Потерянные знания

Романов Денис
Я просто смотрел вниз.
Вглядываясь в бездну под моими ногами.
В ту, что поглотила нечто важное, скрыв от людей безценные знания. Ту, что будет хранить их веками, тысячелетиями. Но врядли когда либо вернет их первоначальным владельцам. Людям.
Вокруг бушевала стихия. Хотя еще несколько минут назад на весь горизонт было идеально чистое небо и невыносимо высокая температура. Кажется природа прекрасно понимала весь трагизм ситуации, и стремилась подчеркнуть его всеми доступными ей методами. Ветер сбивал с ног. Дождь шел с неимоверной силой, и я промок буквально за минуту до нитки. Молниии били с пугающей частотой, иногда ударяя в землю в приделах видимости, вздымая неимоверный фонтан мокрого грунта и раскидывая все еще раскаленные камни, подобно шрапнели. Гремело не прекращая и очень громко. Вскоре я уже не мог различать отдельные раскаты грома, шум ветра или дождя. Все звуки слились в один. Не существует слова, которым я бы смог описать этот звук. Прежде я никогда не слышал ничего подобного. Наверное больше и не услышу.
Я же продолжал стоять. В голове раз за разом проносились события последнего дня и я четно силился понять, как же так получилось...
День с самого утра незаладился.
Для начала я проспал. Окончательно и безнадежно. Не смотря на то, что я отношусь к людям класса "жаворонки", рано ложусь и очень рано просыпаюсь.  Разбудить меня удалось только с N-го звонка моего приятеля, который со всей компанией ждал меня на выезде из города.
- Что, блин там случилось, Ден? - голос его был раздраженным, - Я тут уже второй час тебя жду, Саня уже до пива добрался, а Катя грозит уехать домой.
- Я уже выбегаю, потерял телефон, - мне было стыдно признаться, что я просто проспал нашу единственную вылазку за город со старыми друзьями, событие, которое происходит не чаще одного раза за пару лет, - Вот только что нашел, он сволочь на беззвучном режиме стоял, я каким-то чудом оказался внутри дивана.
- Ладно, мы поехали, - было ясно, что мои попытки оправдаться не увенчались успехом, - координаты сейчас скину тебе на мобильник, вводи их в GPS и догоняй.
- Уже лечу на всех парах.
Приятель отключился, а я стремительно начал собираться, Попутно готовя кофе и пытаясь почистить зубы. Полагаю, что это было весьма забавное зрелище. И вот, кое-как справившись со своим утренним моционом, я сидел в машине, и вносил в навигатор координаты, где должна была проходить встреча с дальнейшим поеданием мяса и распитием всякого рода горячительных напитков.
Вторым малоприятным сюрпризом стала дорога на выезд из города. Точнее пробка на этой самой дороге. Оно и не удивительно, утро первого дня выходных и лето массово гнали людей в сторону пляжей и прохладной морской воды, отчего скорость движение не привышала сорока киллометров в час. Это раздражало. Если бы я встал вовремя, а соответственно и выехал вовремя, то смог бы избежать это участи и пронестись по центральному проспекту города с ветерком. Теперь путь в полчаса времени, грозился растянуться минимум на пару этих самых шестидесятиминутных едениц времени.
Наконец выбравшись из города, я смог несколько ускориться. Вместе с повышением скорости передвижения, повышалось и мое настроение. Все ближе были друзья, шашлыки и пиво. Плюс еще я осознал, что мое опаздание автоматически избавляет меня от обязанности приготовления этих самых шашлыков, друзья если еще не закончили, то как минимум в процессе. С подобным поворотом событий и легкой идиотской улыбкой на лице я включил радио и еще немного прибавил скорости. Но дальнейшие события напрочь выбили меня из колеии и основательно подпортили настроения и планы.
Первым тревожно пропищал и умер телефон. Ну забыл я его поставить на зарядку, а он, видимо, обиделся и высказал свое возмущение по средствам самоотключения. Не могу сказать что в тот момент я сильно огорчился. Лишь с досадой бросил его на заднее седение и продолжил путь к заветному месту, где меня наверняка с нетерпением ждали.
Дальше умереть решил навигатор, о чем проинформировал он меня буквально за пару минут до своей "кончины". Зарядка же, которая всегда терпеливо ожидала момента свой необходимости в бардачке, отчего-то оттуда исчезла. Ума не приложу куда я мог ее положить. Остановившись и обшарив весь салон машины, я так ее и не обнаружил. А за время, потраченное на вынужденную остановку, GPS, следуя напутствиям мобильного, так же тревожно пропищал, уходя в состояние глубокой разрядки. А вот это уже было катострофой. Не вселенского, конечно, масштаба, но для меня не маленькой, ибо я очень смутно себе представлял точку нашей встречи, и до этого момента шел исключительно "по приборам" в лице навигатора. Я решил все же продолжить свой путь, так как помнил хотя бы название населенного пункта, а там, на месте, уже разберемся.

