1994 г 1 января. Реальность и сны

Вячеслав Вячеславов
1 января. За три дня до нового года, ночью кто-то снял все лампы в подъезде, оставили только негорящие, решив, что они испорчены, а они лишь не контачили. Вика переставила люминесцентную лампу в наше опустевшее гнездо, и снова стало светло, по крайней мере, на нашем этаже. 

Неприятно сознавать, что кто-то безнаказанно творит что хочет. К тому же, «Комсомолка» напечатала, что 29 декабря плохой день, повышенная раздражительность. И я вспомнил, да, действительно, в этот день, при посадке в автобус, мужчина, вытянутой рукой, отталкивал меня от входной двери. Я понимал, что ему не хватает опоры, и он опирается на мою грудь, чтобы подняться на ступеньку, но внешне выглядело, что он меня отталкивает. Потом добавилась ещё какая-то неприятность, вот и получилось, что предсказание в газете сбылось. Хотя таких предсказаний может быть каждый божий день.

Гена улетел 31 декабря, и мы пригласили Нину встретить с нами новый год. В девять пришел к ней и благополучно вернулись. На улицах пусто, тихо, словно и не праздник. Зато в магазинах днем было столпотворение, никогда не видел столь переполненных помещений, все стояли только в один отдел, за хлебом. Хорошо, я догадался попросить Нину купить хлеб, при возможности, что она и сделала.

За стол сели в десять часов и потом, глупым образом сидели и ждали наступления нового года по-московскому времени. Нет ничего дурнее, смотреть по телевизору концертные номера, которые и днем смотреть не станешь. Подумал, нет, больше не соглашусь сидеть дураком на новый год, уйду спать, а днем можно будет, при желании, и посмотреть телевизор. Всё это в последний раз.

 Страшно хотелось спать, но никто не расходился, хотя у Нины глаза тоже закрывались. Оставаться у нас спать, ни в коем разе не соглашалась, этакий бзик. Раньше, я бы её проводил домой, но днем разъезжала машина с громкоговорителем и предупреждала население, что в городе неформалы, будьте осторожны, и меня боялись отпускать одного в ночной город. В четыре часа я, всё же, уговорил Нину пойти домой,  сказав, что я хочу спать, хотя перед этим выпили по чашке кофе, что я никогда в жизни не делал.

На улице стужа -17, а обратный путь против ветра.  Опустил уши своей грязно-белой шапки, поднял воротник — внешне неприглядное зрелище, но мне тепло, более-менее. Несколько раз проходил мимо стоящих групп мужчин, и каждый раз становилось неприятно, что могут напасть на меня. На такой случай я взял перочинный ножик, но его надо ещё раскрыть, да и применять не хотелось бы, потом оправдывайся, что превысил пределы необходимой обороны, они просто хотели пошутить.

Подошёл к Ленинскому проспекту, вокруг пусто, но навстречу от автобусной остановки уже перешли улицу три парня, стремительно идут на меня, словно им что-то от меня нужно.

— Закурить есть? — крикнул первый, приближаясь ко мне.

Я развел руками и взял правее, чтобы обойти их, уже понимая, что сигареты им не нужны, а нужен предлог, привязаться. Молодой парнишка лет 16 худощавый, симпатичный, схватил меня левой рукой за левый отворот воротника, дальше мог последовать удар правой. Но я оттолкнул его руку и бросился вперед, но поскользнулся на ледяной кочке, нелепо раскорячился, чуть не упав, но удержался и побежал, понимая, что при желании им ничего не стоит догнать, но услышал лишь крик:

— Мужик, постой,  еб твою мать!

         На середине улицы оглянулся и увидел, что они не собираются за мной гнаться, и я перешел на шаг, чувствуя себя униженным и оскорбленным. Что ж это делается, в город уже невозможно выйти! Одно дело, читать об этом, а другое самому натолкнуться. Отделался хорошо, но ещё путь не кончился.  Представлял, как могли развернуться события, не прояви я разумную трусость, а по-мужски потребовав объяснения за грубое обращение, чтобы они со мной сделали?

В живых бы остался, но,  наверняка, пришлось бы обратиться в травмпункт, и потом долго лечиться, а если бы успел раскрыть нож и воткнуть в лицо юноши, потом бы на суде они говорили, что я первым на них напал, их трое свидетелей, а я один. Кому бы поверили? Конечно, им хотелось порезвиться, поунижать старшего, на прощание обчистить карманы и несколько раз стукнуть хорошенько.

