О вине и сикери

Станислав Витюков
               
 О  вине  и  сикери                С искренним извинением перед Вами, дорогой читатель, я хотел бы обратить своё и ваше внимание на ещё одно требование Бога, высказанное словами мудрого Соломона в книге Притчей 23:19,20,29-35 «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твоё на прямой путь. Не будь между упивающимся вином,. Потому что пьяница обеднеет, и сонливость оденет в рубище. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твoи будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё будет говорить развратное; и ты будешь как сидящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».                В этих стихах – самое пространное и красноречивое в Причтах предостережение против пьянства. Шесть риторических вопросов в ст.29 подразумевают горестные последствия пьянства – душевные и физические, семейные и социальные. Любители вина приправленного пряностями, любуются на его цвет, искристость, гладкую струю, не заботясь о том, что вскоре оно укусит.. ужалит как змей. Вино пробуждает в сердце похоть и толкает в объятие чужих жён; это ли не коварный укус? В ст.34, по-видимому, образно говорится о потере осторожности и утрате бдительности пьяным человеком. Он настолько в плену алкоголя, что лишился нормальных человеческих чувств и даже чувствительности к боли. Просыпаясь в винном угаре, он лишь ищет напиться снова. «Вино – глумлива, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» Пр.20:1. Вино, как бы глумится над пьющим человеком, затмевая его сознание и лишая нравственной ориентации, а сикера делает его буйным. (Если вино изготовлялось из винограда, то сикерой называли, на древнем Востоке, крепкий пьянящий напиток, изготовленный из ячменя, фиников или плодов гранатового дерева), то в наше время, всё, содержащее спирт. «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князям – сикеру, дабы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» Пр.31:4,5. Не царям пить и не князям, чтобы не помрачился их рассудок, и они не стали бы, забыв закон, творить над своими подданными суд неправедный. «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» Ис.5:11.  «Итак берегись, не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого» Суд.13:4. «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» Ос.4:11. Чувственные удовольствия, которым они предаются без меры, способствуют всё большему погружению их в соблазн язычества.                Теперь, дорогой читатель, откроем Евангелие от Луки 1:15 «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикери». Иоанн, достигнув зрелости, добровольно принял обет назорейства, одним из положений которого было, не пить ничего спиртного.                В Библии мы находим, что израильтяне в Ветхом Завете употребляли вино. Но чем чревато употребление спиртного и к чему оно привело, Библия не скрывает.                Первое упоминание о спиртном встречаем в книге Бытие 9:20-(27) , где читаем «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём…» Хотя о вине сказано, что оно «веселит сердце» и смягчает скорбь «погибающего и огорчённого душой»; несомненно, и его пагубное воздействие на состояние человека. Тут нам говорится о Ное, который, выпив вина, опьянел и лежал голый в шатре своём.. Злоупотребление алкоголем, и связанная с этим половая распущенность, имели широкое распространение в языческой среде. Вино явилось причиной обнажения Ноя и, в конечном счёте, проклятие Ханаана. Мы далеки от мысли, что Ной был пьяницей и злоупотреблял спиртным. Но вот, однажды, случилось такое с праведником, что он в результате опьянения обнажился. Этот грех повлёк за собою проклятие внука и его потомства.                Ещё вникнем в одну историю жизни Лота, открыв книгу Быт.19:30-32,36-38 «И вышел Лот из Сигора, и жил в горе,. в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и возстановим от отца нашего племя.. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне».                В этой главе рассказывается о том, что сделали две дочери Лота в горной пещере. Решив, что шансы на замужество, весьма малы (ст.31), дочери Лота, чьи женихи погибли при разрушении Содома, стали поочерёдно спивать отца, после чего вступали с ним в физическую близость (ст.32-35). Руководствуясь желанием «восстановить племя отца», они, не колебались, прибегли к акту кровосмесительства. У них родились сыновья: Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне. Эта история не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов. И, к глубокому сожалению, в этом виноват праведник Лот. Ах, если бы он не был пьян, не было бы этой страницы в его истории! Сыновья, которые родились от его дочерей, были богопротивными людьми, а их потомки принесли много неприятностей еврейскому народу. И вот какое определение Бога о Моаве и Амоне, сыновьях Лота: «Поэтому, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Амона будут, как Гомора, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею на веки; остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. Это им -  за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа» Соф.2:9,10.                С этих двух, вышеприведённых историй, достаточно, что бы сделать правильные выводы.              Мы ведь не можем назвать ни Ноя, ни Лота пьяницами, однако употребление вина однажды повредило их репутации, перед людьми и Богом, и навлекло проклятие на других.   
В книге Пр.9:1,2 читаем: «Премудрость построила себе дом,.. растворила вино своё и приготовила у себя трапезу». Трапеза, растворённая мудростью, это, и «вино» растворённое, как это было принято, водою и, возможно, смешанное с пряностями. Вино в то время употреблялось вместо питьевой воды, так как простая вода быстро приходит в негодность в условиях жары.
