Мэр выглядел уставшим, но речь его - убедительна

Елена Андреевна Рындина
       Официально все мы, собравшиеся 18 марта сего года в концертном зале «казарм», назывались участниками районных и городских публичных слушаний о проекте генерального плана развития города Ярославля на 2006-2020 годы. Повсюду мелькали знакомо-незнакомые лица. То есть достаточно привычные для подобного рода мероприятий, официальные координаты которых не вдруг вспомнишь (фамилию, имя, отчество, должность и прочую конкретику). Большой и дружный отряд представителей мэрии, пишущая и снимающая (в традиционном смысле этого слова) братия, директора школ, члены общественных организаций. Я относилась именно к этим последним. Правда, никак не могла определиться, кем я себя здесь больше ощущаю: членом совета родителей Заволжского района, правления ОЯОО ВОИ той же территории, или историко-родословного общества нашего города. Поскольку делегировали меня всё-таки инвалиды Заволжского района, зарегистрировалась под этой «крышей», а ощущала себя частным лицом, которым, кстати, никто не мешал здесь присутствовать.
       Что приятно, много было молодёжи. Слева от меня села темноволосая, стройная девушка. «Человек новой формации»,- отметила я про себя. Это было видно и по тому, что она села прямо рядом со мной, хотя были места и подальше. Я, придя, как всегда, рано, заняла стул в центре пустующего третьего яруса, а прибывающие достаточно интенсивно люди начинали заполнять этот ряд с краёв, садясь от незнакомых им лиц хотя бы через стул. Есть такая особенность российской застенчивости, характерная больше для людей моего возраста. Девушка зримо выделилась в этом плане. И то, как она вольготно расположила свои локотки, заняв правым часть «моей» территории, выдавало в ней человека, привыкшего создавать относительный уют в любой ситуации  и комфортно ощущающего себя в «присутственных местах». В целом, мне симпатичны такие люди, если только в них не просматривается полное пренебрежение к окружающим. В данном случае, не было этого, и с соседкой я внутренне подружилась.
       Всё выглядело достойно и продуманно. Красивые книжки с генеральным планом развития города были выданы каждому вместе с анкетой участника, которую в вежливой форме было предложено заполнить. Для тех, у кого не было с собой пишущего «оружия»  (я к ним не отношусь), на «рабочих местах» были предусмотрительно разложены прекрасно отточенные ( что для меня, например, очень важно) карандашики. Не откладывая в «долгий ящик», я принялась отмечать «галочками» («крестики» на меня почему-то тоску нагоняют, чем-то кладбищенским угнетают) предложенные для ответов квадратики.
       Зал быстро заполнился. Был несомненный аншлаг. Президиум занял свои места. Организация собрания была чёткой. Из предложенных докладов ( Яффе Э.М., Колобовского Е.Ю., Комаровой О.А., Бобовича А.Р.) мне больше всего по конкретности изложения и умению донести до слушателей свои мысли понравились второе и четвёртое выступления, хотя серьёзным смыслом, несомненно, было наполнено любое из них.         
       Каждый присутствующий имел возможность присылать записки с интересующими его вопросами. Для этих целей всё тоже было предусмотрено: квадратики красных бумажек в изобилии соседствовали с карандашами. И многие не упустили своего шанса побеседовать с представителями мэрии. Президиум заметно бодрился, но было видно, что некоторые «бестселлеры» тревожат их головы. Виктор Владимирович Волончунас выглядел очень уставшим (ведь слушания идут с 14 марта ежедневно, а чего стоила подготовка к ним!?), и мне в очередной раз стало жалко его. Куда бы он не уехал (хоть в Париж, хоть в Африку), проблемы-то нашего города путешествуют вместе с ним. Вот предложили бы мне с ним поменяться по принципу «махнём не глядя», ни за какие «коврижки» не согласилась бы. А он вместе со своей командой ещё бодро держится, что-то в режиме аврала успевают они проговорить и решить.
