Сказки

Анатолий Булгаков
                Находчивый  заяц

  Бежал как-то раз по лесу Заяц. Вдруг откуда ни возьмись выскочил голодный Волк - и за ним.
  - Стой, косой! - крикнул Волк. - Все равно догоню и съем.
  Заяц только крепче прижал уши к спине и помчался еще быстрей. И так бы убежал он от Волка, если бы не сучок, который торчал из земли. Зацепился за сучок Заяц лапой и по-летел кубарем по траве. А Волк тут как тут. Придавил его лапой и клацает острыми зубами.
  Заяц хоть и был труслив, но на редкость находчив. Видит, что плохи дела, и решил: была не была, попробую обмануть Волка.
  - Ух! Как ты меня напугал, Волк! - сказал он. - Мне показа-лось, что за мной Лев гонится, душа в пятки ушла. Думал: все, настал мне конец, съест меня Лев...
  - Так ведь и я тебя съем, - удивился Волк.
  - Ты что же не знаешь, что я принадлежу Льву?
  - Как так принадлежишь?.. - не понял Волк.
  - Да очень просто! Когда я был совсем маленьким, поймал меня Лев, но увидел, что мал я еще и худ, отпустил меня и сказал: "Бегай, ушастый, подрастай, а как вырастешь, так я тебя и съем". А чтобы не перепутать, вывалял меня в земле, и стал я серым. Так что, Волк, теперь я только Льву принадлежу. И если он узнает, что ты меня съел, - не сдобровать тебе!
  Волк перепугался, задрожали от страха лапы. Отпустил он Зайца и шепотом просит его.
  - Когда поймает тебя Лев, ты ему не говори, что я на тебя охотился, хорошо, Заяц?
  - Ладно, ладно... - говорит Заяц. - Не скажу.
Вскочил он на ноги, прыг-скок - только его и видели.
Так и спасся находчивый Заяц от волчьих зубов. Ну а серый Волк остался ни с чем.




                Воспитанные зверята

  В густом тропическом лесу была протоптана тропинка. Она петляла меж деревьев и вела к самому водопою. Звери часто ходили по ней к озеру, чтобы напиться в жаркий пол-день, и возвращались обратно в лес. И при этом как-то все на ней расходились, хотя она была очень узенькой.
  И вот однажды, когда на этой тропинке совсем никого
не было, бежали по ней два зверька: маленький Ежик и такой же маленький Енотик. Они ужасно спешили. Опаздывали. Но вся беда заключалась в том, что Ежик бежал с одной стороны, а Енотик - с другой. Друг другу навстречу. И поэтому чуть было не столкнулись. Ежик думал, что ему уступят дорогу. А Енотик думал, что уступят ему. Так что никто и не подумал сворачивать в сторону. Однако, к счастью, они остановились как раз вовремя: нос к носу.
  - Эй, ты, как там тебя!.. - закричал Ежик. - Не путайся под ногами! Очисть дорогу!
Енотик возмутился и подумал: "Ах, какой нахал!"
  А потом сказал:
  - Ты кому это говоришь? Мне, что ли?
  - Ха! Кому ж еще! Давай живей поторапливайся, у меня нет времени тебя ждать.
  - Нет уж! - разозлился Енотик. - Извини! Это ты не заслоняй путь. Брысь с дороги!
  - Ну-ну, - ощетинился Ежик, - полегче! Я ведь могу и разбушеваться... В сторону! Кому говорю! Ты, полосатый...
  Енотик ужасно разозлился. Его еще никто не называл "полосатым".
  - А ты знаешь кто?! - сказал он очень сердито. - Ты самый настоящий клубок с иголками! Нет, даже хуже - репейник. Как прицепишься, не отдерешь.
  Теперь уже Ежик был ужасно зол. Наверное, его тоже никто так еще не называл.
  - А ты... А ты... - закипел Ежик от злости. - А ты - мешок с опилками!..
  Спор между Ежиком и Енотиком начал все сильнее и сильнее разгораться. Казалось, они затеяли соревнование, кто кого больше обзовет и передразнит. Но это было небезопасное соревнование. Напротив, даже рискованное. Потому что, чем больше они обзывались, тем сильнее им хотелось ударить друг дружку. В конце концов дело дошло до того, что они стали размахивать лапками. Размахнулся Ежик. Размахнулся Енотик. Но как только они размахнулись, сверху послышался голос:
  - О чем вы тут спорите, друзья? - Это спросил Попугай, который сидел на ветке.
  - Мы... - запнулся Ежик.
  - Да так... ни о чем, - пробормотал Енотик.
  Им было стыдно признаться, в чем собственно их спор. Если бы Попугай узнал, что они никак не хотят пропустить друг друга на тропинке, то что бы он тогда подумал? Скорей всего Попугай подумал бы о них так. "Я и представить себе не мог, что есть такие невоспитанные зверята, как Ежик и Енотик". Ежик не хотел, чтобы о нем так подумали. Енотик - то-же. Она оба не хотели. И поэтому, словно сговорившись, вместо того, чтобы ударить друг друга, подали друг другу ладошки. И тут же как ни в чем не бывало заговорили.
  Но как заговорили! Просто чудесно заговорили! А имен-но вот как:
  - Здравствуй, Ежик!
  - Здравствуй, Енотик!
  - Скажи, пожалуйста, - сказал Енотик, - ты куда так торопишься?
  - Да вот спешу домой на обед, - вежливо ответил Ежик. - Ты случайно не хочешь со мной вместе пообедать? Сегодня у нас будет такая вкуснятина, что просто пальчики оближешь!
  - Большое спасибо, - улыбнулся Енотик. - Но я так спешу, так спешу! Лучше как-нибудь в другой раз. А если тебе не трудно, то заходи к нам в гости. Мы будем очень рады.
  - Спасибо, - сказал Ежик и предложил: - Ну, если ты так торопишься, тогда проходи первым.
  - Что ты, - возразил Енотик, - ни в коем случае. Только после тебя. - И отступил в сторону, пропуская Ежика.
  Но Ежик ни за что на свете не желал проходить первым. Он уперся всеми лапками в тропинку и наотрез отказался:
  - Нет, не пойду. Проходи сначала ты, а я как-нибудь по-том.
  Енотик тоже стоял на своем:
  - Только после тебя...
  Ежик не соглашался:
  - Нет, ты первым...
  И так они стояли и долго уговаривали друг друга пройти первым. Наконец, устав уговаривать, Ежик и Енотик бочком, бочком - и разошлись. Ежик побежал в свою сторону. Енотик - в свою. Отбежав совсем недалеко, они вдруг разом остановились, словно вспомнив что-то очень важное, повернулись друг к другу и на прощанье помахали лапками.
  Ежик бежал домой и думал: "С каким хорошим Енотиком я сегодня встретился. Такой вежливый и добрый. Надо с ним обязательно подружиться!.."
  А Енотик думал: "Жаль, что я очень спешу, а то бы вместе с Ежиком поиграл на полянке..."
  И Ежик, и Енотик были очень довольны друг другом. А про свой спор они забыли. Потому что плохое быстро забывается. Только хорошее невозможно забыть.
  Что же подумал Попугай, никому неизвестно. Он только достал из своего портфельчика записную книжку и написал в ней:

                Воспитанные зверята - Ежик и Енотик

  Потом ещё немножко подумал и поставил точку.




                Ловушка

     Однажды в джунглях лежал себе в тени деревьев большой желтый Лев. Он лежал и размышлял... Ему было ужасно скучно и хотелось сделать что-нибудь интересное, необычное. Одним словом - повеселиться.
     Конечно, он мог бы сходить на охоту и развлечься, гоняясь за какой-нибудь быстроногой ко-сулей. Но это занятие ему давно уже надоело. "Каждый день гоняйся за кем-нибудь, лови, - размышлял Лев. - Надоело! Хочу что-нибудь такое, чего еще ни один лев не делал... А не сделать ли мне ловушку?" – вдруг пришла ему мысль.
     - Ура! - закричал от радости Лев. - Придумал!
     Он встал и отправился на Большую дорогу.
     На Большой дороге было тихо. Лев начертил по середине дороги когтем круг и начал рыть лапами яму. Через час яма была готова. Она вышла довольно глубокой, так что Льву понадобилась лиана, чтобы из нее выбраться. Наломав зеленых веток, он положил их сверху - и получилась настоящая ловушка. Теперь оставалось спрятаться в укромном месте. И ждать.
     Долго никто не появлялся на Большой дороге. Лев даже заскучал. Зевнул. Еще раз... И вдруг послышался какой-то шум. "Кто это там?" По дороге прыгала Кенгуру, а у нее в кармане сидел маленький Кенгуренок. Возле ловушки Кенгуру остановилась и внимательно посмотрела на зеленые ветки.
     - Что это? - сказала она. - Раньше тут ничего не было.
Кенгуренок засунул в рот палец. Подумал... Потом вынул его и сказал:
     - Все очень просто: это дорожное препятствие. Надо через него прыгнуть.
Затаившись в засаде, Лев почти совсем не дышал. "Клюнули, - думал он. - Сейчас поймаются".
     Кенгуру взяла и прыгнула. И попала прямо в ловушку... но не провалилась. Ветки были толстые и выдержали Кенгуру вместе с Кенгуренком. Они лишь слегка прогнулись. А Кенгуру запрыгала дальше.
     Лев был вне себя. Он выскочил из засады и угрожающе зарычал. Но тут вдруг услышал, что еще кто-то бежит по до-роге, и поспешил спрятаться в засаде.
     На этот раз показался Страус. Большая птица на высоких ногах бежала прямо на ловушку. Однако в последний момент Страус остановился в нерешительности. Он огляделся по сторонам, затем клюнул зеленую веточку и, увидев что-то между ветками. просунул туда голову. В яме было темно и тихо. "Что за пропасть?" - подумал Страус. Но потом подумал, что это, может быть, чей-то дом и тогда спросил:
     - Э-гэ-гэй! Тут, дома, кто-нибудь есть?
     Ему никто не ответил.
     - Я спрашиваю, - настойчиво повторил Страус, - есть кто-нибудь дома?
И на этот раз никто не ответил. "Значит, все ушли", - решил он и побежал дальше.
Лев просто рвал и метал от злости. Он было хотел раз-нести покрывавший ловушку настил в щепки, но передумал, потому что услышал еще чьи-то шаги. Это шел слон. "Вот это добыча так добыча", - подумал повеселевший Лев. - Уж слон обязательно попадется..."
Подойдя к ловушке, Слон удивился:
     - Это еще что за баррикады? Совсем проходу нет! Непорядок...
И он взялся разбирать настил, откидывая хоботом ветки. Но как только он их откинул – обнаружилась яма, глубокая и темная.
     - Вот это да! - воскликнул Слон. - И как только я сюда не провалился? Нужно эту яму снова накрыть, чтоб кто-нибудь случайно в нее не угодил. - И он накрыл ветками яму.
Снова получилась ловушка.
     Когда Слон скрылся за поворотом, совсем разозленный Лев выскочил из засады. Он был так зол на свою ловушку, которая не хотела никого ловить, что просто позабыл обо всем на свете. Лев в ярости начал ломать и разбрасывать хворост. И вдруг - хлоп! - попался в ловушку.
     Очнулся он в яме, когда уже смеркалось. У него ужасно болел бок, и кружилась голова. Он пошевелился и выбрался из-под хвороста. Положив больную голову на лапы, думал: "Сработала... Все же сработала моя ловушка... И как только угораздило меня в нее свалиться? Не понимаю. Ничего не понимаю!.."
     Вот так лежал Лев и размышлял. Долго-долго.Остается лишь сказать: ай да ловушка! Видно, знает, кого ловить.




                Маленький  мышонок

  В далёкой тёплой стране живут большие слоны. Они бродят стадами по вечнозеленым джунглям, едят сладкие бананы, купаются в Синей реке. И на них не нападают злые крокодилы - ведь слоны самые сильные. Они вообще очень дружелюбные и никогда не хвастают своей силой.
  Но вот однажды в джунглях появился огромный Черный Слон, которого раньше никто не знал и не видел.
  - Я - самый сильный! - кричал он.
  - Я - сильнее всех! - трубил он в хобот на всю округу.
  И когда Черный Слон шел сквозь чащу, под ногами трещали деревья, и содрогалась земля. А кто ненароком попадался ему на пути, того он давил хоботом и топтал ногами. Все звери: мартышки и гориллы, зебры и жирафы, носороги и бегемоты, лани и антилопы - бежали в ужасе от кровожадного Черного Слона. И скоро опустели джунгли.
  Только один маленький Мышонок не убежал; он спал в своей норке и ничего не слышал. Но вскоре он проснулся, выглянул из норки и спросил:
  - Что тут случилось?
В это время мимо проходил Слон. Он услышал Мышонка и удивился:
  - Как, ты не знаешь, что я самый сильный?! Вот я сейчас тебя раздавлю!.. - И так сильно топнул ногой, что закачались во все стороны деревья.
Бедный Мышонок страшно испугался и выскочил из своей норки, потому что в ней обвалился потолок. Он понял, что спорить со свирепым Слоном опасно, да и бесполезно.
  - Да, ты самый сильный Слон в мире! - сказал он и, немножко подумав, добавил: - Я слышал от своего дедушки, что такие сильные слоны, как ты, не только могут топать ногами и заваливать мышиные норки, но и... летать. Ты, наверно, тоже можешь летать: ты же самый сильный!
  Слон хотел было растоптать Мышонка, но ему понравились его слова.
  - Разумеется, маленький Мышонок, я могу летать, - сказал он, хотя никогда в жизни даже не пробовал взлететь.
  И начал так быстро махать широкими ушами, что поднялся настоящий ураган. Маленький Мышонок едва успел схватиться за травинку, не то его унесло бы ветром. Но, не-смотря на всю свою силу, Слон так и не смог взлететь.
  - Еще немножко, и ты бы полетел, - подбадривал его Мышонок. - Нужно только чуть-чуть разбежаться и прыгнуть с обрыва, как это делают птицы, и тогда ты обязательно поле-тишь.Высоко-высоко! Ты же самый сильный!..
  Слон так и сделал: он разбежался, замахал ушами и - о, чудо! - полетел...
  "Ах, какой я сильный! - думал летящий Слон. - Я сильнее всех на свете!.."
  Однако летел он недолго, потому что обрыв был не слишком глубок, и Слон рухнул на острые камни и разбился.
  - Ай-яй-яй... - покачал головой маленький Мышонок, заглядывая в пропасть. - Какая жалость: он совсем не может летать...
  Мышонок глубоко вздохнул, махнул хвостиком и побежал по своим делам. Ему нужно было копать новую норку.
  А в джунгли скоро вернулись все звери: мартышки и кенгуру, зебры и жирафы, носороги и бегемоты, лани и антилопы. Они никак не могли понять, кто же победил Черного Слона. И если бы им сказали, что его победил маленький Мышонок, они бы смеялись так, что дрожала бы земля, и качались во все стороны деревья.
  Разве может маленький Мышонок справиться с сильным Слоном?