Анти-реформа местного самоуправления

Владимир Леонов
В настоящее время наш новый губернатор Александр Юрьевич Дрозденко (Ленинградская область) приступил к реализации заявленной им новой реформы местного самоуправления, которая, как он считает, должна решить одну из главных проблем Ленинградской области.
Корень проблемы главе Ленобласти видится в том, что муниципальные образования не могут себя финансово обеспечивать. По его мнению, новое административное деление должно пройти таким образом, чтобы обновлённые муниципальные образования смогли стать экономически более состоятельными.
«Сейчас их 220, причем треть — несамостоятельна в плане доходности, требует постоянных дотаций из областного бюджета», — пояснил губернатор.
«Мы должны создать такие муниципальные образования, которые бы были если не самодостаточными, то хотя бы на 60% сами выполняли свои обязательства», - отметил губернатор. В качестве примера он привёл ряд поселений, которые являются дотационными на 80%.
«Это всё равно как младшую дочь назначить главой семьи, она всё равно не может ничего сделать, потому что надо взять денег у родителей», - объяснил Александр Дрозденко.
По предложениям главы региона, на первом этапе реформы будет происходить укрупнение муниципалитетов. На втором - их централизация, а на третьем произойдёт переход на одноуровневое муниципальное управление, на уровень муниципальных районов.
Так, по представлению Дрозденко, в Ленинградской области должно остаться 18 муниципальных районов (а не 220 муниципалитетов, как сейчас).
То есть, предложено вернуться почти к тому местному самоуправлению, что у нас было при губернаторе Белякове. Только ещё более «урезанному». Какое местное самоуправление тогда было, я прекрасно помню, и это описал - http://proza.ru/2012/07/04/80, http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=4701.
«С какими бы сложностями не проходила реформа местного самоуправления, но она нужна - и в политическом, и в экономическом, и в социальном плане», - подчеркнул Александр Дрозденко. «Её главная цель – сделать местную власть эффективней, доступней и прозрачней».
То есть губернатор считает, что, в очередной раз отдалив местное самоуправление от населения, он получит местную власть более «доступной и прозрачной»?
Вот на вопрос журналиста, чем мешает губернатору местное самоуправление, он отвечает: «Тем, что государственная власть в регионе при нынешней системе местного самоуправления не может быть эффективной. Мне люди часто задают вопрос: губернатор, почему местная власть с нами не общается, избегает нас? Да потому что главам самоуправлений нечего сказать жителям. У них нет денег, чтобы решать проблемы населения…. Сегодня я, губернатор, не могу быть уверен, что мои решения будут исполнены на уровне муниципальных образований. Мне надо в случае любого, самого рядового распоряжения пробиваться через два уровня самостийности: районный и местный. Попробуйте пробиться через две закрытые двери. Такая система власти не может быть эффективной. Она не может давать адекватный отклик на запросы жителей. Конечно, у меня есть финансовые рычаги давления. Но начинать работу с того, чтобы всех строить, душить, казнить — это неправильно. Должен быть логичный механизм управления, а не карательные меры…. Федерация начинает нам идти навстречу. Вы знаете, внесены изменения в федеральное законодательство, предусматривающие, что два смежных муниципальных образования могут объединиться в одно. Этому препятствуют две основные причины: кадры и финансы. В отдалённом сельском поселении сидят восемь муниципальных служащих, получают 30—50 тыс. руб. в месяц. Никто на селе никогда таких зарплат не видел. Понятно, что сотрудники муниципальных аппаратов управления боятся потерять высокий заработок».
Из данного выступления можно сделать вывод, что, во-первых, губернатору проще осуществлять непосредственный контроль (муниципалитетами он не управляет, а лишь регулирует и контролирует их деятельность) при меньшем числе муниципалитетов. Это очевидно. Но это не имеет никакого отношения непосредственно к существованию самого местного самоуправления. Нельзя по существу уничтожать местное самоуправление только потому, что губернатору сложнее осуществлять контроль.
