1993 г 6 января. Аллочка страшнее войны

Вячеслав Вячеславов
     Не выписал газеты, экономя на акции, и уже на смене читать нечего, нечем заняться в свободное от работы время. Ностальгически прошелся по корпусу моторов. Год, если не больше, здесь не ходил. Темно, людей мало, кто мог ушел    праздновать рождество, впервые завтра отдыхаем. На испытательном участке моторов новая линия,  похоже, для блоков цилиндров,  пока ещё не работает.

 Каждый раз, проходя по цеху, встречаю знакомых. Вот и сейчас. Саша из соседней бригады. Шапочное знакомство, поэтому коротко поговорили и разошлись. Перед уходом увидел контролершу Любу, которая когда-то была нашей соседкой в подъезде.

 А мы работаем на барабане до последнего, в 21-15 отпустили. По телевидению смотреть нечего, кроме религиозных фильмов.  В одночасье хотят переделать народ. Противно. Умнейшие люди доказывают и уже давно доказали, что Бога нет, а наше правительство решило, что богопослушный народ лучше, чем народ из уголовников.  Отбрасывают в прошлый век,  словно без веры в Бога нельзя стать нормальным человеком.

США отказываются поставлять зерно, так как  мы не выплатили кредиты за уже поставленное — это 180 миллионов долларов. Но зато мы продолжаем выпускать танки, самолеты,   ракеты, вооружать огромную армию,  закупать за границей парфюмерию, фрукты, вина.  Вселенский идиотизм продолжается. Какой нормальный хозяин будет покупать жене румяна, когда детям жрать нечего? А у нас именно так и поступают.

Казахстан выделяет миллиарды на создание своей армии. Кто на них собирается нападать, что нужна такая поспешность? Полное отсутствие здравого смысла, но зато наличие амбиций. Мир катится в пропасть, но руководители государств считают, что лучше пусть мир погибнет, чем они уступят власть.

Война в Абхазии всё продолжается. Как долго она продлится? Если бы Шеварднадзе был порядочным человеком, он бы не стал помогать бандиту Китовани, который очень скоро рухнул бы без его поддержки, и грузины намного раньше сообразили, что война им не нужна, что Россия им не враг.  Все равно к этому придут,  но, пролив море крови и слез.  Мы слишком долго жили в мире, и кое-кто решил,  что войной можно добиться лучшей жизни, на самом же деле, всё наоборот, всё теряется, даже то, что имел. Неужели войны начинаются только лишь из-за того, что пришло их время? Все ЦИКЛИЧНО? Человек не подвластен разуму, подчиняется неведомым силам.

Стоит хоть немного подстраховаться, как ситуация меняется настолько, что страховка оказывается ненужной. Это закон подлости или закономерность,  или случайность?

Не скоро человек узнает алгоритм поведения, ведущего кратчайшим путем к поставленной цели. Такой алгоритм должен существовать. Коль человек осмеливается делать прогнозы, наугад просчитывая варианты, то при достаточной подготовке и наличии мощной ЭВМ можно вычислить алгоритм конкретного человека.

В архивах нашли документы, свидетельствующие о том, что в 1904 году японский шпион выделил российским революционерам миллион йен для подрыва государственной мощи. Кто в этом только не был заинтересован? Неразумному дитяти дали в руки коробок спичек. Потом сами же японцы и пострадала в этом огне. Нам не дано предугадать не только, как наше слово отзовется, но и поступок, который более чреват, чем слово. Знай немцы, что с ними вытворят в сороковые годы, они бы Ленина расстреляли, а с ним заодно и всех революционеров.

Года два назад я с удивлением слушал о начавшейся деятельности секты Муна в СССР. Неужели и о ней коммунисты всё наврали, на самом деле все зверства и преступления секты идут со знаком плюс, всё не так. Не может такого быть! Но почему же тогда им разрешают беспрепятственно разъезжать по стране и набирать себе учеников? Вскользь говорилось о многомиллионной помощи Муна. 
О бескорыстии невозможно говорить. Тогда можно представить, сколько сотен миллионов он у нас получит и разделит с властьимущими.

И вот на днях теледиктор сказал, что это Горбачев дал Муну разрешение набирать сторонников, а всем известно, что они прибегают к нечистоплотным методам, вплоть до гипноза. И если так дело пойдет и дальше, то через несколько лет мы будем пожинать горькие плоды.