"Врагу не здается наш гордый Варяг,
Пощады никто не жела-а-ает"

Очень скоро я успел осознать, что заблудился. Дорога уже около получаса пролегала по вершине скалы. С одной ее стороны была стена той самой скалы и не малейшего намека на поворот или съезд. С другой же, куда хватало взгляда, простиралось море. Красивое зрелище я вам скажу. Но мне сейчас меньше всего хотелось наблюдать его, я уже успел порядком устать и разозлиться, В конце-концов, убедившисьв своем оканчательном "заблудился",  я решил развернуться на ближайшем перекрестке или расширении дороге (участок, который я проезжал сейчас был настолько узким, что подобный маневр просто не представлялся возможным) и ехать домой. 
Но судьба, видимо, еще не вдоволь потешилась над неудавшимся туристом. Дорога стала еще уже и совсем не планировала обзаводиться какими-либо ответвлениями, увлекая меня все дальше от дома.
И тут случился последний казус. У меня закончился бензин.
Все, блин, приехали.
Посидев минут десять в машине и выкурив пару сигарет, я принял решение продолжать свой путь пешком и вперед. Подумалось мне, что вперед идти все же будет меньше, до хоть какого-то населенного пункта, нежели возвращаться добрую сотню киллометров назад.
Сказано - сделано. Я побрел неспешной и не такой уж и бодрой походкой вперед, все дальше и дальше удаляясь от покинутого мной автомобиля. Настроение мое врядли можно было назвать радужным. Радовал только  MP3 плеер, который я предусмотрительно кинул в рюкзак, и который единственный был заряжен.
Пройдя, примерно, киллометров десять, дорога резко закончилась тупиком и обрывом. Раньше, когда-то давно, тупик от обрыва был огражден отбойником, дабы предотвратить вылет машин прямо в море. Но кто-то незадачливый все же смог его прорвать и, скорее всего, вместе с ним и был поглащен пучиной морской. По крайней мере мне представилась примерно такая картина и я принял ее за аксиому. И зачем вообще нужна дорога, которая приводит в тупик из скал и воды?
Идти оставалось только назад. Но я уже успел порядком устать, а потому решил немного отдохнуть. Присел на край обрыва и открыл бутылочку пива (я вез с собой ящик и кинул в рюкзак пару бутылок на дорожку). Закурил. В наушниках в этот момент играла какая-то спокойная и даже немного грустная музыка, как раз в такт моим мыслям и настроению. Она тихо разливалась по всему телу и успокаивала нервы. Мои размышления плавно переходили на философский лад: "В чем же смысл жизни" к примеру, или "Одни ли мы во вселенной".
Не готов сказать, как долго я так просидел, но вырвало меня из подобной идилии чье-то прикосновение. Рука легла мне на плече вроде и не резко и не тяжело, но от неожиданности я аж подпрыгнул и резко обернулся.
- Прости, что испугал тебя.
Передо мной оказался старик в старых потертых джинсах, шлепанцах типа "въетнамки" и футболке монотонно серого цвета. Он носил достаточно длинную бороду, усы и длинные, ниже плечей, волосы. Все они были абсолютно седыми. Точнее даже сказать - белыми. Лицо сложно описать из-за немалого на нем (лице) колличества растительности, но глаза... Они меня одновременно испугали и восхитили. Широко раскрытые, серые глаза смотрели прямо на меня не двигаясь, и в то же время мне казалось, что они смотрят сквозь. Словно и нет меня тут вовсе, а где-то там, вдали, плывет корабль, который старик высматривает среди морской глади.
- Добрый вечер тебе, Извини старика, я не хотел подбираться бесшумно, видимо просто так получилось, - голос его был одновременно мягким и мелозвучным, но в нем ощущалась сила. Это и правда сложно описать. Просто начинаешь понимать, что каждое его слово - это закон и истина. Никогда прежде я не ощущал подобной силы в голосе.
- Ничего страшного, просто я музыку слушал и не слышал ваших шагов, - я даже как-то оправдывался. Мне было неприятно ощущать ту неловкость, которая имеет место быть.
- Сдесь редко бывают люди?, - это было и вопросительно и утвердительно одновременно.
- Я заблудился, да и машины у меня сломалась, вот и брел наугад.