Я не испугался, даже сердце не застучало, лишь было противно проявлять разумную трусость. Был бы у меня пистолет, я бы застрелил, чтобы не смели в будущем никого унижать.

Остаток пути прошёл без происшествий. Вика и Ира смотрят кино. Рассказал об этом случае. Сказал, что пойду  спать.

— Иди, успокаивай своё ёкнувшее сердечко, — сказала Вика.
— Да я не испугался.

Она промолчала, не поверив. Я не стал доказывать свою смелость. Конечно, я трус, но, чтобы я делал с тремя парнями, которым, возможно, не раз приходилось чесать кулаки, а я никогда не дрался, даже в молодости. Противно, ходить по уликам города и бояться.

Раньше было больше порядка. Но мне не хочется признавать необходимость возвращения коммунистов, или фашистов. Я не боюсь за свою жизнь, пожил достаточно, миллионы не дожили до моего возраста, я своё предназначение выполнил, есть внуки, за которых и обидно, что им придется жить в преступном обществе.

7 января. Пять дней после праздника народ ел черствый хлеб, так как работники хлебозавода тоже праздновали, ударно поработав перед этим. Самарский журналист ляпнул перед телекамерой, что пронесся слух, якобы правительство собирается заморозить 50 тысячные ассигнации. А у нас как раз одна и осталась неразмененная. Целую неделю пытаюсь разменять, и никак не удается, даже произведя покупку килограмма сыра за 3500 рублей.

       У меня происходит своеобразная разминка, чтобы не сидеть дома, час-два хожу по магазинам в надежде найти место, где согласятся разменять. Вроде бы не такая уж огромная сумма, чтобы магазины были не в состоянии произвести размен. Так и не дают сдачи.

По тротуарам ездят автомобили, полное бездействие властей, неуправляемость страной, которая слишком огромна, чтобы из Москвы ею управлять, а местные власти живут в собственное удовольствие, им наплевать на народ. Иначе чем можно объяснить новую поговорку: "Чем дальше от Тольятти, тем автомобили дешевле". Должно быть наоборот. 

Подняли цены на такую высоту, что их перестали покупать. Полная некомпетентность администрации. Таких руководителей на версту нельзя допускать к управлению. По телевидению  уже смеются над тем, как расходуются средства, полученные от продажи акций "АВВА" — несметные суммы расходуются на спонсорство и рекламу в "Поле чудес". Получается, что треть суммы профукают, а оставшихся денег не хватит на строительство нового з-да, будут брать деньги с ВАЗа, платя рабочим гроши.

По телевизору прошло сообщение, что 31 декабря в 4 часа утра Звиад Гамсахурдиа покончил жизнь самоубийством. На следующий день говорили, что нет достоверных сообщений о верности этого сообщения.

Редактора газет собирались бастовать, так как печатники в три раза подняли цены. Черномырдин пошел навстречу. Редакторы остались довольными.

Внуку Игорю сделал замечание, чтобы перестал прыгать на диване. Но он продолжал. Снял с дивана и символически шлепнул. Он отбежал, схватил твердую книгу и запустил в меня,  потом пошел к матери и встал возле нее. Я Власте сказал об этом.

— Он играл, — безмятежно сказала она.
— Так нельзя, ты наплачешься с ним.
— Так говорить при ребенке нельзя. Он вырастет хорошим мальчиком.

В автобусе переполнено, тела прижаты друг к другу. Я возле стройной девушки, приятно чувствовать её тело. На остановке выходят, становится свободнее. Наши головы соприкасается, губы приближаются, она первая целует полуоткрытым ртом. Приятно, но быстротечно. Говорю:

— Мы не могли бы встретиться сегодня вечером?

Пока произношу слова, вижу, что это не девушка, а парень.  Он какое-то время смотрит на меня, потом соглашается:

— Почему бы и нет?
— Извини, — говорю, — я принял тебя за девушку.

Он понимающе кивает. 

Буквально несколько часов назад прочитал в Литературке рассказ, как герои целовались в переполненном автобусе, потом часом позже Вика сказала:

— В Москве много мужчин-проституток.

И в эту же ночь это видится мне.

Клопы. Хлеб, обсыпанный вкусной крошкой, словно булка. 

Очень много снов за долгую зимнюю ночь. Ложимся в половине первого, а встаем в половине одиннадцатого. Световой день пролетает, как из пращи.