Уж наверняка Мун пообещал Горбачову и перевел в швейцарский банк несколько миллионов долларов за подобное разрешение. Уж если они прятали деньги компартии, то такие деньги сам Бог велел. Вот и вырисовывается истинное лицо нашего экса. О секте Муна писали страшные вещи:  они действуют на психику человека, заставляя беспрекословно подчиняться и отдавать все средства, некоторые жертвовали миллионные состояния.

Сейчас сообщают, что индийские веды — это зашифрованные сведения о науке древних, там сказано, как построить ракету, указано расстояние до ближайшей галактики, мантры,  определенным образом влияющие на психику человека, и многое другое. Это означает, что на Земле уже была высокоразвитая цивилизация, которая себя же и погубила, развязав атомную войну.

 Будем ли мы умнее? В инопланетян как-то не верится. Трудно допустить, что разумное существо может спокойно смотреть на наши преступления против других существ и самих себя. Ведь можно вмешаться и смягчить деятельность нашего неразумного разума, как-то по-умному распорядиться нашей цивилизацией, у которой, судя по всему,  нет никакой цели, плесень на теле планеты.

12 января. После нового года заболела Власта,  долго температурила. Вчера у Лады ангина. Чья очередь?

С сегодняшнего дня должны начать выдачу бесплатных акций из 2% фонда. Не думаю, что акций будут приносить доход, тем более при нашей безалаберности,  но возник хоть какой-то шанс и глупо им не воспользоваться.  Хотя, возможно, маятник качнулся в обратную сторону, то есть  реформирование государства в очередной раз прекратится. Черномырдин словно с Луны свалился, пригрозил разогнать лавочников, потом издал указ о регулировании цен,  потом понял свою ошибку и пошел напопятую.  Человек не имеет представления,  что делать, тычется, как кутенок. В такой ситуации глупо надеяться на хорошую жизнь.

Полторанин заявил, что Хасбулатов готовил переворот силами ему подведомственной охраны. Тот же всё отрицает и усиленно задабривает депутатов, строит им бесплатные квартиры в Москве, увеличивает зарплату, предоставляет другие льготы, и они уже начинают чувствовать себя солью Земли.

Вот уже три месяца, как болит сердце и левая рука, подозреваю — это связано одно с другим. К врачу идти нет желания, так как они разбираются немногим лучше меня, если подскажешь диагноз. Да и лень идти, но надо.

Создается впечатление, что вопрос — написать мне рассказ или нет — решается в космосе. Идея, тема, приходят внезапно, словно вдруг решили расщедриться. А там уж твоя воля, как распорядишься подарком. Словно ты марионетка, тобой управляют, даже мысли не твои, а надиктованные,  и из жизни могут вытянуть ежесекундно; то ли сосулька на голову упадет, то ли сердце почему-то остановится. И что кому-то от твоей жизни или смерти? Круги на воде.

Перед раздевалкой случайно увидел Ямпольца, который на секунду задержал на мне равнодушный взгляд и холодно кивнул. Я внутренне поёжился от сознания своей прилипчивости,  навязчивости — это мой недостаток.  Они во мне совершенно не нуждаются, а я липну, и думаю, что наша излишняя застенчивость мешает дружить и проявлять чувства, мы боимся казаться добрыми, беззащитными, поэтому и ограждаем себя показной агрессивностью.

С интересом смотрю сообщения из Сухуми,  покажут ли знакомые места? Набережную, вокзалы, вид из Верхних Эшер. Больше ничего не узнать, всё так сильно изменилось, построены высотные дома, которые сильно искажают вид. Не дай Бог там сейчас оказаться! Вот уж кому не повезло! И ради чего вся эта война? Ради того,  что абхазу не хочется, чтобы им командовал грузин. Когда свой командует, не так обидно. 

Нам же, русским, всё равно, кто командует, лишь бы платили. Готовы на любые унижения? Хорошо это или плохо? Вот абхазы не стали терпеть — начали войну.  Аджарцы молчат,  им кажется, что они уже превратились в грузин,  разницы нет, значит, незачем и бунтовать. Быть рабом плохо.

Но, если раб восстает, то проливает много крови, чтобы господ сделать рабами. Те мирятся на определенное время, и восстают в свою очередь.  И так без конца? Потому что демократичное управление самое нестойкое своей сущностью,  оно как бы говорит: я не узурпирую власть. Ах, ты не держишься за власть, значит,  она тебе не нужна! Я возьму власть! И уж не выпущу, как ты.

