1994 г 18 ноября. Началась война в Чечне

Вячеслав Вячеславов
      Пошли тратить бешеные деньги и набрели на дешевую "Электронику" СВЧ, в два раза дешевле, чем в советское время, когда готов был купить в кредит и полгода выплачивать, а сейчас свободно купили в зарплату, и ещё остались деньги. Купили давнишнюю мою мечту, пора переходить на более цивилизованный уровень. Нашли место на морозилке.

Не думал, что такая тяжелая будет — 35 кг, правая рука от напряжения побаливала сутки. Привезли на санках, благо, было немного снега и гололеда, который начался на следующий день после приезда Вики, когда прошел дождь, и мы заблудились с Геной ночью под Сызранью.

Проехали ответвление, а через три минуты заглох мотор, и Гена сказал:

— Нужно ждать рассвет и копаться в моторе.

Попаду ли я сегодня на работу? Через полчаса Гена продул карбюратор под светом переноски и увидел, что ему вчера продали некачественный бензин, который и засорил. Снова поехали. Нашли нужную нам дорогу. Гена ехал очень медленно, боялся столкновений, наученный горьким опытом, когда пришлось выложить несколько миллионов за мелкий ремонт чужой «Оки». Через семь минут мотор снова заглох. На этот раз причина известна и остановка не была длительной.

Через 15 минут поехали. В  половине девятого приехали на вокзал, где на пороге стояла Вика в нетерпеливом ожидании, готовая уже добираться без нас на автобусе с тяжелеными сумками. Вовремя приехали.

20 ноября. Снова плюсовая температура +3. В Грузии остановилась ГЭС. Вся страна обесточена, нет горючего для отопления квартир, выпечки хлеба. Но зато гордое сознание независимости. Которое будет длиться до тех пор, пока не поймут, что этой независимостью надо подтереться и выбросить.

По сути человек раб своих страстей, которые управляют им, доводят до лихорадочного состояния, крушат всю его жизнь, и даже убивают. Когда мы научимся управлять страстями, тогда и станем господами положения, а до тех пор мы рабы, подкаблучники.

В городском автобусе на красной простроченной шторе, отделяющей пассажиров от водителя,  герб и текст гимна СССР напечатанный белой краской — бывшая святыня пионерской дружины заканчивает свой век заурядной ширмой.

После нового года переходим на пятидневку — сокращается выпуск устаревших авто,  а новых — не скоро начнется. Грядут сокращения, все женщины обеспокоены, досадуют на молодых женщин, которые поголовно разведены, матери-одиночки не попадают под сокращение. Начальства не видно, никакого руководства, все работают по инерции, как хорошо слаженный инструмент, мне надоело замечать неполадки и говорить о них рабочим, которые обижаются и долго потом косятся, а мастерам бесполезно говорить, выслушают и ни слова а в ответ. Мощные эл. моторы часами гоняют вхолостую — лень подойти и выключить, заняты игрой в домино.

В газетах постоянно разоблачающие материалы высокопоставленных чиновников, но Ельцин газеты не читает и защищает преступников, выгораживает, говорит об их честности — и всем становится ясно — кто есть кто.
 Выписал три газеты, отдав 70 тысяч.

Юра Коблов удивляет математическими способностями: в накопительном акте одиннадцать четырехзначных цифр, складывает, поочередно суммируя, получается десять вычислений. 

В августе он приехал из Дагомыса, прокутив с женой три миллиона, вовремя снял деньги из фирмы Никольской, где уже у меня больше миллиона, но надежды призрачные.  Цены растут, деньги всё более обесцениваются.  Просвета не видно. Россия — гиблое место, где гибнет всё хорошее. Нет никому веры. Все наверху портятся,  разлагаются. Словно враз исчезли все идеалы, и нет никаких ценностей, кроме денег.

Большая часть советской литературы исчезнет, так как не будет востребована. С нынешней литературой будет то же самое.  Выживет Фантастика, детективы. Вполне возможно, что через сто лет и это отомрет, будет сплошное телевидение, сиди и смотри, даже переживать не надо, знай, нажимай кнопку смены программ. Но может вернуться и беда в виде нового тоталитарного строя, с новыми репрессиями, и уже на белее высоком культурном уровне. Так должно быть.

