Красный серый Лев

Аслан Шаззо
Пьеса для детей и их родителей
 (по мотивам адыгских сказок)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

САГИД – ищущий работу парень;
САИДА – самая красивая девушка в округе;
ЛЕВ – зверь, пытающийся стать царем людей;
МЕДВЕДЬ – слуга Льва;
ШАКАЛ – еще один слуга Льва;
БЫСЫМ – старик, у которого остановился Сагид;
ЛОШАДЬ, ГУСЬ.


     ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На сцену выходит несколько артистов. Они исполняют песню.

Красный Лев, пылая злобой,
К нам явился, хочет, чтобы
Он имел почет особый
Среди нас, людей.
Пусть он и злодей.

Припев:

Красный, красный, красный Лев,
Лучше уж уймись.
Усмири напрасный гнев,
Больше не сердись.

Силой он своей кичится,
И с любым намерен биться:
Никого он не боится.
Даже нас, людей,
Пусть мы и умней.

Припев:

Красный, красный, красный Лев,
Силой не кичись,
Усмири напрасный гнев,
Чем-нибудь займись.

Первый актер:  Я не понял эту песню. Получается, если Льву сказать: «Лучше уж уймись. Чем-нибудь займись», - то он послушается?

Второй:  Не послушается, ему же хуже будет. С человеком не так просто справиться и Льву. Людям нельзя силой навязывать свою волю.

Первый:  В это трудно поверить. Красный Лев – зверь огромной силы. А кроме того, он – царь. Если он пойдет на людей войной, справиться с ним будет невозможно. И человек – хочет он этого или не хочет – должен будет покориться.

Второй:  А разве человек не может одолеть Льва, не воюя с ним?

Мнение артистов разделилось: часть из них говорит «не может», другая – «может».

Первый:  Хорошо. Давайте посмотрим, может или нет.

Второй:  Почему бы нет? Конечно, посмотрим!

Со словами: «посмотрим, посмотрим» группа артистов, разделенная надвое, удаляется со сцены в разные стороны.

     ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В гостиной.

Гость:  Странное какое-то селение. Везде пусто. Все будто вымерло. Люди прячутся друг от друга. Даже детей нет на улицах. Не иначе, как случилось несчастье, стряслась беда... И дом этот странный. Будто нет в нем хозяина – бысыма...

Показывается Бысым. Он входит спиной, несколько раз выглядывает наружу и плотно прикрывает дверь. Затем резко оборачивается на кашель гостя.

Бысым (испуганно): Ой! Кто здесь? Ты как сюда попал?

Гость:  Я гость твой. Сагид. Или гостю нужно быть не в гостиной, а в другом месте?

Бысым:  Что ты, что ты, Сагид. Как, в другом?! Мы всегда рады гостю... Но сейчас...

Сагид:  А что сейчас, Бысым?

Бысым (озираясь на окна): Бежать отсюда нужно подальше – вот что. Беда у нас, настоящая беда.

Сагид:  Но что случилось? Объясни толком.

Бысым:  Поселился в нашем лесу недавно огромный красный Лев – невиданное чудище. И не один, а со свитой – Медведем и Шакалом. Требует он царских почестей. «Я, – говорит, – царь зверей и людей». Хочет, чтобы мы ему дом построили.

Сагид:  Дом?

Бысым:  Да, дом. И не простой, а самый большой. Хоромы. А еще красному Льву нужно отдать в жены славную Саиду, лучше и краше которой нигде не найти. И дал нам сроку – неделю. Так что уходи отсюда, добрый человек!

Сагид:  Разве можно говорить гостю – «уходи»?

Бысым:  Ты прав, нельзя. Но как я, старик, смогу защитить тебя, моего гостя? Даже если жизнь отдам – не сумею. А в селении не осталось ни одного человека, кто бы мог держать оружие. Все погибли в лапах зверя. Я выведу тебя отсюда тайными тропами. Так я уберегу тебя, своего гостя.

Сагид:  Адыги говорят: хозяин за гостя должен отдать свою жизнь, если
потребуется. Это правда. Но и гость ведь, когда к нему так относятся, не должен сидеть, сложа руки. Может быть, я смогу одолеть зверя.