И такое вино, т.е. растворённое водой, употребляли благочестивые мужи Божии в своё время. Более того, в Ветхом Завете не было сильного разграничения между крепким вином и виноградным соком. Вот, к примеру, читаем «И разсказал главный виночерпий Иосифу сон свой,.. И чаша фараонова в руке у меня, Я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руки фараону» Быт.40:9,11. И то и другое называлось вином. Но Исаия 5:22 пишет: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток». Горе им, потому что, имея власть, приносят в жертву пьянству честь и мораль и попирают права тех, которые зависят от них.                Откроем ещё Пр.31: 6,7: «Дайте сикеру погибающему и вино огорчённому душой; пусть он выпьет, и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своём страдании».      Это давали, именно, для притупления  сознания, чтобы заглушить их физическую боль и, хоть на время, притушить боль душевную. Примечательно, что изречение, содержащееся в ст.6-7, иудеи стали, в более позднем времени, «проводить в жизнь»: дурманящий сознание напиток предлагался казнённым Мф.27:34, «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить». На Голгофе Иисусу предложили выпить уксуса, смешанного с желчью (питьё, одурманивавшие чувства и несколько облегчавшее страдания распинавшего), но Он не хотел его пить, чтобы не утратить контроль над Своим состоянием даже на кресте.                Пр. Иеремия 35:1,2,4-6,8,12-13, пишет: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: Иди в дом Рефавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень,. И дай им пить вино.. И привели их в дом Господень,.и поставили перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы, и сказали им: пейте вино. Но они сказали: мы вина не пьём, потому что Ионадав, отец наш, дал нам заповедь, сказав: не пейте вина ни вы, ни дети ваши во веки; и мы послушали голоса Ионадава, отца нашего, чтобы не пить вина во все дни наши, - мы и жёны наши, и сыновья наши, и дочери наши,. И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмёте из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? Говорит Господь». Дорогой читатель, это слово касается и нас; решимся ли мы не слушаться постановлениям Господним?                И в  настоящее время есть множество безалкогольных напитков для утоления жажды и нет никакой нужды в употреблении вина.                Откроем Евангелие 1Тим.5:23, где ап. Павел пишет Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».               Со слов ап. Павла, мы видим: что Тимофей, совершенно, не пил вина, и лишь, по рекомендации  Павла, в медицинских целях, он мог это делать. В наше время в аптеках есть множество лекарств, и, ради немощи желудка, их можно употреблять: именно – Тимофею. И врачи часто ,категорически, запрещают употребление вина.                В Еф.5:18 читаем: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Запрет «упиваться вином», ибо это может привести к непоправимой ситуации. Вино ведёт к раcпутству. Подразумевается – к развратной жизни, разрушает человека. Ведь пьяный по сути дела – ненормален. Он утрачивает контроль над собой и подпадает под контроль вина. Повеление состоит в том, чтобы верующий исполнялся Духом. В таком случае верующий, опять-таки не сам управляет собою, но управляется Духом Святым. Святой Дух является движущей силой этого «исполнения», или «наполнения». Жизнь в Духе Святом и опьянение вином не совместимы в жизни христиан!!                Ап. Павел пишет: Рим.14:21 «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Вновь и вновь подчёркивается, как важно христианину не подавать повод к духовному «преткновению» брату своему. Как это похоже на многих священнослужителей разных церквей, которые, несмотря на национальное бедствие, выраженное в пьянстве, всё-таки могут на виду своих прихожан напиваться до неприличного состояния!? Немощные прихожане, видя своих пастырей в подобном состоянии, и, для себя не считают это грехом и губят себя и своих детей этим страшным злом. Бог через Библию говорит: «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в служении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» Ис.28:7,8. «Блуд, вино и напитки завладели сердцами их. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» Осии 4: 11,9.                И Иисус Христос говорит: «А кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» Мф.18:6. Христос говорит: кто соблазнит (толкнёт к согрешению) одного из малых сих, верующих в Меня..(тут «дитя» служит прообразом взрослого человека, уверовавшего в Него, но духовно неопытного). Тому, кто толкнёт такого человека на путь соблазна, лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернова на шею и потопили его в глубине морской.                А теперь поговорим о других, вредных для нас, привычках: ведь, к большому сожалению, наше  общество изощряется в том, что изобретает всё новые пороки, о которых в Библии ничего не сказано. Как же определить, что такое-то действие является грехом, если об этом умалчивает Библия? Одним из вопросов, которые мы должны ставить перед собой при определении того или другого действия человека: приносит ли оно вред здоровью человека и его душе? Если ответ утвердительный, это значит, что такое действие, или привычка, является греховным и с ним необходимо вести беспощадную войну. К таким вредным привычкам относится курение, в том числе и наркотических веществ, а также употребление внутривенных и других наркотиков. Тело человека, согласно Евангелии, является храмом Божьим, и о нём надо проявлять заботу до тех пор, пока наша душа или наше «я» находится в этом теле.                Вот свидетельство апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм -  вы» (1Кор.3:16,17). Далее Павел говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор.6:15). Как видим, Господь придаёт особое значение не только душе, но и телу христианина. Можно ли тело осквернять грехом, омрачать разум спиртным, разрушать его курением или употреблением наркотиков? Будем себя хранить от этого! Бог нам в помочь!                .                С глубоким уважением к Вам С. Витюков.                Дорогой читатель, я благодарен Милосердному Богу за Вас, что Вы согласились, вместе со мной, поразмыслить над некоторыми насущными вопросами служения и поклонения нашему Творцу. Безусловно, это небольшая часть тех, не вполне понятных вопросов, которые интересуют нас, простых людей; и об них пишет Светлана Наумова под названием: