Подвиг Генерала

Никита Шершов
Глава 1
Было утро.

-Вставай!.. Команда была подъем!- раздался голос отца, как всегда требователен и жесток. Вот так закончилось моё второе утро летних каникул.
-Умылся! Позавтракал! Жду на улице!- закрывая дверь, сказал отец.
Я выглянул в окно. Во дворе стояла знакомая «буханка» Сергея Сергеевича Михайлова - папиного друга. Стараясь не разбудить младшего брата, пошел на кухню. Дожевал колбасу, протер мокрым пальцем глаза, и вышел навстречу теплому июньскому утру. Во дворе первым встретил Пашка на «инвалидном танке»- инвалидной коляске. Перед самым выставлением годовых оценок, он, рисуясь перед девчонками, показал трюк из паркура. В результате компрессионный какого-то позвонка, перелом голени, ну и синяки конечно. Вчера весь вечер дули из баллончиков камуфляж на его коляску. Классно получилось! Прям танк какой-то.
-К тебе?- спросил Паша, зевая, показав на машину.
-Ага, отцову другу помочь надо.
-Везет людям, а тут сидит до обеда, пока дед не придет. Пашкин дед работал сторожем на стоянке, и, каждое утро, спускал Пашку во двор, а, приходя на обед, обратно затаскивал «танкиста»- для приема пищи. Иногда я помогал, иногда Ромка с Мишкой. Паша, Миша, Рома и Я дружили с первого класса. На это лето у нас были большие планы. Но сначала Мишка откололся. К нам в класс пришла новая ученица - Катя. И Миша «попал»... Затем, Ромка начал готовиться к поступлению в военное училище и много времени проводил в качалке и на школьной спортплощадке.
-Данила!!!- позвал отец. Я кивнул Пашку и пошел к машине. Отец и Михайлов о чем-то увлеченно разговаривали. Рядом с ними стоял незнакомый парень, лет на шесть-семь старше меня.
-Макс- представился он и протянул руку.
-Здорово, Даниил Владимирович - улыбнулся Михайлов.
-Сын, поступаешь в распоряжение Сергей Сергеевича, будешь делать все, что скажут, и даже больше - отец взглянул на часы- все, вам пора!
Следующий час я пылился в машине, стараясь поймать рюкзаки, упакованные палатки и множество других, разных ящиков, когда машина наезжала на кочку или проваливалась в выбоину. Неправильно ее назвали - «буханка», нужно было- «миксер» или «блендер» какой-нибудь.

***
В простой крестьянской избе, за грубо сколоченным столом, сидел человек средних лет. Обхватив гладко выбритую голову большими руками, он неотрывно смотрел в невидимую точку на стене. Он тяжело вздохнул, мощные узлы вен равномерными толчками, сквозь широко расставленные пальцы, раскатывали вязкую кровь по вискам.
-Пальцы, растопыренные пальцы!- мощные кулаки грохнули по столешнице.
Тихо открылась дверь, вошел адъютант. Молча постояв, и не дождавшись распоряжений, так же тихо вышел.