Бысым:  Что ты, сынок, опомнись! Как ты без доспехов, без оружия намерен стоять против этого грозного врага.

Сагид:  Или будь мужчиной, или умри. Это не я придумал – народ. И сказанное относится не только к тем, кто в доспехах – ко всем.

Бысым:  Но ведь ты не воин!

Сагид:  Я – мужчина. Не к лицу мужчинам прятаться за спиной девушки. Тем более, в беде. Не мы, а Саида должна ждать от нас защиты. И такие, как она.

Бысым:  Ты снова прав, Сагид. Видно, беда помутила мой разум. Все женщины, сколько им лет ни было бы, как дети, нуждаются в нашей защите. Так было всегда… А теперь, извини, мне нужно приступать к обязанностям бысыма. Ведь в моем доме гость!..

Бысым уходит. Сагид берет со стены шичепшин* и поет.

Где, в какое время
Вышли в поле мы?
Разметали семя
Света или тьмы?

Припев:

Быть мужчиной –
Это ратный труд и бой.
Нет причины
Быть мужчине не собой.

Кто теперь за нами,
Как и что беречь?
Дым очажный, пламя
Или отчий меч?

Припев.

*Шичепшин - смычковый музыкальный инструмент

     ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Лев и его свита.

Лев:  Много мне пришлось перебить людишек в эти дни. Много. Смешные они. Надеются одолеть меня. Ха-ха-ха! А один из них говорит мне: «Чтобы быть царем людей, нужно быть человечным». Так меня развеселил, что я чуть не разжал лапы.

Медведь и Шакал заливаются смехом.

Лев:  Смешно, да? (Меняет тон). Я вас спрашиваю: смешно, правда же?

Медведь:  Господин мой…

Шакал:  Повелитель...

Лев:  Чем попусту зубоскалить, ответьте мне, вашему царю: каким нужно быть, чтобы править людьми? Чем надо обладать? Ты скажи, Медведь.

Медведь:  Я думаю, силой, быстротой и ловкостью, чтобы сцапать.

Лев:  Гм, неплохо. А ты что скажешь Шакал?

Шакал:  Умением ждать. Даже слоны умирают. А над мертвым и червь царь.

Лев (зло смеясь): Уморили! Вы меня рассмешили еще больше, чем тот умник. Каждый из вас назвал то, чем владеет сам. Уж не метите ли вы на мое место – царя зверей и людей?

Медведь и Шакал (хором и вразнобой): Нет, нет, господин наш! Как можно! Да разве мы смеем? Мы твои верные рабы!

Лев:  Вот именно – рабы! Но рабы неблагодарные. Нужно быть таким, как я. Вот что нужно, чтобы править. И неважно, звери это или люди. Вы даже этого не знаете. А, между прочим, вам, моим рабам, не помешало бы быть более человечными ко мне. Никто из вас не остановил ни одного храбреца. Как заблестит вдали меч – сразу разбегаетесь. Мне одному приходится драться. А после веселись и вы. Так зачем мне нужны, дармоеды?

Медведь:  Господин наш! Царь зверей и людей! Я притащил тебе охапку соломы, чтобы не болели бока. Новости тоже приношу...

Шакал:  О, мой царь! О, царь всех царей! О, мой благодетель и покровитель! Я не представляю своей жизни без услужливости тебе, без восхваления твоих подвигов, без...

Лев:  Хватит, хватит! Слишком сладки твои речи на пустой желудок! Что-то сегодня не идут человечишки померяться силой. Вот я и проголодался. А раз не являются они, нужно идти самим. Так ступайте на охоту, покажите, на что вы способны. А я перед обедом вздремну.

Медведь:  Господин мой, царь людей и зверей! Тебе достаточно только рявкнуть. Или послать гонцом Шакала. И люди сами принесут все, что мы хотим.

Шакал:  О, справедливейший! О, царь всех зверей! Не посылай меня никуда. Какой из меня охотник? Я ведь питаюсь, чем придется. Да и посол из меня неважный. Меня даже собаки не боятся. Я буду лучше мух от тебя отгонять. Вон их сколько на тебе. (Приступает к делу). И что они к тебе так липнут?