Диктатура — самая прочная форма правления. Чем жестче,  тем прочнее. Горбачев захотел полиберальничать и сразу потерял власть, даже не успев насытиться ею. Другим пример.  Не заигрывай с народом, не поймут.

Американцы нанесли удары с воздуха по ракетам Ирака.   И такая решительность многим импонирует.  Хотя, Саддаму это всё булавочные уколы. Не он страдает,  а народ.

Чаще всего толчком к возникновению определенной мысли служит не желание самого человека, а импульс,  идущий от тела: зачесалась нога и возникает ряд ассоциаций. Голод, жажда, страсть. Всё это движет и руководит человеком. Даже определенный строй мыслей зависит от состояния самого организма. Быть написанному шедевру или заурядному опусу — тоже состояние организма.  Вот и получается — не мозг талантлив, а тело, которое своими импульсами подсказывает гениальную метафору, инженерное решение, а мозг лишь помогает правильно оформить подсказанную мысль.

Приехала Лида с Таней и внучкой Аллой четырех лет, очень похожую на Аллу, сестру Тани, словно она ее дочь, а не Таня. У Тани талант портить детей, тогда нам Власту испортила за четыре дня, сейчас портит своих детей оригинальным воспитанием: часами читает книгу, не обращая внимания на дочь, которая вытворяет что хочет. Обе дочери перенимают всё материнское, ее повадки, пренебрежительное отношение к людям, всё своё лучше, чем чужое,  постоянная критика чужого, как ржа, разъедает душу.

Я не терплю таких детей с детства, всегда старался держаться от них подальше,  но гостеприимство обязывает. Во время разговора взрослых начинает орать благим матом, чтобы привлечь внимание. Но мать и глазом не ведет, и она продолжает кричать,  заставляя взрослых повышать голос, чтобы услышать друг друга.

Я сижу рядом. Она лежит на диване и ногами пытается барабанить по мне. Я после первой смены, любое прикосновение раздражает. Пересаживаюсь подальше,  думая, что стесняю ее свободу.  Она встает, подходит, смотрит на меня,  поднимает ногу и ступню прислоняет ко мне.

— Что это означает? — смеюсь я.

Таня делает дочери замечание,  и та, неохотно отходит, испытывающе поглядывая на меня, мол, пока не удалось раскусить, что ты за фрукт.

Пока мы были на работе, она поотрывала листья с воскового цветка, всюду облазила любопытными руками.  Оборвала цепочку поддерживающую лампочку в торшере. Очень рослая, под семилетний возраст. Неутомимо бегает по комнатам вкруговую, топая ногами, время от времени подбегает к двери и щелкает замками. То закроется в комнате и не открывает, когда взрослым нужно пройти в комнату. Считается только со своими желаниями, и начинает возмущенно вопить, если с нею не считаются. Если мультики показывают, то взрослые не увидят фильм и не смогут переключить на другой канал.

Лида оправдывается, мол, вынуждена жить с Катей, потому что она хуже всех обеспечена, мол, Сема простой электрик. На самом же деле, она вынуждена сейчас жить не в Аджарии с Катей, а в Эстонии, гостя, то у Аллы, то у Тани. В Батуми всё страшно дорого, а пенсии мизерные, не хватит на килограмм масла.

— А другие зятья не простые?

Но она не поняла моей иронии,  стала объяснять, что Саше удалось устроиться в порт,  другой — крановщиком.

Я не стал доказывать, что всё дело в самом Сёме. Его  устраивает та жизнь,  которую он ведет в Батуми,  и менять ничего не хочет. Кате тоже неплохо, чуть что, мать под боком, всегда поможет, поделится. Пока же Лида вынуждена жить у зятьев и терпеть выходки Аллы, которая уже способна на месть. Вика вышла с мусорным ведром из квартиры,  и Алла перед ее носом защелкнула замок.  На упреки сказала:

— Ты мне тоже закрыла, когда я вышла.
— Аллочка,  никто тебе не закрывал, просто ты не смогла ручку до конца поднять.
— Нет, я хорошо поднимала.

Нику уложили спать,  и Алла тоже попросилась спать.   И сделала всё, чтобы Ника не смогла уснуть и пропали остатки сна.

