Каролин Бейкер - Архетипы, коллапс и будущая культ

Виктор Постников
Мужской и женский архетипы, коллапс и будущая культура

11 июня, 2012 г.
Carolynbaker.net


За три года, прошедших с момента выхода моих двух книг, посвященных коллапсу промышленной цивилизации "Sacred Demise: Walking The Spiritual Path Of Industrial Civilization’s Collapse" и "Navigating The Coming Chaos: A Handbook For Inner Transition"*,  меня неоднократно спрашивали, что будет с цветными, женщинами, детьми, пожилыми людьми и ЛГБТ-сообществом**, как наиболее уязвимыми членами общества, по мере нарастания хаоса и  разложения промышленной цивилизации ?  Многие упоминают в этой связи футуристические романы Джеймса Говарда Кюнстлера, как один из возможных сценариев.  Кюнстлер определенно считает, что во время и после падения цивилизации, вся вина будет свалена на меньшинства, и по мере того, как будет рушится правовая система, практически ничто не помешает озлобленным и преступным элементам развязать вакханалию насилия по отношению к наиболее беззащитным. Кюнстлер доказывает, что завоеванные за последние 40 лет права этнических меньшинств, женщин, и геев будут уничтожены разъяренными самцами, как только последние придут к власти.

В книге Navigating The Coming Chaos (Проход через хаос), я откровенно писала о том, как, на мой взгляд, будут относиться к женщинам по мере развала существующих социальных структур.  Я согласна с Кюнстлером в том, что меньшинства и женщины будут первыми жертвами цивилизационного распада, и что члены этих групп, которые думают иначе, чрезвычайно наивны. Хотя я никогда не выступала с призывом «Женщины, к оружию!», считаю, что они должны обучиться самозащите и по крайней мере знать, как использовать один из видов оружия.

Тем не менее, утверждать, что во время коллапса все завоеванные меньшинствами права будут уничтожены, значит отрицать историю.  Начиная с древности, еврейский народ никогда не забывал о рабстве и пронес эту волю к освобождению вплоть до сегодняшнего дня. Аналогично негры, привезенные в Америку в 15-м веке, продолжали верить в свободу и глубоко повлияли на движение за гражданские права в 1960-х гг. Подобным образом вели себя коренные народы Америки, поколениями подвергавшиеся геноциду и эксплуатации; они выдержали все издевательства и сохранили свое наследие и традиции вплоть до 20-го и 21-го веков. Женское движение в 1970-х было порождено многими факторами, и не в последнюю очередь притеснениями на протяжении всей истории. Поэтому, хотя властьимущие столетиями эксплуатировали наиболее слабых членов общества, память о завоеваниях свободы и достоинства им не удастся стереть.

Насколько серьезным может быть притеснение?

Чтобы никто не подумал, что я недооцениваю рост зла  в коллапсирующем мире, пожалуйста, выслушайте меня. Я давно занимаюсь работой по эмоциональной и духовной подготовке людей к коллапсу промышленной цивилизации именно потому, что знаю, насколько обманчивым будет этот процесс в отдельных частях мира. Я не рассматриваю коллапс как единовременное событие. По определению, коллапс империи или общества происходит по-разному и в разных местах.  Я использую термин “сосредоточенный коллапс” для описания этого явления. Обстоятельства будут разными у разных сообществ и регионов. Устойчивость и самодостаточность могут быть решающими факторами для удержания благосостояния отдельных людей и сообществ по мере распада, но нельзя сказать заранее, как поведет себя тот иной иной человек или группа при дефиците энергии, во время ресурсных войн, резкого изменения климата, и общего экономического мелтдауна.

