1994 г 17 мая. 15 уровней сознания

Вячеслав Вячеславов
      Ровно через два года снова взорвался арсенал вблизи Владивостока, снаряды летели за десятки километров во все стороны, в городе лопались стекла. Якобы, солдаты на территории арсенала принялись разбирать ракету, которая воспламенилась, и они отбросили ее в сторону на траву.  Перед этим была кража оружия. Скорей всего,  подожгли, чтобы замести следы.   

О каком порядке в армии можно говорить, когда творится такое? Сняли главнокомандующего, которого назначили год назад. Генералов в армии 2,5 тысячи, столько же было в Союзе. Ельцин хочет задобрить армию, но в СМИ идет критика его действий.   Это говорит о том, что его положение не прочно, может лишиться власти в этом году, оппозиция уже готовит мягкий переворот, от которого недалеко и до жесткого. Пишут, что генералы могут возглавить переворот.

Пять дней назад приснилось,  что я в гостях у А. Пугачевой.
Много комнат, но не больших размеров,  а обычных. Мебель, не ахти какая. Обычный трехстворчатый шифоньер, но с наружными огромными зеркалами. Чтобы себя видеть во время любовных игр, думаю.  Кирпичная угловая комната.
— Это  прихожая, — спрашиваю.
— Да, — отвечают.
Просторная. Алла плачет. Ребятишки соседские выбросили отвертки, нечем починить радиоаппаратуру. Я утешаю:
— Ты такая знаменитость. Если бы твои поклонники знали, из-за чего ты расстраиваешься, забросали бы отвертками. Но почему ты выбрала первый этаж? Это же страшно неудобно, — говорю я, вглядываясь в окно и видя близко землю, тротуар, деревья. — Любой может заглянуть, ворваться.

Читая вслух рассказы, не знал, как это звучит со стороны, но предполагал, что читаю лучше, чем некоторые. И однажды Рашевская на чью-то реплику обо мне, сказала:

— Читает он очень хорошо.

Я был рад этой оценке, тем более что в этом она знает толк, так как училась в студии художественного слова и знает, как надо читать.

Скрипкин спросил, буду ли выписывать Комсомолку? Нет, слишком дорого — 26 тысячи. Он предложил скинуться на двоих, чтобы я выписал на себя, и свою долю выдал из общественных денег. На   почте узнал, что подписка уже стоит 22800, хотя вначале заявляли 28 тысячи. Видимо, поняли, что желающих будет очень мало. И сейчас, за десять дней до окончания подписки, на почте пусто, а цены запредельные, тиражи ещё больше упадут.

25 мая.   Не помню такого холодного мая. Высаженные 14 мая томаты померзли,  одни колышки торчат.  За апрель до сих пор не выплатили зарплату. Хотя власти понимают, что народ тогда вообще голосовать не пойдет 5 июня.
Чтобы привлечь народ,  объявили о проведении лотереи, где будет разыгрываться автомобиль, среди проголосовавших. Но к народу уже пришло понимание,  что один мерзавец ничем не лучше другого мерзавца, так же будет воровать и наживаться. Самарский депутат Фейгин избил журналиста прямо в редакции за непонравившуюся ему заметку. Самый молодой депутат — 23 года.
После работы на даче чувствую себя разбитым.

Ксюша Стриж, дочь актера Волынцева, из «Европы+» после прозвучавшей песни Сандры о чистой любви, жизнерадостно воскликнула:

— Но уж я-то по себе знаю, что каждая женщина мечтает о большом разврате. 

Вот так.  Ни больше,  ни меньше.   Возможно,  она права. Хотя холодных женщин много,  а уж они — не мечтают о таком,  им секс вообще не нужен. Ещё год назад я поражался,  как эту вульгарную особу допустили к радио и телевидению? Её голос вызывает отвращение. Неужели, если бы я был молодым, то мне нравилось бы такое? Но есть же какие-то морально этические нормы о приличии и неприличии?

Лида взяла в моду называть Вику — красавица. И та в ответ:

— Ну, как ты тут, красавица?   

