Великий город. Этюды июля

Ирина Жгурова
Этюды июля.   Великий город.




 Русская Флоренция



 Господин Великий Новгород открыл сердце древней настенной живописью, выжившей в катаклизмах веков. Былинными сказами повеяло от названий – Ильмень, Волхов, Мста,  Чудово. Колокольчиками звенели имена новгородских улиц: Звериная, Петербургская, Ледогоща, Предтеченская, Новолучанская. Я ступала по земле сокровищницы славянской культуры с именем  Ярославово Дворище. Не всё наследство старины жернова времён стёрли в пыль. В Новгороде сохранилась единственная на Руси церковь Святого Власия – покровителя скота. Уберегла судьба древний город от татаро-монгольского нашествия, но шведы в 17 веке немного похулиганили на этой земле. Не видно было в городе вездесущих азиатов – неуютно  им в ложе православия.
Стены Новгородских храмов затаили тепло прошлых веков, а берестяные грамоты сохранили память о них. Время сотворило соперника. Господин Великий уступил  первенство городу Святого Петра. Остались оберегать город на Волхове два медведя и четыре рыбы на гербе. Новгород и Киев назывались отцом и матерью городов русских. Они расстались и, похоже, навсегда. Осиротели дети при живых родителях.




 Новгородский гусляр



 В летописях двенадцатого века упоминается строитель церкви святых Бориса и Глеба Съдко Сытинець. В сказаниях молодой Садко из Великого Новгорода веселил застолья игрой на  яровчатых гуслях. Гусляр полюбил дочь князя Любаву. Но, когда  он играл на берегу озера Ильмень, в него безответно влюбилась морская царевна Волхова, наплакавшая целую реку, которая  стала носить её имя. Было ль так или не было, но я ощутила всю печаль девицы древности, глядя на ловившие лучи воды Волхова…

 А ныне без гуслей, но с тем  же задором игрались внутри  Кремля фольклорные свадьбы. У собора долго позировала парочка молодожёнов. Фотосессия привлекала внимание прохожих, но мастер  невозмутимо выстраивал интересные картины любви и впечатывал их в кадры.
Я представила жениха при бороде и в кафтане. Чем не Садко?




 Через Горбатый



 В древности Великий мост через реку Волхов был прямым и без перил. Здесь  забивались «стрелки» в виде кулачных боёв, а Иван Грозный для острастки сбрасывал непокорных новгородцев в реку – пример для разгула жестокости девяностых!  Со временем деревянный мост сменился каменным. Но и он не устоял – был взорван отступающими фашистами.
 Восстановил город свой лик, и перекинулось через Волхов  коромысло – пешеходный Горбатый мост между двумя центрами - Детинцем и Ярославовым Дворищем.

Спокойствие Волховских вод мягко протекало под рукотворной одноцветной радугой, а по ней тянулся непрерывный людской поток, в котором я шла и вдыхала ветерок, отлетающий от древней реки.
 Присела на прибрежный краешек бронзовая туристка, чтобы вечно любоваться древними стенами славянской славы. За её спиной расположился ресторан - старинное судно с обнажёнными мачтами. Парусник без парусов мостиком зацепился за берег, но  в грёзах к нему прилетают вольные ветры и уносят в дальние страны.




  Цвет земли



 По широкому мосту на белых столбах-трубах через глубокий зелёный ров можно пройти в ворота Кремля, который носил в древности имя «Детинец». Здесь раньше проходило вече, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, а стены берегли собор. Софийский собор  и его многопролетная звонница, белая часовая башня, Владычный двор, Присутственные места образовали площадь в южной половине Кремля.
 Стены Кремля приобрели цвет русской земли.  Под их защитой мирно отдыхает обнажённый народ на пляжном берегу древнего Волхова. Время сжимало возможность, и  мне не удалось зачерпнуть в ладони речной водицы с вековой прохладой. Но взгляд не отрывался от невесомых волн у берега, впечатывая в память прибрежную картинку у красно-коричневой стены.

… Заботливо покатил красный автопоезд от ворот Кремля в сторону города.




 Софийский голубь




Пятиглавый храм Святая София родился в год Крещения Руси. «Где святая София — там и Новгород».   
В этом сердце города один купол слепил золотом глаза, остальные серебрили небо. Древнюю фреску ласкали лучи, и нежил ветерок. Звонница соперничала в белизне с проплывавшим облаком. Четыре массивных колокола, спокойно созерцая назойливых туристов, отражали блеском солнышко.
 Софийский собор, свидетель многих событий, в славные времена хранил казну города, накапливал изделия серебряников, златокузнецов, вышивальщиц; сберегал древнейшую библиотеку.
 Чудотворная икона "Знамение Божьей Матери" XII века открывала истину веры. Мудростью веков и намоленной святостью веяло от  фрески  "Константин и Елена". В надписи святая Елена ласково названа русским именем Олёна.   