Сейчас, когда я пишу эти строки, мы слышим разные истории о людях-каннибалах, расчленяющих свои тела и тела других людей.  На прошлой неделе,  один человек разрезал свой живот, вынул части своего кишечника и бросил их на полицейского.  Можно думать, что эти акты выполняются психически больными людьми или людьми, находящимися под воздействием наркотиков. И заметьте, мы находимся на ранних этапах разложения общества.  Если эти чудовищные акты происходят на ранней стадии коллапса, то вообразите, с каким поведением мы столкнемся, когда цивилизация будет продолжать коллапсировать !

После ухода полиции вместе со всей правоохранительной системой, я предвижу беспрецедентную эскалацию насилия. И добавлю:  не только против женщин, этнических меньшинств, и ЛГБТ-сообществ, но и против белых, гетеросексуальных, мужчин.  Да, именно белые мужчины могут быть главными сторонниками насилия во время коллапса, но это не гарантирует безопасность белых в предательском мире, где «каждый за себя».

Название моей последней книги “Приходящий хаос”, но дело в том, что мы уже погрузились в хаос, и я ожидаю, что мы будем свидетелями еще большего хаоса.
Насколько ситуация может быть плохой? Закажите копию двух DVD: “The Road” и “The Book Of Eli.”  Фантазия, я бы сказала, но...

Глубокий смысл гендерной проблемы

В течение многих лет глубокое влияние на меня производили  труды Карла Густава Юнга, Джозефа Кэмпбелла, Малидомы Соме, Майкла Мида, Клариссы Минколы Эстес, и Марион Вудман.  Перед тем, как отнести этих людей к «Нью-Эйдж», прочитайте вначале, что они написали. Если вы не понимаете написанное, не называйте это «Нью-эйдж».  Заметьте, я также  против “Нью-эйдж”,  но эти люди не имеют с ним ничего общего, поскольку перспектива “Нью-эйдж” глубоко и намеренно слепа к коллапсу промышленной цивилизации. Нью-эйдж не только завяз в отрицании происходящего, но, по моему мнению,  нарушает целостность и полноту человеческой души, заявляя, что люди “совершенны, безупречны, божественны.”  Нью-эйдж отрицает и минимизирует человеческую тень***, которая постоянно доставляет нам неприятности, но также и  вынуждает нас выплывать из приходящего хаоса.

Юнг был родоначальником нового направления в гендерных отношениях, проанализировав архетипы человеческого подсознательного. Спешу добавить, что если вы думаете, что понятие архетипа слишком эзотерично, загадочно или устарело, посмотрите новый фильм режиссера Ридли Скотта “Prometheus”, который буквально пронизан архетипами. Художники и творческие личности очень хорошо понимают архетипы и свободно пользуются ими в своей работе. В то время, как современные философы часто избегают понятия архетипов,  древняя мифология буквально ими пронизана, и большая часть того, что мы называем “современной цивилизацией,” находится под сильным воздействием архетипов (хотя это пытаются отрицать). Например, достаточно взглянуть на организованную религию, чтобы заметить очевидное влияние архетипов, начиная с античности. То же влияние можно заметить и в других институтах, как-то: финансах, образовании, коммуникациях, здравоохранении, и это только несколько примеров.

В мифологии доминируют два архетипа - мужской и женский. Вспомним: архетипы – это универсальные мотивы в психике, искусстве, музыке, литературе, поэзии и драме. Поскольку это мотивы (темы), они отличаются от реальных мужчин и женщин, хотя оба пола находятся под их постоянным воздействием.
Полезным может быть следующий график.

МУЖСКОЙ АРХЕТИП         ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП
Качества мужчины        Качества женщины
*Различение             *Интуиция
*Защита                *Принятие
*Логика                *Чувства
*Разделение         *Объединение
*Расхождение            *Отношения
*Границы                *Полнота
*Структура              *Красота
*Продукт                *Процесс
Низшая функция: Анима Низшая функция: Анимус
Тень                Тень
Индивидуальный мужчина  Индивидуальная женщина
 
 
На этом графике показаны классические характеристики мужского и женского архетипов.  Стрелы между ними указывают на взаимодействие архетипов, т.е. когда мужской архетип принимает такие качества, как красота, а женский архетип использует мужские качества, такие как логика.