На встречу Нового года в Тбилиси истрачено два вагона боеприпасов. Стреляли все: из автоматов, БТРов и карнавальных пушек. Возможно, это разрядка после предновогоднего скандала.

         Вернувшись из Ашхабада со встречи глав государств СНГ, Шеварднадзе прямо у трапа самолета стал участником драки между министром обороны Каркарашвили и министром безопасности Георгадзе. Обменявшись рукопожатиями и поцелуями, два министра уединились, а через минуту между ними вспыхнула ожесточенная ссора. Шеварднадзе, отвлекаясь от интервью, попытался остановить скандал, но министров это раззадорило. Каждый из них обещал разрешить спор непарламентскими средствами.

Каркарашвили позвал на помощь людей своего министерства, а Георгадзе прямо в порту объявил боевую готовность МБ. Шеварднадзе не удержал своих эмоций:

— Разве можно жить в такой стране?

          В ту же ночь в Тбилиси раздались мощные взрывы, пострадали здания грузинской контрразведки и соседние здания. Тяжело ранены два сотрудника МБ. Джаба Иоселиани, лидер гвардии "Мхедриони", мобилизовал силы на защиту здания парламента, возле которого и сегодня стоят БТРы.  Пока силовые министры выясняют отношения, криминогенная обстановка стремительно выходит из-под контроля. Шеварднадзе,  тем не менее, отвергает возможность использования внешней помощи. В результате своей компромиссной политики он окружил себя людьми с бандитским менталитетом, стал заложником ситуации.

         Азербайджан в эти дни провел ряд успешных операций против НКР. Как признают в министерствах обеих республик, на пять азеров приходится один погибший армянин, что говорит о некотором росте опыта аз. армии, так как раньше потери были значительнее.

Руководство Грузии признало, что введение купонов было ошибкой, надо возвращаться в рублевую зону. Но многие члены парламента кричат, что Грузия тогда потеряет независимость. Россия предоставила долгосрочный кредит Грузии.  Интересно, когда они поймут, что нужно менять менталитет?  Боюсь, что без жесткой власти это невозможно, они успокоятся, лишь когда почувствует силу, такую же, какая была у коммунистов.

13 января в 16-30 на нашем вводе погас свет. Я предвидел, что это случится, две недели назад предупредил Вику, чтобы нашла свечи, так как я их давно не видел и подумал, что она их спрятала. И вот, сейчас битый час искали свечи по всей квартире, но так и не нашли.  Пришла Лада, позвонила по телефону и снова ушла, а мы всё искали, точно зная, что они у нас были: несколько целых свечей.

Последние два года со светом всё было нормально, следовательно — мы не могли их использовать. Единственное разумное объяснение — взяла Лада, когда вселялись в квартиру, не было света, нас не поставили в известность, из-за скромности промолчав. Единственная аварийка на весь город.

Через три часа приехали, включили свет и уехали. Свет продержался пять минут и снова исчез на полчаса, пока снова на приехал пикап к третьему подъезду, где находится щитовая. Вика сказала, удивляюсь, как там люди живут? Сильное гудение от щитов.

Тв концерты не вызывают восторга, вероятно, из-за возраста. В  молодости я из-за этих песен в восторг приходил, таких как "Билет в детство". Лет через 15 её стала исполнять Пьеха, ещё 20 лет. Чудесная песня, но... Информационный вакуум. Газеты почти не выходят, до сих пор не получил Литературку, четыре номера Комсомолки. Видео закончилось в 12-20, и мы пошли спеть.

Снов много. Черноморское побережье. Лето. Я же не работаю эти дни, что если махнуть в Нижние Эшеры, в Цихис-Дзири? Нет, больно билет дорогой, не хватит денег. Моя жена с какой-то женщиной на широкой кровати. Ложусь в серединке с ними спать. Как бы невзначай, кладу руку на голую ногу женщины, как реагировать будет? Молчит. С живота переворачиваюсь на спину, и уже моя рука ложится на бугорок волос, молчит. Лезу дальше.

Похолодало до - 15. Вчера выдали пособие по безработице 60 тыс. А на Вику мастер той смены забыл отдать бюллетень, ей и не выписали, думая, что она все болеет. Тот же мастер все деньги 23 кода оформил на свою бригаду. Теперь будут делать перерасчет. Благо, что с выплатой денег за декабрь задерживаются, неизвестно, когда выплатят, мол, завод должен выплатить долги, а на зарплату нет денег.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/07/04/973