Одесские катакомбы. Автопробег - часть 8

Юрий Литвак
                ОДЕССА – СВАДЬБА – ЧАСТЬ  8

              Ссылка:( http://svitm.com.ua/index.php/excursii/68-avtoprobeg )- автопробег


     Сытые, но, какие-то, расстроенные туристы, молча  шли в гостиницу.  Кто-то из ветеранов предложил перед сном собраться  в актовом зале гостиницы.  Все согласились.  И, правильно сделали!  Нельзя было ложиться  спать  с  плохим  настроением.  Ведь, ничего особенного не произошло! Подумаешь, мужчины около  часу  ждали  женщин…Вобщем-то,  это  вполне  нормально!

     У каждого был камень на душе.  Женщины извинились перед парнями за опоздание, мужчины – за необоснованные обвинения и упрёки.  И, всем сразу стало легко, хорошо и весело. Житейскую мудрость проявили ветераны: Майя Уздина, Галина Алинина, Ол Виннов. Молодёжь их поддержала:  Нея Ахи, Медведев  Дмитрий, Наталья Новосельцева и др.

     Итог подвела – пароходная стюардесса (автор Проза. Ру) Татьяна Колерова: - «Давайте жить дружно!»,- призвала всех Татьяна по-мультяшному,- у нас ещё столько впереди разных встречь! Может, кто-то и опоздает…    А сейчас, всем спокойной ночи!  Завтра будем решать – кто пойдёт на «Привоз», а кто – на одесские катакомбы. Кому и куда – больше захочется.  Подумайте, обе экскурсии  по 3 – 4 часа, то есть, до обеда.  После обеда короткий отдых и…на пляж!

     Все ожили, и побежали на верхний этаж в свои номера. Время уже первый час ночи!


     Утром, после завтрака, стюардесса Татьяна и цыганка Катерина (автор «Проза. Ру» Антонова Екатерина Николаевна), составляли списки – кто, куда поедет на экскурсию. Предложения разделились поровну. Смешанная группа едет в катакомбы, такая же группа - на «Привоз».

     На катакомбы группу везёт старпом парохода «Дмитрий Фурманов» - Миша Алвайс. На «Привоз» группу туристов сопровождают  - Эвелина и её дочь Ада с женихом Семёном (шеф-повар парохода).

     Михаил Алвайс прибыл в Отель первым.  Всё в той же морской форме, только, сбрил бороду. Он очень тепло со всеми поздоровался, ознакомился со списками, посмотрел на людей, и дал команду «Вперёд!», на маршрутное такси № 505  с. Нерубайское.  Кстати,- он повернулся к оставшимся,- на этой же маршрутке только в другую сторону –рынок «Привоз».               
 

                ОДЕССКИЕ  КАТАКОМБЫ


     Один, из многочисленных входов в одесские катакомбы находится в селе Нерубайское. Туристам выдали по два фонарика: один в руки, другой – крепится на лбу, пару перчаток. Проинструктировали, и началась экскурсия.

     Одесские катакомбы – это каменные сейфы. Никто не знает, сколько их (коридоров и галерей). Полных планов катакомб – не существует.

     Когда – то, вся территория Северного Причерноморья была морским дном. Морские отложения – это камень бледно-желтого цвета – ракушечник.  Прочный, лёгкий, пористый, поэтому тёплый, не требующий больших усилий при обработке.  Камень пилят на блоки.  Из ракушечника построена вся старая Одесса. И сегодня, в век железобетона, ракушечник строители – не забывают. Материал добывается прямо под городом. Это был каторжный процесс камнедобычи.

     Огромную ценность одесские катакомбы представляют с Палеонтологической точки зрения, так как вскрытые катакомбами естественные пещеры (возраст более 3 млн. лет) хранят огромное количество костей ископаемых животных.

     В селе Нерубайском находится единственный в Мире «Музей  катакомб». Он под городом Одесса. Это параллельный мир под землёй. Длина всех подземных сооружений не меньше 2500 километров. Для сравнения: катакомбы в Париже – 500 км, в Риме – 300 км. Это в основном, подземные каменоломни, в которых добывается строительный камень – пильный известняк для строительства домов, (ракушняк).

     Это самые загадочные, сложные, запутанные рукотворные пещеры в Мире. В 19 веке ими пользовались контрабандисты, в 20 веке – революционеры и партизаны.

     История одесских катакомб начинается с 30-х годов 19 века. Бурное строительство растущего города требовало дешёвый стройматериал. Им и стал ракушечник, которого под Одессой – изобилие. Добывали ракушечник с помощью пил.

     Шахты залегали на глубине от 4 до 35 и более метров от поверхности, образуя бессистемный лабиринт, который мало кто знал. В городе происходили провалы грунта, трескались здания.

     Шахты использовались для тёмных дел: контрабанда, укрытие краденного. Одесские катакомбы многоярусны, их галереи залегают под всем городом.  Это подземный  город со своими улицами, переулками, площадями и тупиками.