Во-вторых, он считает, что муниципалитеты должны быть самодостаточными. Но это неочевидное требование. Всегда будут так называемые «спальные» территории. Это требование выгодно лишь губернатору, чтобы не выделять дотации. Гораздо проще объединить территории и «размазать» собираемые налоги. Но при этом уничтожается непосредственное местное самоуправление.
Наконец, третье. Проблему губернатор также видит в высокой зарплате муниципальных служащих. Странно такое слышать от губернатора, ведь регулирование оплаты труда муниципальных служащих осуществляется областным законом. Кто мешает его изменить?
Тем более что он это понимает. Это следует из следующего заявления губернатора: «На днях, выступая перед муниципалами, я сделал им революционное предложение. Никто в России таких шагов не предлагал. Я сказал: даю вам бонусы, если вы идёте на реформу местного самоуправления. Я не сокращаю вашу численность — оставляю 90% от фонда оплаты труда. Условно говоря, было у вас 100 руб. на содержание аппарата управления, вы объединились — стало 180 руб. То есть вы теряете только 10% своего кадрового потенциала. Второе: я гарантирую, что вы не теряете получаемые от региона дотации на выравнивание. На два года, на переходный период, они остаются в стопроцентном объеме. И третий бонус: на период трех-пяти лет я гарантирую, что если у вас растут мест¬ные налоги, то дотации не снижаются. Сейчас, если в муниципальном образовании налоги растут, наши дотации пропорционально уменьшаются. Муниципалитеты, которые пойдут на реформу, дотаций не потеряют».
Губернатор также отмечает: «Самодостаточные муниципалы первого (низшего) уровня начинают чувствовать себя независимо, самостийно. С одной стороны это хорошо, с другой – это вызывает трудности в управлении. Не всегда позиция глав муниципалитетов первого уровня совпадает с позицией Правительства области и главы администрации района…. В Ленобласти 220 муниципалитетов, которыми не так просто управлять. Есть немало муниципальных образований, в которых проживает около одной - двух тысяч человек, а доходов муниципалитета не хватает на то, чтобы лампочки поменять на столбах уличного освещения, дороги подлатать и даже выплачивать зарплату работникам администраций».
В этом выступлении нет логики. Губернатор, задумав реформу местного самоуправления, одним из её мотивов провозглашает необходимость самодостаточности муниципалитетов. Но тут же говорит о том, что это вызывает трудности в управлении (хотя, как я уже отмечал, он муниципалитетами не управляет, а лишь регулирует и контролирует их деятельность). Что касается нехватки доходов, то, как я уже отмечал, это не может быть обоснованным требованием для укрупнения муниципальных образований. Проводить реформу только для того, чтобы не платить дотации? Можно вспомнить шутку Бориса Немцова: «Реформы начинаются там, где кончаются деньги».
Таким образом, мы видим, что такая реформа ничем не обоснована. Она выгодна лишь губернатору, для того, чтобы ему было проще «управлять». Сила же любой власти - в ее способности решать проблемы населения.
Интересно, что по существу реформа губернатора Дрозденко направлена против той реформы, которую провел в своё время президент Путин, установивший двухуровневую систему местного самоуправления. Но пока гарант Конституции молчит.
И опять мы наблюдаем всё ту же российскую беду: начинать реформы, не имея надлежащего обоснования. Вся современная действительность нашей страны, начиная с 60-ых годов прошлого века, а особенно в последние 25 лет, это подтверждает. И понятно, что все нынешние проблемы – не в структуре местного самоуправления, а в социально-экономическом строе.
Но, тем не менее, как отметил вице-губернатор Константин Патраев, курирующий внутреннюю политику, 31 муниципальное образование в Лужском, Тосненском и Выборгском районах уже сейчас выбрали вариант объединения и проводят требуемые процедуры. В масштабе всего региона новая структура местного самоуправления будет работать уже в 2014 году, сообщает пресс-служба губернатора и правительства региона.
Да, видимо не зря кто-то пошутил: «Самый опасный момент для плохого режима – когда он начинает реформироваться». Или ещё: «Должно быть, мы ходим по кругу: мы всё время на повороте».