Спасибо, Жизнь, тебе за дар,
 За дар, такой бесценный,
 За то, что на Земле живу,
 За то, что вижу Небо.
 Спасибо, Бог, за тот талант
 Что ты вложил мне в душу:
 Смеяться, плакать и любить-
 Мне большего не нужно.