ХР Закон осознания или осмысления

Александр Суворый
ХР. 2.7.20. Эпоха мифических цивилизаций. Закон осознания или осмысления.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 20. Закон осознания или осмысления.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
52 000 до н.э.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Закон осознания или осмысления. 52 000 до н.э.


Все разговоры или общение людей разделены на две большие группы: внутреннее эгоцентрическое общение-мышление или внутренняя (мысленная) речь и внешнее социальное общение-мышление или внешняя (звуковая) речь.

Внутреннее эгоцентрическое общение – это разговоры только о себе, о своих потребностях и желаниях, без учета мнения других. Эгоцентрическое мышление-речь – это монолог человека с самим собой, «громкое мышление».

Внешнее социальное общение – это обмен мнениями, вопросами, просьбами, требованиями, сообщениями и суждениями, «мышление вслух».

Большая часть мыслей-слов-выражений детей до 6-7 лет абсолютно эгоцентричны. Только малый словарный запас и недостаточный опыт речи мешает ребёнку выразить 100% эгоцентризма своего мышления-речи.

Законом детского эгоцентрического мышления, осознания или осмысления феноменов окружающей среды и мира, в том числе слов-понятий является игра, опробование, испытание, эксперимент, чувственное исследование.

Практически каждый человек с детства вынужден проходить свой путь экспериментальных исканий, познания и открытий феноменов окружающей среды и мира.

В возрасте 7-8 лет эгоцентризм мышления и речи подростков (мальчиков и девочек) меняется на социальное мышление и внешнюю речь. При этом социальное мышление-речь человека не становится менее эгоцентричным, но становится более осмысленным и логичным.

Любое затруднение или препятствие в обыденной жизни человека резко (как впрыск адреналина) усиливает эгоцентризм мышления и речи.

По закону осознания (Клапаред) «затруднения и нарушения в автоматически текущей деятельности приводят к осознанию этой деятельности». При этом «появление речи всегда свидетельствует о процессе осознания затруднения или нарушения».

Только путем обмена мнениями между людьми проявляется осознание или овладение человеком совместным знанием (сознанием).

Например, крики-сигналы детёнышей об опасности и возгласы-команды взрослых для предупреждения или направления действий являются выражением сознания – совместного знания или совместного жизненного опыта.

Юноша или девушка (15-16 лет) уже больше всматриваются, вдумываются, вчитываются в окружающую среду и мир, осмысливают себя и своё место в этой среде и мире, со значительными паузами обдумывают свои слова и ответы. При этом их эгоцентрическое мышление-речь становится внутренним, безмолвным и беззвучным.

Таким образом, любая практическая деятельность человека сопровождается в первую очередь инстинктивно-чувственным восприятием, эгоцентрическим вспомогательным внутренним мышлением-речью про себя, осмыслением или соотнесением нужности и полезности феноменов окружающего мира для удовлетворения своих потребностей, а затем уже осознанием или осмыслением с учётом внешнего социального общения-мышления-речи.

Так неизбежно и закономерно происходит целесообразное согласование, осмысление и развитие эгоцентричного и социального мышления-речи, осознание окружающего мира и овладение сознанием – совместным знанием человечества.

Закон осознания имеет соответствующие феномены, которые многие современные исследователи тоже считают законами, хотя они могут приниматься как правила или эффекты указанного закона осознания.

Так, например, всё необычное, трудное или новое вызывает естественный интерес, поэтому всякое интересное воспринимается, запоминается и осознаётся легче, быстрее и энергичнее (эмоциональнее, эффективнее).

Всё осознаётся в сравнении, в сопоставлении, в борьбе мнений и суждений, в оценке и в проверке жизненного опыта, в испытании. Чем глубже осознание и обретение нового жизненного опыта, тем лучше этот опыт запоминается и осознаётся.

Всё в осознании зависит от внутренней потребности или установке, которую испытывает (ощущает) или устанавливает себе человек. Иное он осознаёт поверхностно (прикасательно), иное принимает на веру, а иное, главное или наиболее потребное, испытывает, пробует глубоко («зрит в корень»). Если человек очень захочет что-то осознать, то это осознание и запоминание произойдёт быстрее, легче и эффективнее.

Лучше всего осознание и запоминание происходит в действии, в реальной действительности, в процессе какой-либо деятельности (трудовой, бытовой, состязательной или игровой). Практика – лучшее средство осознания и запоминания.

Так как осознание происходит в процессе сравнивания имеющегося жизненного опыта с жизненным опытом других людей, в сравнении известных и осознанных феноменов с еще неосознанными и неизвестными, то при осознании неизбежно действует закон подобия или закон ассоциаций. Новые феномены всегда связываются с уже известными и осознанными феноменами, уже получившими своё объяснение, наименование и понятийное определение.