Лев:  Я все должен делать сам! И рявкнуть, и послать гонца. (Прикрикивает на Шакала). Уйди! Ты назойливее, чем мухи!.. Но нет, не быть такому! Сами, сами докажите, что вы достойные рабы своего царя. Ступайте!!!

Лев ложится. Медведь и Шакал бредут и поют.

На охоту неохота
Нам, зверям.
Ходим вслед кому-то кто-то
По пятам.

Держим ушки на макушке –
Жертву ждем.
И не знаем, что на мушке
С ней вдвоем.

Кто охотник настоящий?
Спрятан где?
В этом небе, в этой чаще,
В той воде?

     ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

В девичьей. Сагид и Саида.

Саида:  Это похвально Сагид, что ты хочешь нам помочь. Но ведь одного желания мало. И без того было слишком много жертв. Зачем нужна еще одна?

Сагид:  А почему я непременно должен погибнуть? Неужели у меня нет никаких надежд?

Саида:  Ты не похож на предыдущих воинов. Ты – простой селянин. Стоит ли тебе браться за это?

Сагид:  Они были воины, но погибли. Я не похож на них. Может быть, поэтому мне посчастливится победить?

Саида:  Но как ты собираешься сражаться?

Сагид:  Сказать по правде, еще не знаю. Поэтому и стараюсь узнать лучше, что это за зверь – красный Лев?

Саида:  Он красный, наверное, по цвету крови.

Сагид:  Но чего он добивается?

Саида:  Давным-давно звери выбрали его предка своим царем. Но шло время, и человек мало-помалу стал забирать у него животных. Собаку, кошку, козу, корову, лошадь и других. У львов-царей все меньше оставалось подданных. Вот красный Лев и решил, что должен отомстить за обиду, вернуть былое, а заодно и человека сделать своим рабом.

Сагид:  Интересный Лев.

Саида:  Да, непростой. Но можешь ли ты ответить, в чем не правы львы-цари?

Сагид:  Наверное, в том, что им нужно было хорошо относиться к своим подданным. Тогда они не стали бы искать защиты у другого. Ведь царя выбирают, чтобы он защищал, а не задирал.

Саида:  Мне нравится, как ты рассуждаешь. Но можешь ли ты разгадать мою загадку? Скажи, что сильнее силы?

Сагид:  Я думаю, разум.

Саида:  Удивительно! Никто из прежних храбрецов не мог отгадать эту загадку. А она, кажется, несложная. Некоторые говорили: большая сила сильнее. Но и на большую найдется сила, которая будет еще больше. Другие отвечали – оружие. Но и это тоже неправильно, потому что против любого оружия человек придумает новое...

Сагид (неожиданно вскакивает): Правильно! Ты, конечно же, права! Придумать! Именно придумать!

Саида:  Что правильно? Что придумать?

Сагид:  Саида, прости. Мне надо спешить. Мне пришла в голову одна мысль, которую нужно проверить.

Саида (с обидой): Раз так, ступай.

Сагид:  Спокойной ночи.

Сагид уходит. Саида поет песню.

Как много зла на свете!
Как часто мир в крови!
А мы всего лишь дети,
Мы рождены в любви.

Припев:

Дети, дети, маленькие дети.
Таково уж наше естество.
Что умеем мы на целом свете –
Лишь любить и больше ничего.

Зачем нам страх, ответьте,
Ведь нет на нас вины.
Мы все – всего лишь дети,
В любви мы рождены.

Припев.

     ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Показывается Медведь.

Медведь:  В поле лошадь. Далеко она. Пасется. И ближе к ней никак не подобраться. А увидит – как ее догонишь? Что же делать? Спрячусь-ка я в сене. Может травка ей наскучит да сенца захочется? Вот тут-то я ее и схвачу.

Прячется. Спустя некоторое время показывается лошадь.

Лошадь:  А вот и вчерашнее сено. Полакомлюсь им и сегодня. Да домой пойду.

Медведь выскакивает и хватает лошадь за морду.

Лошадь:  И-го-го! Кто это? Ты, что ль, Медведь?

Медведь:  Ха! А то кто же?

Лошадь:  Медведь, Медведь, а что ты хочешь со мной сделать?

Медведь:  Ничего необычного. Просто съем тебя и все.

Лошадь:  Да, но сможешь ли ты съесть меня всю, без остатка?