-Почему пальцы? Почему это слово так назойливо вертится в голове?- И как бы из другого времени, другой реальности всплыла картина:
«Свет. Два огромных ватных солнца. Потом удар. Еще удар. Он падает. Когда он спал последний раз? Два-четыре или уже пять дней? Боль возвращает зрение. Болят руки, а точнее пальцы. До блеска начищенный каблук давит его пальцы.
-Как же мы тебя проглядели, сволочь! - молодой, веселый голос следователя- Что больно? Больно спрашиваю?  Ну ничего, руки тебе уже ни к чему. Ты же этими руками...- следователь задохнулся от внезапно открывшейся картины - Ты же танком по Мавзолею, по Сталину, по товарищу Иосифу Виссарионовичу...- удары, хлестко с носка в голову. Он согнулся, пытаясь прикрыть руками голову, виски...
-Сталин. Сколько раз он его видел? Беседовали, пили чай. Прошло несколько недель, месяц, как Сталин два раза легко хлопнул его по плечу. Благословил или отправил на заклание? Взгляд уперся в черные квадраты на стене.- Постарались, иконы сняли... посему и голову снимут, так же буднично, так же просто»
Война идет уже целый год. Целый год- коту под хвост! Ничему не учимся. Ничему!...
-Вы не выполнили приказ Ильин!- сорвался на крик Цаплин.- Вы, Ильин, только вы несете за все ответственность. Вам, Ильин, дали танки, целую армию танков! Что вам не хватало? Ах, вам авиацию подавай, артиллерию. Зачем вам пехота Ильин? А я вам скажу зачем, вас, вашу персону охранять! Вот зачем вам пехота, Ильин! Вы боитесь! Вы струсили Ильин!...
Чем-то они похожи, Цаплин и тот французский генерал. Тогда на маневрах французской армии, он, Ильин, молодой советский танкист- развеселил седых генералов.
-Mon cher! Авиация- имеет свою задачу, артиллерия-свою, нельзя мешать это с танками. Или в противном случае получится салат, мешанина- этот Кортье или Курье тоже хлопал его по плечу, снисходительно так, хлопал. Где он теперь? У Виши, в Лондоне или у немцев в плену?
-Чем же они похожи. Пожалуй, усами, такие холеные, напомаженные усы. Господи, да за что все это?!

Глава 2
Лагерь

Наконец после всех мытарств «буханка-миксер» остановилась.
-Всё, приехали, выходим - скомандовал Михайлов и напевая: «Эй, вратарь, готовься к бою...»- с видимым удовольствием первый спрыгнул на твердую землю. Я последовал его примеру. Место, куда мы приехали, напоминало кадры из фильма о средневековых рыцарях. На небольшом пригорке стояла полуразвалившаяся церковь из ярко-кровавого кирпича, с кое-где сохранившейся штукатуркой неопределенно-серого цвета. Могучий, в руку толщиной, бурьян густо рос вокруг окон, изнутри развалин. Недалеко находилась дубрава со столетними деревьями, дававшими обильную прохладную тень. На достаточно большой поляне было около пятидесяти человек, стояло много машин. Увидев нас, все пришло в движение. Минут через пять у меня уже сильно болела ладонь от крепких рукопожатий.
Еще минут двадцать я бестолково шатался по округе. Между тем, все занимались каким-нибудь делом. Тут и там постоянно мелькала фигура Михайлова, и, наконец, броуновское движение столкнуло нас.
-Маешься?- спросил Сергей Сергеевич.
-Да я бы помог, только не знаю кому и чем- развел руками я.
-Хорошо, сейчас пойдешь с Максом, правда он у нас «отшельник», ну ничего- сработаетесь...
-Макс, я с тобой. Михайлов приказал- объявил я, найдя «отшельника».
Он посмотрел на меня и тяжело вздохнул - А ты плавать умеешь?
-Умею, а что делать будем?
-А как плавать учился ?-опять спросил Макс, как бы не расслышав мой вопрос.
-Отец с лодки шуганул и поплыл, и я за ним поплыл- жить-то хочется! Так что будем делать?- опять спросил я.
-Учиться плавать!