     Все старые дома в Одессе построены из камня-ракушечника, уникального стройматериала морского происхождения. Цвет: от ярко жёлтого до светло коричневого.

     Ходы в катакомбы рыли и из домов, так называемые – «мины», глубиной до 45  метров в 2 – 3 яруса. Официально рыли для хранения вин и продуктов. Чаще всего, там пряталась контрабанда. Также прятались от полиции воры и грабители. Здесь же были склады награбленного.  «Мины» до сих пор находят на Молдаванке и в центре Одессы. Выходы из катакомб находят за 20 километров от Одессы.

     На протяжении всего 19 века катакомбы служили для беднейшего населения города. В них селились: сами рубщики камня, рыбаки, бездомные переселенцы. Как это делалось? В вертикальном срезе оврага 10-15 метров высоты прорывалась дверь. За ней 2-3 небольших помещения изнутри вдоль наружной стены. Рубились дырки – окна.  Печурка, дымоход над горизонтом. Итак, вдоль всего склона, в 2-3 этажа. Целые города вырубались с навесами, с балкончиками.

     Началась революция. В шахтах укрывались и бандиты, и революционеры, и дезертиры.

     Наступила война. Шахты вновь стали обживаться.  Вдоль входов укрывалось местное население со своим скарбом и животными. Глубже базировались партизанские отряды. Прятались и дезертиры.

     В войну 70 человек партизан, оставленных в Нерубайских катакомбах для диверсионной работы в отряде Героя Советского Союза  Вл. Молодцова-Бадаева, были замурованы румынскими оккупантами и погибли. Это была партизанская стоянка Нерубайских катакомб.

     В селе Нерубайском открыт «Музей партизанской славы». В советские годы его посещали до одного миллиона человек в год.

     Масштабные обвалы катакомб, загадочные перекрёстки, обводнённые галереи, шахтёрские рисунки,- всё это увидят туристы.  До сих пор катакомбы полны загадок.

     Ориентирование в лабиринте вызывает сильные реальные ощущения, не сравнимые с компьютерными играми.

     Регулярно в катакомбах теряются люди и их ищут, как правило, несколько дней. Есть случаи, когда и не находят.

     Добыча камня происходит и сейчас.

     Сегодня люди идут в катакомбы, где постоянная температура +14 градусов, а влажность – до 90 %,  за адреналином, тишиной и уединением или наоборот – общением.  Под землёй встречают Новый Год, справляют свадьбы, дни рождения, устраивают соревнования.

     Но, бандитов и приведений под землёй больше нет.

     Туристов провели по многим лабиринтам и тоннелям. Опускались под землю на 70 ступеней. Посетили подземный «Музей партизанской славы». Здесь в начале войны размещался партизанский отряд. До сих пор сохранилось оборудование партизан: спальни, госпиталь. Мастерские, тир, штаб, библиотека, кухня, баня.

     С туристами провели эксперимент на смелость и выдержку. Попросили всех туристов выключить свои фонарики (все). После чего, в катакомбах был полностью погашен весь свет. Наступила мёртвая тишина. Эксперимент в том, кто и как быстро включит свой фонарик. Не долго длилась тишина. Не прошло и минуты, как включились первые фонарики.  Это, конечно, было тяжёлое испытание. Непонятное чувство овладевает человеком – отчаяние, безысходность и, в последнюю очередь – страх. Как будто, человек побывал в собственной могиле. Это – ужасное состояние!  Учащённое сердцебиение и затруднённое дыханье испытали почти все туристы.

     Это был, конечно, эксперимент не для слабонервных.  А ведь состояние здоровья туристов перед таким экспериментом никто не проверял и даже не спрашивал. Хорошо, что это было уже в конце экскурсии, и вскоре туристов вывели на свежий воздух.  Слава Богу, отдышались, но это не подняло настроение, особенно, у женщин.

     Прошло лишь три часа, а у всех туристов, почему-то, остро проявилось чувство голода. Гид успокоил, что это нормальное чувство после посещения подземных глубин с довольно низкой температурой  воздуха и высокой влажностью.

     Вся группа, не договариваясь, потянулась к стоящему рядом кафе.  Михаил Олвайс не стал препятствовать желаниям туристов. Он их отлично понимал, потому что и сам захотел перекусить. Такое впечатление, что в катакомбах такую программу дают, после чего все сразу идут делать выручку кафе. И другие группы, выйдя из-подземелья,  все прямиком шли в кафе как зомбированные. Если это – бизнес, то здорово всё продумано!

     Постояв в очереди и очень скромно перекусив, группа направилась к остановке маршрутного такси.

     Подошла маршрутка. На борту табличка «с. Нерубайское – рынок «Привоз». – Нам, до отеля «Зирка».


     ПРОЧТИТЕ ссылку в начле рассказа и посмотрите автопробег по катакомбам.


                (Продолжение – Одесса – СВАДЬБА – Часть 9)

                http://www.proza.ru/2012/08/14/1707