Сижу на диване.  Алла нарочно проходит близко,  ступая по  моим ногам.  Я не  реагирую. Забирается на диван и начинает прыгать со спинки на диван.  Встаю и ухожу в кабинет,  закрыв двери.  Она с силой раскрывает.

— А мой папа никогда не закрывает двери, — говорит мне с обидой. — У нас всё новое.  Приемник стоит на телевизоре, — пытается хвастать она, а я слышу Танины интонации, которая в течение нескольких дней умудрилась три раза,  одними и теми же словами рассказать, какая умная у нее Света, все учителя об этом говорят, в четырехлетнем возрасте сочиняла стихи, даже смысл был, что-то про осень.

Алла передразнивает мать. Та никак на это не реагирует. Удивляюсь ее выдержке и непониманию: уж если она в четыре года такое откалывает, то, что будет делать через девять лет? Но кто в этом виноват? Родители,  система? Может, гены? Слушать женские разговоры бессмысленно, потому что в них нет смысла, вернее, всё одно и тоже:  где купить,  почем и как? Но и в разговоре мужиков не больше смысла:  сколько и как выпили,  где достали, как похмелялись. Но и умный разговор похож на разговор шизофреников,  пытающихся сделать открытие, где уже всё открыто.

Месяц назад сказал мастеру Ступину, что надо отремонтировать  транспортер, подающий диски к Марпоссу. Он посмотрел на меня, ничего не сказал и ушел. Так же отреагировал Харьковенко, мой бригадир. Создается впечатление, что все живут сегодняшним днем, лишь бы смена прошла,  а завтра видно будет.  И мне бы надо молчать, коль все контролеры молчат, терпят,  но не в моем характере. Сказал Скрипкину о транспортере и о внутреннем Марпоссе, который надо заменить простым склизом. Мол,  после сокращения контролеров некогда будет всё время стоять и перекладывать вручную детали. Но Скрипкин сказал:

— Ничего не знаю, что будет завтра.

Не идти же мне к начальнику цеха с жалобой на Скрипкина, что не принимает мер? Да и Осташову это не нужно, лишние хлопоты. Вселенский бардак распространяется и на завод. Ничего не меняется,  по-прежнему воруют,  бьют готовые машины, работают из-под палки.

Весь новый год температура под +3, лишь под Крещенье на один день снизилась до -4. Климат испоганился. В Ульяновске массовый сброс нечистот в Волгу, предупредили живущих пониже — не пить сырую воду.  Отсюда повышенное содержание хлора, который вступает в реакцию с другими элементами, образует диоксид, накапливающийся в организме. От сознания,  что всё вокруг отравлено,  даже скудная пища,  становится неуютно и страшно.  Добро бы хоть какая-то надежда была на улучшение, но ее нет.

13-я зарплата на двоих с Викой сорок тысяч. Колоссальная сумма. Однако на нее ничего не купить, один только телевизор 70 тысяч.

С января Харьковенко поставил меня работать на диске, хотя Коблов в отпуске и приходится больше работать на барабане. Фомин часто берет дни без содержания, и уезжает в Китай делать бизнес. Когда же Вика попросила неделю без содержания, — мол, приехала сестра,  ей не дали, нельзя больше трех дней.

— А как же Фомину? — хотела спросить она, но промолчала, понимая, что тем самым надо обострить отношения с начальством, которое в свою очередь может проявить принципиальность и запретить то, что разрешается сейчас. 

И в то же время Скрипкину хочется быть порядочным в глазах подчиненных. Но все понимают, что двойная мораль это лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре.  Воспитанный человек не замечает оплошности соседа. Который,  понимая это, уже намеренно делает то, что ему выгодно, знает, что окружающие воспитанные люди,  не будут устраивать скандал.

Чувствую себя бирюком, который до смерти рад одиночеству, чтобы никто ее мешал, не беспокоил. В детстве я страдал от одиночества, никому был не нужен целыми днями, да и вечером взрослые, то и дело шпыняли, стращали,  запрещали, ругали, преувеличивая детские проступки — не туда пошел,  не то сделал. А мне так хотелось быть хорошим, чтобы меня любили.  Позже  знакомые матери поражались:  Какой спокойный ребенок. Маменькин сыночек. — Мать довольно улыбалась, но, оставаясь один на один, не переставала воспитывать,  стращать нехорошими последствиями моих поступков.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/21/1046