Популярно о теории развития человеческого общества

                -1-

В настоящее время не существует убедительной теории развития

человеческого общества, которая позволяла бы продуктивно

анализировать общественные процессы.

Теория Маркса полна противоречивых утверждений и тенденциозных

натяжек. Множество других теорий носит односторонний или

локальный характер и не охватывает процесс развития человечества

в целом.

Ниже делается попытка сформулировать основные принципы

универсальной теории развития общества.

                -2-

Широко известно, что человеческое общество - это объединение

людей для совместной деятельности и взаимопомощи в борьбе за

существование. Объединяющей основой человеческого общества

являются общие интересы индивидуумов.

Групповая организация также существует у высокоорганизованных

животных, например, среди волков и обезьян.

Вполне можно предположить, что групповая организация является

эволюционным приспособлением, повышающим способность данного

биологического вида к выживанию.

                -3-

Любой биологический вид развивается в условиях внутривидовой и

межвидовой борьбы за существование.

Внутривидовая борьба в человеческом обществе происходит в форме

межгрупповой борьбы за территории и в форме внутригрупповой

борьбы за лидерство в группе.
 
Внутригрупповая борьба вытекает, во-первых, из инстинкта

доминирования, присущего отдельным индивидуумам, и, во-вторых,

из необходимости внутренней организации группы, поскольку

                -4-

совместные групповые действия могут эффективно осуществляться

только в условиях доминирования определенных членов группы и

подчинения им остальных членов.

В организованных группах обязательно выдвигаются лидеры,

которые осуществляют координацию совместных действий группы.

Внутри-групповая борьба осуществляет отбор индивидов, наиболее

подходящих для выполнения роли лидера и повышает жизненную силу

всей группы и человеческого вида в целом.

Групповая организация проявляется в форме иерархической

структуры, в определенных формах общения посредством различных

звуков и жестов и в методах совместных действий, которые

                -5-

вырабатываются группой.

Будучи эволюционным приспособлением, структура групповой

организации постоянно развивается и проходит отбор в меж

групповой борьбе, где преимущества получают группы с лучшей

внутренней организацией.


Внутри- и меж-групповая борьба также присущи человеческому виду.

Но человеческий вид имеет более высокий уровень групповой

организации: усложненную иерархическую структуру, методы

общения посредством абстрактных словесных понятий, сложные

методы совместных действий и искусственные приспособления,


                -6


орудия труда.

Эволюция человеческого вида в общем случае, происходит в форме

развития искусственных приспособлений и носит характер

технической эволюции.

По мере того, как развиваются технические приспособления,

вместе с ними видоизменяются и социальная структура группы.

Социальная структура является вторичным приспособлением, она

необходима для эффективного применения сформировавшегося

комплекса искусственных приспособлений.

                -7-

Например, охотничье-собирательским методам первобытной группы

или первобытного общества соответствует довольно простая

социальная структура: каждый здоровый мужчина в группе

охотник и воин, а вождь совмещает функции руководства группой

и функции исполнения необходимых действий в жизни группы.
    
   На более высокой ступени развития, когда применяются

земледельческие и скотоводческие технологии, социальная

структура значительно усложняется и формируется

рабовладельческое, а затем и феодальное общество.

Разобщенность земледельцев и скотоводов требует создания

специализированного войска для защиты группы в межгрупповой


                -8-

борьбе, а значительно выросший общественный продукт позволяет

содержать такое войско.

Социальная группа значительно увеличивается в размерах,

разделяется на множество подгрупп, объединенных в сообщество,

и лидер всего сообщества: король, император и т п, а также

лидеры подчиненных ему подгрупп: латифундисты, феодалы и т п,

выполняют только функции управления сообществом, в пределах

имеющейся у них власти.

Индустриальные технологии, появляющиеся в общественной

экономике, приводят к возникновению капиталистической

организации общества, эти технологии еще более значительно


                -9-

увеличивают удельный и полный

общественный продукт, расширяют и усложняют структуру

сообщества и требуют создания самоуправляемых социальных

структур в рамках отдельных индустриальных комплексов, при этом

верховный лидер всего сообщества руководит обороной сообщества

в межгрупповой борьбе и поддержанием определенного порядка во

внутри-групповой борьбе.


Самоуправление индустриальных комплексов существует в форме

легальной частной собственности, т е в праве бесконтрольно

распоряжаться определенными материальными ресурсами.


                -10-

В процессе дальнейшего развития общества возникает

необходимость перевода монопольных, разросшихся индустриальных

комплексов в собственность, контролирующего данные комплексы,

государства, поскольку частное владение такими большими

комплексами приводит к разбазариванию природных ресурсов

и к деградации природной среды, основы существования

человеческой цивилизации.


Вышеприведенные тезисы являются попыткой дать общую основу для

систематического анализа различных общественных форм и явлений.

               

                -11-               

Авторские права зарегистрированы в журнале Science, Washington,

D.C. USA, 6 июля 1988 г и в журнале  The British Journal for the

Philosophy of Science, Coventry, England, 22 февраля 1990 г.

Имеется отзыв почетного профессора социологии Гарвардского

университета, США, Джорджа С. Хоманса (George С. Homans) от

1сентября 1988 г.
 

(Читатели могут высказать свое мнение, если кликнут по строке
"Напписать рецензию" внизу текста)


Рецензии
Вы правильно критикуете Марксизм, но в то же время мыслите Категориями этого - же Марксизма, что тоже правильно, поскольку, как ни странно, Марксизм лидирует в Богопознании через Боговедомую Науку.
Лидирует, - но отстает в Освещении тех Феноменов Развития Земной Цивилизации, которые дает в своих Небесных Ведах Бог и что вы остро востребуете в этой Теме, пытаясь нащупать наше дальнейшее Земное Развитие = Рост Земного Древа Жизни, как Древа Сефирот во всем Координатном Объеме нашей Вселенской Манвантары.
Верной дорогой идете, Товарищи!
(Вы и ваши последователи)

Сивый Конь Огнинский   22.06.2018 07:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.