Размышления о романе Евгения Замятина Мы

Ульянов Виталий
Ульянов Виталий
Размышления о романе Евгения Замятина «Мы».

Роман «Мы», поначалу казавшийся чересчур фантастическим и даже бредовым, оставил после себя необычайное впечатление. Более того, фантастика быстро уходит из головы, и остаются серьёзные философские рассуждения благодаря интересному и полному событий сюжету, а также непредсказуемой, даже грустной, концовке. Свои размышления по произведению я пишу для тех, кто уже прочёл роман. А прочитать я советую каждому, благо размер произведения не столь крупный, как я думал до приобретения книги. В первый момент думаешь, что сюжет крутится лишь вокруг противостояния бесчеловечному государству, которое дало людям лишь иллюзию счастья, но потом, дочитав всё до конца, понимаешь, что Замятин поднимает целую груду важных вопросов. И некоторые из них я рассмотрю здесь.
Во-первых, оценю главного героя, а точнее его последний (на страницах романа, разумеется) поступок. Д-503 до последнего момента любил I-330, однако он не решился уйти вместе с ней за Стену, остаться с ней и бороться с Единым Государством, он не сопротивлялся, когда ему удалили фантазию и излечили душу, он обрёл «стопроцентное счастье», став подобным машине, механизму. Этот поступок подобен предательству. Он сразу потерял любовь, перестал сомневаться в своих действиях, теперь он уверен, что «разум должен победить». Но возможна ли победа одного лишь разума?
Нет. Иначе человек перестанет быть человеком. Люди отличаются от зверей не только наличием развитого разума, но и наличием души, наличием чувств. Теперь представьте себе человека, который имеет лишь разум, но потерял душу и чувства. Он не сможет победить, он не сможет понять жизнь и двигать вперёд прогресс. Человеческая жизнь целиком состоит из чувств: любовь, дружба, злоба, зависть. Невозможно понять жизнь, не понимая её составляющих (одними из них являются чувства и эмоции), но никто не сможет понять любовь, зависть, злобу, если этих чувств у него никогда не было. А если у человека нету фантазии, то он будет не в состоянии даже представить себе какие-либо ощущения. К тому же, во многом благодаря фантазии движется прогресс. Чтобы прогресс двигался, нужно воплотить в жизнь какую-то идею, но без фантазии не будет идей, следовательно, не будет и прогресса. Человечество остановится в развитии и будет подобно животным. Единственным различием между людьми и животными будет лишь развитый разум. Посмотрите на зверей: они (по крайней мере, некоторые), скорее всего, обладают слабым разумом, ведь они приспосабливаются к условиям, отличным от природных. Такими же станут и люди: остановившись в развитии, они будут использовать лишь собранные ранее знания (так как прогресса не будет). И шанс на выживание в случае катастроф будет не так высок ввиду отсутствия фантазии и развития. Мышление людей, как и их разум, будет одинаковым у всех, ведь вместе с душой и фантазией исчезнет творчество, исчезнут личностные особенности, касающиеся мышления.
Многие из вас наверняка думают: «Хорошо, что сейчас не такое время». Но и это ошибка. Взгляните на современное общество. Не замечаете ли Вы, что наше время напоминает время из романа? Разница лишь в том, что у нас господствует не разум, а деньги. Вокруг денег крутится вся наша жизнь. Деньги стали своеобразным идолом. В романе мы отчётливо видим, что все явления жизни жители Единого Государства пытаются осмыслить с помощью разума, дать этим явлениям оценку, характеристику. В наше же время всё, даже такие бесценные и невозможные для рационального осмысления понятия, как любовь и дружба, начинает приобретать свою цену, то есть, становится вещью, товаром, а товар можно понять с помощью разума, рассчитать его стоимость относительно других вещей. Но чувство невозможно оценить деньгами, невозможно понять одним лишь разумом. Как думают многие люди в наше время: «Чтобы меня все уважали, любили и почитали, чтобы у меня было много друзей, я должен быть богатым, иметь дорогую  и красивую машину и т.д.». Тем самым мы невольно пытаемся найти стоимость этих не имеющих цены понятий (уважение любовь, дружба, почтение и т.д.). Многие поглощены ложными ценностями (деньги, удовольствия), многие, увидев нищего человека, не чувствуют даже сострадания, хотя каждый из нас в один момент может стать нищим. Поклоняясь деньгам, мы перестаём видеть истинные ценности, начинаем судить людей по их состоянию, забывая о том, что каждый человек – мозаика, и мы увидим полную картину лишь тогда, когда соберём все части мозаики воедино. Но, к сожалению, многие,  заметив одну некрасивую деталь мозаики, уже не желают собирать всю картину. Поэтому-то нынешнее общество и напоминает общество из романа, ведь мы добровольно (точнее говоря, из-за обманных представлений) отсеиваем то, что делает нас людьми, видя лишь ложные ценности, названные кем-то высшими.
Подводя итоги, я хочу сказать одну важную вещь: несмотря на то, что роман написан в 1921-м году, в то время, когда ещё не улеглась жизнь, и были в этой жизни большие трудности, даже жестокие моменты, это произведение вечно, ведь оно говорит нам о человеке, о том, что делает нас людьми, а многое в людях не меняется: мы до сих пор знаем дружбу, любовь, ненависть, зависть, и если исчезнут наши человеческие чувства, фантазия, душа, то мы просто перестанем быть людьми. Замятин оставил нам роман, по которому можно учиться. Учиться жизни, учиться истине, учиться быть человеком.