Медведь:  А что страшного в том, что не съем? Что останется, красному Льву отнесу. Но какое тебе-то дело до всего этого?

Лошадь:  Тоже мне – скажешь! Ты ведь именно меня собираешься съесть. А схватил за морду...

Медведь:  А что в этом плохого? Не пойму я тебя, Лошадь.

Лошадь:  В том-то и дело, что не поймешь. Разве не знаешь, в голове мало мяса, одни кости. Сам кости погрызешь, а царю мясо понесешь. Так, что ли? Но так можно и косточкой подавиться. А мясо-то у меня все сзади.

Медведь (задумчиво): По-моему, она права. И как я сам не додумался до этого? (Приказывает Лошади) А ну-ка, быстро разворачивайся!

Лошадь разворачивается и бьёт медведя копытами.

Медведь:  У-у-у! Го-о-о! Угораздило же меня пуститься в разговоры!.. И кому это пришло в голову подковывать лошадей железом!

     ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ

Показывается красный Лев.

Лев:  Ага! Еще кто-то смелый хочет встретиться со мной. И не один идет, со спутником. А в руках у них не оружие, что-то другое… (Присматривается). Ну, посмотрите, ради смеха, на них! Идут прямо к тому, кто их сейчас съест. И спорят еще о чем-то. Наверное, о том, кто будет первым. Или, может быть, вторым? Ха-ха-ха! Сегодня у меня будет отменный стол. Основательная закуска с десертом. И запахи от них такие приятные! (Гладит себя по животу). Ну, как не любоваться ими?! А вместо оружия у них топор. Красавцы мои! Понаблюдаю-ка я за ними еще.

Лев прячется. Показываются Сагид и Бысым.

Сагид:  Я должен быть первым!

Бысым:  Нет, я!

Сагид:  В деле молодые должны быть впереди.

Бысым:  Да. Но они обязаны слушаться старших.

Сагид:  У меня хотя бы топор. И потом я быстр и ловок – не дамся ему.

Бысым:  А я стар и наверняка ему не захочется меня трогать. Зачем я ему?

С ревом выпрыгивает Лев. Он пытается поймать Сагида, но тот не дается. Парень держит топор наготове, не позволяет зайти себе за спину, но и не отступает.

Лев (тяжело дыша): Почему не трогать? Очень даже съем. Для меня не бывает стариков, лишь бы шевелился.

Он спиной к Бысыму, но принюхивается к исходящему со стороны Бысыма запаху.

Лев:  К тому же, ты так аппетитно пахнешь. Но ты – на десерт. Сначала я с этим расправлюсь.

Бросается на Сагида.

Бысым: Не от меня этот запах. От сумки. Я еды тебе принес. Наверное, проголодался.

Он вбрасывает сумку между Львом и Сагидом.

Лев (осматривая сумку): Для чего это? Вы что, не хотите драться?

Бысым:  Разве мы можем соперничать с таким могучим зверем?

Лев:  Да, я могущественный зверь. Но это я знаю и без твоих подсказок. (Обнюхивает сумку). Быстро отвечайте: зачем вы здесь!

Бысым:  Ты же сам нам повелел построить тебе дом, самый большой.

Лев:  Да. Повелел. Но вы ведь не покорились моей воле. Поэтому мы должны сражаться.

Бысым:  Мы уже начали строить. А здесь (указывает на сумку) прекрасная царская закуска.

Сагид между тем принялся рубить дерево.

Лев:  Да, я царь. Самый настоящий. (Обращает внимание на то, что делает Сагид). Стоп! А это что такое?! Кто позволил тебе рубить мое дерево?

Бысым:  Но если нам не срубить этого дерева, не построить тебе царских хором, повелитель…

Сагид:  Если здесь владыка – ты, то не все ли равно, где для тебя рубить дерево.

Лев (обращаясь к Бысыму): Что за дерзость он сейчас произнес?

Бысым:  Он говорит: и лес – твой, и страна – твоя. И если это делается для тебя, то любое срубленное дерево остается твоим. Поэтому ничего дерзкого в том, что он говорит, нет.

Лев:  Понял. Тогда хорошо.

Цепляет зубами сумку и тащит ее в сторону. Не отпуская ее, обращается к Сагиду.