Также важным в теории архетипов Юнга является т.н. “подчиненная  функция” каждого архетипа. Подчиненная функция мужского архетипа – это анима, или женский принцип; подчиненная функция женского архетипа – анимус, или мужской принцип.  Таким образом, мужская психика несет в себе аниму, или множество женских качеств, а женская психика несет в себе анимус, или множество мужских качеств. На Востоке, мужской и женский архетип обозначаются терминами ян и инь, а духовные традиции построены на том, чтобы уравновесить в человеке оба архетипа.

Более того, важно понимать, что и мужской и женский архетипы имеют тень (shadow).  То есть, оба архетипа существенно нейтральны, ни плохие ни хорошие, но в тени могут находиться качества, плохие и хорошие. Например, мужской архетип способен различать, разделять, категоризовать, но в своей тени может выражать эти качества во враждебной форме, которая ограничивает, исключает, преследует, или даже уничтожает. Подобным образом, женский архетип объединяет, принимает, прощает, но не обладая мужским качеством различения, может необоснованно включать и принимать то, что для него вредно, и таким образом, подвергать опасности себя и тех, кого любит.

Наконец, внизу графика, мы видим индивидуального мужчину и женщину, чьи сложные психики состоят из архетипов, анимы, анимуса, и тени, и в чьих телах бегут гормональные реки, общие для обоих полов.

Итак, как мужчина перестает жить в своем мужском архетипе и принимает женскую тень?  Очень просто: он исследует ее и понимает, что в ней содержится. Понимать свой теневой мужской архетип или теневой женский важно не только для утверждения своей полноты, но и для достижения справедливости между полами и всеми различными группами сообщества. Если тень не узнана и соответствующим образом не сбалансирована, она будет доминировать в индивидууме или сообществе, что может привести к несказанным страданиям. К несчастью, тень в обществе может остаться неузнанной  на протяжении веков, прежде чем ее заметят.

В 1960-х гг. женщины начали выступать против засилия маскулинной тени в мужчинах и в целом в мире, которая доминировала почти во всех странах на протяжении тысячелетий. Это привело к расширению женского движения, поднявшего статус женщины на уровень, которого не знала современная история. Для социальных движений типично то, что участники выступают против тени своих оппонентов, но с трудом замечают свою собственную тень. В моей первой книге, опубликованной в 1996 г., Reclaiming The Dark Feminine: The Price Of Desire (Возвращение темной женственности: плата за желание), я говорю о провале феминизма в целом и в женщинах в частности, исследуя как женскую, так и мужскую тень в женщинах и последствия ее игнорирования.

В начале и середине девяностых значительное число мужчин во всем мире начали  эксплуатировать аниму путем организации мужских групп, что привело к кратковременному, но влиятельному мужскому гендерному движению. Некоторые из этих групп существуют и по сей день и регулярно встречаются, так же как и женские группы, которые, вообще-то, двинулись дальше и расширили круг проблем, которыми были заняты женщины на заре женского движения.

Я подозреваю, что по мере того, как страны будут ввергаться в хаос, интерес к мужским или женским группам будет драматически падать из-за борьбы за выживание, но независимо от того, насколько хаотичными будут перемены, глубокая духовная работа, происходящая в этих группах, не будет потеряна. Действительно,  люди, занимающиеся проблемами пола в этих группах, оказываются наиболее релевантными, поскольку проблемы пола выходят на первое место, как только начинается паника, насилие или поиск козлов отпущения. 
Вероятно можно предположить, что значительная часть обоих полов будет вести себя по-варварски, и можно только гадать, как далеко это зайдет.

