Иов. Подвиг веры или безумие?

Анна Арбатова
«Человек рождается на страдание, как искры,
чтобы устремляться ввысь» (Иов 5:7)

    
         Одна из самых удивительных историй, изложенных в Библии, это история об Иове, великом человеке, жившем когда-то на Востоке много веков назад.   
    
Библия. Ветхий завет. Книга Иова.
    
        Был человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив, богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения его было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и великое множество прислуги. И был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
Когда сыны Иова совершали пиры каждый в своем доме, то их отец, после завершения пиршественных дней, вставал рано утром и возносил всесожжения по числу их. Ибо говорил Иов: «Может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем».

       Иов имел по тем временам огромное состояние и был очень уважаемым человеком. Богатство давало ему огромные возможности: власть, выгодные связи, авторитет во всех слоях общества, и множество друзей.
С чего начались испытания этого богатого и уважаемого человека?

      И был день, когда пришли сыны Божьи предстать перед Господом, и между ними пришел сатана. И сказал Бог сатане: «Откуда ты пришел?». И отвечал сатана Господу: «Я ходил по земле и обошел ее». И сказал Господь сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». И отвечал сатана Господу: «Разве даром богобоязнен Иов? Не ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Но простри руку Твою, коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» 
И сказал Господь сатане: «Вот все, что у него, в руке твоей, только на него самого не простирай руки твоей».
   
      И был день, когда сыновья и дочери Иова пировали в доме первородного брата своего.
   
      И вот, приходит вестник в дом Иова и говорит: «На волов и ослиц напали Савеяне и взяли их, а отроков (пастухов) всех поразили мечом. Спасся только я один, чтобы возвестить тебе».
   
       Еще он говорил, как приходит другой и говорит Иову: «Огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их. Спасся только я один, чтобы возвестить тебе».
   
       Еще он говорил, как приходит другой и говорит: «Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием мяча. И спасся только я один, чтобы возвестить тебе».
   
       Еще он говорил, как приходит другой и говорит Иову: «Сыновья и дочери твои пировали в доме первородного брата своего. И вот большой ветер пришел из пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они все умерли. И спасся  только я один, чтобы возвестить тебе».
   
       Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно!»
 
      Что это? Слова мудреца или слова безумца? В одночасье богатый и уважаемый человек лишается всего своего имущества и своих детей. И вместо проклятия на весь этот мир и на злую судьбу, Иов произносит слова смирения и благословляет Бога.
Способны ли мы выдержать такой удар без ропота и проклятий на всех тех, кто лишает нас имущества и семьи? Уверена, что нет. Услышав такие слова, люди сочтут нас сумасшедшими. Но страдания Иова на этом не закончились.

      Был день, когда пришли сыны Божьи предстать перед Господом, и между ними пришел сатана. И сказал Бог сатане: «Откуда ты пришел?». И отвечал сатана Господу: «Я ходил по земле и обошел ее». И сказал Господь сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд он в своей непорочности. А ты возбуждал меня против него, чтобы погубить его безвинно». И отвечал сатана Господу: «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Но простри руку Твою, и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» 
    
       И сказал Господь сатане: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».
    
       И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова лютой проказою от подошвы ноги его по самое темя его. Иов сел в пепел и взял себе черепицу, чтобы скоблить себя ею.

       При слове «проказа» у многих людей возникает перед глазами образ фигуры, закутанной в балахон, скрывающий многочисленные язвы и плоть, гниющую заживо. При этом фигура непрерывно позванивает в колокольчик, оповещая всех окружающих о своем зловещем приближении. Люди боялись ее гораздо больше, чем мы сегодня боимся СПИДа или рака, а самого прокаженного считали проклятым.
    
      Против проказы были бессильны все известные средства: не помогали ни диета, ни очищение желудка, ни даже считавшийся самым действенным лекарством настой мяса гадюки. Заболевший проказой человек, считался практически обреченным. При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как если бы он был уже мертв, после чего ему давали особую одежду, а также рог, трещотку или колокольчик, чтобы он мог предупреждать здоровых людей о своем приближении.

     Больные проказой лишались всех социальных прав, включая права наследования. Лепра у одного из супругов считалась законным поводом для развода даже у католиков, церковные браки у которых вообще не расторгались. А мусульмане повторяли слова пророка Магомета: «Беги от прокаженного, как ото льва». А в Индии практиковали обычай – скармливать прокаженных львам.
    
      Прокаженному запрещалось входить в церковь или трактир, посещать рынки и ярмарки, мыться в проточной воде или пить ее, есть вместе со здоровыми людьми, прикасаться к чужим вещам или к товарам при их покупке, говорить с людьми, если ветер дует в их сторону. Если больной выполнял все эти правила, ему предоставлялась «свобода».

      Эта болезнь приносит сильные страдания заболевшему человеку. Проказа (лепроматозная) обычно сопровождается обширными поражениями кожи. Очаги поражения могут быть представлены пятнами, бляшками, узлами. Они имеют расплывчатые границы, плотный и выпуклый центр. Чаще всего страдают лицо, ушные раковины, запястья, локти, ягодицы и колени. Характерный признак — выпадение наружной трети бровей. Для поздних стадий болезни характерны «львиное лицо» (искажение черт лица и нарушение мимики из-за утолщения кожи), разрастание мочек ушей. Заложенность носа, носовые кровотечения, затруднённое дыхание. Возможна полная непроходимость носовых путей, ларингит, охриплость. Перфорация носовой перегородки и деформация хрящей приводят к западению спинки носа. Проникновение возбудителя в переднюю камеру глаза приводит к кератиту. Для поздних стадий болезни снижается чувствительность конечностей. Человек испытывает сильные боли.
       Иов невыносимо страдал, но не проклял Бога. Это вызывало недоумение у близких людей и окружающих.

