Лобиту - поход за мазутом

Анатолий Акулов
Январь 1963 года.
Юго-западная Атлантика, прибрежная территория государства Намибия.
У берегов Намибии часто бывали кораблекрушения, что получало отражение в местных топографических картах. Особенно дурную славу имеет участок к северу от мыса Кросс, названный Берегом Скелетов. Здесь на рифах сохранились обломки затонувших кораблей и выбеленные человеческие скелеты.
Вдоль побережья вытянулась пустыня Намиб, достигающая в ширину от 50 до 130 км и занимающая 20% территории страны.
Ветер перемещает прибрежные пески с юга на север и образует бело-жёлтые дюны высотой до 40 метров.
За прибрежными дюнами простирается цепь длинных узких лагун.
Здесь встречаются также солончаковые впадины округлой или овальной формы.
С удалением от берега окраска дюн постепенно переходит в красную из-за увеличения содержания оксидов железа.
Эта особенность является хорошим ориентиром для лётчиков. Дюны во внутренних районах  пустыни Намиб поднимаются до 300 метров и являются самыми высокими в мире.
У Намибии очень богатая морская фауна в прибрежном шельфе, и здесь промышляет наш рыболовный флот - БМРТ, РТМ типа Тропик, производственные рефрижераторы и плавбазы, которые вылавливают и перерабатывают здесь всё подряд, всё, что в море плавает и ползает.
За промысловыми судами тучами летают бакланы, которые подбирают всё, что смывается с промысловых палуб рыболовных судов за борт, парят мукомольные установки, которые перемалывают рыбу на муку и давят рыбий жир.
Рыбу вылавливали  в таких количествах, что не могли  всё это переработать и часто излишки рыбы просто смывали за борт.
Конечно, не все капитаны так поступали, но большинство не задумывались об этом, выполняя рейсовый план любой ценой.
Наш БМРТ «Антон Таммсаре» выглядит красавцем среди облезлых, обшарпанных рыболовных траулеров, так как для нас это первый рейс после постройки судна на судоверфи Николаева и второй БМРТ среди больших траулеров, которые стала закупать Эстонская рыбопромысловая база.
Изредка проходят с тралами испанские и японские траулеры, но они выглядят как игрушечные, по сравнению с советскими  рыболовными монстрами.
За промысловыми судами тучами летают бакланы, которые подбирают всё, что смывается с промысловых палуб рыболовных судов за борт, парят мукомольные установки, которые перемалывают рыбу на муку и давят рыбий жир.
Рыбу вылавливали  в таких количествах, что не могли  всё это переработать и часто излишки рыбы просто смывали за борт.
Капитан нашего траулера - Белогорцев Георгий Сергеевич, 30-ти лет, молодой, очень грамотный, энергичный, весёлый и удачливый. Команда его уважала, а он подобрал себе прекрасных траловых мастеров, и наш траулер всегда был с рыбой.
Но случилась незадача - на судне закончился мазут, остался аварийный запас, где-то около 5 тонн. К сведению: на траулере было 2 паровых котла, которые производили пар для подогрева жидкостей в ёмкостях, цистернах вспомогательных механизмов, отопления, кипятильников камбуза и потребления  мукомольными агрегатами.
Так вот с мазутом видно не рассчитали механики своих возможностей или не пришёл танкер, но мы оказались вот в таком состоянии, и не могли дальше полноценно работать. План был спущен на количество добытой рыбы, замороженной и переработанной на муку, а если в течение нескольких дней не выполнишь планируемых цифр по добыче рыбы, то нагнать, потом будет сложно!
Вот и решил наш капитан пойти в ангольский порт Лобиту за мазутом.               
Странное и неожиданное для того времени решение, так как у СССР не было  тогда с  Португалией   дипломатических отношений, там правил «кровавый режим» Салазара, а Ангола была колонией Португалии.
Но капитан принял это рискованное решение, и мы направились в ангольский порт Лобиту. С кем он согласовывал это решение, мы не знали, да и неинтересно нам тогда это было, простым  матросам и котельным машинистам (имею в виду себя!).
Видимо все эти действия ему просто так не сошли с рук, (так как его потом некоторое время продержали в береговом резерве), а при возвращении в порт Таллинн, после окончания промысла, произошло столкновение  БМРТ-355 с иностранным судном.
Но об этом я расскажу в другом рассказе.
