Часовня Святого Апостола Варфоломея в Баку.
Традиционно, 24 июня в 7 часов утра у подножия Девичьей башни ,проходят торжества по празднованию дня памяти Апостола Варфоломея-покровителя Бакинско–Прикаспийской Епархии Русской Православной церкви. Его Преосвященство Архиепископ Владыко Александр вместе с духовенством и в сопровождении церковного хора совершает молебен с акафистным пением во имя Св. Варфоломея.
Согласно преданию, на этом месте, на ступенях языческого капища Арта (священного огня), претерпел мученическую смерть в 71 году по Р.Х. Св. Варфоломей. Являясь одним из 12 учеников Иисуса Христа, Св. Апостол Варфоломей проповедовал христианство. Он пронес свое слово Благовестия по Малой Азии , через Индию , Кавказскую Албанию( нынешний Азербайджан) и пришел на берег моря Хвалынского (Каспийского) в город Альбанополе- Альбане(т.е в Баку).
Как повествует жизнеописание Апостола Варфоломея , «идольские жрецы вознегодовали на него, печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало и их капища приходили в запустение». Они решили наказать и распяли его на кресте головой вниз. Но Ап. Варфоломей продолжал проповедовать. Тогда с него содрали кожу и, еще дышащего, обезглавили. Бывшие при кончине Апостола верующие, сняли с креста его тело, сложили вместе с главой и кожей в оловянную раку и предали погребению в этом городе. Затем, мощи Варфоломея были несколько раз перезахоронены и в конце Х века, по желанию германского императора Оттона 111, перенесены в храм на остров Тиберия в Риме, где находятся по сей день.
В 1815 году на фундаменте языческого храма по приказу генерала Ртищева и на пожертвования русских жителей была построена деревянная военная Русская грекоправославная церковь Святого Николая Мирликийского. Над главной алтарной половиной церкви находился купол с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви возвышался каменный купол с металлическим крестом. К церкви была пристроена деревянная колокольня на каменных столбах. В ней служили три священника и три церковных служителя.
Протоиерей Александр Иванович Юницкий в своей книге «История церквей и приходов Бакинской губернии» вспоминает: »Тогда армян в Баку почти не жило, хозяйничали одни русские и мусульмане. Те и другие жили между собой ладно. Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд, предаваясь воле Божьей, проживал смирно и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг». Каждый воскресный день и каждый праздник глава семьи вместе с домочадцами и челядью отправлялись в эту единственную церковь.
Церковь была небольшой и маловместимой , поэтому в январе 1831 года было подано прошение о постройке нового каменного православного храма во имя Св. Николая Чудотворца. 18 марта 1850 года в крепости, при Шемахинских воротах, около гаупвахты, была проведена торжественная закладка храма по проекту тифлисского архитектора Белова. 4 мая 1857 года Экзарх Грузии ,Высокопреосвященство Митрополит Исидор совершил его освящение. Тогда же был возбужден вопрос о том, чтобы старую православную церковь в крепости обратить в военную католическую церковь или мечеть, но Митрополит Исидор 4 июня 1858 года не дал на это согласия. В Баку на то время было 27 мечетей, но моления проводились только в трех. Остальные пустовали.
Митрополит позволил разобрать ее и на этом месте устроить лавки в пользу православной церкви. Надо отметить, что наличие лавок при духовенстве разных вероисповеданий было нормальным явлением. Так легенда гласит, что в 1620 году Шах-Аббас в Гяндже построил Джума- мечеть и соорудил армянскую церковь, а в Тифлисе- мечеть для магометан и церковь для христиан. Они были построены друг против друга, а для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок. Над мечетью Шах сделал надпись:»Прошу тех царей - магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви». Над церковью же он сделал надпись:» Прошу царей- христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети». После освобождения Тифлиса от власти Персии, церковь богатела, а мечеть беднела, т.к. армяне отняли у нее принадлежавшие ей лавки. Когда Петр Великий был в Тифлисе и узнал историю этой мечети, он немедленно возвратил данные ей лавки, а право заведовать ими передал тогдашнему муштеиду. С тех пор, благодаря справедливой царской милости, мечеть ни в чем не нуждалась.
Православная церковь возле Девичьей башни простояла по ветхости запертой до 1869 года, пришла в полную негодность и только в 1870 году была закрыта. В 1891 году с благословения Экзарха Грузии Архиепископа Палладия, там решено было построить каменную часовню во имя Первомученика за веру Христову Ап. Варфоломея. Работу поручили немцу православного исповедания Ивану Васильевичу( Иоанну Вильгельмовичу) Эделю .
7 февраля 1892 года начали ломать старую церковь, где к этому времени образовались т. н. »темные ряды»- крытый ряд лавок и мастерских. Во время работ там нашли старые монеты и 2 деревянных, хорошо сохранившихся гроба.
14 сентября 1892 года в день праздника Воздвижения Креста Господнего прошло освящение часовни Св. Варфоломея. Утром в Николаевском соборе была отслужена литургия, на которой присутствовал Бакинский губернатор, православный немец Владимир Петрович Рогге с семьей и масса молящихся. По окончанию проповеди протоиерея Александра Юницкого о Кресте, церковная процессия с флагами совершила крестный ход из Николаевского собора к вновь построенной часовне за Девичьей башней. Часовня представляла собой маленькую церковь в русском стиле , на куполе которой был водружен зеркальный крест. В церкви был установлен образ Первомученника и другие иконы. Там было проведено молебствие с водоосвящением здания часовни и провозглашением многолетия Государю Императору, Его Августейшему семейству, а также строителю часовни И.В. Эделю и всем жертвователям. Часовня была построена на соборные средства и частные пожертвования и обошлась в 1500 рублей. Она не имела ограды, на которую просто не хватило денег. По окончанию торжества стали поступать пожертвования в особую кружку. Затем был совершен обратный крестных ход в Николаевский Собор. Протоирей Юницкий написал об этом брошюру » Св. Апостол Варфоломей –первый мученик за веру христиан».
4 марта 1926 года часовня Св. Варфоломея на б.Минаретской улице была бесплатно сдана Православному религиозному обществу. В 1930 году она пустовала, о чем сообщала газета » Вышка» за 1 января 1930 года. На 19 апреля 1930 года помещение часовни не было муниципализировано. В пятидесятых годах прошлого столетия здание с памятной доской было разрушено . В девяностых годах верующие начали проводить богослужения на месте разрушенной часовни, но были наказаны. И только благодаря Президенту Азербайджана Г.Алиеву в 1995 году были разрешены эти публичные богослужения. В 2003 году Константинопольский Патриарх Варфоломей 1 привез в дар христианам Азербайджана ковчег с драгоценной частицей святых мощей Апостола Варфоломея, который помещен в Храм Свв.Жен Мироносиц. Православные Азербайджана не оставляют надежду на то, что эта часовня будет восстановлена.
Медиафорум, 24 июня 2007 г.