Клад

Вера Кириченко
Кто в детстве не мечтал найти клад? Конечно, большинство детей мечтают об этом. Особенно мальчишки. Но не каждому дано его найти. А моему брату Анатолию повезло.

В начале шестидесятых годов прошлого века  в нашем городке решили открыть детскую спортивную школу. Власти отдали для нее старую церковь, что стояла на правом берегу речушки. До этого церковь использовали как зернохранилище.

 
Директор спортивной школы решил силами будущих учеников произвести уборку помещения, чтобы подготовить его для ремонта.

В тот день Толик с другом Колей, работая метлами в подвале, очищали пол и стены от мусора. Увидев, что особенно много сора набилось в щель у основания стены, они принялись руками выгр***** его оттуда…
 
И тут вдруг отвалился кусок штукатурки и посыпались монеты. Деньги были из серебра и меди. Оказалось, что вместе со штукатуркой ребята отломили кусок старого кувшина, в котором находился клад. Ребята позвали директора и эти деньги, которых было очень много, сдали в местный  музей. На бирке возле экспоната написали фамилии и имена нашедших клад.
Прошло много лет. Анатолию, который жил и работал в Киеве, исполнилось пятьдесят лет. Приехав к нему на юбилей, я увидела у него огромную коллекцию монет разных стран и эпох.

 Они находились в пластиковых альбомах с ячейками для каждой монеты, где были указаны номера каталога, который Анатолий сам скрупулезно составил. Удивившись его огромной коллекции, я спросила: «Когда же ты начал собирать монеты?» И он мне поведал свою тайну.
 
Когда они с другом нашли клад в старой церкви, те деньги, которые высыпались на пол, и часть серебряных монет из кувшина ребята решили утаить и спрятали их в ранцах. Монеты в кувшине сравняли с краями откола и присыпали их пылью. Никто даже не догадался, что монет было больше.
 
Закончив восемь классов, Анатолий уехал в Киев, где поступил в строительный техникум. Однажды, гуляя по городу, он набрел на место, где собирались нумизматы-коллекционеры монет. Увидев, что за медные монеты 1820 года давали по пять-десять разных монет, он весь загорелся желанием уметь другие монеты. Ведь у него в доме родителей таких медных монет было запрятано много. На каникулах он поехал домой, забрал медные деньги, а серебряные сложил в небольшой горшок и зарыл возле крыльца на глубине в один метр. Его друг Коля (напарник по сокрытию церковных монет) не зная, что с ними дальше делать, отдал их Анатолию.
 
Анатолием завладела страсть коллекционирования. Он стал посещать библиотеки. Из книг и журналов Анатолий узнавал, когда, где и по какому случаю чеканились монеты. Составил каталог коллекции. О  тех серебряных монетах, что были зарыты возле крыльца родительского дома, он просто забыл. Теперь, вспомнив про них, он попросил меня, когда буду в родных местах, откопать их и оставить моим детям.
 
Отпраздновав юбилей, я с восемнадцатилетним сыном поехала навестить могилки родителей, зайти во двор, где прошло мое детство, и, может быть, попытаться откопать горшочек.

Придя во двор, я увидела, что на месте, где должен быть зарыт «клад», новыми жильцами была пристроена веранда. В это время в одной из квартир этого дома гостила у своей матери моя подружка Нина. Зайдя к ним и объяснив суть дела, я попросила лопату и, взяв их свидетелями, чтобы они могли подтвердить, что я проживала в этом доме, мы гуськом отправились к нашей бывшей квартире. Дверь веранды была открыта. Увидев, что пол там еще не постелен, я убедилась, что ничто нам не помешает выкопать эти монеты. Позвав хозяйку, я по своей душевной простоте все рассказала, указав место расположения «клада». Но не тут-то было! Хозяйка, услышав про монеты, тут же нас отругала и выставила на улицу, закрыв дверь на засов. Дед Нины, который при этом присутствовал, еще пошутил: «Теперь эта хозяйка каждый сантиметр веранды перекопает на глубину в один метр. Зачем ты сказала правду? Не могла сказать, что ищешь зарытые документы». Мы посмеялись, и на этом все закончилось.

Через год в загородном доме скоропостижно в одночасье умирает во сне мой брат Анатолий (смерь его не была насильственной, но, как позже выяснилось, коллекция его исчезла).

 Похоронив его, я приехала в родной городок, чтобы с соседями его помянуть. Зашла к соседке тете Дусе, с которой у нас была общая летняя кухня. Теперь после капитального ремонта, который произвели десять лет назад, эту кухню поделили между новой хозяйкой нашей бывшей квартиры и тетей Дусей. Сейчас у нее была изолированная квартира с пристроенным коридором и кладовкой.

Тете Дусе в то время было уже около восьмидесяти лет, но она была подвижная, щупленькая и имела ясный ум. Увидев меня, очень волнуясь, сразу же мне доложила: «Верочка! Мы всю жизнь жили в этом доме и не знали, что под нами был клад! Как-то я услышала, что в моей кладовке кто-то стучит. Открыв дверь и ступив ногой, я вдруг провалилась и увидела, как наша соседка, сидя на земле, держала в руках горшок, и в подоле были серебряные деньги. Увидев меня, она тут же прикрыла их частью подола, сказав, что вырытую яму сравняет с поверхностью и укрепит мой пол. Я потеряла дар речи. Откуда она могла знать, что здесь зарыт лад? Ведь она молодая и даже не местная, а приезжая». Я успокоила тетю Дусю, рассказав ей про этот клад и о своем неудачном визите к этой соседке в прошлом году. Я предложила тете Дусе наведаться к этой соседке, но оказалось, что найдя клад, женщина тут же продала за копейки эту приватизированную ею квартиру и уехала в неизвестном направлении.

Оказалось, когда мой брат говорил про окно кухни, то он имел в виду общей кухни, а я поняла, что это окно кухни в нашей квартире. Эта новая владелица квартиры действительно перерыла землю подо всей верандой и даже сделала подкоп в кладовку соседки, где и нашла то, что искала.

Прошли еще годы. Приехав в очередной раз в родные места, я узнала, что женщина, которая завладела серебряными монетами, погибла насильственной смертью в Киеве. Ее труп с пробитой головой обнаружили в каком-то подвале. При ней был паспорт без регистрации места жительства, а снята с регистрации она была там, где когда-то проживали мои родители. По этому адресу работники МВД искали родственников погибшей. Вот так все узнали о печальной участи этой женщины.
 
Я снова убедилась, что никогда легкая нажива не приводит к добру, и благодарила Бога, что он уберег меня от печальной участи этой женщины