       И сказала Иову жена его: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри!»
      Но он сказал ей: «Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
    
       Трое друзей, услышав о бедствии, постигшем Иова, пришли поддержать его увещеваниями и длинными размышлениями о мудрости Бога.
       Но он отвечал им: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили бы на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы».
    
       Иов в отчаянье вопиет к Богу: «Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета. Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое? Зачем Ты поставил меня противником Себе, так, что я стал самому себе в тягость?»
 
       Но не только страдания обрушились на Иова. Он говорит друзьям своим: «Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришедшие в дом мой и служанки мои считают меня чужим. Посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, а он не откликается. Устами моими я должен умолять его. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня. Поднимаюсь, а они издеваются надо мною. Гнушаются мною все те, кого я любил. Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожей около зубов моих».

       Иов в отчаянье обращается к друзьям своим: «Помилуйте меня, помилуйте друзья мои, ибо рука Божья коснулась меня».

      Иов, потеряв почти все свое состояние, лишается уважения и элементарного человеческого сочувствия даже в своем доме. Даже близкие ему люди, которых он любил, презирали его.
      Друзья сторонятся его, родственники избегают встречи, чужие люди издеваются. Все, кто раньше с почтением относился к Иову, теперь считали его великим грешником, которого наказал Бог. Ему приходилось умалять их обратить на него внимание.

       Кто из людей может вынести такое унижение? Когда ты чувствуешь себя изгоем, на которого не хотят взглянуть даже те, кого ты искренне любил и продолжаешь любить?

      Но дух Иова не был сломлен. В пепле лежало его гниющее тело, а дух Иова пророчествовал: «Я знаю, Искупитель мой жив. И он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою. И я, во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его».

      Слова безумца или великого пророка? Потеряв все, Иов говорит о том, что его глаза увидят Бога, что из праха будет восстановлена его гниющая плоть.

      Иов в отчаянье вопрошал Господа о причинах своих страданий, и Господь отвечал Иову: «Где ты был, когда Я положил основание земли? Скажи, если знаешь? Кто вложил мудрость в сердце человека, или кто дал смысл разуму? Кто был раньше Меня, чтобы Мне воздавать ему честь? Под небом все Мое…».
   
       И отвечал Иов Господу: «Знаю, что Ты можешь все, и что намерение твое не может быть остановлено. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

       И возвратил Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его. И благословил Господь последние дни Иова более, нежели прежние. И было у него семь сыновей и три дочери и великое множество скота.
   
      И умер Иов в старости, насыщенный днями.

     «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться ввысь» (Иов 5:7)

      Эти удивительные слова трудно понять, еще труднее их принять со смирением. Каждый человек желает прожить свою жизнь легко, не зная нужды, болезней и душевных страданий. Но не в радости, а именно в боли заключена движущая сила. Она заставляет нас идти вперед, думать, размышлять, переосмысливать всю свою жизнь, карабкаться вверх из последних сил. Именно страдания делают нас мудрее и сильнее. Но только в том случае, если мы принимаем их со смирением. Тогда внутренние силы человека направляются не на борьбу с «внешним врагом», а на укрепление «внутреннего человека».
    
      Но, не имея откровения, которое дано было Иову свыше, он не смог бы перенести эти страдания. Его слова: «А я знаю, Искупитель мой жив. И он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою. И я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его» - не просто бред безумного человека. Иов ЗНАЛ то, что говорил.
       Это Знание и есть Откровение, которое дается Богом. Оно входит в сердце человека как тихий ветер, и мягкий голос говорит о том, что этот великий «Разум», имя которому Бог, существует. Он управляет вселенной, и этот мир находится в Его руках.

       Но одного откровения для преодоления таких немыслимых страданий мало. Кого человек не может предать, даже испытывая страшные муки? Того, кого он искренне любит. Предать - значит отвернуться, отступиться, отвергнуть.
       Иов не мог предать Бога потому, что любил Его. Эта любовь не та, которая возникает между мужчиной и женщиной, и не та, которую испытывает мать к своему ребенку, и не любовь друзей друг к другу. Это высшая форма любви. Она имеет свойство высочайшего восхищения, поклонения, почтения и благодарности к Создателю.
      
       В греческом языке, словарный запас которого исключительно богат, есть различное описание существующих форм любви. Однако, есть одно слово для описания любви Божественного происхождения и природы. Это слово "Агапе", обозначающую любовь, которая существует между Ипостасиями Троицы - Отцом, Сыном и Духом. Это любовь, о которой говорится в послании Римлянам гл.5: "Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам".
     Эта любовь имеет высочайшее качество и ценнее всего, что есть на земле.
1-е Коринфянам, глава 13:1-8.
    "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
     Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я - ничто.
     И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы.
     Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
               
             Любовь никогда не перестает..."