***
-Товарищ генерал, к Вам тут Костин, корреспондент - негромко доложил вошедший адъютант.
Костин. Они познакомились в первую неделю войны. Сухощавый, подвижный, с умными чуть грустными глазами, Костин сразу ему понравился. Этот корреспондент был у Ильина под Смоленском, приезжал в освобожденный Солнечногорск под Москвой. Тогда много смеялись, взахлеб говорили о первых победах, даже поспорили о сроках окончания этой войны...
Костин вошел, молча присев напротив генерала
-Как ?-спросил он.
-Плохо.
-Знаю, все знаю. Я из штаба Цаплина. Все на тебя валит, а сам два карандаша сломал. В глаза мне так не разу и не взглянул - Костин говорил не останавливаясь.
-Меня жалеть не надо!- Ильин встал из-за стола и подошел к окну.- Но, черт возьми! Нельзя, нельзя, как в сорок первом - Ура, Вперед и «малой кровью» и «могучим ударом». Я за эти дни наши самолеты раз и видел. «Лаптежники» своими колесами люки моих танков закрывают. Я бил во фланг, с выходом на оперативный простор. Кто? Кто рисует эти карты? Болото по всей полосе наступления! Части с марша и в бой, разрыв по времени сутки -двое. Разведки нет. Только сейчас понятно стало, немец в двое против нас. А у меня артиллерии и пехоты, как патронов в нагане.-Ильин замолчал.
-Немцев пожгли сотни три, а то и четыре танков.
-Я тоже почти пустой - Ильин ожесточенно похлопал себя по нагрудным карманам, от чего медаль «Золотая Звезда» перевернулась обратной стороной.
Они опять замолчали...
-Как семья, как сын?- прервал паузу Костин.
Сын. Он взял сына с собой. Все время под Смоленском видел его несколько раз, и то, отрывочно. Сын сам нашел себе дело- стал порученцем. Командиры отзывались о нем хорошо. Заслужил медаль «За Отвагу»
Сын. За эти несколько дней он и не вспомнил о нем. Не вспомнил. Он сейчас на лейтенантских курсах в тылу. Все это время он помнил о чужих сыновьях. О тех, кто сгорел в танках, кого разворотила очередь с «мессера», о тех, кого без рук и ног везли по госпиталям санитарки с выцветшими тентами.
Как, что он скажет их матерям и отцам? Тогда, под Смоленском, он сам водил этих ушастых, стриженных ежиком мальчиков в бой. Он не погиб, но у него было моральное право смотреть в глаза их матерей. А что теперь? Да, шкура этот Цаплин, заюлил, как уж на сковороде. Но и он. Он сам, разве он сам не виновен ?...
-Товарищ генерал, новая сводка, Вас ждут.-доложил адъютант.
Они молча, крепко пожали с Костиным друг другу руки. Костин даже что-то пошутил на прощание. Расстались.

Глава 3
Зверь и его зоопарк.