Итак, перед заходом в порт, взяли лоцмана, и вот она - бухта порта Лобиту, огромная водная акватория, расположенная дугой. На берегу красивейшие тропические коттеджи, буйная растительность, пальмы, цветы, и мы вдыхаем воздух этой бухты…
Воздух  напоен  каким-то особым тропическим ароматом, пьянит голову  и вызывает незнакомые нам чувства неведомого, необычного…
На причале, куда мы стали швартоваться, собралось много народа, в основном белые, мужчины и женщины и небольшие группки чёрных, портовых матросов.
И вдруг мы услышали, что среди встречавших на берегу людей, раздаются возгласы на русском языке: «Привет Россия, привет русским морякам, добро пожаловать!».
У многих из них в руках были цветы, корзинки с фруктами, какими-то бутылками, сигаретами.
Мы были очень удивлены этим обстоятельством, и уже начались переговоры через борт - кто такие, как сюда попали и т.д. Среди нас по палубе ходил злой и взъерошенный 1-й помощник капитана («комиссар») и шипел, чтобы мы прекратили общаться и разговаривать с береговыми. Но его никто не слушал и общение продолжалось!
Узнали, что среди встречавших на берегу людей были и бывшие белогвардейцы, и искатели приключений, уехавшие из России. Но все они каким-то образом попали в Португалию, а потом переехали сюда, обзавелись здесь семьями.
Дело в том, что местные русские узнали, что в порт приходит русское судно, а сюда уже более 100 лет или больше, никогда не заходил русский корабль, к тому же ещё и настоящий  советский рыболовный траулер!
Это для них была большая и радостная новость, которая облетела всех русских, живущих здесь, и собрала их здесь вместе, на этом причале.
Для нас, молодых, живших тогда в атмосфере изоляции и полнейшего отсутствия информации, все эти новости были очень странными, но и очень интересными!   
Спустили трап и по нему на борт поднялись таможенные власти, пограничники, ещё какие-то чины в мундирах и их было так много, человек 50 или больше, что для такого судна, как БМРТ было довольно много, но нас это мало волновало.
У нас были свои интересы по общению с берегом и находящимися там людьми.
На борт полетели пачки сигарет и на причале начали теснить встречающих местные полицейские,  крики русских смешались с португальскими, вообще поднялся на берегу шум и гвалт. Все официальные и военные лица заполнили рулевую рубку, каюту капитана и часть находилась на шлюпочной палубе. Лица у многих были нормальные, даже доброжелательные, но несколько удивлённые, что видят так близко этих советских моряков. Да и мы были тогда тоже примерно в таком же состоянии.
Через некоторое время узнаём, что дана команда готовить к запуску Главный двигатель.
Потом на бак и корму быстро прошли боцман и тралмастера с матросами - раздалась команда «Руби швартовы» и моряки топорами стали обрубать швартовые концы!
Что тут началось! Весь портовый «официоз» рванул на трап и сломя голову посыпался с трапа на причал, а уже в машине запустили Главный двигатель и траулер стал потихоньку отходить от причала.
Последний официальный чин спрыгнул на берег, дали полный ход, над трубой повалили клубы чёрного дыма и корабль, набирая ход, стал отваливать от причала, заметно увеличивая расстояние до берега!
С причала неслись крики: «Русские, мы Вас любим, мы Вас всегда будем помнить, будьте счастливы, успешного Вам рейса!».
Мы всё это слушали со слезами на глазах, тоже что-то кричали в ответ и дружно махали руками на прощанье своим соотечественникам, которые казались нам теперь такими родными и близкими.
Прощай, Лобиту, прощайте русские люди. Пусть и у Вас всегда будет счастье и удача!
Берега бухты уменьшались в размере, тёплый береговой ароматный воздух сменился на свежий, морской ветерок!
Будем искать счастья у других бортов!
 P.S.
Мы все активно обсуждали тему о посещении порта Лобиту. Так как многие из нас были даже не младшими командирами, а рядовыми членами команды, то и всех подробностей мы не могли знать, но по отдельным отрывкам разговоров среди нас бытовало мнение, что капитан испугался ареста судна, воспользовался нерасторопностью властей, возникшей при этом суматохой, обрубил концы и увёл корабль из порта.
Мы «перетёрли» эти слухи и по-своему одобрили решение нашего рискового капитана.