Технический прогресс завершится коллапсом  — смертью цивилизации. Государство не может существовать,  если все граждане будут одинаковыми, стандартными, как коммунисты пытались сделать, всех покорными воле генсека. В разнообразии характеров генетических систем сила любой цивилизация, которая как бы ищет, каким образом можно уцелеть.

Именно так шел отбор по Дарвину — выживал сильнейший, или наиболее приспосабливаемый.

Акула совершенна — поэтому ей не надо было меняться за миллионы лет. Динозавры тоже существовали миллионы лет, и мы не знаем, была ли у них цивилизация? Возможно,  и человека ожидает такая же участь — не успеет приспособиться, вымрет.

1 декабря. Почти во всех магазинах открылись небольшие торговые точки,  совсем юные девицы и парни продают попкорн, чипсы. Покупателей не видно и продавцы явно скучают,  делая невозмутимый вид, мол, так и должно быть, я при деле.

Невольно становится жаль их: какое время они в состоянии вытерпеть это издевательство над природой, над своей натурой, стоять в безделии на виду у всех? Год? Два? Не больше.  Потому что это тупик для молодых. Они, вероятно,  и сами понимают, что впустую теряют драгоценное время.  Да и безделье надоедает, не очень-то приятно делать вид занятого человека за не столь уж большие деньги. От силы два-три месяца.  Потом придут другие молодые, которым всё в новинку, нравится ощущать себя при деле и получать за это деньги. Лучше стоять за прилавком, чем заниматься противоправными действиями.

В начале года с 24-этажа заводоуправления  сняли недавно поставленные стекла, алюминиевые стойки, и хорваты начали ставить другие стекла с синей окантовкой по периметру сторон здания. Работа шла дружно, но к лету затихла и скоро совсем приостановилась, не хватило 1/8 части стекол.  Долгострой продолжается, хотя Каданников пообещал, что в первом квартале будущего года з-упр будет построено. Пороки социализма не пускают в рай капитализма.

Как-то к Хлебниковым приехал наряд милиции:

— Ваш сын задержан по подозрению употребления наркотиков. Необходим осмотр квартиры.

У вас есть разрешение?

— Нет. Но, если вы не разрешите, мы его не отпустим до завтра. Можете своими руками показывать, мы ничего трогать не будем. Вот, видите,  пузырек с жидкостью.

— Это мед. спирт, я сама ему давала.
— А вот и шприцы.
— Это ничего не значит.  Я мед. работник. У меня могут быть шприцы. Я знаю своего сына, он не наркоман.
— Все так говорят.

Но после безрезультатного осмотра разрешили забрать Алексея из милиции, которого задержали во Дворце Спорта, так как  видели, что он выпивал прилюдно, мол, ОМОН выполнял план по задержаниям.

Сергей сказал матери, чтобы она не волновалась, Алексей не употребляет наркотики.

При последней нашей встрече Гена   сказал, что Сергей по характеру мягче, Алексей —жестче. Он забыл уже, как Сергей как-то едва не набросился с кулаками на него. Последняя обида помнится сильнее.

Алексей принялся говорить, чтобы ему купили более лучший телевизор, а этот забрали себе вместо "Славутича", который уже показывает в ч/б варианте. Мол, надо вызвать телемастера, в «Шиваки» что-то барахлит.  Гена сказал:

— Твой телевизор, твои проблемы, сам и вызывай.

Алексей психанул:
— Ах, так! Тогда и ко мне не обращайтесь ни с чем!

Я сказал Гене, что с годами и Алексей помягчеет, как в свое время Сергей.

4 декабря купил 18 килограммов яблок за 27 тысяч в магазине. На рынке уже по три тысячи, не много накупишься. Картофель по семь тысяч, но у нас есть нетронутая, осенняя. Купил два килограмма орехов за   девять тысяч. Хлеб уже вовсю раскупают по тысяче за буханку. Копить деньги бесполезно, инфляция страшная.

В 21 час неожиданно позвонил Коля из  Измаила. Голос незнакомый. Впервые разговариваем по телефону. Звонил по коду с работы. Говорили минут 20. Зарплаты не хватает, но он перепродает товары. Благодаря этому держатся. Никто не притесняет,70% русских вокруг, да и сам он 100% украинец. Всё хорошо. Младшая в IX классе. Ему тоже установили телефон, дал свой номер. Приехать не обещал, все очень дорого.