Лев:  Повелеваю тебе, человечек: сделай мне дом. Иначе – съем тебя!

Бысым (когда Лев скрывается): Ох-ох-ох!.. Но начало, кажется, есть.

     ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ

В поле показывается Шакал.

Шакал:  Я говорю ему: Шакалы – не охотники. А он: нет, пойди и принеси. Разве такое может прийти в голову? Нет, конечно. Какой он царь после этого? Да, но кушать так хочется, что полон рот слюны. (Облизывается). Или наоборот – все во рту пересохло? Или и это неправильно? Ну, не знаю, что-то в этом роде... (Смотрит вверх). А здесь еще и гуси летят... Домашние... На них такой толстый слой жира, что во рту тает. (Снова облизывается). Нет, не тает. Так, что же делать? Может быть, поквакать лягушкой? А вдруг удастся кого-то из них заманить?

Квакает, затем прячется. Скоро неподалеку спускается Гусь.

Гусь:  Где-то здесь она квакала. Интересно, что делает лягушка тут, в открытом поле?

Ищет и натыкается на Шакала. Тот хватает свою жертву.

Гусь:  Га-га-га!

Шакал:  Ну что, нашел лягушку?

Гусь: Га-га-га!

Шакал:  Что тут смешного, приятель? Чему ты так рад? Я должен смеяться.

Гусь: Га!.. Я и не думаю смеяться над тобой!

Шакал:  Ты смотри, какая наглость! Я собственными ушами слышу, а он говорит: не смеюсь. Считаешь, что я плохой охотник?

Гусь:  Но ведь ты меня поймал. Значит – хороший.

Шакал:  Правильно. И все же я не понимаю...

Гусь:  Ты мне лучше скажи другое – что делать со мной будешь?

Шакал:  Ничего особенного. То, что сделал бы любой. Съем.

Гусь:  Ты не обманываешь меня? Правда, съешь?

Шакал:  А зачем мне обманывать?

Гусь:  Просто, мне кажется, что ты не знаешь правил самого вкусного поедания гусей.

Шакал:  А что тут знать-то? Приступаешь и ешь, пока не закончишь.

Гусь:  Нет уж. Так давно никто не делает. Ты возьми и ознакомься с правилами. Они на моих белых крыльях, там подробно все расписано.

Шакал:  Да?

Гусь:  Да!

Шакал:  А ну, расправь свои крылья.

Гусь расправляет крылья и улетает.

Шакал:  Он сказал – белые крылья, а они, кажется, серые. И не вижу я, чтобы там было что-нибудь написано. А увидел бы, так все равно читать не умею... Ай-я-яй! Он ведь улетел! (Бьет себя по голове). Надо же быть таким пустоголовым, чтобы так опростоволоситься!

     ДЕЙСТВИЕ ВОСЬМОЕ

Спящий Лев. Возвращается Медведь. Он старается не шуметь. Следом показывается Шакал. По виду он чем-то доволен.

Медведь:  Т-с-с. Разбудишь. Что, Шакал, тоже без добычи? (Медведю приходится семенить за не останавливающимся Шакалом). Так что, мы с тобой вроде бы в одинаковом положении. Обоим достанется. Но чем ты так доволен? Остановишься ты, наконец, или нет?

Шакал (громко): Я чуть было не поймал Гуся! Или нет. Чуть было не упустил! Опять не так.

Медведь:  Тише ты!

Шакал (ничуть не реагируя): Одним словом, он был в моих лапах! Вот он Гусь! (Показывает, размер Гуся).

Лев просыпается и спросонок.

Лев:  Кто тут Гусь? (Осматривает присутствующих). А, это вы. Вернулись? И ничего не принесли? Я так и знал! Где ваша добыча, я вас спрашиваю! Что смотрите друг на друга?

Медведь (пытаясь отвлечь): О, царь зверей и людей! Там, на горе, какой-то человечек что-то строить начал. Наверное, твой дом. Но у него оказался такой острый топор, что подойти поближе никак было нельзя...

Шакал:  О, царь зверей и людей! О, единственный! Не слушай его – он все придумал! Я, я первым принес тебе эту весть! Я был на горе, а не он. Я даже успел порыться в сумке у этого строителя. Правда, в ней (облизываясь) почти ничего, можно сказать, не оказалось...