-Данила, твоя задача быть рядом, ну или в поле зрения. И чтобы я тебя не искал.- выйдя из машины, сказал Макс. Он достал планшет, компас, какие-то серые бумажки, фотки, линейки, маркер, и стал сосредоточенно думать, придирчиво осматривая местность.
-Ну блин, агроном какой-то!- подумал я. Взгляд Макса остановился на мне,-Во как, он и мысли еще читает.- краска залила мое лицо.
-Вон «бегунки», ну окопы по твоему, сходи  проветрись. Он дал мне в руки металлический пруд с проводами, надел на голову наушники. Нажал на что-то, в ушах сразу свистнуло. Потом поднес мой прут к армейской лопатке. В ушах теперь квакнуло и завыло. Я дернул головой. Макс одобрительно кивнул, сунул мне в руки лопатку, взял руками за плечи, развернул на 180 градусов, поддал коленом под зад, во общем определил направление движения.
-Окопы, «бегунки», что там еще? Траншеи  кажется?- я пытался вспомнить тему по ОБЖ - Блиндаж, капонир бруствер...
 Пройдя метров пятьдесят, я уткнулся в длиннющую канаву. Поводил палкой по земле. В наушниках свистело, выло и крякало.
-Реагирует на металл - осенило меня, и я вспомнил, как на юге, после шторма, по берегу ходили какие-то дядьки с такими же штуками.- Золото ищут - сказал тогда отец с какой-то иронией.- Мародеры...
-Нужно копнуть, только где? Должно «квакнуть»!- догадался я. Через два шага- «квакнуло». Я опустился на колени и начал копать. Под лопаткой звякнуло- рваный, ржавый кусок металла, потом еще один. И тут лопата уткнулась в круглую сферу. Копать стало интереснее. Из отрытой земляной лунки на меня смотрела каска. Старая ржавая, хотя еще и с кое-где сохранившимися следами грязно серой краски.- Не наша, похожа немецкая,- сердце в груди колотилось.- Точно- немецкая, видел такие в «Call of  Duty» в миссии «Оборона Сталинграда». От радости я с силой дернул ее на себя.- Опа, да тут еще что-то? Под каской оказалась какая-то сплющенная алюминиевая кастрюля с проволочной ручкой. Я схватил металлоискатель и свои находки и побежал к Максу. Множество мыслей роились в моей голове, грудь распирала гордость и радость.- Макс, Макс, я нашел!... У машины стояли шесть или семь человек, образуя круг, Макс стоял в середине. Все головы повернулись в мою сторону- О, да у Максимки подмастерье!- сказал маленький, толстый мужик с круглыми рыбьими глазами и маслянистыми губками. Именно губками, такими как у всех киношных маньяков.
-Кого-то ты мне напоминаешь, как зовут-то?.- Я назвал фамилию и имя.
-Ну вот, опять Максимке повезло. Все, уходим, Владимиру Александровичу наше почтение.- толстый сказал это одним махом, слащаво улыбнулся и двинулся за остальными. Проходя мимо Макса он буркнул сквозь зубы- Запомни, это наша делянка, и мы ее окучиваем. И тут я заметил, что чуть дальше нашей машины стояли два внедорожника. Весь этот бритый, камуфлированный отряд погрузился в них и уехал, посигналив- наверное нам.
-А кто это, Макс?- спросил я.
-Ты про этот зоопарк- Макс не отрываясь смотрел в сторону уехавших машин.- Это «животные» и начальник у них Зверь. Ну потом все узнаешь, нам тоже пора ехать.
-Макс, посмотри, что я нашел.
-Новичкам и... Ну  в общем новичкам везет. Давай грузись.
Всю дорогу я молча дулся на Макса. Одна мысль успокаивала мое самолюбие. Я уже думал,. Как почищу каску и выйду в ней на улицу, а может, подарю Паше. Будет у нас во дворе байкер- инвалид, прикольно все-таки.

***

Офицеры штаба. Ильин склонился над картой. Он спиной, всем своим естеством, чувствовал взгляды этих людей на себе.
-С полком Иванова связи нет уже шесть часов- доложил начальник штаба- Но по нашим данным в районе Утиного идет бой.
-Есть мнение, провести разведку боем, и затем деблокировать окруженную часть- дивизионный комиссар говорил медленно, как бы взвешивая каждое слово. Положив карандаш, Ильин молчал. Треть карандаша от них до района, где ведет бой Иванов. Всего треть новенького красно-синего карандаша по карте.
-Слушай приказ! Готовить деблокирующую группу!- Ильин встретил взгляд комиссара- Группу возглавит дивизионный комиссар Апорин. Все! Приступить к выполнению.
Они оба вышли из штаба.
-Я все понял. Это не дело.- сказал Апорин.
-А что дело? Как Ефремов- пулю в висок? Не дождется!- Ильин не уточнил, кто тот, кто не дождется.
Но сейчас у него появился шанс. Шанс, как тогда на переправе под Смоленском. Он был должен. Должен  матерям, должен не родившимся детям этих мальчиков. Мальчиков, которых больше нет...
Генерал зябко передернул плечами. Наступало новое летнее утро.
Апорин долго смотрел на удаляющуюся фигуру генерала. Потом посмотрел вокруг, грязно выругался. Сразу стало легче...

Глава 4
Снова в лагере.

