Поэзия родня шизофрении. поэт валентин соколов-зек

Владимир Бутков
                ПОЭЗИЯ – РОДНЯ ШИЗОФРЕНИИ.
           О Валентине Соколове-ЗеКа и его стихах.


     Поэзия – родня шизофрении?..  Но до такой ли степени родня,  чтоб за стихи, пусть даже и лихии,  держать поэта строго взаперти  –  лет тридцать – из пятидесяти жизни?..  Быть может, есть в ней истинная сила,  способная весь мир перевернуть,  что Силе Власти кажется опасной? А как ей быть с ритмическою прозой?

     А, может быть, у Власти с чердаком  не всё в порядке? – протекает крыша,  прогнили безнадёжно потолки и поздновато укреплять стропила.  А про фундамент – промолчим (из глины утопий был он слеплен впопыхах, а гель идей «от Гегеля» бессилен иллюзий грязь в бетон преобразить). И ей несносны все, кто знает это…

     Когда на чаше трепетных весов лежит марксизм тяжёлым кирпичищем, а на другой – насмешливые строчки поэта – несмышлёныша в науках, нам остаётся угадать с трёх раз – кто прав? кто виноват? и что же делать? Чтоб выбраться из этой оперетты, пожалуй, мало навсегда погибнуть. Желательно желанья пережить!

     Он гибель этой предрекал стране, родной стране – Великой и Ужасной, как всё, что ей приспичило родить. Что в ближний космос вышла погулять: но не луну, а землю попугать. И победила мерзостного зверя, в боях двенадцать армий потеряв… Что миллионы в лагерную пыль всегда была готова обратить. Чтоб только правды о себе не ведать…

      А этот … нострадамус ли, поэт, или, вернее будет, настрадалис – он выстрадал пророчества свои, что так нелепо в нашу жизнь сложились. Кто виноват нам в том, что не ужились мы с целым миром: он не в ногу шёл к своим не столь амбициозным целям. Умён русак, да этот мир – дурак… И он, и мы, пожалуй, безнадёжны…


                *   *   *
     24-го августа 2007-го года исполнилось 80 лет со дня рождения Валентина Петровича Соколова, поэта, известного как Валентин З/К. У его скромной могилы на окраине новошахтинского кладбища люди читали его стихи. Те самые стихи, за которые его держали в тюрьмах и психушках более 30 лет. Кажется, для поэтов – это абсолютный мировой рекорд. Умер он в 55 лет от разрыва сердца 7-го ноября 1982 года в психушке города Новошахтинска. Сюда он был переведён двумя месяцами ранее (со странным диагнозом «вялотекущая шизофрения с антисоветским галлюцинированием») из печально известной спецпсихбольницы в городе Черняховске Калининградской области. Возможно, самого страшного места на этой земле.

   Приведённая выше информация взята мной в основном из статьи Татьяны Семёновой о Валентине Соколове,  опубликованной в «Газете Дона» №37(456) за 11.9.2007 («Я виноват был в очень странном смысле»).   

   Вот ещё некоторые данные из этой же статьи.

   В. П. Соколов родился 24 августа 1927 года в городе Лихославле Тверской области в семье служащих. Литературу ему преподавала Нина Иосифовна Панэ – внучатая племянница  Пушкина. Стихи писал с юности, антисоветские мотивы присутствовали в них всегда.

   Впервые осуждён сразу после войны (ему не было и 20-ти)  - 10 лет по 58-й статье (за стихи и отказ участвовать в выборах). В лагерях много писал, стихи расходились за подписью «Валентин З/К». Был известен как «лучший поэт Гулага».

   Из случайно сохранившихся стихов через 12 лет после смерти была собрана книжка В. Соколова «Глоток озона» (издательство «Лира», 1994).   Ниже приводим стихотворные цитаты из этой же статьи о Валентине Соколове:


О ВЛАСТИ

Я виноват был в очень странном смысле:
В тюрьму попал за пару дерзких слов.
За пару дерзких откровенных мыслей,
За лозунг против правящих ослов.


О дедушке ЛЕНИНЕ

В обкомах – шорохи бумаг.
А над столами – мёртвый Ленин.
А над страною красный флаг
Уже в падении накренен…


МАЯКОВСКОМУ

Думали Вы, что Вы солнце экватора?
Милый, куда эта гордая поза…
Вы дорогой мой, в петлице диктатора
Ныне совсем облетевшая роза.


ЛЮБИМОЙ

Тих и я, и вы негромки…
Там у дня на жёлтой кромке
Вы сидите, ноги свесив с высоты в цветущий сад.
Вы слыхали, как цветы ночью говорят?


О ЧЕРНЯХОВСКОМ ДУРДОМЕ

От его леченья
Сердце стынет льдом.
Хуже заточенья
Черняховский дом…


О СВОЕЙ ЖИЗНИ

Они меня так травили,
Как травят больного пса…
Косые взгляды, как вилы,
Глаза, как два колеса.
А мне только девочку жалко:
Осталась среди собак.
Смотрит светло и жарко 
Во мрак…

О какой девочке идёт речь? Может о приёмной дочери? Той, что, будучи вызванной в суд, по-детски взволнованно сказала:
«Он даже про дедушку Ленина плохое писал…»



P.S. Так написал я о Валентине Зека в преддверии его 85-летия. Перебрал старые архивы нашёл статью Т. Семёновой… А вчера на ПрозеРу, бегло просматривая новое, буквально наталкиваюсь на книгу: Александр Шатравка «Побег из Рая».
И первое, что я вижу, открыв книгу, два эпиграфа к ней - Генсека и Зека. Причём, не просто зекА, а того самого Валентина Соколова-Зека, о котором я только что думал, вспоминал, писал. Привожу ниже эпиграфы к «Побегу из Рая» и ссылки на соответствующие страницы.


                «Не любить социализм могут только сумасшедшие»
                Никита Сергеевич Хрущев,
                Генеральный секретарь КПСС

                Народ устал. Народ зачах
                Он не утешен сладким словом
                В демагогических речах
                Чугуннолобого Хрущева.
                Валентин З/ка (Соколов)


Даю три ссылки:

1.На страницу Александр Шатравка на ПрозеРу
http://www.proza.ru/avtor/maine1

2.Книга А. Шатравка «ПОБЕГ из РАЯ» на другом сайте

3. Глава 82 «Последнее лето», где тепло, проникновенно и очень объёмно рассказано о Валентине Соколове и его стихах.
http://www.proza.ru/2012/07/15/85