Лев:  Вы мне зубы не заговаривайте! Я еще раз вас спрашиваю, почему вы ничего не принесли?

Медведь:  О, повелитель! Царь всех царей! У человека животные такие же умные, как он сам. А в лесу дичи не осталось. Как услышали о твоем появлении – все разбежались.

Лев:  Не все разбежались, Медведь, не все. Ты-то еще здесь. А медвежатина – вкусное мясо, не так ли, Шакал?

Шакал:  Не пробовал, могущественный. Но с удовольствием отведаю.

Медведь:  Опомнитесь! Что вы затеяли? Я же свой!!!

Лев:  Приступим?

Шакал (радостно): Да! Да!

Лев:  А вот и нет! Ха-ха-ха! Я пошутил. Медведь, как ты поступишь с этим другом?

Шакал:  Как это? Как это? (Обращается к Медведю). Что, приятель, шуток не понимаешь?

Медведь:  Я разорву его в клочья!

Лев:  Отставить! Я опять пошутил. А, впрочем, делайте, что хотите. Вы показали, что без меня ни на что не годитесь... (Безразлично). Пойти поглядеть, что делается на горе, что ли?

Медведь пытается приблизиться к Шакалу. Тот отстраняется от него. В конце концов, все заканчивается тем, что Медведь бросается вслед убегающему Шакалу. Лев остается один. Он вздыхает и поет.


Все дрожат от моего
Вида, взгляда.
Мне другого ничего
И не надо.

Будь владыкой на все сто:
Брось забавы.
Я ведь Лев, а ты – никто:
Жди расправы.

Будь владыкой и не трусь,
Бей дрожащих –
Но порой я сам боюсь
Ниц лежащих!

Все дрожат от моего
Вида, взгляда.
Мне другого ничего
И не надо.

     ДЕЙСТВИЕ ДЕВЯТОЕ

Саида в девичьей. Она что-то шьет.

Саида:  Лев требует меня в жены. Этим я могла бы спасти мой маленький народ от гибели. Но разве так спасают? Зачем спасенье, если оно – рабство? Может быть, лучше принять смерть?

Входит Бысым. Саида приветствует его.

Саида:  Вот, дедушка, шью сорочку тому герою, который сумеет остановить злодея.

Бысым:  Спасибо, доченька. Думаю, Сагид очень обрадуется, узнав об этом.

Саида:  А я не уверена, что она будет впору твоему гостю.

Бысым:  Почему ты так говоришь, Саида?

Саида:  Один раз появился и исчез. И занимается неизвестно чем. А здесь красный Лев и его слуги хозяйничают.

Бысым:  Напрасно ты так, девочка моя. Ему сейчас приходится труднее, чем было бы в бою. Это не каждый мужчина сдюжит.

Саида:  Но чем он занят там, на горе? Строит дом? Ты ведь знаешь, что нет в народе никого, кто бы одобрил это.

Бысым:  А ты, доченька, верь, что все будет хорошо.

Саида:  Дедушка, ты говоришь – мужчина. А я не понимаю. Кто он – мужчина? Как узнать, мужчина это или нет? Если сравнить его с женщиной?

Бысым:  Видимо, да. Так и нужно – сравнить.

Саида:  Так просто. Стал рядом с женщиной и сделался мужчиной?

Бысым:  Стать рядом с женщиной и создать семью.

Саида:  А кто должен защищать эту самую семью?

Бысым:  И защищать должен мужчина.

Саида (снимая со стены саблю): Вот этим защищать, а не так, как это делает Сагид. Это сабля моего отца. Ты ведь знаешь, он был настоящим мужчиной.

Бысым:  Твой отец был мужественным человеком. Настоящим воином. Но ведь и он не всегда воевал. Больше трудился. Обыкновенный труд требует не меньшего мужества, доченька. Если бы труд был легче, то, наверное, и красный Лев предпочел бы трудиться, а не воевать. Нет, он готов только воевать.

Саида:  Не знаю, не знаю, дедушка... Я подумаю над тем, что ты сказал. А пока передай своему гостю: если он не оправдает надежд, я облачусь в доспехи отца, чтобы вызвать на поле битвы зверя. Не знаю, как насчет сорочки, а это передай Сагиду.