Оживали объёмные герои легенд из вечных книг обоих Заветов на бронзовых вратах, отлитых в XII веке в Магдебурге.  У стены в прочную кучку улеглись каменные ядра. Как и в былые века, к небу возносился колокольный благовест.
  На кресте Софийского собора присел свинцовый голубь -  символ Святого Духа и хранитель города: "Как слетит голубь с креста - и Новгороду не быть".




 История в лицах



 Памятник тысячелетию России в центре Кремля с 1862 года  запечатлел объёмно и зримо историю государства в  событиях и лицах: изображено 129 фигур известных людей за тысячу лет.  Возвенчали монумент  ангел с крестом и Прекрасная Родина, преклонившая перед ним колено.
Памятник стал учебником под открытым небом, в котором ярусы сверху вниз олицетворяют Православие (крест, ангел, женщина-Русь), Самодержавие (правители и аллегории их деяний), Народность (герои, поэты, ученые).

 Я всматривалась в недвижные лица.  Души их носителей летали рядом, и герои времён оживали в привычном своём действии. Ангел на крыльях держал синеву, согретую сердцем солнца. Очарование Руси защищали правители, мудрецы, народ.  Но… Юный царь Михаил смотрел на нас с печальной надеждой.





  Ангел  подавал  кисти



 Стройно пропорциональная Церковь Спаса Преображения с четырнадцатого столетия сберегла творения Феофана Грека. Это единственная сохранившаяся роспись византийского мастера со смелым почерком иконописи. Части и фрагменты сохранились на хорах, в куполе, в алтаре и в средней части храма.

  Епифаний, выдающийся писатель своего времени, называл Феофана «книги изографом нарочитым и живописцем изящным во иконописцах», «преславный мудрок, зело философ хитр». Беседуя с ним, нельзя было «не почудитися разуму его и притчам его и хитростному строению».
 Когда мастер рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали иконописцы, которые «очима мещуще семо и овамо» ( заглядывали на образец).
Феофан «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша».

Умом Россию понимал,
На дух надежду возлагал.
Он образ времени писал,
А ангел кисти подавал…





 Розы у храма



  По монастырским правилам иноку надо произносить тысячу раз: «Господи Иисусе, помилуй мя грешного, аминь "…
 В двенадцатом веке в Юрьевом монастыре родился собор, надпись на коем возгласила: «Князь Всеволод Мстиславович заложил церковь каменну в великом Новгороде». Храм был  расписан фресками, которые не дошли до нашего времени, но хорошая акустика, по словам великого Ивана Козловского, сохранилась. 

 Георгиевский собор возвеличили три асимметрично расположенные главы. Имя созидателя его сохранилось в летописи: «Здесь трудился Петр». В годы Великой Отечественной храм очутился на линии фронта и был превращен в руины. Вместо великолепной росписи архитекторы обнаружили более полумиллиона фрагментов, похожих на груды щебня. 

 …На фоне ослепительных стен соборов монастыря, пронзительного тепла неба, яркости ухоженного газона и буйства листвы рослых деревьев трогательно краснели розы каплями крови на дороге жизни народа. Или это был символ крови Спасителя, на которого надеялись наши предки?

 За воротами  монастыря среди кипения зарослей диких трав укрепился четырёхкрылый огромный ветряк. Так и взлетел бы, но  удержала его новгородская земля. Врастая в неё, огромный четырёхлепестковый цветок ловил аромат роз и поцелуи ветра.




 Гадание по брёвнам




 Музей народного зодчества "Витославлицы" близ Юрьева монастыря получил название от исчезнувшей деревни. В чудо деревянного городка пригласила Пьяная изгородь, колья которой были вбиты в землю под углом и обвязаны лыком так, чтобы можно было легко менять сгнивший.

 Возле изб разумно расположены дворы и огороды, сеновалы и стойла для скота. Внутри -  крестьянская утварь,  кованые светцы с лучиной, расписные шкафчики, прялки и иконки-"краснухи". Я представила, как здесь помещалась большая семья, заглянула на полати, где обычно спали дети, и   примерила лапти.
 
 Мои босоножки оставляли следы на деревянных тротуарах улицы  из кружевной резьбы в стиле позапрошлого века. Тёплыми звёздочками мигали цветы в горшочках на окошках со ставнями. Навстречу мне шли красавицы в сарафанах и в ярких платках, держа в руках плетёные корзинки.  Время застыло  сказкой.
 
 …Погадала я на брёвнах амбара, посчитала: амбар, торба, мешок, засек – увеличение предсказания добра идёт по названию склада. Секрет в том, что сначала надо положить руку на брёвнышко, а потом посчитать от земли – на какое слово оно попадет. Какое слово выпало - то богатство и прибудет.
  Внутри избы расселись куклы ряженые:   девочка зашла проверить яйца у курочек, старик подошёл к корове. В горницах – кровати застелены; расставлены столы да лавки, устроены печи да полати. Мне приглянулись атрибуты крестьянской жизни: и овин, и кузница, и баня. Устремились к небу красотой и статью три деревянные церкви.   
У конюшни телега скучала без лошади. Впряглась я в телегу да подружек повеселила. Но хомут надевать не стала.
 Собрался народ у резного дома –  под навесом улыбчивый белобородый мужичок в красной рубахе расхваливал свои творения: «Хороши берестяные колокольчики! Всё руками своими сделано – и вас научить смогу!»
Парни в расшитых рубахах и женщины в сарафанах   славили молодых – гуляла народная свадьба с играми и прибаутками.
Встречал и провожал посетителей спрятавшийся среди деревьев причудливый замок-туалет – ну как же без него!