       Ведь надвигался самый неприятный для организаторов и интригующий для зрителей момент демократии – дискуссия с оппонентами, которых теперь не сошлёшь и не пошлёшь. И здесь меня заворожили два выступления. Правда, в силу специфики своей памяти, у первого выступающего я запомнила только имя и отчество. Зато внешность не забуду. Высокий, сухопарый, седой, подтянутый Владимир Васильевич начал свою речь таким прекрасно-напористым басом, что я сначала просто «сосредоточилась на ощущениях», подумалось: как он, наверное, поёт хорошо. Но, вспомнив о цели своего «визита», стряхнула с себя оцепенение первых секунд ( а на выступления в прениях отводилось-то всего 5 минут) и постаралась вникнуть в суть его претензий, поскольку именно их он и пытался донести до зала. Здесь мне не повезло. Говорил профессионал своего дела на языке, понятном профессионалам, которых здесь было много. Только я к их числу не относилась. Успокаивало то, что увесистая папка с документами оратора имелась в наличии, а значит, сможет он при желании придать ей нужное направление в коридорах власти. Немного разочаровал в его, революционной по накалу, речи финал. Владимир Васильевич припомнил мэру то, что 20 лет назад последний обещал городу оперный театр. Наверное, специалисту как никому понятно, какие затраты  потребуются на возведение и дальнейшее обслуживание такого объекта культуры. Так при чём тут Волончунас?  Почти уверена, что проблемы тысяч горожан, живущих в трущобах, волнуют Виктора Владимировича гораздо больше, чем удовлетворение эстетических запросов любителей оперы. Кстати, они у нас, по-моему, имеют возможность регулярно собираться в Знаменской башне. На сегодняшний момент лучше этим и удовлетвориться. Оговорюсь: это лично моё мнение.
       Оратор Соколова, которая, как и я, представляла на слушаниях Заволжский район, заметно волновалась. Внутренне я стала сопереживать ей, представляя, как нелегко стоять на трибуне такого собрания. От комитета общественного самоуправления она подняла вопрос об обратной стороне непродуманной уплотнительной застройке. Мне кажется, в президиуме её вполне поняли. Значит, перспективу быть услышанной с пользой для дела она не упустила. Я за неё порадовалась.
       Выступление мэра меня просто обрадовало. Свои очень конкретные знания по каждому интересующему людей вопросу он совмещает с такими семейно-проникновенными интонациями, что я невольно ощущала себя сопричастной к этому ответственному моменту. Ужасно понравилось мне употреблённое им слово эволюция. Нет, я не являюсь сторонником дарвинизма. Наше божественное происхождение моей душе ближе. Но вот в плане изменения облика родного для каждого из нас города – только так и не иначе! Революции, как известно, без жертв и поломок не обходятся. А я этого категорически не приемлю. Лицо Ярославля должно омолаживаться с глубочайшими предосторожностями, с учётом каждого болевого «стежка».
       Не знаю, выйдет ли в жизни всё так гладко, как в красивой сине-голубой книжечке. Но кто-то сказал «ожидание счастья иногда лучше самого счастья». А момент такого счастливого предчувствия мэрией города нам явно подарен, что уже неплохо. Читай – хорошо.
       Поэтому мы с девушкой-соседкой проголосовали дружно за принятие проекта Генерального плана за основу. И не менее дружно засмеялись, когда председательствующий пропел: «Единогласно». Ну не мог, например Владимир Васильевич, обладатель прекрасного баса и мыслей, быть с нами заодно. Смех нас, вероятно, объединил, и соседка попросила: «А можно посмотреть, что Вы написали? Я от газеты здесь» «Пожалуйста-пожалуйста» - откликнулась я, нисколько не удивившись её профессии, которая многое объясняла. Она же, как мне показалось, удивилась, взглянув на пункт 3.5., заполненный мною («другие ваши предложения»). Там было написано, как и во многих моих устных и письменных выступлениях:
-   Создать сеть бесплатных туалетов с правом пользования ими детей, инвалидов и других категорий малообеспеченных граждан.
-   В каждом районе города обустроить дома призрения для лиц, попавших в экстремальные жизненные ситуации.
      
       Я, к сожалению, не посмотрела, что написала сама девушка. Просто забыла. Так же, как и указать свой возраст в анкете. Не из кокетства. В апреле мне исполнится 54. Соседке моей на вид лет 20. Вряд ли она написала что-то, подобное моим пожеланиям. Но обязательно заполнила аналогичный пункт! И то, что каждое из поколений ярославцев всё-таки получило возможность в той или иной форме высказать свои пожелания в изменении облика нашего города – прекрасная примета сегодняшнего времени. Опять же высказываю только свою точку зрения, никому ничего не навязывая.
         
               20 марта 2006 года.