И так несколько дней, пока я не сказал:

— Среди вас,  красавиц,  мне как-то неудобно находится.

Они посмеялись, но с тех пор больше не слышал этого слова.

Лада с отличием закончила платные бухгалтерские курсы и перешла на новую работу, чтобы иметь стаж работы бухгалтера. Видно,  понравилось учиться, решила подать документы в институт. Нике нравится ездить у меня на шее,  с каждым разом становится тяжелее,  труднее подбрасывать и качать. Усаживается на ногу и просит качать. Потом я сообразил, что этим невольно могу спровоцировать сексуальное желание у нее, и решительно отказался.

Она настаивала, но я перевел внимание на другое.  Почему-то кажется,  что Андрей окажется не столь щепетильным и может пойти на большее. Дай Бог, мне ошибиться, так же и насчет Игоря, у которого все задатки стать преступником.  А это очень легко может произойти.  Власта не умеет воспитывать, дети очень избалованы.   Впрочем,  иногда избалованность мешает стать преступником. Но не всегда.

Игорь загорелся купить "Оку", деньги хочет взять у родителей, так как свои все расходятся. Чтобы уплатить за садик, Власта берет у Вики. Я сказал, что у нас нет денег. Те, что лежат в ломбарде, это не деньги, а слёзы, так их мало, да и нужно хоть что-то иметь на непредвиденный случай,  мы всю жизнь живем без денег, и не у кого взять,  случись непредвиденное.  Тем более я не настроен ему потакать, машина ему не нужна, куда ездить? Разве что — покататься, потешить самолюбие, но потом захочется нормальную машину.

Мне тоже многое хочется, туфли, телевизор, но не могу, нет денег, зарплату за апрель обещают начать выплачивать после 31 мая, и неизвестно, когда в следующий раз им взбредет в голову выдать получку,  а ему хочется иметь машину. Не считает нужным в чем-то экономить, имеет две кожаные куртки, себе ни в чем не отказывает, хочет купить два набора "Поиск", как у нас, позавидовал.  А старую мебель выбросит. Власта говорит, что нужно покупать в долг, иначе, мол,  ничего никогда не купишь.  Для меня долг хуже ножа приставленного к горлу.

3-д работает еле-еле. В 22 часа делают укороченную норму и начинают расходиться по домам. В такое время встретился в автобусе с Шевченко. Пока шли к дому разговорились, ему хотелось поговорить, держал себя не так значительно, как у себя в кабинете, задержался с ним на сорок минут. Он сказал, что уже все обговорено, кто будет мэром, мол, приезжали из Москвы и решили: или он, или никто.

— Кто же, спросил я.

— Жилкин. Что за мужик, не знаю. Но Москва считает, что сговориться с ним можно. Каданников, конечно,  в мафии, но не в преступной,  а в экономической, с руководством он справляется. Второй з-д не нужен, так как  будет конкуренция «Жигулям». Да, рынок сбыта большой,  но качество машин всё падает. Старшая дочь через шесть дней родит, младшая в 11-й класс ходит. 

Я первый подал руку, дружески распрощались. Так он и не спросил,  нашел ли я работу, что и как? Да я и не хотел, чтобы он спрашивал,  потому что нечего отвечать. Он упомянул, что цех работает плохо, внимание "Оке" никто  не оказывает, часто нет работы, нечего сказать своим рабочим, нет настроения работать, как было раньше. Сопредседатель траста, но плохо представляет эту свою будущую работу.

2 июня.
Море. Плыву от берега. Десять метров, а всё мелко. Оглядываюсь на море и вижу большие волны. Хорошо,  покатаюсь на них.  Плыву к ним и чувствую сильное течение от берега, не выплыть,  хотя полон сил. Бухта, как в Батуми. Придется плыть к тому берегу, если только и там течение не потащит от берега.