 На выходе раскинулись, пестря добром, лавки мастеров и рукодельниц. Душа играла, глаза разбегались: шляпы берестяные, утварь из бересты, деревянные поделки, вышивки, полотенца, обереги. Приглянулись мне неувядаемые розы и кружечки из бересты – добрая память о новгородской земле.
Да и по брёвнам я себе добро нагадала!





   Шоколадные деревья




 В средневековье Ганзейский союз объединял более двухсот городов для защиты купцов от конкуренции. Столицей Ганзы был вольный город Любек. В те времена по Ильменскому озеру и по реке Волхов проходил путь «из варяг в греки». Ныне огромная карта «Ганзейские дни Нового времени» украсила стену исторического дома. На Ярославовом дворище был установлен  Знак в честь Ганзейских дней.

Я прикоснулась к столу переговоров - залитому водой восьмиметровому гранитному кругу с гербами стран Ганзейского союза, который был превращён в фонтан. Струящаяся вода в центре, символ непрерывного обновления, тихо журчала холодным кипением, выплёскивалась  на небольшую высоту и создавала впечатление, что она бурлит внутри себя.  Вокруг фонтана между деревьями расположились скамейки, на одной из которых уютно разместилась целующаяся парочка. Вездесущие мальчишки обступив гранитный круг, ловили брызги.
 
Увенчали композицию «Ганзейский знак» в конце дорожки, ведущей к берегу реки бронзовые ганзейский ког и новгородская ладья на волнах - два  древних судна, у которых вместо парусов сплетённые кроны деревьев - символ единения стран и времен.
«Стол переговоров» окружили шестнадцать деревьев. Планировались яблони позднего цветения, со смыкающимися ветвями. Но в хоровод встали деревья с аккуратной кроной шоколадного цвета – канадские клёны, у подножия которых кругами прилегли булыжники.






Композитор и неформалы



  В парке на бронзовой голове Сергея Рахманинова с упрямым постоянством облюбовали место голуби. Бронзово-чёрный  музыкант встал со скамьи и, опираясь на её спинку, устремил свой взор на ясное небо, создавая в мыслях шедевры. Ему подыгрывал невидимый рояль: из динамика на фонарном столбе слетали нежные лепестки звуков классики.
  Улучив минутку, свободную от нашествия туристов, памятник облюбовала кучка молодых городских неформалов, скучающих от недостатка внимания к своим персонам. Подогреваемые изнутри холодным пивом, они  устроили клоунаду – корчили рожицы и выкрикивали несвязные речи. Словно обладая свойством телепортации, эти весёлые ребята появлялись в разных точках города.




 В красном углу



 На улице Газон, что недалеко от парка и Кремля, расположился ресторан «Державный», который угостил нас комфортом. Низкие потолки, расписанные под древнюю кладку, изогнулись арками, деревянные стулья примкнули к  длинным столам.
 У входа близ сосны расположился медведь с открытой пастью и кружкой медовухи в лапах.  Здесь же на сухом дереве   застыла сова. Над входом между арками повисла факелом чаша со стилизованным огнём. Свет мягко маячил, словно при свечах.
  Я присела на свободный стул и оказалась в красном углу – весь обед меня оберегала икона Оранты в окладе, покрытом вышитым полотенцем. Рядом в одной нише стоял зверь чудный, похожий на льва с пёсьей головой, а  другую украшали щит, лук и колчан со стрелами.

 ***Встречал Господин Великий Новгород  ясным солнышком, ласкал мягким ветерком, угощал добрыми яствами, радовал  стариной и юностью, проводил тёплым дождиком в Петербург  через арку двойной радуги.





 2012, июль. Санкт-Петербург – Кронштадт - Великий Новгород.

**************************


Начало рассказов
Город Святого Петра. Этюды июля – 1
http://www.proza.ru/2012/07/31/1123
Город Святого Петра. Этюды июля – 2
http://www.proza.ru/2012/08/03/1057
Город Святого Петра – 3
http://www.proza.ru/2012/08/08/394








*************************

Для справки



Достопримечательности Великого Новгорода

Новгород  http://mir.travel/sights/97229      
http://www.personalguide.ru/towns/1247/

Новгород Памятник   «Тысячелетие России»  http://mir.travel/sights/97231
Новгородский кремль  Детинец  http://mir.travel/sights/97227

 Юрьев монастырь  http://www.archmuseum.ru/?p=2125
Церковь Спаса Преображения
Георгиевский собор http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=13968

Ганзейский знак  http://rusich.moy.su/publ/ganzejskij_sojuz/26-1-0-1501