Письмо маме

Валентина Вороненко
     Крым. Весна. Светит яркое апрельское солнце. Голубое небо сливается с морем. Городок уже утопает в зелени. Вовсю цветут фруктовые деревья, покрывая землю белыми и розовыми лепестками, даже тротуары припорошены ими, словно большими снежинками. Во дворах, на клумбах, зацветают ранние весенние цветы. Природа справляет весенний бал, радует людей своей красотой, дарит хорошее настроение и надежду на лучшее. В воздухе – аромат. Всё живое радуется теплу и солнцу. Проснулись пчёлы и шмели, вылетели из своих зимних укрытий, носятся в воздухе, жужжат возле цветущих деревьев. С раннего утра разносится весёлое пение птиц, придавая этому роскошному балу особое очарование. Как прекрасна и весела она, эта долгожданная весна!
     Во дворе школы , на спортивной площадке, играют ребята     в футбол. С двух сторон её – болельщики. Они внимательно наблюдают за игрой, крики и свист их разносятся по всей округе. Я , классный руководитель четвертого класса, приглашаю своих ребят поболеть за нашу школьную любимую команду. Все с радостью соглашаются, быстро включаются в процесс игры все, кроме Васеньки Кузнецова, худенького кареглазого мальчика, очень смышленого и доброго. Он стоит задумчивый поодаль от ребят и совсем не следит за игрой. Я интересуюсь, почему он сегодня такой пассивный.
      - Вася, что случилось? – спрашиваю я. 
      - Ничего, всё нормально, Лидия Васильевна, - отвечает он тихим упавшим голосом.
      - Может, ты заболел?
      - Нет, я здоров.
      - Так в чём же дело? Почему ты так печален? - допытываюсь я.
      - Посмотри, какой прекрасный весенний день! Скоро наступят  летние каникулы. За хорошую учёбу и поведение ты поедешь в Артек. Так решил педсовет, а шефы уже и путёвку оплатили.
      - Спасибо большое, Лидия Васильевна. Только я , наверное, не смогу поехать, - сквозь слезы произнес Вася.
      - Почему? Ты же заслужил эту поездку своим трудом.
      - А как же Любочка? Кто её из садика будет забирать, когда папа на работе задерживается?
      - Не переживай, мы с папой договоримся. Когда он не сможет её вовремя взять из садика, сама буду заходить за нею. В это лето всё время буду дома: бабушку свою не могу больше оставлять одну, - успокоила я мальчика, но настроение его не улучшилось.
      - Лидия Васильевна, можно я домой пойду?
      - Папа твой не разрешает мне тебя раньше отпускать. Дома всё равно никого нет.
      - Сегодня есть. Бабушка Клава с тётей Лизой вчера вечером приехали, - тяжело вздохнув, сообщил  ребёнок, - ведь завтра будет год, как мамы у нас с сестрёнкой не стало.
         Мы с Васей живём рядом. Всю его семью я хорошо знаю. Мама у него была хорошим человеком, очень любила детей и мужа, а год назад сгорела за три месяца – рак. Семья осиротела. Трудно Васиному отцу растить одному детей, но он не захотел разлучать брата с сестрой, поэтому не отдал Любочку, когда её после смерти сестры хотела взять тётя и увезти в деревню.
      - Вася, наверное, бабушка с тётей сейчас за продуктами ушли, чтобы приготовиться к завтрашнему дню. Мы с тобой скоро вместе домой пойдём, - говорю я. – И вместе поможем им готовить. Хорошо?
      - Ладно. Только мне очень почему-то грустно, никак настроение не приходит, - признался мальчик.
Неделю назад ему исполнилось десять лет, а Любочке осенью будет четыре года. Соседи, чем могут, помогают этой семье. Вот и сегодня  вечером соседи распределят все хлопоты между собой, чтобы завтра накрыть хороший стол. Соберутся соседи, подруги Васиной мамы по работе, друзья отца. С утра пойдут в церковь, потом на кладбище, а потом соберутся в доме за поминальным столом.
        Выходной день был тёплым, хотя с утра прошёл небольшой дождь. Поминки Даши ( так звали Васину маму) прошли хорошо: было много людей, вспоминали о её работе в местной больнице, как любили её пациенты и весь коллектив, в котором она проработала больше десяти лет. Словом, очень много добрых слов было сказано  в адрес Васиной мамы. Мальчик сидел за столом очень задумчивым и сосредоточенным. Казалось, что он хотел запомнить каждое слово, сказанное взрослыми.