Слух,  что следующую зарплату выдадут в конце августа,  а за апрель сегодня дали.   Кто-то намеренно злит людей, чтобы никто не ходил на выборы. Кого ни спросишь, все говорят, что не пойдут, мол, пусть из Москвы назначат, может,  лучше будет, чем эти, которые за время своей власти ничего не сделали, но всё равно лезут,  обещают сделать.

3 июня. Библиотекарша Оля разговорилась со мной о вере, мол, это  ничего не значит,  что  Вольтер, Монтень, Руссо настроены против Бога,  их нам давали цитатами,  полностью мы их не знаем, как они пришли к таким выводам.  После обеда спросил ее, читала ли мои рассказы? Недоуменное лицо. Пояснил, что в  "Факеле" продается сборник с идиотским названием "Свобода совести",  где есть и мои рассказы,  если хочет почитать, пусть купит за пять рублей.

— Не  знаю, захочу ли купить?
— Пять рублей. Это же коту под хвост,— сказал я,  думая, что она не поняла, не расслышала цену книги.
— Я просмотрю, но не уверена,  что стану покупать. Я не приобретаю книги, которые не нравятся,  чтобы потом их не выбрасывать. Я не люблю выбрасывать книги, я против этого.   И о чем вы пишите?
— О молодежи.
— И как вы к ним относитесь?
— Неоднозначно. Среди них всякие есть.  Мы все не без недостатков.
— Это я и пыталась вам сегодня доказать.
— Это не нужно доказывать.

Она напомнила о библиотекарше,  уехавшей в Германию,  что ей трудно там,  пока прислала всего одно  письмо.  Оля говорит, почти не двигая губами, без артикуляции.   Приятное лицо, но без мимики кажется маской,  говорит тихо.  Кажется немного заторможенной.

Рабочие смены проходят очень быстро, едва успеваю прочитывать газеты.  Делаю своё дело, на качество деталей никто не обращает внимания, всё на самотеке. В конце смены над заводом летал  самолет и разбрасывал листовки, призывая голосовать 5 июня.

Снова, в который раз сломалась наша «Радуга». Вызвали мастера. В ходе ремонта мы сказали, что надоело ремонтировать этот телевизор, хотим купить новый. Он тут же сказал, что у его знакомого есть новый «Электрон», продает только потому, что собирается уезжать. Кинескоп там иностранного производства, и всего за 400 тысяч.

10 июня Сильная жара +30. Я с Викой поехали на квартиру знакомого радиомастера, посмотрели интегральный "Электрон" весом в 26 килограммов. Это не 60, но запыхался, пока спускал с третьего этажа вниз. Как же я его допру до своего дома? Это около полутора километров. Рядом мужчина садился в автомобиль, и я попросил отвезти телевизор. Он легко согласился. Отдал пять тысяч.

Поставили телевизор у меня в кабинете. Краски холодные. Но сейчас почти на всех телевизорах такие краски. 12 сенсорных кнопок переключения каналов. Избыток. У нас лишь недавно появился новый, третий канал.

Отныне я не буду психовать, когда мне нужно посмотреть новости, а Вика не дает, потому что она с Лидой смотрят сериал. Какое это удовольствие иметь свой телевизор! Лежу на диване и смотрю свой телевизор. Единственное неудобство, приходится вставать, чтобы переключить канал.
То, о чем не думаешь,  никогда не сделаешь.

14 июня начался отпуск.
Игоря с приступом положили в больницу. Начал пить и курить,  сильно исхудал.
Вчера прошел дождь, и к вечеру похолодало +18,  сегодня +14. 

Вдруг во время работы над повестью в мозгу на секунду возникла картина — китайское здание-пагода на значительном расстоянии. Где это я мог видеть? Из другой жизни? Нет,  во сне. И этот сон очень давнишний,  из юности, когда мне было лет 17. Весь сон не могу вспомнить,  что-то вспоминается, но очень смутно. Летний день, жаркий,  и желтая пустынная местность, я то ли иду по ней, то ли еду на повозке.  Кажется,  утром этот сон меня удивил,  и я его записал. Но так ли всё это было — не знаю, не уверен.