-Как, удачно?- спросил Сергей Сергеевич, когда мы приехали в лагерь.
-Очень!- я протянул свои находки и торжественным голосом поведал о своих археологических работах.
-Все правильно. Собрался немец пообедать, каской от мух и пыли котелок прикрыл. А тут, наша атака, снаряд где-то рядом рванул... Во общем, не успел поесть.-Сергей Сергеевич повернулся к Максу.
-А у тебя что?
-Все сходится. Направление атаки определилось. Полная совместимость с картой. Я бы сказал на сто процентов в яблочко!- улыбнулся Макс.
-Что еще?
-Еще «Зверя» встретили- Макс посмотрел на меня- опять, сволочь, жмуриков хабарит.
Потом, за обедом Сергей Сергеевич поведал мне про этого «Зверя». Оказалось, он тоже когда-то был поисковиком. Потом скурвился и ушел в коммерцию- как-то грустно вздохнул Сергей Сергеевич. Копает немцев, венгров и других итальянцев. Штыки, каски, кресты, бляхи, портсигары- все на продажу. Когда через интернет, когда на рынок, или под заказ в коллекцию.
-А куда скелеты девает?- спросил я, перестав жевать кашу.
-Кости-то? Их или прикопает рядом, или так бросает, если торопится.
-Вот сволочь!- не выдержал я.
-Да, еще какая. Отец твой поймал его как-то за этим. Ну и надавал по полной- улыбнулся Михайлов.- несколько лет не видно его было, и вот опять появился. Ну давай ешь, потом у меня работа для тебя есть.
До самого вечера я таскал дрова, ставил палатки, даже помогал сколачивать туалет. Часов в семь Макс поехал в город за генераторами, и я поехал с ним.

***

Когда было тяжелее, тогда под Москвой, или вчера, у Цаплина? Тогда в 41-ом, он с мизерным количеством техники, с надерганными отовсюду маршевыми ротами и батальонами ополчения, умыл немцев кровавой юшкой. Он, с развязанными руками, сам себе хозяин, сделал маленькое чудо. Он, как и под Смоленском, под Москвой был на грани. Но знания и опыт и какой-то животный инстинкт, все это он бросил против армии, покорившей Европу, против армии, дошедшей до Москвы, против своего оппонента- сухенького старичка в пенсне на крючковатом носу, зябко ныряющего худенькой шейкой в меховой воротник маршальской шинели. Он помнил, как развеселили офицеров его штаба, наушники на трофейной фотографии германского маршала. Краешки больших острых ушных раковин, незакрытых наушниками, казалось только на них и висит фуражка с высокой тульей.
Вчера было тяжело, даже плохо совсем. Цаплин, офицер еще царской армии, очень долго и нудно талдычил  об офицерской чести. Он, два раза присягавший! Через месяц Цаплин, пониженный командармом побежит до Сталинграда. Побежит так, что даже на вопрос Верховного, где армия Цаплина, не найдется ответа. Нет, его не  станут репрессировать, он не застрелится. Он, благополучно переживший чистку 30-х годов, спокойно доживет до победы. Но всего этого генерал уже не узнает никогда.


Глава 5
Принимаем решение.

На следующий день, во дворе я устроил ребятам лекцию. Еще с вечера обзвонил всех до единого, а для верности сбросил инфу «В Контакте».
Все сидели, широко раскрыв рты. Даже Мишина Екатерина перестала скучающе рассматривать свой маникюр. Между тем главным действующим лицом был я. Мой рассказ об этих чудных поисковиках, о раскопках и находках, о встрече с вурдалаком- «Зверем»- на целый час контузил сознание слушателей. И главным героем был, конечно я, ну еще мне немного помогал Макс.
-Круто- вздохнул Пашка.
-Да это не макулатуру собирать- согласился Ромка, потирая ладонью колено.
-Мальчики, это действительно интересно- Катя укоризненно посмотрела на Мишку. Тот сразу встрепенулся:
-А там всех принимают?
-Если кто хочет, замолвлю словечко- снисходительно произнес я.- и самое главное, понимаете, ищут какого-то генерала Александра Ильина по-моему. Во время войны он целой танковой армией командовал. Когда фашисты двинули на наш город, он его оборонял. Случилось, что фашисты отрезали один наш батальон, ну окружили в общем, и Ильин сам на танке повел бойцов в бой. Превосходство было на стороне немцев, но наши  пробились и освободили парней из кольца. В этом бою Ильин погиб. Никто не знает, где его похоронили потому что, кто хоронил, многие погибли в тот же день, другие во время следующих боев. Вот такие-то дела- закончил я свой рассказ.
-Это какой еще Ильин?- спросил удивленно Пашка - наша улица имени Генерала Ильина! И школа стоит на ней же!
-Во как! Живешь и не знаешь - Ромка по-прежнему тер колено
-В общем  Макс заедет за мной завтра. Кто-то со мной? Утром около моего подъезда.
-А кто хочет, но не может?- жалостливо спросил Паша
Мой младший брат Никитка, подошедший минут десять назад и тоже превратившийся в одно большое ухо- едко заметил- Данила говорит, что ты с компьютером спишь, мог бы информацию подобрать про Ильина?