        Во вторник ,на уроке развития речи, детям дано задание: написать кому-нибудь письмо, так как закончено повторение синтаксиса за четвертый класс. Вася быстро включился в работу, писал, тяжело вздыхая. Прозвенел звонок на перемену, он его не слышал и продолжал писать, пока я не подошла к нему.
     - Вася, пора сдать работу.
     - Можно, я проверю письмо? - попросил он.
     - Хорошо, проверь и положи мне на стол, - разрешила я.
Когда закончились часы продленного дня, мы шли домой вместе с Васей. Ребёнок опять был чем-то обеспокоен.
     - Вася, ты что такой расстроенный?
     - Нет, я просто размышляю. Бабушка в воскресенье говорила, что мама там, в небе, будет довольна, раз мы ей такие поминки справили. Разве она их видела? Вот я и думаю, значит, она всё оттуда видит и всё знает, как у нас тут, на Земле, - поделился своими мыслями Вася.
Я не знала, что ему сказать, обманывать его я не хотела, поэтому промолчала. Вечером села за проверку работ. Ребята писали письма своим бабушкам, которые живут в других городах, папам, находящимся в командировках, друзьям. А Вася написал письмо своей маме, которой не было с ним уже год. Как же исстрадалась душа ребёнка, как же измучено было тоской его маленькое сердечко! И как не хватало ему материнской заботы и любви!
      "Здравствуй, моя милая, нежная, добрая и самая дорогая мамочка, - написал сын матери. - Мамочка, тебя уже нет с нами,  но я тебя очень люблю , помню твои добрые , ласковые руки и буду помнить всю жизнь. Ты не думай, что мы тебя забыли. Мы очень часто тебя вспоминаем. У нас дома всё нормально. Любочка ходит в садик. Недавно у них был праздник, и наша Любочка там танцевала в красивом платье, которое ей подарила наша соседка тётя Надя. Наверное, она там была самая нарядная. Может быть, ты сама сверху видела : праздник проходил во дворе садика, на площадке? Папа ходит на работу. В школе у меня всё хорошо. Я стараюсь не огорчать тебя с папой. Помогаю папе убирать квартиру. Милая мамочка, а ещё я часто вспоминаю, как мы с тобой ездили к твоей маме в деревню, как ловили там рыбу и варили на берегу уху. Как же нам там тогда было весело! Бабушка говорит, что наш Боженька очень добрый, он поможет нам. Зачем же он забрал тебя у нас с Любочкой? Мы ведь ничего плохого ему не делали. Слушались тебя и папу. Я всегда помогал дома, ты сама знаешь! Когда я бабушку спросил, почему Боженька так поступил с тобой, ведь ты такая добрая? Она мне ответила, что Боженька забирает к себе лучших. Вот я теперь и думаю, что ему среди лучших хорошо, а нам всем без тебя очень плохо. Дорогая мамочка, мы все тебя очень любим и будем помнить всегда!!! До свидания, милая мамочка".
        Проверять Васину работу было очень трудно: сердце сжималось от боли, слёзы капали прямо на его работу. Я всё теперь поняла. Так вот почему он был такой расстроенный в школе накануне поминок и после них. Его сердечко терзала тоска по матери, досада на Боженьку, забравшего у них с сестрёнкой маму, на бабушку, которая приехала на годовщину смерти дочери и уверяла, что Боженька забирает к себе лучших, что не надо на него  обижаться, а надо терпеть. Вот почему он так внимательно слушал взрослых за столом. Наверное, он даже поверил, что его мама всё сверху видит и слышит. Может быть, под впечатлением услышанного он и решил написать маме письмо в иной мир, откуда не возвращаются, в надежде, что она узнает, о чём он ей написал.
        Бедный ребёнок, но как ему помочь в его самой большой детской беде? Один выход – увлечь чтением интересных книг, найти для него любимое дело, больше привлекать к общим играм и делам класса. Но и это не спасёт его от тоски по матери ещё очень долгое время, а забыть  её он не сможет никогда!!! И каждое воспоминание о ней будет приносить ему душевную боль.
        Проверив работы, никак не могла уснуть, думала о Васиной судьбе и о том, как нужно мужчинам беречь своих жён, особенно, когда есть дети. Не дай Бог, оставить женщине своих малых детей без своей любви и ласки. Уверена, что ни один бы мужчина-отец задумался  и изменил своё отношение к матери своих детей, прочитав Васино письмо. Родив ребёнка, женщина при любых обстоятельствах должна бороться за свою жизнь до последнего вздоха ради счастья маленького человека.