В некоторый момент, однако, те, кто будут выковывать следующую культуру – в которой будут преобладать справедливость, человеческое достоинство и сострадание и которая не будет просто еще одной версией индустриальной парадигмы; для того, чтобы создать  такое общество, потребуется знание истории борьбы полов в двадцатом веке и понимание роли мужских и женских архетипов.  Им надо будет заглянуть в человеческое прошлое с его зверством и эксплуатацией женщин, чтобы создать такую структуру, в которой архетип, тень и пол были бы узнаваемы и воссоединились.


Институциализация патриархата

Первоначально патриархат просто означал “правление отцов”, но в современном мире стал синонимом системы власти, навязываемой взрослыми мужчинами остальным членам общества. В древней Африке, Египте и Месопотамии религия выстраивалась вокруг мириад женских богинь, и многие из этих обществ были матриархатными, т.е. в большинстве случаев женщины обладали  властью и правами собственности.

Т.н. “языческие” религии в дохристианский период были основаны на поклонении земле и состояли из сект, в которых правили женщины, либо с равным доступом мужчин и женщин к правлению.  У гностицизма, ранней христианской секты, корни уходят вглубь в мистерии Древнего Египта и Греции, причем с постепенным принятием мифа о Христе.  В прекрасной трилогии Тимоти Фреке и Питера Ганди  The Jesus Mysteries; Jesus And The Lost Goddess; The Laughing Jesus  (Тайны Иисуса; Иисус и утерянная богиня;  Смеющийся Иисус)  рассказывается об истории гностицизма, его роли в ранней христианской церкви, и, наконец, об отторжении секты отцами церкви. Елена Пагелс в книге The Gnostic Gospels (Евангелие гностика) проливает дальнейший свет на драму, возникшую между гностицизмом и иерархами христианской церкви. Существенным камнем преткновения, не позволившим принять гностицизм в лоно церкви, было настоятельное требование гностицизма соблюдать равный статус мужчин и женщин.

Такие клерикалы, как Ириней, Эусебий и, в особенности, Августин, яростно противостояли гностицизму. Среди выдвигаемых ими возражений: политеистические корни гностицизма, равный с мужчинами статус женщин, ориентация на мифологию; непринятие первородного греха; и отказ от признания Иисуса Богом в человеческом образе. Борьба между церковной иерархией и различными христианскими сектами продолжалась на протяжении всей античности, но в конце концов после Второго Никейского совета в 1787 г., ортодоксы победили и христианские секты распались.

Писания указанных выше отцов церкви наполнены иррациональным страхом перед женским архетипом в целом и женщинами в частности. Августин писал: “Какая разница – будь то жена или мать,  она по-прежнему Ева-искусительница, поэтому мы должны остерегаться любой женщины… Я не вижу, какую пользу женщина может приносить мужчине, если исключить функцию деторождения.” И еще более потрясающее заявление: “Женщин не следует ни просвещать, ни обучать.  Они, по сути, должны быть отделены, поскольку вызывают у мужчин ужасные и непроизвольные эрекции.”

О патриархальной духовности Римской католической церкви было много написано католической феминисткой Розмари Радфорд Рутер (Ruether).
Называя себя эко-феминисткой, Рутер написала книгу Gaia And God (Гея и Бог) (1994), в которой “представила мощную экофеминистскую теологию, освещающую путь к ‘земному исцелению’– целую систему отношений между мужчинами и женщинами, сообществами и нациями.” Рутер и другие ученые, исследующие неприятие отцами церкви женского архетипа и природо-центрической духовности, отмечают бессознательную или возможно полусознательную ассоциацию природы с женским архетипом в умах многих античных церковников. Понятие Матери-земли, глубоко укорено в человеческой психике, и раннехристианские теологи не исключение.

Ральф Мецнер в основополагающей статье 1993 г, озаглавленной “The Split Between Spirit And Nature In European Consciousness,” («Раскол между духом и природой в европейском сознании») прослеживает отход церкви на протяжении столетий от статуса хранителя земли в направлении полного ее подчинения, с последующим расколом в западной психике между духовностью и природой, в результате чего “…мы чувствуем, что должны преодолевать наши ‘низкие’ животные инстинкты и страсти, завоевать тело, чтобы стать духовными и достичь ‘неба’, или ‘просветления’. По современной психологической фрейдистской версии, конфликт возникает между человеческим эго-сознанием, борющимся с бессознательным телесным, животным «я» (id), чтобы достичь [высшего] сознания (супер-эго) и истинно-человеческой культуры.”