- Да уж. Дорога тебя никуда не привела.
- А где я вообще, я не знал о такой дороге, никогда, - чистейшая правда, я о ней никогда не слышал.
- Ее долго строили, очень. Потом случилось что-то, то ли деньги закончились, то ли терпение. Вот и плюнули на ее строительство и оставили как есть. А на карты не заносили, чтобы не смущать людей.
- Мда, - я только и смог выдавить из себя.
Взгляд старика прошелся по полупустой бутылки пива в моей руке и я тут же приглашающе протянул ему вторую.
- Спасибо, - он взял ее, прочел надписи на этикетке, и открутив крышку (а она, между прочем не откручивающаяся была), сделал несколько больших глотков и довольно крякнул, - Спасибо.
Я лишь кивнул и снова уселся на край обрыва лицом к морю. Старик сел рядом.
- А вы тут откуда? - мне и правда было интересно.
- Живу я тут. С километр сзади есть маленькая тропинка она ведет немного вниз а там у меня и домик и хозяйство небольшое. Огородик, животинка. На жизнь хватает да и забот тоже с ними на денек набирается. Вот так и живу.
- Один живете?
- Один, - он неопределенно махнул рукой в сторону моря и еще раз отглотнул от бутылки, - хорошо пивко, давно уже его не пил.
- И что же, в город совсем не выбераетесь? Не скучно?
- Да раньше еще как-то ходил время от времени, теперь уж стар стал. Тяжко. А ты же что? Чай в городе живешь?
- Да. Вот собрались с друзьями на природу, а я заблудился. Еще и бензин закончился. Теперь вот сижу, пиво пью, - я даже усмехнулся.
- Дык у меня есть немного, я его на на растопку костра держу, - дед даже оживился, - могу подсобить.
- А сами-то как? - мне было опять не ловко, оставлять старика без горючего, врядли он в ближайшее и не очень время соберется на заправку пройтись.
- А ты мне привези, если что канистрочку, как машину заправишь, я отблагодарю. Денег у меня правда нет, но могу мясцом каким подсобить.
- Это было бы просто идеально.
Так мы просидели еще минут двадцать. Молча. Просто глядя на море, что где-то внизу бурлило и пенилось, ударяясь волнами о скалы. Мы покурили, и уже допили пиво, после чего старик поднялся.
- Ну что, пойдем?
- Конечно.
Шли мы достаточно бодрым шагом и весь путь занял не больше десяти минут. И действительно, со стороны обрыва оказалась небольшая узкая тропинка, которую и не заметить вовсе, если сидишь за рулем. Достаточно пологий спуск метров сто и вот мы вышли на небольшой отступ в скале. И действительно на нем разместился небольшой домик, пристройка и огород, удивляющий своим сочно-зеленым цветом. И нигде небыло дверей.
- Вот мы и дома, - в голосе моего нового знакомого появились нотки радости. Облегчения.
Мы зашли в дом. Он состоял всего из трех комнат: небольшой спальни, где едва помещалась кровать "полуторка" и тумбочка; кухни-столовой, один стул, маленький круглый столик и несколько тумб и полок; и самой большой комнаты - библиотеке. Я конечно же бывал в разных библиотеках и больших книжных супермаркетах, но уведенное мной вызывало у меня чувство восхищения. Комната пять на пять метров была заставлена полками от пола до потолка с огромным колличеством книг. Старых книг.
- Нравиться? - я уже несколько минут стоял и изучал содержимое этой библиотеки.
- Да, - все что я смог из себя выдавить, продолжая судорожно выхватывать взглядом названия книг.
Я так и не смог найти хоть одну книгу, выпущенную хотя бы в XX веке, не говоря уже о современных изданиях. И все книги были на оригинальных языках. Тут даже был экземпляр "Латинской грамматики" Донатуса, датированный 1452 годом, Что в принципе не возможно, ведь в мировой библиотеке сохранились лишь две страницы этой книги. Но тут была она, в кожанном переплете с теснеными буквами, выкрашенными красной краской. Я не эксперт, конечно, но отчего-то был уверен, что это оригинал. Словно она сама говорила "Смотри, ты один из едениц, кто видит меня. Запомни". И я смотрел как завороженный, подавляя в себе желание взять ее в руки, боясь повредить ее. Это ценнейшая реликвия не только для владельца, но и для всего человечества в целом. Она бесценна, ведь такие книги просто не продают.
- Но как? - вопрос был скорее вникуда, но хозяин, видимо все же определил его к себе.
- Это все, что осталось от моих предков. Эта библиотека передавалась и собиралась из поколения в поколение несколько веков. Правда я не вложил в нее ни одной книги, а лишь смог сохранить. Смутное время выпало на мой век, сам, я думаю, знаешь.
