Сполохи моря

Борис Воронин
               

      Не верится, что мы в Южном полушарии. Но сомневаться уже не приходится: только здесь могут быть такие огромные звезды, и сияет Южный крест! Только здесь может быть такая темная ночь! Океан спокоен, его поверхность без волн  -  словно из ртути, в которой отражаются незнакомые созвездия…
      Стою на корме, в руках секстант. Всматриваюсь в ночное небо. Думаю определиться по «трем светилам» в новых для меня астрономических ориентирах. Чудовищная влажная духота, мечтаю зарыться в снег,  мечтаю напиться родниковой воды до боли в зубах
Когда нагнулся, чтобы открыть коробку с хронометром, взгляд упал на кильватерную струю. В ней неожиданно заискрилась и замерцала вода, а правее, из глубины к поверхности, поднималось гигантское пятно, светящееся голубоватым сиянием. С каждой секундой оно охватывало большую площадь  -  и вот все вокруг корабля мерцает и переливается.
В сиянии было что-то мистическое, волшебное. Такие сполохи можно наблюдать в переливах поделочных и драгоценных камней, в оперении павлина, зимородка, селезня, фазана. Словно загипнотизированный, смотрел на феерию красок. Вот наливается темно-синим  участок воды  -  казалось, отсвечивает огромный кусок лабрадорита. Постепенно вода насыщается серебристо-ситеневым оттенком, как в лунном камне или опале. А поражает это чудо планктон (от греческого слова planktons  -  блуждающий).
Это совокупность микроскопических организмов (зоопланктон) и одноклеточных водорослей (фитопланктон), обитающих в толще воды и пассивно переносимых течениями. Такие микроорганизмы, как ночесветка (noctiluca miliaris), обладают способностью свечения  -  биолюминесценцией. Как  мне кажется, вносят свою лепту и диатомовые водоросли и радиолярии: в их составе есть опал, создающий незначительную иризацию. Отсюда такое богатство оттенков в свечении планктона. Раз в жизни наблюдал это чудо в «кругосветке», и увиденное потрясло на многие годы.