Неисправимые, но убежденные монахини

Глубоко затронутые парадигмой социального равенства таких активистов, как католичка 1930-х годов  Дороти Дэй, и священники 1960-х Дэниел и Филлип Берриган,  а также сочинениями Розмари Рутнер, многие католические монахини в Соединенных Штатах за последние 50 лет стали на исключительно либеральный путь, как теологически, так и политически.  Хотя они открыто не поддерживали аборты или контрацепцию, они неустанно боролись за женское образование и равенство, за права человека, устранение бедности и другие социальные права.

В апреле этого года Ватикан начал новую кампанию, чтобы приструнить «непокорных» монахинь в Соединенных Штатах. В статье Huffington Post сообщалось, что, согласно Ватикану, “…монахини высказывают политические взгляды, противоречащие епископату Римской католической церкви США, ‘и истинным учителям веры и морали.’  Ватикан жестоко раскритиковал монахинь за проведенные дискуссии об ординации женщин, церковной патриархии и избрании геев на церковные посты.”  Не случайно, критика обрушилась почти одновременно с эскалацией “войны против женщин” со стороны Республиканской партии США, которая выступила за резкое ограничение финансирования абортов и контрацепции, а также программ по снижению бедности и голода.

Некоторые наблюдатели отмечают, что Ватикан был в особенности разъярен последней книгой Сестры Маргарет Фарлей "Just Love: A Framework For Christian Ethics" (Просто любовь: основы христианской этики). Ватикан постановил, что книга “противоречит учению церкви по таким вопросам, как мастурбация, гомосексуализм и брак и что у автора ‘извращенное понимание’ католической теологии.”

В интервью с Полом Раушенбушем, Сестра Джоан Читтистер (Ph.D.), так описала последнюю кампанию Ватикана по дискредитации монахинь: “Ну, это очень враждебный наезд, в этом нет сомнения. Он ‘чистит церковь’ — всех, кроме себя.”

“Всех, кроме себя,” это конечно намек на эпидемию сексуального насилия среди среди церковников-мужчин во всем мире.

Каждый, кто знаком с культурой этих радикальных религиозных женщин, знает, насколько остро они переживают все беды, свалившиеся на нашу планету, и многие из них хорошо понимают и говорят о неизбежном конце индустриальной цивилизации.  Более того, они отстаивают новую парадигму жизни в устойчивых самодостаточных сообществах.  В самом деле, я чувствую большую честь и привилегию выступить на конференции Сестер Земли в г. Сент-Мэри-оф-де-вудс, шт. Индиана, в июле, где предполагается глубокое обсуждение состояния планеты и наши возможные ответы.

Как отмечалось Дмитрием Орловым на недавней конференции "Век Ограничений", на протяжении всей истории, религиозные и монашеские сообщества часто имели интерперсональные и логистические навыки, которые позволяли им прекрасно ориентироваться среди хаоса разваливающихся вокруг них обществ, и я полагаю, что информированные о цивилизационном коллапсе монахини-активистки по всему миру не исключение из данного исторического опыта.


Коллапс, пол, архетипы: Новая парадигма

Общества на пороге коллапса обычно становятся более реакционными, жестокими и идеологически-непримиримыми по мере того, как пытаются остановить разрушение социума. В Соединенных Штатах, где колеса начинают вертеться со все большей скоростью, не удивительно, что политика зашла в тупик, а правящая элита в Конгрессе резко смещается вправо. Одновременно, нынешняя администрация подталкивает нас к государству всеобщей слежки, превосходя в этом даже прошлую администрацию.

