1993 г 29 июля. Дождливое лето

Вячеслав Вячеславов
        По телевидению показали кадры интервью Руцкого с Карауловым, которые были вырезаны при монтаже, где документами подтверждает свою правоту, что Шумейко потворствует Якубовскому, представляя тому чрезвычайные полномочия для воровства. Трудно понять, кому можно верить, кому нет? Легче — никому не верить. Многие так и говорят. Но так жить нельзя. Невольно приходится делать выбор.

30 июля утром ветер сильный, небо чистое +20. Поленился в середине недели поехать и полить томаты, завтра обязательно поеду, заодно соберу остатки малины и обрежу клубнику. Работы очень много, не удается поддерживать хороший порядок.

Спросонок схватил пальцем за острый край сгущенки и порезал. Кровищи! Давно со мной такого не было, чтобы резался так глупо. Неудачный день? Вчера было много бестолковой работы на диске. Сегодня Юра Коблов скользит, и нас на диске трое. Час проработал до обеда и час после, и к тому же, хоть марпосс не наладили, но браку на контроль стало поступать намного меньше.

Как и вчера, после работы заехал на улицу Фрунзе и купил хлеба на сотню рублей, вовремя успел, сразу после меня образовалась большая очередь — все разузнали о повышении хлеба и раскупают по несколько булок.  Пока шел к дому, лопнул хлястик на босоножке. Пора. Шестой сезон в них хожу, а они всё как новенькие, даже Валера недавно спросил: Где купил? А купили в «Руси» за 14 рублей, что тогда показалось мне дорого.

Вечером пришла мать — не успела купить хлеба, дал булку. Сказала, что придет во вторник смотреть сериал "Просто Мария". Лег пораньше, чтобы выспаться, завтра тоже рано вставать. На лоджии уже не жарко, накрылся сразу одеялом. Ночью пошел дождь, и я понял, что могу спать, сколько захочу, дачу польёт без меня.

На заводе в наборе предложили китайскую тушенку "Жасмин" за 1100 рублей, я отказался, так как старую тушенку всё не можем съесть. А сегодня по телевидению передали, что в этой тушенке обнаружено повышенное содержание пестицидов. Есть нельзя. Но тушенку уже всю продали и не все слышали сообщение о пестицидах.

В субботу пошли дожди, и я решил переждать, может быть, завтра будет хорошая погода.  Но утром стояли тучи,  и я рискнул, надеясь, что сильного дождя не будет. Увы, начался, когда сел в автобус. Не возвращаться же. Вышел из автобуса, натянул кепку. Попутчица моих лет заговорила со мной,  и весь путь рассказывала о себе и даче. Дождь то лил, то пропадал,  и в конце пути лил равномерно.  Это надолго.

Пришлось собирать ягоды под дождем. Когда прекратился, начал подвязывать томаты, листьями зазеленил светлую куртку, придется стирать. Четыре спелых помидора, 2/3 литровой банки ягод, хватит на компот в большой кастрюле. Сорвал два крупные головки цветной капусты. Снова на клубнике много усов, хотя неделю назад обрезал, но сейчас по грязи не наработаешься. Собрался домой, хотя дождь кончился.

Едва подошел к остановке, как сразу подъехал нужный автобус. Повезло.  Вся одежда на мне мокрая, неприятно.  На первой остановке вошел Вармяк. Меня не увидел. Я позвал. Он сел рядом. Я начал расспрашивать.

— Ты что, у меня интервью берешь?
— Столько лет тебя не видел,  а ты и поговорить не хочешь.

Всё же разговорил. Сказал:

— Сын пришел из армии, прослужил в милиции в Москве два года, даже в Ингушетию посылали на четыре месяца. Здесь ему предлагали должность охранника в коммерческом магазине, рэкетиры к себе звали, но я послал его на завод, мол,  поработай, а там видно будет. Жена часто болеет, язва. Сбережения держит в Ломбарде на 240% .  Верховный Совет надо переизбрать, нужен парламент, а не эти болтуны.

Со второго августа начал работать постоянно на большом кардане, хоть и не хотелось, так как психологически отрывает от бригады, становишься сам по себе,  и работа до примитивности простая, бери и кидай.

Снова поднялись цены на хлеб, молоко на 70%. Обмен денег продлили до конца августа. Сдачу дают в магазинах только старыми купюрами, словно до сих пор в банке нет мелочи. Ельцин в Орле на праздновании Курской дуги сказал, что обмен денег не был подготовлен и достаточно продуман.