-Точно!Правильно!- загалдели все сразу.
-Будешь ты, Павел, мозговым центром. Все что нароешь, может Михайлову пригодится.
-Устами младенца глаголет истина - улыбнулась Катя и погладила моего младшего по голове.
На следующий день Макс поворчал, но забрал всех с собой. Потом была работа. Никогда до этого никому из нас не приходилось столько  лопатить земли. Копали не абы как. Сначала земля разбивалась на ровные прямоугольники. Под колышки с натянутой веревкой. Потом старшие кололи землю металлическими штырями. Потом наступило наше время- время «молодых лопат». Нельзя сказать, что нам это сильно нравилось, хотя Ромка работал с удовольствием. Росло число наших находок. Были и каски наши и немецкие, фляжки, штыки, покореженные остатки винтовок и пулеметов, несколько танковых траков, котелки, немецкие коробки для пулеметных лент, а гильз так целые ведра. Было найдено несколько наших братских захоронений и немецких могил. Не было самого главного - могилы Ильина. За это время Пашка собрал кучу материалов по генералу. А еще он умудрился связаться с родственниками Ильина. Завязалась переписка.
-Понимаете, какое дело-голос Пашка звучал торжественно и громко.- вот в этом файле все о семье генерала. В этом- гражданская война и все до 30-х годов. Здесь- о его заключении, как врага народа посадили- типа готовил теракт на Сталина. Вот тут - начало войны, оборона Москвы, воевал вместе с самим Рокоссовским...
-Тоже, между прочим, репрессированным- вставила Катя.
-А тут - продолжал Пашка- все об обороне нашего города, и последнее- переписка с родственниками, копии фотографий, копии наградных листов, карты, и список литературы по нашей тематике.
-Все это хорошо, работа проделана большая, но когда все кончится, что будем делать?- спросил Паша.
-Еще что-нибудь или кого-нибудь искать. Отец вон с Михайловым карту корректировали со сбитыми самолетами. Там их больше сотни, а еще танки есть - сообщил я ребятам.
-Самое главное - это искать таких героев, как генерал Ильин- опять влез в разговор старших Никита. За это лето он подрос и загорел и как-то повзрослел, по-моему. Кроме того, он начал клеить модели танков.



Глава 6
«Черный фельдфебель»