Несмотря на то, что администрация Обамы утвердила легитимность однополых браков,  война против женщин не прекращается и скорее всего только усилится в ближайшее время, независимо от того, какая партия придет к власти. Можно ожидать, что, по мере углубления коллапса, козлами отпущения станут иммигранты, мусульмане и женщины. Когда экономика городов начнет лопаться, исчезнут полиция, пожарные и суды.  Аналогично тому, как это произошло с коллапсом Советского Союза, люди начнут объединяться, чтобы защитить себя и как-то выживать. Насколько далеко может зайти варварство, можно только гадать.

Но все это хорошо известно. То, что меня мучит, это не столько погружаемое в пучину человечество, сколько вопрос: а какую культуру мы создадим из обломков?   Ясно одно:  если истинные принципы женских и мужских архетипов не войдут в наши отношения друг с другом и с Землей, мы сможем создать лишь Цивилизацию 2.0.  Я не могу и не буду предсказывать, когда человечество, наконец, станет единым, встретит  мужскую и женскую тень, и будет жить сознательно, выбрав  благородные атрибуты обоих архетипов; я не буду также думать о том, сколько еще нужно страдать, чтобы это произошло. Я уверена, однако,  что память о гендерном равенстве, пришедшая из 20-го и 21-го века и из далекой древности, -  не будет полностью стерта. Архетипы могут игнорироваться, но они внутренне нам присущи и инстинктивны, поэтому неуничтожимы.

Пришло время начать возрождать гендерное равенство и полноту после столетий доминирования тени, исследуя и залечивая мужскую и женскую тени внутри нас самих и в нашей культуре. Подобно неисправимым и убежденным монахиням мы должны начать противостояние патриархату везде, где только он пытается нас «приструнить» и грубо «наехать». Тем самым мы поможем спасти память о борьбе притесняемых групп, даже если за коллапсом индустриальной цивилизации последует совсем другая, новая жизнь.



Примечание редактора:
Данная статья – выдержка из выходящей скоро книги Каролин Collapsing Consciously: Transformative Truths For Turbulent Times (Коллапсируй сознательно: трансформационные истины для неспокойного времени). Ее вебсайт www.carolynbaker.net,читайте ее колонку  на www.collapsenet.com.
Каролин Бейкер (Carolyn Baker), Ph.D. (доктор философии), адъюнкт-профессор истории и психологии и психотерапевт, занимающаяся частной практикой 17 лет. (Она никогда не была лицензированным психологом). Ее последняя книга Sacred Demise: Walking The Spiritual Path of Industrial Civilization’s Collapse (Священная смерть: духовный путь через коллапс индустриальной цивилизации) уникальна, т.к. предлагает эмоциональный и духовный инструмент подготовки к жизни в пост-индустриальном мире. Выходящая скоро книга Navigating The Coming Chaos: A Handbook For Inner Transition (Проход через  хаос: справочник по внутреннему переходу). Другие книги Каролин: Coming Out From Christian Fundamentalism: Affirming Sensuality, Social Justice and The Sacred (2007) (Выход из христианского фундаментализма: утверждение чувственности, социальной справедливости и святости), U.S. History Uncensored: What Your High School Textbook Didn’t Tell You (2006) (История США без цензуры: То, что вам не расскажет учебник) и The Journey of Forgiveness (Путь Прощения)(2000). Все книги могут быть куплены на этом сайте.

____________________________________
* «Священная смерть: духовный путь через коллапс индустриальной цивилизации" и "Проход через  хаос: справочник по внутреннему переходу» - Прим ВП. 
** ЛГБТ-сообщество (англ. LGBT-community, gay-community) — сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, объединяемое общими интересами, проблемами и целями;
*** Тень (Shadow)- термин из психоанализа; имеется в виду темные стороны подсознания, архетипы. [См. К.Г. Юнг "Тень" http://www.proza.ru/2012/08/19/1312  - ВП]