4 августа. Вдруг подумал, что мои попытки помириться с матерью безнадежны. Проявления миролюбия она воспринимает как свою победу, и начинает тихо торжествовать, приписывать вмешательство Бога, который внял её молитвам и направил непутевого сына на путь истинный. И тут же не может удержаться от колкостей и ехидничанья, показывая свою способность к умничанью, так в детской компании обычно девчонки выставляются, желая всем показать, какие они умные, то есть  подсознательно ощущающая себя неоцененными.

Её раздражает, что я помешиваю ложкой в тарелке с овсяной кашей, чтобы быстрее остыла, говорит:

— Ты что,  куда спешишь?  мешаешь постоянно.
— Нет, не спешу.

 Кротко отвечаю, сдерживаясь, хотя замечание коробит. Почему я не волен делать, что хочу и должен выслушивать глупые замечания? Она не унимается.

— Вот послушалась тебя, перестала пить артезианскую воду, и мне хуже стало. Вот и у тебя по телу пятна пошли от воды.

От жары я по пояс голый и она что-то углядела, и начала фантазировать.

— Что ты выдумываешь?
— Ничего не выдумываю. Вот у тебя на теле пятна.

Она их тех, кто как Сергей Аршинов, радуются, заметив у ближнего плохое состояние, или болезнь. До этого она хвасталась, что пьет артезианскую воду, которая намного лучше той, которую нам подают. Я же сказал, что артезианская вода – это мертвая вода, обедненная кислородом. И вот она решила уязвить меня, поставить на место, как делала в моем детстве.

Я ухожу к телевизору, чтобы не спорить, переключаю канал на сериал "Просто Мария", который она пришла смотреть,  и вижу, что она присела в прихожей на стул возле трюмо.

— Садись сюда, — сказал я, показывая на "уголок".

— Запачкаю, — тонко иронизирует она, давая понять, что не забыла замечание Вики, когда та сказала, что мы садимся на расстеленную простыню, чтобы "уголок" не засаливался, увидев, что мать брезгливо, двумя пальчиками отстранила от себя простыню и села на расчищенное место. На замечание Вики, сказала:

— У меня платье чистое. Я в нем дома не хожу, только на улице.
— Причем здесь чистое-нечистое? У нас тоже не грязное, но мы сидим на простыне, чтобы не пачкалось.
— У меня платье чистое, — продолжала упорствовать на своем, и не соглашаться с нами. — Я лучше пересяду на стул, — и села в коридоре.

Вика, конечно, могла бы промолчать и не требовать своего, но коль сказала, то назад не воротишь. Наглядный пример на глазах — в заводской библиотеке такой же «уголок» превратился в засаленный диван. И почему я, у себя дома, должен кому-то доказывать свою правоту? Чужой бы человек давно бы сделал, как хочет хозяин, прав он или не прав, эта же ничем не хочет поступиться. Я психанул. Не сдержался и сейчас, достала своими замечаниями.

— Нельзя же так! Ты не умеешь ладить с людьми. Ты думаешь, что ты умная, а на самом деле, дура. Я не могу с тобой.

Она спокойно выслушала и сказала:

— Включи телевизор, — и села на "уголок". Посмотрела и ушла, сказав: — Выключи телевизор.

На работе я всю смену не мог успокоиться, и с ужасом думал, что и завтра она придет смотреть телевизор и снова не удержится от своих замечаний, и снова я буду психовать.

Дернул меня черт зайти к ней и предупредить, чтобы вовремя обменяла старые деньги. Подумал, что ей некому сказать, со всеми переругалась. Тогда, войдя в квартиру, я сказал:

— Здравствуйте.
— Ты что, с кошками здороваешься? — моментально съязвила она, намекая, что кроме нее и кошек в комнате никого нет, и не надо так официально здороваться.

Я промолчал, не стал объяснять, почему я так говорю. На "вы" держусь с теми, кого хочу держать на расстоянии, и называть мамой, давно язык не поворачивается, как и она меня по имени.

К счастью, она не пришла, обиделась,  и я стал успокаиваться, но то и дело возвращался и думал, что-то я делаю не так. Ну, конечно, не надо с ней вообще иметь какой-либо контакт, но я об этом постоянно забываю.  Проходит время, и я не выдерживаю,  прихожу к ней, и каждый раз нарываюсь на подколки, ей не терпится показать свой ум и правоту, она так долго ждала этого момента, столько раз в уме проговорила эти слова, что трудно не высказать.

Она всегда любила высмеять ближних, чтобы показать им и другим, как она умна, коли замечает глупость окружающих. Раньше я обижался и уходил, и возвращался, потому что некуда было идти, она знала это и издевалась.  Может быть, таким воспитанием она и сделала меня рефлексирующим, знающего свою никчемность, неприспособленного к миру без нее.