Гена попробовал рассказать анекдоты. По моему примеру,  но я невежливо перебил:

— Гена, мы читаем одни и те же газеты.

Он вспомнил другой анекдот. Я повторил. И он замолчал. Возможно, мне надо было сделать вид, что я их не читал, как он это постоянно делает, когда я рассказываю вдруг вспомнившийся анекдот. Но не хочется притворяться.

В конце вечера он сказал, что сильно обиделся на меня, когда на его совет, не связываться с ломбардом, я ответил:  разбирайся в своей семье, а в мои дела не лезь. Я не помнил такого разговора и попробовал его переубедить в этом, но он твердо был уверен в своей обиде, которую решил не показывать, чтобы не ссориться со мной:

— Ты был пьян.

Я было хотел сказать: А ты видел меня когда-нибудь пьяным? Но решил не заострять, поняв, что ему хочется потешиться со своей обидой,  которая идет от зависти ко мне, к моему образу жизни, благополучию, но он не может себе в этом признаться и осознать, это идет подсознательно. Легче думать, что Славка плохой, походя грубо осадил, обидел.

Я же не помнил такого разговора, лишь сегодня сказал ему, что вложил полтора миллиона и должен получить четыре. Кажется, и разговора такого не было. А если и был, то что же тут обидного? Видимо, он такой же обидчивый, как и я. Особенно,  когда хочется обидеться.  Он слишком прост — хитро подкалывать, чтобы я не заметил.  Раздражение ко мне, накапливающееся, что не дал анекдот рассказать, и ещё за что-то. Пожалуй,  надо видеться пореже.

Мне тоже хотелось ему сказать, что его земляки на его дне рождения, меня изнасиловали громкой музыкой. Это уже второй раз. И я уже решил, что третьего раза не будет. Всегда избегал подобных ситуаций, даже ценой самоизоляции, что будут думать обо мне хуже. Так я всегда отказываюсь от коллективных пьянок в БТК и чаепитий. Не хочется сидеть за одним столом с теми, кого не слишком уважаешь — мягко сказано. Я не чувствую своим в женском коллективе, не хочу. Не давать повод для сплетен, пересудов.

На сына Коноваловой наехал новичок в жигулях, поломал обе ноги ниже колен. Работаю с нею и Левкиной на диске. Коновалова что-то рассматривает украдкой.  Фотографии. Лицо чуть смущенное, догадываюсь, что это. В шутку прошу и мне дать посмотреть.

— Нет. Нельзя.

Не настаиваю. Имею представление, что там может быть. Мне уже не нравится вседозволенность в сексуальной тематике.  Можно представить,  как это скажется на молодых, у которых выбили ещё один нравственный костыль. Быть проституткой престижно. Изменять мужу? Да ради Бога. Это даже полезно, обостряет чувства. Извращения? Нет никаких извращений. Делай всё, что пожелаешь. Можешь 137 раз подряд промастурбировать, если выдержишь.

2 декабря. Вчера утром тремя колоннами российские танки двинулись блокировать Грозный,  хотя до истечения срока ультиматума оставалось ещё три дня. Кто может предсказать, чем всё это обернется для России? Вторым Афганом? Трудно надеяться,  что наши воины смогут навести там жесткий порядок, изъять всё оружие у населения,  привыкшего к бесконтрольности. Это был самоубийственный шаг для наших властителей.  Я считаю, что Чечня, Дагестан, Осетия — это не Россия. Пусть живут, как им хочется.

В Москве у памятника Пушкина митинг. Явлинский, Гайдар, Элла Памфилова, говорят против входа наших войск, против решения этого вопроса силовыми методами.
Людей немного. Не лето. Идет снежок.

В Москве на урок первоклассников вошли четверо парней и жестоко избили учительницу на глазах учеников. Позже она рассказала, что одна богатая родительница требовала выделять её девочку из всех учеников. Отказ рассердил, и она прокричала, что в состоянии купить всю московскую милицию. Многие это слышали и понимают, что это она подговорила и наняла крутых парней. Но доказать должна милиция, которая лишь на пятый день сняла показания с учительницы, и расследование может закончиться как обычно: с нулевым результатом.  Этот случай меня больше потряс, чем ввод войск в Чечню.

