Т. Гумбатова. Часовня Святого Апостола Варфоломея

Тамара Гумбатова 2
 Часовня  Святого Апостола Варфоломея  в  Баку.
Традиционно,   24 июня  в  7 часов утра у подножия Девичьей башни ,проходят торжества по празднованию дня памяти Апостола Варфоломея-покровителя  Бакинско–Прикаспийской Епархии Русской Православной церкви. Его Преосвященство Архиепископ Владыко Александр вместе с духовенством и  в сопровождении  церковного хора  совершает  молебен с акафистным пением во имя Св. Варфоломея. 

  Согласно преданию,  на  этом месте, на ступенях языческого капища Арта (священного огня), претерпел мученическую смерть в 71 году по Р.Х. Св. Варфоломей. Являясь одним  из  12 учеников Иисуса Христа, Св. Апостол Варфоломей проповедовал христианство. Он пронес свое слово Благовестия по Малой Азии , через Индию , Кавказскую Албанию( нынешний Азербайджан)  и пришел на берег моря Хвалынского (Каспийского)  в город Альбанополе- Альбане(т.е в Баку).
        Как повествует жизнеописание  Апостола Варфоломея , «идольские жрецы вознегодовали на  него, печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало и их капища приходили в запустение». Они решили наказать и распяли его на кресте головой вниз. Но Ап. Варфоломей продолжал проповедовать. Тогда с него содрали кожу и, еще дышащего, обезглавили. Бывшие при кончине Апостола верующие, сняли с креста его тело, сложили вместе с  главой и кожей в оловянную раку и предали погребению в этом городе. Затем, мощи Варфоломея были несколько раз перезахоронены  и  в конце Х века,  по желанию германского императора Оттона 111, перенесены в храм на остров Тиберия в Риме, где   находятся  по  сей день.
           В  1815 году на фундаменте языческого храма  по приказу генерала Ртищева  и на пожертвования русских жителей была построена деревянная военная Русская грекоправославная церковь Святого Николая  Мирликийского. Над главной алтарной половиной церкви находился купол с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви возвышался каменный купол с металлическим крестом. К церкви была пристроена деревянная колокольня на каменных столбах. В ней служили  три священника и три  церковных служителя.
        Протоиерей Александр Иванович  Юницкий  в своей книге «История церквей и приходов Бакинской губернии» вспоминает: »Тогда армян в Баку почти не жило,  хозяйничали одни русские и мусульмане. Те и другие жили между собой ладно. Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд, предаваясь воле Божьей, проживал смирно  и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг». Каждый  воскресный день и каждый праздник глава семьи вместе с домочадцами и челядью отправлялись в  эту  единственную церковь.
Церковь была небольшой и маловместимой , поэтому в январе 1831 года было подано прошение о постройке нового каменного  православного храма во имя Св. Николая Чудотворца.  18 марта 1850 года  в крепости, при Шемахинских воротах, около гаупвахты, была проведена  торжественная закладка храма по проекту  тифлисского архитектора Белова. 4 мая 1857 года Экзарх Грузии ,Высокопреосвященство  Митрополит  Исидор совершил его освящение. Тогда же был  возбужден вопрос о том, чтобы старую православную церковь  в крепости  обратить в военную католическую церковь или мечеть, но  Митрополит Исидор  4 июня 1858 года не дал на это  согласия. В Баку  на то время  было 27 мечетей, но моления проводились только в трех. Остальные пустовали.
Митрополит  позволил разобрать ее и на этом  месте устроить  лавки в пользу православной церкви.  Надо отметить, что наличие лавок  при  духовенстве разных вероисповеданий  было нормальным явлением. Так легенда  гласит, что в 1620 году Шах-Аббас в Гяндже построил  Джума- мечеть и соорудил  армянскую церковь, а в Тифлисе- мечеть для магометан и церковь для христиан. Они были построены друг против друга, а для материального обеспечения этих храмов он  приписал к ним по сорок лавок. Над мечетью Шах сделал надпись:»Прошу тех царей - магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви». Над церковью же он сделал надпись:» Прошу царей- христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети». После освобождения Тифлиса от власти Персии, церковь богатела, а мечеть беднела, т.к. армяне отняли у нее принадлежавшие ей лавки. Когда Петр Великий был в Тифлисе и узнал историю этой мечети, он немедленно возвратил данные ей лавки, а  право заведовать ими  передал тогдашнему  муштеиду. С тех пор, благодаря справедливой царской милости, мечеть ни в чем не нуждалась.
     Православная   церковь  возле Девичьей башни простояла по ветхости  запертой до 1869 года, пришла в полную негодность и только в 1870 году  была закрыта.  В 1891 году   с благословения Экзарха Грузии Архиепископа Палладия, там решено было построить каменную  часовню  во имя Первомученика за веру Христову Ап. Варфоломея. Работу поручили немцу православного исповедания Ивану Васильевичу( Иоанну  Вильгельмовичу) Эделю .
      7 февраля 1892 года начали  ломать  старую церковь, где  к этому времени образовались т. н.  »темные ряды»- крытый ряд лавок и мастерских. Во  время работ  там нашли старые монеты и 2 деревянных, хорошо сохранившихся гроба.
14  сентября 1892 года  в день праздника Воздвижения Креста Господнего прошло  освящение   часовни Св. Варфоломея. Утром в Николаевском соборе была отслужена литургия, на которой присутствовал Бакинский губернатор, православный немец Владимир Петрович Рогге с семьей   и  масса молящихся.  По окончанию проповеди протоиерея Александра Юницкого о Кресте, церковная процессия  с флагами совершила крестный ход из   Николаевского    собора  к вновь построенной часовне за Девичьей башней. Часовня представляла  собой маленькую церковь  в русском стиле , на куполе которой  был водружен зеркальный крест. В церкви был установлен образ Первомученника и другие иконы. Там было проведено молебствие с водоосвящением здания часовни и провозглашением многолетия Государю Императору, Его Августейшему семейству, а  также строителю часовни И.В. Эделю и всем жертвователям. Часовня была построена  на соборные средства и частные пожертвования и обошлась в 1500 рублей. Она не имела ограды, на которую просто не хватило денег. По окончанию торжества стали поступать пожертвования в особую кружку. Затем был совершен обратный крестных ход  в Николаевский  Собор. Протоирей  Юницкий написал об этом  брошюру » Св. Апостол Варфоломей –первый мученик за веру христиан».
4 марта 1926 года часовня Св. Варфоломея  на  б.Минаретской  улице была бесплатно сдана Православному религиозному обществу. В 1930 году  она пустовала,  о чем сообщала газета » Вышка» за 1 января 1930 года. На 19 апреля 1930 года  помещение часовни не было муниципализировано.   В пятидесятых годах прошлого столетия здание  с памятной доской  было разрушено . В девяностых годах верующие начали проводить богослужения на месте разрушенной часовни, но были наказаны. И только благодаря   Президенту Азербайджана Г.Алиеву в 1995 году  были разрешены эти публичные богослужения.  В 2003 году Константинопольский Патриарх Варфоломей 1 привез в дар христианам Азербайджана ковчег с драгоценной частицей святых мощей Апостола Варфоломея, который помещен  в Храм Свв.Жен Мироносиц. Православные  Азербайджана   не оставляют надежду на то, что эта часовня будет восстановлена.
  Медиафорум, 24 июня 2007 г.