Макс Фрай Лабиринты Ехо

Лана Балашина
Жил где-то рядом с нами  обычный парень – не красавец и не супермен, не очень-то  удачливый в личной жизни, работал ночным  диспетчером  редакции умеренной со всех сторон газеты. С девушкой ему не повезло, и друзей настоящих не состоялось. А вот какие ему снились  сны!..
 
«Волшебной красоты город с мозаичными тротуарами, узкими улочками, петляющим между роскошными садами Левобережья. Каждый участок был освещен в соответствии со вкусами его владельца, поэтому мы путешествовали сквозь пестрые квадраты прозрачного света: желтого, розового, зеленого, лилового. Я уже не раз любовался ночными садами Левого Берега с крыши нашего дома. Но самолично перетекать из одного озера бледного света в другое — это, скажу вам, нечто!

Потом мы неожиданно въехали — как мне поначалу показалось — на широкий проспект, по обеим сторонам которого горели разноцветные огоньки еще открытых магазинчиков. Впрочем, тут же выяснилось, что ничего я в городских ландшафтах не смыслю. Это был не проспект, а Гребень Ехо, один из множества мостов, соединяющих Левый берег с Правым. В просветах между домами сверкали воды Хурона — согласно официальной версии, наилучшей из рек Соединенного Королевства. На середине моста я даже притормозил — такое великолепие обрушилось на нас с обеих сторон. Справа от меня всеми цветами радуги сиял замок Рулх, королевская резиденция, расположенная на большом острове в центре реки. Слева ровным синеватым светом мерцал другой остров.»
Невозможно всю жизнь спать – и Максу на долгих семь лет удалось забыть о своих снах. Он даже обзавелся новым типовым пакетом жизненных ценностей: приятели, девушки, сносная служба, пристойное жилье, обширная библиотека, свидетельствующая скорее о возможностях, чем о вкусах своего владельца. В барах вместо алкоголя все чаще заказывал кофе, принимал душ по утрам, брился не реже чем раз в два дня, вовремя отдавал белье в стирку, научился держать себя в руках и обходиться язвительными замечаниями вместо кулаков. И тосковал по своим снам.

И вдруг – когда жить уже совсем было невмоготу – ему приснился старый знакомый, с которым когда-то давно в своих снах он проводил время в долгих беседах… Джуффин попросил его поздно ночью выйти на Зеленую улицу и дождаться трамвая. Макс, даже зная, что трамваи на Зеленой улице не ходят, садится в ночной трамвай со странным  маршрутом №432 и попадает в страну своих снов!
Здесь с ним случаются разные чудеса: он приобретает необычные способности, нечто вроде телепатии, учится расспрашивать неживые вещи, управлять амобилером, переходить в разные реальности и пространства… Он приобретает друзей и врагов, переживает любовное разочарование, находит любимую девушку, его жизнь полна приключений. Ему суждена долгая – гораздо дольше, чем у нас, людей – жизнь.

Сбывается то, о чем он даже и мечтать не мог: Макс становится стал Ночным Лицом Почтеннейшего Начальника Малого Тайного Сыскного Войска города Ехо.

А я теперь читаю о преступлениях, совершенных магами и волшебниками, и с удовольствием слежу, как причудливая фантазия автора ( или авторов?) заводит их  то в тюрьму Холоми, то заставляет заниматься неаппетитным гастрономическим делом  «Короля Банджи»    , то приводит в таинственный город волшебных ковров Кеттари…

Это – моя любимая история. Испокон веков Кеттари был знаменит своими коврами. Однако только кеттарийские проводники приводят в него караваны. Все остальные поездки заканчиваются безуспешно – люди блуждают вокруг, сходят с ума, а дошедшие видят на месте города только развалины древних стен…Похоже, города этого и нет на свете.

«Несколько дюжин лет назад в Ехо даже возник обычай ездить в Кеттари большими караванами. Это действительно удобно, так что никого это нововведение не удивляло. Еще тогда я обратил внимание, что каждый караван непременно сопровождает уроженец Кеттари. Но подумал: если мои земляки хотят немного заработать, с какой стати я буду им препятствовать? Разумеется, поначалу не все желающие съездить за покупками соглашались путешествовать в большой компании, да еще и платить за услуги проводника… Было несколько забавных случаев: столичные балбесы не смогли найти дорогу в Кеттари. Возвращались растерянные, несли какую-то чушь, что Кеттари, дескать, разрушен… Удивляться тут нечему: дураков везде хватает, а какие только оправдания не найдет человек для своей глупости! Но все эти истории убедили наших купцов, что небольшая плата Мастеру Предводителю Каравана, как именуют себя мои земляки, — наименьшее из зол. Никому не хочется терять время, терпеть убыток и становиться посмешищем…
— Вы говорите, что взрослые люди в здравом уме не могли найти дорогу в ваш Кеттари? — удивленно переспросил я. — Неужели в Соединенном Королевстве так плохо с дорогами? Я-то думал, что…
— Хороший вопрос, Макс! Этому многие удивлялись: как вообще было возможно заблудиться?! Графство Шимара — не самая отдаленная провинция, да и Кеттари — отнюдь не деревня… Предводители караванов объясняли трудности тем, что большинство городков вокруг Кеттари в Смутные Времена были разрушены. Поскольку жизнь этих населенных пунктов зависела исключительно от нужд провинциальных резиденций Орденов, вокруг которых они были построены, возрождать их не было смысла… Упоминали и о разрушенных дорогах. Словом, проводникам все верили да и до сих пор верят. А почему нет? Наши купцы возвращаются из Кеттари, нагруженные коврами. И тоже сетуют на ужасное состояние дорог… Кеттарийские ковры, между прочим, становятся все лучше, а путешественники в один голос твердят о красоте и богатстве моего родного городка.»
 
Впрочем, не буду мешать вам самим узнать, что там с этим городом не так…Это чудная история!