Догадывался, что Хлебниковы могут позвать с ответным визитом и предупредил Вику, чтобы отговорилась, мол, до нового года не хочу больше пить. Не она не смогла, так как Нина сказала, что надо обмыть покупку. Мы догадались, что они купили телевизор. Так оно и оказалось. «Самсунг» 54 см. за 1300 тыс. Краски ничем не лучше, чем у моего "Электрона".

Ещё летом их кот Рыжик умер где-то от старости,  не вернулся домой. Сейчас они прикормили в подъезде чужого кота, который понял, что к ним можно прорваться в квартиру, что он и сделал, а они уже не стали выгонять, пусть живет, Я решил, что перестану пить водку,  перейду на вино, и за весь вечер выпил 200 граммов вина, ничуть не опьянев. Гена выпил половину бутылки, всё время, рассказывая одно и то же, что говорил в прошлый и позапрошлый раз.

Я большую часть времени молчал, с неудовольствием выслушивая нагнетание ужасов, творящихся вокруг. По горло надоели негативные эмоции. Я постоянно отвлекал их внимание, но Гена всё возвращался к наболевшему. Что не может устроиться на работу, где хорошо платят, так как трудовая придет через три месяца, а за 25О тысяч стоять на морозе целый день не хочется, прямой путь идти в грузчики,  работать с пьяницами, то есть опуститься на самое дно. Когда он стал это говорить второй раз за этот вечер, я не выдержал:

— Даже в шутку не надо так говорить.

Нина молчала, как обычно, не желая ни с кем ссориться. Гена недовольно тоже замолчал, обидевшись, что я не хочу его понять.  А меня уже раздражало непрерывное нытьё. Я весь вечер молчал, только и делал, что слушал их, как всё вокруг плохо, что Алексея затаскали по милициям, снова задержали, на этот раз возле казино, просто стоял, ничего не делал, а мимо проходил патруль. Товарища отпустили, а его задержали, так как  его фамилия уже значилась в списках наркоманов, кто-то из товарищей заложил, что он наркоман, хотя это  неправда, но коль такое сообщение поступило, то они снова пришли с проверкой его комнаты, но ничего не нашли.

Нину трясло от возмущения, что так беспардонно приходят и обыскивают квартиру.  Она возьмет справку, что он не наркоман и заставит милицию вычеркнуть его из того списка, чтобы больше не задерживали. Рассказала, как средь бела дня на мужа и жену напали парни и принялись избивать мужа, и никто не заступился.

— А я бы не прошел мимо, — сказал Гена, уставясь на меня, словно я уже прошел мимо и ничем не помог.

Трудно найти общий язык трезвому с пьяным. Скоро мы поднялись и ушли.  Я чувствовал, что нужно, по меньшей мере, шесть месяцев, чтобы пройти этому раздражению. Если встретимся на новый год, он снова будет рассказывать одни и те же истории. Одно дело, когда он приезжал раз в месяц, и многое терпелось.

Из Чечни передают, что население задержало в плен 40 рос. солдат и офицеров.  Что это за воины,  если их так легко взять в плен гражданским людям? И в прошлый раз взяли в плен 70 чел. Не кончится ля это развалом России?

Все субботы во вторую смену рабочие, спешат наверстать упущенное, хотя много машин некомплектных. Каждую неделю растут цены, в магазинах свободно, не все могут покупать. Понимание беспросветности, нет никакой надежды, что будет лучше.   Мне на свою жизнь грех жаловаться, обидно за страну и обнищавшее    население, другим приходиться намного хуже и становиться тревожно, что это хуже — может перекинуться и на меня. Чем я лучше других?

14 декабря. Батуми. Центральная площадь.  Выхожу из дома на работу. Автобусная остановка ниже и выше. Некоторое замешательство, куда лучше? Выше. Подходит автобус. Не мой. За ним троллейбус. Мне нужен автобус №2 или же №16. Но их всё нет и нет, а время идет, так можно и опоздать. Я с товарищем, который не волнуется:  не по своей же вине опаздываем, учтут.