Мой первый настоящий побег в 1958 году был бессознательной попыткой доказать себе, что я смогу без нее прожить. И не смог, сломался. Позже понял, что какой бы она ни была, она моя мать,  и я не могу оставить, тем более без средств существования, возможно, и она это понимала и не спешила искать работу, ее устраивало такое положение, сын при ней, она же ищет правду, борется за справедливость. Но всему есть предел. Ей хотелось быть полной владычицей, а не ущербной,  поэтому и обиделась, когда это не случилось и до сих пор считает себя правой, а меня негодным, неблагодарным коли не захотел смириться с материнской волей, не покорился, не стал послушным, каким был всегда.

Андрей ей понравился из-за своего роста, она безоговорочно влюбилась в него, считая, что дурнушке Владе повезло с ним, и каждый раз настраивает его против нее, своей внучки.  Это выше нашего понимания. Влада обиделась и перестала принимать ее. У Власты не хватает наглости выгнать ее, хотя она каждый раз вмешивается в их жизнь и командует, всё ей не нравится, считает, что они ей обязаны, коли она поменяла квартиру на их однокомнатную, и сейчас стала жить со мной по-соседству. Возможно, это и сдерживает Власту, хотя ее беспардонность удивляет, никакого понятия такта. Довольна, что поставила на место,  показала свой ум и воспитанность, как она это понимает.

Какое-то время, слушая поп-музыку и современных певцов, я думал,  что вот состарился до такой степени, что не могу понять современную музыку, понять дикий восторг молодежи от безголосого пения, точнее, не пения,  а крика,  рёва, какого-то говорения, мелодией и не пахнет.  И такая музыка постоянно идет по радио и тв,  за нее платят бешеные деньги, значит, кому-то она нравится, ведь, сколько поклонников у Бориса Гребенщикова, которому бы надо петь в подворотне, а не на эстраде.

Потом появился РЭП, это простой пересказ чего-то под ритмичную музыку, от пения уже отказываются. Чего можно ожидать в будущем, до какой деградации дойдет молодежь? Конечно, классика и её ценители останутся на века,  но вкус и воспитанность молодежи всё более ухудшается. По-моему,  примитивнее рэпа ничто не может быть. Новым веятелям придется вернуться к мелодии, или же придумать нечто более ужасное.

Новую р/ст "Европа +" уже не могу слушать, хороших песен мало, больше идет нечто такое, незапоминающееся, и кажется, не меняющееся, поют одну и ту же мелодию, по их разумению. Давно не слушал свои пластинки. Что может быть лучше Басистюк? Чище голоса не слышал. Моя любимая пластинка. Жаль, в продаже сейчас почти ничего нет, классика совершенно исчезла.  А я бы заплатил любые деньги за каприччио Сен-Санса.

Пропустил тираж лото, жаль денег выбрасывать на ветер, видно, не судьба быть богатым, или же судьба охраняет меня от этого, потому что деньги дают другой образ жизни, другое мышление, из-за них постоянные ссоры, доходящие до убийства. Меня же сейчас не за что убивать, ничего нет, даже ворам поживиться нечем, не будут же они выносить "стенку",  разве что покурочат,  пожгут, это уже хуже.

На той неделе Хлебниковы пригласили к Дине собирать вишню, мол, много ее, некому собирать.  Я отказался. Неприятно смотреть на хамоватого Николая. В таком случае, сказали они, приходи, дадим тебе ведро вишни, специально для тебя соберем. Попутно Гена отвез Полину в Самару, откуда она поедет автобусом в Перелюб.

Николай же сказал, что хочет вишню продать, и Хлебниковы, щепетильно не стали рвать даже для себя, а собрали с земли падалицу, выделили и мне три килограмма. Я решил, в таком случае особо не придираться к вишне, иначе бы всё пришлось бы выбросить, что нежелательно, так как Вика не успела купить вишню и сварить варенье, а так, хоть что-то будет, выбрал лишь самую плохую, а с остального сварил варенье, получилось семь банок по 0,7 и 0,5 л.

Тэтчер приехала в Россию и на встрече сказала, что надо поменять парламент, который тормозит наши реформы. На следующий день Хасбулатов в своем выступлении назвал её "заезжей бабешкой".  Один депутат потребовал извиниться. "Почему это я должен извиняться?" — ответил Хасбулатов. Вот уж, действительно, правительство у нас такое, какое мы заслуживаем.
Шесть дней не покупал хлеб, одному много не надо. Завтра пойду относить карточки лото и куплю хлеб по новой цене. Облака не уходят с неба, ночью +21.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/22/971