Какая-то случайная сцепка нейронов воскресила давно забытый сон. Это впервые произошло со мной.

26 июня в четыре часа утра взорвали железную дверь Н. И. Сироты, бывшего моего нач. участка, сейчас, вероятно, нач. цеха. Уже днем пришли рабочие восстанавливать дверь.   От взрыва проснулся Гена, который живет в соседнем подъезде, он же сообщил,  позвонив, мол, вынужден на день раньше улетать на вахту, чего очень не хочется.  У него до пенсии осталось три ездки, а я всё боюсь,  что за оставшееся время с ним случится нечто ужасное. 

Мы заняли им 400 тысяч, чтобы Леша мог отдать последний взнос за обучение на стоматолога-протезиста, иначе не допускали до экзамена. А Гене не выплачивают зарплату уже за три месяца.  И нам за май не дали до сих пор, благодаря задержке выплат зарплат сдерживается инфляция, за май самый низкий %.

Мать принесла Ладе курицу и попросила приготовить,  а она придет и съест.  Лада пожарила,  накрыла на кухне,  и получила выговор:

— Ты почему мне на кухне накрыла,  а не в зале?

Лада перенесла в зал, где та и поела,  сильно накрошив после себя. Позже стала допытываться, почему Андрей не стал с ней обедать. Она влюблена в него, даже хотела завещание на квартиру записать на него. Деньги дает, что тому особенно нравится, пока Вика через Ладу не передала, что нехорошо пенсионерку обирать.

27 июня, чуть ли не каждый день дожди, сбивающие температура до +17.
Игорь за месяц похудел на восемь килограммов, подозревает у себя солитер, что вполне вероятно, так как он с отцом заядлые рыбаки, а в Волге вся рыба заражена гельминтами.  Врачи не могут найти причину болезни,  спихивают с рук, а ему всё хуже, несколько раз вызывали скорую, привозили в больницу,  а там его через час отпускали, даже не сделав обезболивающего укола, которые продают  наркоманам.   Благодаря Вере,  положили его на обследование в спецотделение для шишек.  Власта и Юля болеют. Вика высказала предположение, что точно так же начиналось и у Игоря.

Как все и ожидали, наши футболисты сыграли позорно, не смогли войти в 1/8.  Неинтересно смотреть, как играют чужие команды. Какая разница, кто станет чемпионом? Обидно за нашу страну, такая огромная,  а игроков нет.

6 июля Вика принесла внукам черешню. Старший Игорь выбрал самую спелую и съел,  позеленее оставил детям. Себя он считает важнее. Привык с детства, что самое лучшее достается ему. Невдомёк сообразить, что он уже сам стал отцом, наступила его очередь всё лучшее отдавать детям. Но на подобный подвиг он не способен, не так воспитывали.  Его мать передает в больницу клубнику трехлитровыми баллонами, ни разу не спросила, надо ли внукам передать?

Мы же смогли отдать каждой дочке по три килограмма, и два раза до этого давали по баночке. От каждодневных дождей почти вся клубника попрела. Урожай не превысит и 20 килограммов, а в прошлом было 45. Почему-то вишневые деревья не дают вишни, не могу понять,  почему?

Позже Вика сказала, что они не любят обрезку, а я каждый год обрезал, чтобы не загущалась.

 Но зато малины должно быть много.

Игорю будут вырезать грыжу, лечить будут простатит, но почему он так сильно похудел,  не могут установить. У него настроение, видимо, не лучше моего, убит свалившимися невзгодами, к чему не был подготовлен. 

Я тоже не знаю, как долго могу выдержать этот звон, иногда кажется, что он становится невыносимым. Самочувствие ухудшается из-за циклона стоящего на одном месте, раньше я не понимал, как это погода может влиять на самочувствие, сейчас ощущаю на своей шкуре. После того как попали под проливной дождь на даче, видимо, простудился, и хоть в петлю лезь, собрался было идти к врачу, но утром почувствовал лучше, и не пошел.

Выплатили зарплату и сразу подняли цены. Нина отдала долг, и я положил в ломбард «Никольскую» ещё 520 тысяч рублей. Итого без малого уже два миллиона. Если ломбарды не прогорят, то через год будут деньги. И можно будет жить на проценты. Мне всё кажется, что жить мне осталось недолго, от силы — год. Умирать не страшно, боюсь паралича, беспомощного состояния. Но надо жить и не загадывать заранее, жизнь всегда выбирает иной путь, может быть, бандиты убьют,  авто задавит.

Закончил перепечатывать фантастическую повесть и отнес в литцентр. В кабинете Володи темно, они у Рашевской пьют растворимый кофе с бальзамом Биттнера, пригласили и меня, но я стыдливо отказался, не люблю халявщиков. Посмеялись над своим оптимизмом в начале демократии, похвастались:

— Сейчас даже новостей не слушаем, всё надоело, демократы показали, что они ничем не лучше коммунистов.

Валя, как всегда заговорила о Боге, о Библии. Я спросил:
— Ты читала Библию?
—  Нет,  я ее не знаю.
— Как же тогда можно говорить и рассуждать о  ней? Это всё равно, как Пастернака осуждали, я не читал, но осуждаю.
— Я её всю прочитала, настольная книга у меня дома,  но я не понимаю, там всё очень сложно, написано одно,  а подразумевается другое. Пошел по морю яко по суху, на самом деле надо понимать всё иначе.

— В Библии 15 уровней сознания, — сказал Володя. — Может, и больше, я так сказал. Там всё зашифровано. Нельзя воспринимать буквально. Очень мало людей, которые понимают, в мире их единицы.

Зачем же нужна такая книга, которую никто не понимает,  и где гарантия, что и эти единицы ее понимают,  а не притворяются, что понимают? Хотел я спросить их, вглядываясь в их серьёзные лица,  видя, что они убеждены в правоте своих слов, смысл которых абсурден, но именно этот абсурд их и устраивает.

"Мы не понимаем, но как раз это и говорит об истинности наших мыслей".

И они готовы смириться, что никогда в жизни не поймут Библию, надо только слепо верить в Бога. Мне же хотелось спросить Володю:

"А что, если там никогда не было 15 уровней? Написано без затей, как представлялось авторам? Как тогда? Всё равно будешь верить в Бога?"

Думаю, что и на этот вопрос он ответил бы положительно, логика его не волнует. Надо верить и всё? Спорить с ними бессмысленно. Если они не придерживаются логики, то спорить нельзя.

Володя перелистал мою рукопись, выхватывая отдельные предложения. Валя упрекнула его:

— Так нельзя читать, составляется превратное мнение. Нужно с самого начала. 

Он согласно кивнул и отложил, но спустя какое-то время снова начал так же выборочно читать, составляя своё мнение.
— Похоже на Урсулу Ле Гуинн, — сказал.
— У нее стиль потяжелее.
— Ты читал ее? —  удивился он.

Валя было упомянула:

— У нас будут хорошие новости, но не хочу говорить, чтобы не сглазить.
Позже я спросил об этом Володю, и он ответил, что есть замысел выпускать свою газету, но пока ничего неизвестно, как получится. Пообещал позвонить, когда прочитает мою повесть. Он всегда обещает, но никогда не звонит. Да и я ничего не ожидаю.

Отправил рукописи в "Волгу", на авось. На мне можно ставить крест. Пора успокаиваться и больше ничего не писать, зачем, если никто печатать не будет? Даже на посмертную славу рассчитывать не приходится. Всё суета сует и томление духа.

Приемник всегда настроен на одну волну "Европа+", часто включаю и быстро выключаю — редко звучит хорошая музыка, рэп ненавижу, такое впечатление, что музыка деградирует. Но сегодня зазвучала отличная музыка в течение всего часа, без перерывов на опостылевшую рекламу, я было подумал, что случайно поймал другую станцию,  но зазвучал пошлячий голос Ксении Стриж, трудно представить,  что она кому-то может нравиться. Как много в мире прекрасной музыки, которую я никогда не услышу, потому что передают в основном рэп. Но после появления этой р-ст меньше стал слушать пластинки, нет необходимости,  хватает и этой, может стар стал, уставать стал от обилия неудобоваримой музыки.

11 июль мой отпуск подходит к концу, и наконец-то, установилась хорошая погода, и, вероятно, начнется жара, а я-то думал, что пик жары придется на мой отпуск, и не стану париться в цехе.  Завод работает с трудом, и администрация решила перейти на пятидневку, отправив 7,5% рабочих в вынужденный отпуск с содержанием 2/3 тарифа, это 100 тысяч.  Многие соглашаются с удовольствием, летом благодать отдыхать.

Володя Кудряшов так и не позвонил, и я зашел к нему. Он печатал, попросил подождать. Я просидел минут 10 за чтением книжки стихов Ивана Стремякова, выпущенной в 92 году на свои деньги, много старых стихов, у него идея фикс, что у поэта должно быть около сотни стихов, но отличного качества, и над ними надо постоянно работать. Эскизные стихи на деревенскую тематику, таких миллионы, ничего выдающегося, средние.

Кудряшов напечатал два листка, скорость медленнее, чем у меня,  хотя эл. машинка, и минуту поговорили о моей фантастической повести. Сказал, что прочитал с интересом, но много действующих лиц, надо сократить. Я сам стараюсь выводить поменьше действующих лиц, но замечание надо учесть, кое-кого можно сократить. Через минуту его вызвала Валя, и он простился со мной, сказав, что если появятся деньги, то выпустят альманах — обнадежил меня, дал лучик надежды.

Зашел в «Русь», и не удержался от покупки дешевой бумаги, четыре пачки за 10 400 рублей.

14 июля. Когда у Нины Бузыниной умер муж, после пересадки почки, Никонов предложил собрать по десять тысяч, и все согласились. До этого никогда так много ни для кого не собирали. Недавно у Коблова умерла мать. Собрали по три тысячи. Некоторые женщины недовольно ворчали, трудно расставаться с тысячами. А я подумал о несправедливости. Юра Коблов отдал десять тысяч, а ему собрали по три. Какие мысли у него появятся?

В первый же день работы — известие — утром повесился Виктор, бригадир на кардане. Причина? Много пил. Кодировался. Трудно представить алкоголика, лезущего в петлю в туалете. Я никогда не видел его пьяным. Всегда выдержан,  никогда не повышал голос, даже если с ним спорили. Мнение о нем самое хорошее. 5 мая исполнилось сорок лет. Откровенно — жаль мужика. В то время когда подонки жируют. Слух о такой нелепой смерти по всему цеху, все с недоумением смотрят на молодого красивого парня и думают,  что ему не хватало? Маленькая Зоя, работающая в бригаде — его любовница. У него жена, двое детей. 

В цехе объявление: предлагают «Жигули» с 20% скидкой. Я даже 50% не потяну.

Утром +13. Под нашими окнами возле магазина поставили третий «комок». Почти каждую ночь просыпаемся от диких криков парней и девушек. Невольно возникает мысль, что если кто-то их подожжет, то жалости к ним не будет. Кто их воспитывал?  Это не люди, а животные со звериными инстинктами:  выпить, пожрать, трахнуть, поспать — в этом весь смысл их жизни.

«Взгляд». В телеинтервью Василий Аксенов оставляет неприятное впечатление, половину времени проговорили о ненормативной лексике, словно зрителям это интересно,  зачем-то полебезил журналисту.

Пили чай, присербывание Войновича шло в эфир — это уже непрофессионализм тележурналистов. Вопросы задавались непродуманные. Любимов потерял обычную деланную развязность, старался держаться пай-мальчиком, за что Аксенов и похвалил его, желая польстить:

— Вот такие, как вы, например, интеллигентные, — и сам первый же рассмеялся, чувствуя фальшивость своих слов.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/15/590