К ужину мы еле волочили ноги. Попадав возле костра, как старые, сдувшиеся мячи, которыми отыграли весь сезон в какой-нибудь 4-ой лиге. Ныло и болело все: спина, ноги, руки. Руки болели особенно. Непонятная болевая ломота начиналась в кончиках пальцев и заканчивалась в плечах. Хотя, не заканчивалась, а медленно перетекала в каждый отдельно взятый позвоночник и дальше в поясницу.
-Устали бойцы?- улыбающиеся лицо Макса появилось из темноты. И от того, что костер подсвечивал его снизу, улыбка казалась настолько зловещей, что я невольно вздрогнул, засопели и мои друзья.
-Зачем так пугать, Макс!? Теперь ночью кошмар приснится.
-Кошмары снятся на голодный желудок. Поэтому, сейчас будет прием пищи.- Словно по волшебству, из темноты появились две руки с котелками с кашей, и ложками. Никогда не видел более фантастической картины: на черном фоне ночи, словно вырезанная, голова и эти две руки, держащие наш ужин…
Правда, ужин оказался тоже фантастическим: каша с тушенкой, пропитанная дымом костра и чай с таким же душистым ароматом, что невольно кружилась голова.
-Как фронтовые сто грамм - толкнул меня Ромка, с блаженной улыбкой на лице, потягивающий чудный нектар из своей кружки. На сытый желудок, я нашел себе новое удовольствие – начал подкладывать дрова в жадное пламя нашего костра.
-Советую сходить оправиться прямо сейчас, пока лагерь не спит - загадочно произнес Макс.
-А если ночью приспичит?
-Терпи до утра - не отрывая взгляд от костра, сказал Макс, чуть помолчав, добавил – Или попадете к «Черному фельдфебелю».
-Что? Какой такой «черный фельдфебель»?- Мягкое полусонное состояние улетучилось мгновенно.
-Был такой младший чин в германской армии. Послали одного из таких Фельдфебелей на Восточный фронт. И захотел он получил «железный крест». Начал искать везде партизан. Две мысли засели в его голове: найти «лесных бандитов» и получить крест. Однажды ночью разведя караул, он увидел мелькнувшую тень. Месяц светил ярко. Он и рванул. Солдаты за ним. Но был он прыткий, и не хотел делиться наградой. Только свистел в свой фельдфебельский свисток. Сначала свисток его был слышен четко, но затем все глуше и, наконец, совсем затих. Солдаты пали духом и вернулись, а фельдфебель пропал навсегда. И вот, уже много лет, иногда по ночам слышен звук свистка. Советую, как услышите его, бегите в противоположную сторону.- Макс замолчал.
В наступившей тишине мне, да и не только мне, похоже, послышался отдаленный звук, похожий на свист. Оправились мы не дальше десяти метров от палатки. Первую половину ночи, я не спал, зато всю вторую мне снился этот чертов «черный фельдфебель».
Утром, увидев нас, Сергей Сергеевич удивился,- Халтурку на ночь делали?
-Спали плохо, свистит что-то все время- неопределенно ответил Ромка.
-Макса наслушались!- Понял все Михайлов. Затем последовал рассказ о старой платине на реке. С простреленными задвижками, куда попадает даже слабый ветерок, вызывая звук, похожий на свист.- Но ходить туда не советую. Место заболоченное, много промытых ям, да и железяк неразорвавшихся, по причине болота, много.
К завтраку мы опять повеселели.
-Ну Макс, ну Андерсен доморощенный! А я ведь ему почти поверил.
-Ну ничего, свои люди-сочтемся!- Засопел Рома.

***

-Нужно написать письма! Вроде, так положено. Евгению, старшему брату. Но куда? Партизанит в родных краях- командир большого отряда. Пожаловаться, пожалеет ли!? Не поймет. Нет. Жене может пару слов? Как тогда, из тюрьмы. Но там он верил в свою невиновность. Верил и надеялся на справедливость. Верил, что разберутся. Хотя был момент, почти  отчаялся… уже попрощался со всеми в мыслях.
Он и сейчас надеялся. На Него надеялся Опять этот маленький человек с оспинками на лице должен решить его судьбу…
-Нет! Решить он должен сам. Сам. Зайти, дать в зубы, хлопнуть дверью так, чтобы с петель, и стреляться где-нибудь в высокой луговой траве. Театр. Пошлая мелодрама…