- Это великолепно, - я не мог найти слов, чтобы описать всю ту гамму чувств, что поселились во мне в этот момент.
- Эти книги - мои учителя, я прочел каждую из них, - старик улыбнулся.
Каждую? Сколько же языков он знает? Кто же он, мой новый знакомый?
- Я подготовил канистру, ты можешь идти, - на этот раз голос был настойчив, но и с нотой сожаления одновременно, - Но, если хочешь, можешь приезжать ко мне в гости иногда, почитать да пообсуждать прочитанное.
- Я... Э-э-эм... Это... - я просто не верил в реальность происходящего, - Точнее спасибо, я обязательно буду приезжать.
- Буду рад, - старик жестом указал мне на стоящую на пороге канистру.
Я искренне не хотел уходить, но вариантов особо и небыло, а потому я взял канистру и направился к своей машине. В голове была полная разруха. Я даже не представляю, сколько бы стоила подобная библиотека, но это и не суть важно. Я смогу ее прочесть, не все конечно, мои познания языков оканчиваются всего на трех, но хоть что-то. Я смогу прикоснуться к подлинной истории, не искаженной временем и ложью. Смогу погрузиться в атмосферу старого времени. Ощутить ее.
Все это придавало мне сил и я уже через двадцать минут сидел в машине. Проехав до конца дороги, где я смог развернуться, я помчался в сторону цивилизации. Кажется, даже не следил за дорогой, скоростью. просто на автомате. Перед глазами снова и снова всплывали книги. Множество книг. Величайших книг.
На ближайшей заправке я залил полный бак, канистру и купил еще одну, полностью ее наполнив. В минимаркете я накупил всякого и побольше, дабы было за чем посидеть да пообсуждать жизнь, книги, повспоминать что-либо. Думаю у нас найдуться общие темы. Думаю я смогу многому научиться. Многое узнать.
Осознание этого пьянило лучше всякого горячительного напитка. Дурманило и занимало абсолютно все мои мысли.
И вот я уже еду назад. Точнее едет машина, а я практически лечу. Мыслями. Дорога в полчаса показалась мне вечностью, но вечного нет ничего и вот я уже на месте. Канистры в руки, пакеты с провиантом подмышку и вниз по склону. Почти бегом, почти падая. В голове отсчитываются секунды до момента, когда я снова смогу погрузиться в дивный мир книг, снова видеть их и даже читать.
Но стоп...
Что это?
Дойдя до места я не нашел дома. Не нашел моего знакомого. Ничего, кроме крошечного отступа в скале, на котором паре человек уже было бы тесно. Но как это возможно? Я не сразу понял что произошло. Поставив весь свой груз на землю я стал осматриваться. Никаких следов присутствия тут человека, не говоря уже о его проживании тут. Ах нет, вот он, след. Окурок от мой сигареты. Значит это именно то место, но что же случилось?
Уже начиная догадываться, но все еще не веря в возможность подобного, я посмотрел вниз. Я увидел все. В миг я осознал и увидел то, что повергло меня в шок. Внизу, в сотне метров вниз о берег бились остатки бревен в перемешку с какой-то утварью домашней и, кажется, с листами книг. Я отчетливо увидел матрац от кровати и кусок деревянной стены. Волны яростно несли их к скале снова и снова, пытаясь уничтожить. Стереть следы трагедии, разыгравшейся тут не более часа назад.
Я просто смотрел вниз.
Вглядываясь в бездну под моими ногами.
В ту, что поглотила нечто важное, скрыв от людей безценные знания. Ту, что будет хранить их веками, тысячелетиями. Но врядли когда либо вернет их первоначальным владельцам. Людям.
Вокруг бушевала стихия. Хотя еще несколько минут назад на весь горизонт было идеально чистое небо и невыносимо высокая температура. Кажется природа прекрасно понимала весь трагизм ситуации, и стремилась подчеркнуть его всеми доступными ей методами. Ветер сбивал с ног. Дождь шел с неимоверной силой, и я промок буквально за минуту до нитки. Молниии били с пугающей частотой, иногда ударяя в землю в приделах видимости, вздымая неимоверный фонтан мокрого грунта и раскидывая все еще раскаленные камни, подобно шрапнели. Гремело не прекращая и очень громко. Вскоре я уже не мог различать отдельные раскаты грома, шум ветра или дождя. Все звуки слились в один. Не существует слова, которым я бы смог описать этот звук. Прежде я никогда не слышал ничего подобного. Наверное больше и не услышу.
Я же продолжал стоять...