Примером действия закона подобия или закона ассоциаций в процессе осознания является мифологическое и мифопоэтическое мышление, мифология, поэзия, художественное и научное творчество, философия.

Осознание усиливается и облегчается при ассоциативном сопоставлении с уже известными или знакомыми феноменами и понятиями, хотя при этом осознание становится более творческим, мифотворческим, чем строго научным.

Осознание, как всё проявление живого окружающего мира, подвержено эволюции (генетическому закреплению и мутации). Поэтому при осознании похожих феноменов проявляется эффект замещения старых знаний или старого жизненного опыта новыми знаниями.

Свойства человеческого организма и мозга таковы, что человек не может осознать одновременно более чем семь плюс-минус два феномена одновременно – таков объём кратковременной памяти мозга человека. Это связано с возможностями органов восприятия и чувств человека.

Поэтому люди лучше всего чувствуют кровное родство и близость в семье – в группе родных и близких людей из пяти-семи-девяти человек. Поэтому люди стремятся дружить и могут свободно общаться в группе из пяти, семи или девяти человек (в которой сам человек седьмой или девятый). Поэтому за один раз человек может осознать и запомнить подряд не более семи (плюс-минус два) новых феноменов или понятий (уроков).

Издревле из глубин генетической истории и памяти люди особенно остро, глубоко и напряжённо осознают начало и окончание какого либо феномена.

В начале любого и всякого события возникает и проявляется эффект интереса к новому и неизведанному. Потом происходит трудное восхождение к осознанию и оценка полезности, безопасности и необходимости в осознании этого события-феномена.

Затем на пике интереса феномен осознаётся, сравнивается и сопоставляется с уже известными феноменами. При этом испытывается радость от нового для себя открытия и осознания.

Затем феномен или событие уже осознаётся, принимается и используется, как нечто полуосознанное, но ещё не близкое и не дорогое.

Только в конце феномена или события, когда оно либо прекращается, либо ускользает (переходит в иное событие-феномен), принимается осознанное решение – оставить это осознание (жизненный опыт) в памяти или забыть о нём.

В любом случае лучше всего осознаётся и запоминается начало и конец или крайние (выдающиеся) обстоятельства любого феномена-события.

По закону эволюции (эволюционного развития) множество повторений в судьбе любого живого существа переходит в качественное воплощение его развития. Точно также множественное или некоторое повторение в осознании приводит к его качественному улучшению и углублению. Так лучше всего запоминаются и осознаются те феномены-события (жизненный опыт), которые проявлялись и испытывались человеком несколько или много раз.

Так путём повторения человек учится, тренируется, совершенствуется, достигает высот мастерства в любом деле.

В процессе осознания любого феномена или события действует механизм инстинкта самосохранения, который в случае незавершённости феномена, события или его осознания вызывает чувство опасности и желание повторять, повторять и ещё раз повторять уже виденное, испытанное и осознанное, чтобы закрепить его в памяти, сделать естественным (автоматическим, инстинктивным).

Поэтому лучше всего осознаётся и запоминается незавершённый феномен, событие или действие, поступок, процесс, задача, фраза, мысль и т.д.

Осознанию мешает неизбежный и естественный процесс забывания, когда неподтверждённое и незакреплённое повторением осознание постепенно исчезает из памяти, замещается новым интересным знанием, ощущениями, эмоциями, осознанием.

Вероятно, в результате длительной эволюции человеческого мышления и осознания выработались некоторые правила «механического заучивания», осознания или запоминания: первое повторение опыта осознания сразу после окончания феномена или события (напоминание); второе повторение – через 20-30 минут после напоминания (представление, игра); третье повторение – через 8 часов после второго (тренинг-игра-напоминание); четвёртое повторение – через день или 24 часа после третьего (контрольное испытание, закрепление-тренинг, работа-жизнь).

Далее осознанный и заученный феномен, событие или жизненный опыт повторяется уже как обычай по мере необходимости через определённое время – через месяц, два месяца, полгода, в годовщину феномена или события или в определённые ритуальные дни.

Примером такого обрядово-ритуального механического осознания является традиционный похоронный обряд, обряд почитания предков, обряды инициации, обычаи сбора созревших вовремя плодов и сезонной охоты и т.д.

При этом в долговременной памяти человечества осознанными остались только те феномены, события и тот жизненный опыт, которые вызывали затруднения и нарушения обыденной жизни. Остальное осознание осталось в бессознательной памяти, в ощущениях сытости, комфорта и бездумной лени.