Глава 7

-Что я хочу сказать пацаны, никогда так не отдыхал- Ромка с увлечением натирал свой котелок речным песком.
-Тебе, Ромыч, что «черный фельдфебель» приснился? - Мишаня сделал удивленные глаза.
Мы сидели на берегу ручья, который все, почему-то, гордо называли речкой. Сегодня была наша очередь мыть посуду. С котелками, мисками, ложко-вилками еще как-то разобрались, оставались два огромных армейских термоса.
-Не, ну правда!? Классно ведь время проводим-последнее время наш Ромыч все чаще стал ни с того, ни с сего улыбаться.
-Согласен,-добавил я, продолжая разглядывать свои пунцовые ладони.- Не уверен только, хватит моей кожи на вон те две бочки, для каши-борща.
-Тебе Ромыч и на лесосеке в Сибири, как в Ялте будет хорошо и весело- тревожно завозился Мишка.
Мы все, как по команде, замолчали. Мелодичное журчание речки-ручья. Ветерок чуть покачивал водную растительность. Ветки, то ли деревьев, то ли крупных кустарников, густо разросшихся по берегам, чертили в водном потоке замысловатые узоры. Солнце пятнило мягкие волны скачущими «зайчиками». Время тикало к десяти часам, но вокруг царил тропический полумрак.
-Я вот что подумал. Неужели шестьдесят лет назад вот такая же красота была. Так же речка текла, так же вокруг жужжало и квакало,- я, задохнувшись, сделал паузу.
-Это же наше все вокруг: речка, лес, солнце! И какой-то ландскнехт тут ходил хозяином, плевал в мою траву, рубил мой лес на дрова для своей кухни и строил планы своего тысячелетнего рейха, стирая свои вонючие портянки в моей речке…
-Вот и я про тоже- закричал Мишка- не отдыхаем мы здесь. Мы историческую справедливость восстанавливаем!
-А у меня внутри-сказал Ромка, немного помявшись,- такое чувство, что я чемпионат по рукопашке выиграл, ну или кого-нибудь из пожара спас!
Мы опять замолчали…

***

Дизель работал ровно, без надрывов .- Солидная машина-этот КВ. Жалко, мало их было в 41-ом. Мало! Мало было и подготовленных экипажей. Под Штеповкой Ильину принесли трофейную немецкую кинохронику. С какой тоской, с какой злостью он смотрел на десятки брошенных этих исполинов. Именно брошенных. Мимо шли улыбающиеся немцы. Шли на восток.
Первый снаряд Ильин не расслышал, танк вдруг повело вправо.
-Лапти сбило!- закричал в ларингофон механик-водитель. Второй, третий, башня выдержала. Только стрелок-радист вяло уткнулся в спину генерала. Всю окалину, бронированную щепу он принял на себя.
Машина, теперь уже обездвиженная, начала наполняться едким дымом. Башню заклинило.
-Покинуть танк!!!- хрипло прокричал Ильин.
И снова удар. Тысяча солнц разом вспыхнуло в глазах генерала. Он отпустил ручку перископа. Медленно, очень медленно уходила жизнь из его мощного мускулистого тела. Последнее, что он почувствовал - руки, чьи-то руки тянут его наверх, Туда, наверх к солнцу.
Он уже никогда не узнает, что комиссар Апорин, час спустя, уйдет по следам его танка. Его танк будет подбит, а сам Апорин пропадет без вести. Он уже не узнает, что армия, его армия выполнила основную задачу. К Сталинграду немец подойдет без четырех сотен танков, которых спалили его танкисты. Спалили здесь, где сейчас принял солдатскую смерть он- генерал Ильин.

Глава 8
Последняя.

Сегодня в нашей школе торжественный день- ждем родственников генерала. Вообще они приезжают на перезахоронение останков героя, но должны заехать и к нам тоже. Кроме того, сегодня нашей школе присвоено имя героя- генерала Александра Ильина. Поэтому ждем дорогих гостей на праздник.
Могилу Ильина помог найти случай или, как сказал мой младший брат: «Божье провидение» с указанием места захоронения. Оказалось, возле той самой церкви, что так привлекла мое внимание в первый приезд. Потом за оставшееся время вместе с родителями и учителями мы сделали в школе музей, посвященный генералу. Кроме того, мы написали письмо самому Президенту, с просьбой о присвоении школе имени Ильина. Также мы организовали в школе отряд военно-исторической реконструкции, куда принимаем всех, даже девушек. А еще отец сказал, что «Зверю» оторвало пальцы, попал на взведенную гранату. Вот тогда младший и услышал о «провидении».
В общем, хороший весенний день, светит солнце и мы всей школой ждем дорогих гостей.

P.S. На это лето у нас просто огромное количество планов.


Конец