Надо было раньше выйти. Но я же не знал, что тут так плохо с автобусами, я первый день на работу выхожу и начинаю с опоздания, неприятно.  Поперек площади проплывает большой катер. Неужели там вода? Да, и довольно глубоко. А как же проезжают автобусы?

— Там море? — спрашиваю я.

 Довольно глупый вопрос. Конечно море,  и довольно большая бухта, огни противоположного берега светятся за пять километров. Теперь ясно видно, что вся площадь покрыта морскими волнами. Автобусы всё подъезжает, но не моего маршрута. Через улицу здание драмтеатра. Знаю, что оно там, но не вижу.

За неделю хлеб ещё подорожал на сто рублей.
Иметь детей — это постоянные стрессы, а в будущем, в большинстве случаев, очень большие неприятности, вплоть до смертельной. Скольких родителей любимые чада довели до инфарктов, а иногда просто убивали.

Конечно, спокойней жить, веря, что после смерти будешь продолжать существовать,  пусть в другом обличий,  качестве, но будешь.  И эта вера — бальзам на незаживающую рану. Блажен, кто верует. Верь, и тебя ничто не устрашит. Как гениально просто. И глупо.

Глядя на египетские иероглифы, невольно думаешь, что там записано нечто необыкновенно интересное и мудрое.  А на поверку оказывается обыденная констатация факта, самой жизни, или же представление о ней, перечень товаров.

Может ли изнасилованный народ относиться к насильнику с любовью? В некоторых случаях может, но не в большинстве. У многих наступает апатия, деградация всего человеческого.

19 декабря. Второй день температура -21. Лада привела Нику закутанную в пуховой платок под курткой. Ей нравится новшество. На след. день Ладе нужно торговать на морозе и попросила Нику поменять платок на более меньший, а этот отдать ей. Но Ника нивкакую. Даже уговоры, что маму надо любить, мама замерзнет, не помогли. Ей не хотелось отдавать платок, и она не отдала, и Лада промолчала. Вот отсюда и идут истоки эгоизма. Она не хочет считаться с нуждами матери. А что будет потом? В юности эгоизм увеличивается,  и мне жаль Ладу и Власту.

Мою жизнь можно считать благополучной, но большая часть тревог и неприятностей идут от понимания,  что жизнь моих девчонок не может быть благополучной, у них будет всё намного хуже. Им уже плохо,  и они терпят.  Пока молодые и запас нервов ещё есть.  Мне не хочется быть провидцем,  это их судьба и ничего изменить нельзя, тем более в чужой жизни, и я не уверен, что вмешательство может привести к положительному результату. Они сами строят свою жизнь.  Мне их жизнь не нравится, но выбор сделан ими.  Я не должен мешать, как это делала моя мать. Научен горьким опытом.

Купил с машины 15 килограммов яблок за 15 тысяч, но много подмороженных. Тех яблок хватило на неделю, а этих на пять дней.
Началась война в Чечне, хотя многие предупреждали, что этого нельзя делать. К чему это приведет?

К Солж. неприкрытая зависть, мол,  приехал к шапочному разбору, а не в 89 г, когда только всё начиналось, не хотят принимать его доводы,  что ему нужно закончить начатое, а потом уже приниматься за новое,  построение новой России. Он — единственный человек, которому большинство населения может довериться на 100%,  другим уже нет веры.

Не умею жить сегодняшним днем, всё тревожусь,  где подстелить соломки,  чтобы не так было больно падать. Человек должен думать о будущем, экстраполировать, предвидеть. Но будущее неизвестно,  и это тревожит.

31 декабря +2. Густой туман, какого за весь год не было, здания напротив не видно. Сегодня рабочий день, но уже 27-го гл. конвейер остановился из-за отсутствия комплектующих для сборки сидений и три дня простоял, вчера начал работать, а нас распустили до десятого января, как и в прошлом году, хорошо будет, если начнем работать.

Стоит нам запастись мясом, в надежде на мороз, и можно хранить на открытой лоджии, как из года в год повышается температура до плюсовой. Можно подумать, кто-то бдительно следит за нами, устраивая каверзу.  Год прошел не хуже других, все живы, но не здоровы. И последнее страшно расстраивает. В подъезде яростные крики кошек. Сосед Валера сломал ребро, видимо, по пьянке. Ни один проступок не остается безнаказанным.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/15/1002