Бысым:  Как скажешь, доченька.

Бысым уходит. Саида поет песню.

Все темней приходят ночи,
Все верней несут усталость,
И лишь песня не короче,
Что одна во тьме осталась.

Припев:

Мой герой,
Тебе сорочку
Я с надеждой буду шить.
По петельке,
Узелочку
Ровной строчкой ляжет нить.

Что ему в ночи осталось,
Кто исчез в ней без возврата?
Звезды, их во тьме немало
После скорого заката.

Припев.

     ДЕЙСТВИЕ ДЕСЯТОЕ

Сагид у огромной клетки.

Сагид:  Вот, кажется, и закончена работа.

Показывается Лев со свитой.

Лев:  Ты что-то сказал, презренный?

Сагид:  Я говорю, что все идет, как надо.

Лев:  Между прочим, когда обращаются к такой особе, как я, свою речь нужно начинать с титула: например, «царь зверей и людей».

Сагид:  Хорошо. Учту.

Лев:  Дерзишь! Опять без титула! А сегодня твой последний день. Но ты и половины работы не сделал.

Сагид:  До конца дня еще далеко.

Лев:  И снова без титула! Я тебя сейчас просто съем!.. Просто проглочу!.. Просто разорву! И делу конец! О! Ты еще не знаешь, какой я сильный!

Лев ходит по сцене, а Медведь и Шакал, стараясь не мешать ему, борются за место сразу за своим господином.

Сагид:  Это ты всегда успеешь. А пока войди внутрь и осмотри, все ли я делаю так, как ты хотел. Всем ли здесь хватит места.

Лев:  Что ж, посмотрим... Но так и знай, я все равно расправлюсь с тобой!

Сагид:  Хорошо, хорошо. (Обращается к свите). Пройдите и вы...

Когда все звери оказываются в западне, Сагид захлопывает ее.

Сагид:  А теперь и работа закончена и дело сделано.

Медведь и Шакал (не сумев открыть дверь): Человек, человек, отпусти нас. Мы ни в чем не виноваты. Мы больше не будем.

Лев:  Умолкните вы! (Обращается к Сагиду). Отпусти меня, человек. Я признаю тебя победителем. Ты достоин почести, достоин славы. Отпусти меня!

Сагид:  Не проси, не отпущу.

Лев:  Обещаю, я уйду, и ты обо мне никогда не услышишь. Слово царя!

Сагид:  Отпустить, чтобы ты принялся за старое в другом месте? Не нужны мне твои обещания.

Лев:  Отпусти! Я ведь повелитель. Я не могу жить в неволе.

Сагид:  Что царь, что его рабы, для меня все едино. Только раб душой хочет быть царем. Поэтому к неволе тебе не нужно будет привыкать. К тому же, мы, люди, даже к такому зверю, как ты, будем относиться по-человечески. Поэтому ты быстро смиришься.

На гору поднимается Бысым. Он видит зверей в клетке.

Бысым:  Какое счастье! Какая победа! Молодец, Сагид! (Старик приглядывается к Льву). И не такой уж он красный, этот Лев. Скорее зеленый.

Сагид:  Не красный, не зеленый, а серый!

Бысым, радуясь, как ребенок, запевает песню.

Мы поймали Льва большого,
Право слово, очень злого.
Лев – охотник до чужого,
Ну а сам трудиться
Не готов – ленится.

Припев:

Красный, красный, красный Лев,
В клетке – серый Лев,
Усмири напрасный гнев
И закрой свой зев.

Пусть сидит спокойно в клетке,
Экземпляр вполне он редкий.
Угости его конфеткой,
Угости, жалея,
Пусть даже злодея.

Припев.

Занавес. После непродолжительной паузы на сцене появляются Сагид и Саида. К ним присоединяются другие артисты. Вместе они поют.

Взрослые для нас как боги.
Им, конечно, нипочем
Наши детские тревоги,
Страхи, что стучатся в дом.

Припев:

Мамы, папы, дяди, тети,
Вы все заняты делами –
Хорошо ли вы живете
В мире, сотворенном вами?

Несмышленыши – нам имя,
Много ль можно нам хотеть?
Мы стремимся стать большими,
Чтобы тоже жить уметь.

Припев.

***